Новости
24K

Банк России утвердил новые правила обязательного автострахования

30
Банк России утвердил новые правила обязательного автострахования
Аватар автора

Дмитрий Сергеев

разобрался с новыми правилами ОСАГО

Страница автора

Банк России утвердил новые правила ОСАГО. Они вступят в силу 1 октября 2024 года  .

Главные изменения в правилах ОСАГО касаются порядка обмена электронными документами страховых компаний, водителей и потерпевших в ДТП. Основные принципы, условия страхования, порядок выплат и лимиты по возмещению ущерба останутся прежними — в Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об ОСАГО» поправки не вносили.

Банк России изменил также требования к использованию электронных документов — это позволит потерпевшим получать страховые выплаты без заполнения многочисленных бумажных бланков.

Что изменится для водителей

Из правил убрали упоминание об обязанности предъявлять полис ОСАГО при регистрации автомобиля. Это техническая поправка: правила заранее привели в соответствие ФЗ от 08.07.2024 № 174-ФЗ, который вступит в силу с 1 марта 2025 года. До этой даты владелец все еще обязан предъявлять полис при регистрации машины. Ездить без полиса ОСАГО, как и раньше, будет нельзя.

В QR-коде полиса будет ссылка на запись в АИС страхования  . Оператор этой системы — дочерняя компания Банка России  . Пока QR-код ведет на запись в АИС РСА  .

Сами данные в записи останутся прежними — страховщик, номер и дата выдачи полиса, даты начала и окончания периодов использования машины, срок действия договора ОСАГО, марка, модель, VIN и госномер автомобиля.

Если стоимость полиса выросла после вписывания туда нового водителя, уплатить разницу можно в течение 5 дней. Если не заплатить, страховая досрочно прекратит договор. Сейчас вписать нового водителя можно только после доплаты.

Все документы с 1 января 2025 года потерпевший может предоставлять в электронном виде — через официальный сайт страховой компании или ее мобильное приложение. Раньше для этого использовали госуслуги или сайты финансовых платформ  , и сделать это мог только страхователь. Проверять подлинность сканов или фотографий бумажных документов страховая компания будет сама, направляя запросы в государственные органы.

Направление на экспертизу, на ремонт или отказ в выплате по полису ОСАГО после 1 января 2025 года могут быть электронными — если потерпевший предпочтет такой вариант.

Что нужно делать водителям

Ничего. Все полисы ОСАГО, выданные до 1 октября 2024 года, будут действовать до окончания срока договора. Заменять их не нужно.

Базовые тарифы ОСАГО тоже не меняли. О том, как их рассчитывают, мы рассказывали в отдельной статье.

В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil

Дмитрий СергеевЧто бы вы хотели изменить в обязательном автостраховании?
  • Елена МойжесМошенические схемы страховых компаний на честные! А так же чтобы регулятором выступало государство а не частные толстосумы- мошенники, в противном случае страховка не должна быть обязательной , так как она не покрывает расходы и вся эта схема , по которой живут САО сплошной обман!0
  • user3181899Нужно давно увеличивать лимит выплат, хотябы до 1 миллиона рублей11
  • AlexanderСейчас по номеру полиса ( https://dkbm-web.autoins.ru/dkbm-web-1.0/policyInfo.htm ) можно узнать замаскированное фио собственника с датой рождения + госномер Зачем так сделали и почему не защитили эту информацию от автоматизированного сканирования по номерам полисов "подряд" -- загадка. Хотя просто пара номер полиса+госномер уже бы сделала такой массовый слив ПД из БД РСА сильно более сложным. Население Москвы 15млн человек, фильтр по дате рождения сокращает эту выборку в 15000 раз (41 год * 365 дней), остаётся 1000 вариантов, первая буква имени в 30 раз, фамили ещё в 30. В среднем уже тут остаётся 1 человек, отчество либо контрольное либо ещё в тридцать раз. Оригинальный список большинства граждан с ФИО с телефонами это см иные слитые базы. Создатели такого решета уже сто раз должны были быть представлены в дарктенте к местным даркнетовским наградам, за особый вклад в деанон водителей. Хотел бы, чтобы было не такое решето.5
  • Дмитрий СергеевAlexander, номер полиса указан на бланке полиса. Вместе с фамилией, именем, отчеством, номером водительского удостоверения и даже водительским стажем. Не совсем понимаю, зачем такие сложные схемы с выборками из 15 миллионов человек.0
  • AlexanderУказан, но только если он у вас есть и вы его держите в руках. Я утверждаю что интерфейс получения по номерам полисов (которые ни разу не секретные и идут подряд) пары [Госномер, первые буквы ФИО + даты рождения] даёт возможность сформировать почти полную БД автовладельцев по формально открытым данным. И я уверен, что все кому это было нужно для злобных злодеяний, уже это давно сделали.0
  • AlexВвести штраф за отсутствие Осаго более,чем восемьсот рублей,т.к большой процент образования по дтп потерпевших не имеет полис Осаго и обращается в компанию виновника,почему для одних людей обязательно автострахование,а другие на авось14
  • МилаКакие милые котики на обложке!3
  • ЙцукенбергAlex, например в размере двукратной стоимости ОСАГО для автомобиля, на котором ездит нарушитель2
  • ЙцукенбергЯ хотел бы, чтобы страховали ответственность человека без привязки к машине8
  • AlexanderAlex, живу в Польше. Тут очень хорошо решили данную проблему. Страховка должна быть всегда, даже если "мамой клянусь машина только на паркинге стоит". Страховая посылает данные в дорожную полицию, если просрочишь покупку нового полиса до 3х дней — 1720 злотых, до 14 дней — 4300 злотых, дальше — 8600 злотых. С такими условиями все ездят со страховкой8
  • Егор ПанчикAlex, Согласен, меня всегда удивлял такой мизерный штраф за отсутствие реально супер важной вещи как страховка. За тонировку вроде и то штраф больше...6
  • СветланаПредлагаю отменить то, что наши депутаты ввели совсем недавно: теперь для постановки автомобиля на учёт в ГИБДД не требуется наличие полиса ОСАГО. Для чего и для кого это сделали? Какое же это "обязательное" страхование, если и раньше ГИБДД за отсутствие страховки фактически не наказывала (800 рублей это смешно), а теперь и вовсе не будет интересоваться ее наличием?1
  • Дмитрий СергеевСветлана, наличием полиса по прежнему будут интересоваться сотрудники ГИБДД на дорогах. А в перспективе за отсутствие полиса будут штрафовать в автоматическом режиме.1
  • СветланаДмитрий, сотрудников ГИБДД на дорогах всё меньше. И если не нарушать ПДД прямо перед ними, то можно годами безнаказанно ездить без страховки. Поэтому остаётся только ждать осуществления описанной Вами перспективы автоматического контроля. Скорее бы...1
  • Жукuser3181899, дааа, но тогда и страховка будет в 2.5 раза выше, а у людей денЯг нет, это создаст ненужные власти сейчас недовольства в народе, поэтому пока так0
  • УмникAlexander, Согласен, но там страховые так же несут ответственность и выплаты, по сравнению с нашими0
  • УмникГосдума давно превратилась в бешенный принтер... законы кроят постоянно.. закон еще не высох, не обкатали, на тебе поправки.. потом на каждую поправку еще поправка. А по осаго ряд автовладельцев не страхуются, потому что страхование превратилось в поборы. И страховые выплаты получить, тот еще гемор...0
  • AlexanderУмник, в Польше ещё не было случаев, когда потребовалась бы страховка. В России попадал в ДТП, всё починил у дилера по КАСКО (виновник - другой человек, я вообще припаркованный сидел в машине) и по ОСАГО получил выплату УТС. Никаких проблем не возникло0
  • Сергей МихайловAlex, просто осаго должно покрывать такой убыток, если виновник без осаго1
  • Сергей МихайловВо многих странах, есть счет, в нашем случае, в банке РФ оформляешь счет на 400.000₽ под ежедневный процент, без возможности снятия. И выдается под него годовой полис осаго на авто. И вот, она страховка. Причем, каждый год, если нет аварий, люди увеличивают свои сбережения и пользуются процентами. Не благодарите, за идею, это просто мировая практика.0
  • Сергей МихайловИ разве есть разница в том, что какой водитель, без стажа, или без ограничений, в полисе, если не будет аварий в течение года действия этого полиса? конечно нет, так зачем поднимать, водить какие коэффициенты) И сумма выплаты всегда одна 400.000₽, может паренек 18 лет, или старец, не попадут в аварию ни разу, так в чем, разница, почему они должны платить разную сумму, за одно и тоже. Ну, если хотите, уж не равенства, по возрасту, стажу, ведите франшизу, стоит осаго минимально для всех, а при выплате, есть франшиза, для водителей, которые уже попадали в ДТП.0
  • Сергей МихайловAlex, ваше осаго должно покрывать ответственность в таких случаях,0
  • Сергей МихайловЙцукенберг, идея хорошая, и вариант, положил на спец счет под процент в банке 400тр и получил полис. Когда в обязательной страховке есть альтернатива, то не будет завышения цен. Сейчас 30.000-50.000₽ стоит осаго для физического лица собственника, без ограничения водителей? Это уже Перебор. Должно быть ограничение на премию, по осаго.0
  • ЙцукенбергСергей, смолвил как Боженька!!0
  • Георгий и КПраво выбора самому эксперта при дтп0
  • Шоурум ОдеждыAlex, поддерживаю штраф в 300000
  • АнтонСовсем отменить ОСАГО. Как жили раньше без ОСАГО так и дальше можно жить, не кормить лишние конторы и бюрократию. И ответственность водителей будет выше и юристы окажутся в большем плюсе.0
  • user6010987УВЕЛИЧИТЬ ШТРАФ,БЕЗ ПОЛИСА ОСАГО ДО 50000 ТЫС. РУБЛЕЙ,И ТОГДА ВСЕ БУДУТ ЕЗДИТЬ С ПОЛЮСАМИ,И ПОДКЛЮЧИТЬ ВСЕ КАМЕРЫ В РОССИИ НА ОСАГО.0
  • Ольга ОрловаБыло бы логично оформлять ОСАГО не на автомобиль, а на водителя0
  • Алексей ФедоровНа данный момент страховые компании пользуются тем, что у них отсутствуют договора с СТОа которые соответствуют требованиям , ссылаясь на на этот пункт в законе , они отказывают в направлении на ремонт , даже если в заявлении вы написали , что готовы отремонтировать машину в любом СТОа, если бы в законе было указано, что при возмещении ущерба в натуре , страховая компания самостоятельно решает вопрос по взысканию с виновника ДТП , недостающей денежной суммы ,для оказания выплаты внатуре потерпевшего в ДТП , то судебных заявлений о понуждению в постановке на ремонт было бы меньше и граждане оплатившие ОСАГО не бегали бы годами по судам.0