Новый приказ Минтранса: бизнес больше не сможет организовать автостоянку во дворе

46
Новый приказ Минтранса: бизнес больше не сможет организовать автостоянку во дворе
Аватар автора

Дмитрий Сергеев

разобрался с парковками

Страница автора

1 января 2020 года вступил в силу приказ с требованиями к парковкам для бизнеса. Среди них — запрет на организацию парковок вблизи жилых домов, учебных заведений и лечебных учреждений.

Появилось мнение, что этот приказ полностью запретил коммерческому транспорту парковаться во дворах, но это не так. Разберемся, о чем вообще этот приказ и как он может помочь обычным гражданам.

О чем речь

Приказ утверждает требования к парковкам и парковочным местам для стоянки транспортных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Но чтобы парковка или парковочное место попали под действие этого приказа, они должны соответствовать следующим условиям:

  1. Парковка или парковочное место расположены в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе, а также в границах любого другого города или городского поселения. Не факт, что составители приказа имели в виду все города и поселки России, но это тот случай, когда одна запятая в названии приказа распространила его действие не только на города федерального значения, но и на все остальные.
  2. Парковка или парковочное место принадлежат юридическому лицу или ИП. Предприниматель должен перевозить пассажиров или грузы в пределах городских поселений, городских округов, городов федерального значения.
  3. Автомобиль оставляют на парковке или парковочном месте после возвращения из рейса и окончания смены водителя.

Если при организации парковки любое из этих условий не соблюдается, правила не действуют. Также они не действуют в отношении автомобилей каршеринга: владельцы каршеринговых компаний не занимаются перевозками, а сдают автомобили в аренду.

В правилах прописаны требования к парковкам и парковочным местам.

Въезды и выезды с парковок и схемы движения транспортных средств на парковках должны соответствовать проектам организации дорожного движения. Это значит, что организатор парковки не может выломать пару бордюрных камней для проезда к парковке, расположенной в центре газона или на детской площадке.

Такие проезды, как и место самой парковки, должны быть не просто обозначены. Не позднее чем за 20 дней до их установки граждане должны быть об этом проинформированы — через официальный сайт администрации, в ведении которой находится дорога, через информационные табло, размещенные в общедоступных местах вблизи от места установки соответствующих дорожных знаков или нанесения разметки, или иными способами, которые обозначены в комплексной схеме организации дорожного движения. А еще проезды и парковки должны быть согласованы с ГИБДД.

Парковки должны быть освещены по правилам. Средняя горизонтальная освещенность — не менее 6 лк, прожекторы не должны быть установлены на крышах и навесах, их нельзя направлять в сторону дороги. А еще парковка должна быть обозначена и оборудована знаками и дорожной разметкой. Нельзя устанавливать такие знаки и наносить разметку произвольно, все нужно делать в соответствии с проектами организации дорожного движения.

Парковка, которую организовали вне здания, должна быть на площадке из щебня или асфальта с бетоном. Исключение — парковки для трамваев, там нет требований к покрытию.

Правила устанавливают требования к расстоянию от парковок до жилых домов, учебных заведений и лечебных учреждений. Расстояние между ними определяется по санпину и зависит от вместимости автостоянки: например, до жилых домов должно быть не менее 10 м, а до школ, детских садов и детских площадок — не менее 25 м.

Избранные статьи для автомобилистов
Как ездить без штрафов и не переплачивать за обслуживание машины — в рассылке для автолюбителей

Что с парковкой во дворах

Вот пункт правил, который очень часто воспринимают неправильно: «Создание парковок на территории общего пользования в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, не допускается». Многие начали толковать это так, будто теперь в принципе нельзя парковать коммерческий транспорт во дворах. Но они ошибаются.

Нужно различать организацию парковок и остановку или стоянку автомобилей во дворах. Таксисты, частные предприниматели и владельцы коммерческого транспорта могут спокойно оставлять свои машины во дворе, если масса автомобиля не превышает 3,5 т. Территория двора парковкой не считается, если там нет соответствующих дорожных знаков и разметки.

Для машин большей массы въезд во дворы в принципе запрещен. В этом случае ни приказ Минтранса, ни утвержденные им правила на владельцев таких машин не распространяются. Но если они нарушат правила дорожного движения в жилых зонах, их можно привлечь к ответственности.

То есть предпринимателям запрещают не парковать свои автомобили на существующих общественных парковках, а создавать во дворах парковки конкретно под коммерческий автотранспорт.

Определение парковки и парковочного места есть в пункте 1.2 правил дорожного движения. Парковка — специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, предназначенное для организованной стоянки транспортных средств. Обозначается это место специальным знаком.

Так выглядит дорожный знак 6.4 — «Парковка (парковочное место)»
Так выглядит дорожный знак 6.4 — «Парковка (парковочное место)»

Как это работает

Допустим, индивидуальный предприниматель живет в Москве и зарабатывает доставкой продуктов на автомобиле с разрешенной массой до 3,5 т, например на Форде Транзите. Он может без проблем заезжать во двор любого дома и разгружать товар: это считается остановкой. На него не распространяются новые правила из приказа Минтранса. А еще он может заезжать во двор собственного дома и оставлять там свой автомобиль на ночь: это считается стоянкой.

Но предположим, что бизнес растет и развивается. Предприниматель покупает несколько автомобилей, нанимает водителей и решает организовать во дворе собственного дома парковку, чтобы бизнес был под присмотром. Он попытается согласовать организацию парковки в ГИБДД и в органах, контролирующих сферу градостроения и архитектуры, но получит отказ из-за новых правил. Сделать это и раньше было непросто, а с 1 января 2020 жизнь для владельцев парковок коммерческого транспорта осложнилась еще больше.

Может случиться так, что предприниматель договорится с чиновниками и они закроют глаза на нарушения. В этом случае решение об организации парковки могут обжаловать жильцы близлежащих домов. Ссылаться в жалобе можно на приказ Минтранса.

Что это значит для обычных граждан

Теперь жители всех городов могут проверить парковки на соответствие требованиям Минтранса. Нарушения — повод пожаловаться в Министерство транспорта, ГИБДД и прокуратуру.

По жалобе должны будут провести проверку. В первую очередь будут проверять, соответствует ли парковка проекту организации дорожного движения. Если знак парковки установлен незаконно, его демонтируют, а тех, кто его установил, оштрафуют. Это считается созданием помех движению. Физическое лицо могут оштрафовать на сумму от 5 до 10 тысяч рублей, должностное — на 20 тысяч. Юридическое лицо заплатит в бюджет города до 300 тысяч рублей.

Владельца парковки обяжут устранить все нарушения. Это не всегда возможно: прожектор, который слепит водителей на дороге, можно убрать или повернуть, недостающий знак — установить, а вот передвинуть парковку на несколько метров от дома, школы или больницы получится далеко не всегда. Велика вероятность, что такую парковку придется ликвидировать.

Мешают ли вам парковки во дворе?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество