С ноября начались перемены на рынке: начали расти циклические активы против контрциклических.

Циклические активы — это те компании, доходы которых сильно зависят от состояния экономики. Спрос на продукцию циклических компаний высокий, когда в экономике все хорошо, и низкий, когда все плохо. Акции циклических секторов есть смысл покупать, если впереди вы ждете экономический рост.

Например, когда у людей мало денег из-за высокой безработицы, они хуже возвращают кредиты, покупают меньше машин и реже переезжают в новое жилье. От этого страдают банки, автопроизводители, девелоперы, сталевары, ведь основа спроса на сталь — строительство и автопром.

Контрциклические активы — это компании, чья продукция нужна всегда, независимо от состояния экономики. Контрциклические акции есть смысл покупать, если впереди неопределенность и вероятность стагнации.

Контрциклические компании — это супермаркеты, например «Магнит» и «Пятерочка», производители продуктов питания, связь и телекоммуникации, добытчики золота.

Сравним динамику двух корзин из четырех акций с равными весами.

Контрциклическая корзина:

  1. Х5 Retail — продажа еды.
  2. «Русагро» — производство еды.
  3. МТС — телекоммуникации.
  4. «Полюс» — золотодобыча.

Циклическая корзина:

  1. «Лукойл» — нефть.
  2. НЛМК — сталь.
  3. ЛСР — девелопмент.
  4. Сбер — банк.

На графиках видно, что циклические активы стали сильно обгонять по динамике контрциклические с середины октября.

Источник: данные Мосбиржи
Источник: данные Мосбиржи
Источник: данные Мосбиржи
Источник: данные Мосбиржи

Когда на горизонте года инвесторы ждут роста экономики, акции циклических секторов растут быстрее, чем акции контрциклических. Если на горизонте года в прогнозе неопределенность или ожидание стагнации экономики, контрциклические акции показывают лучшую динамику.

Иногда это связано с перекладкой больших денег из защитных секторов в циклические — то есть когда глобальные инвесторы начинают верить в рост экономики. Чтобы понять, есть ли для этого основания и как на этом тренде лучше заработать, нужно провести фундаментальный анализ ситуации.

Что такое PMI и кто использует эту метрику

Индекс деловой активности (Purchasing Managers’ Index, PMI) — числовой показатель, который отражает состояние определенной отрасли, экономики и оценку конъюнктуры.

Аналитики опрашивают менеджеров в нескольких сотнях компаний из разных секторов, задавая ряд вопросов вроде «Улучшилась или ухудшилась ситуация с заказами по отношению к прошлому месяцу?». Просуммировав все ответы, получают результат от 0 до 100 баллов, где 0 — все ухудшилось, а 100 — все улучшилось.

Индекс PMI обычно колеблется около 50 — и значение 50 говорит о том, что в среднем ситуация не изменилась. Если индекс выше 50 — идет рост, если ниже — идет спад.

Если месяц за месяцем ситуация улучшается, то индекс будет оставаться выше 50 несколько месяцев подряд. Обычно это предсказывает рост экономики на горизонте года.

На графике ниже мы видим, что динамика мирового ВВП коррелирует с мировым индексом PMI, при этом данные по PMI опережают данные по ВВП на несколько месяцев.

Данные по PMI выходят каждый месяц, а по ВВП — каждый квартал. По данным PMI можно спрогнозировать, какой будет динамика ВВП. Когда PMI выше 50, ВВП показывает рост год к году, а если PMI ниже 50 — ВВП падает год к году.

Отчеты PMI можно найти на аналитическом ресурсе markiteconomics.com. Например, IHS Markit Eurozone Composite PMI — совокупный PMI еврозоны.

В отчетах подчеркиваются основные открытия, к которым пришли в ходе опросов, и сами значения индексов. Посмотреть индексы PMI в динамике можно на Investing.com: совокупный PMI США, совокупный PMI еврозоны.

Источник: IHS Markit
Источник: IHS Markit
Источник: IHS Markit
Источник: IHS Markit
Отчет по общему PMI еврозоны. Источник: отчет IHS Markit
Отчет по общему PMI еврозоны. Источник: отчет IHS Markit

Поскольку нас интересует мировая экономика, мы будем смотреть на PMI тех стран, которые вносят основной вклад в мировой ВВП, — США и стран Евросоюза. В 2019 году на долю США приходилось 16% от мирового ВВП, на долю стран ЕС — 18%, то есть вместе США и Евросоюз составляют более трети мировой экономики.

PMI США растет с ускорением — и это позитивный сигнал, указывающий на восстановление и рост экономики. А вот PMI Европы показывает негативные сигналы. Первые два месяца был рост, что логично: снятие карантина дало улучшение месяц к месяцу по сравнению с закрытой экономикой для многих бизнесов. При этом рост начал сходить на нет с начала осени, и со второй волной коронавируса мы наблюдаем ухудшение ситуации в еврозоне.

В производственном PMI Европы тренд другой: в ноябре продолжается улучшение ситуации, несмотря на новый карантин. Это связано с тем, что вторая волна карантина не такая жесткая, как первая: нет остановок работы производства, не останавливаются стройки. Поэтому индустриальный сектор продолжает показывать признаки роста.

Источник: investing.com
Источник: investing.com
Источник: investing.com
Источник: investing.com
Источник: investing.com
Источник: investing.com
Источник: investing.com
Источник: investing.com
Источник: investing.com
Источник: investing.com
Источник: investing.com
Источник: investing.com

Как определить перспективный сектор

Отраслевые PMI, которые показывают ситуацию в разрезе отдельных секторов экономики, можно также найти на markiteconomics.com, в отчетах Sector PMI. Нужно обращать внимание на те сектора, в которых PMI самый большой и стабильно увеличивается на протяжении 2—3 месяцев, — это позитивный сигнал, показывающий рост сектора.

По итогу анализа PMI можно сказать, что сейчас положение индустриального сектора фактически улучшается. Благодаря отраслевому PMI также можно увидеть, какие конкретно сектора сейчас растут сильнее.

В топе на иллюстрации ниже — самые быстрорастущие сектора. Растут с ускорением те сектора, где для производства требуется сталь: автопроизводители, машиностроение, девелопмент. Отсюда можно сделать вывод: спрос на сталь будет расти. От этого тренда выигрывают российские сталевары, которые поставляют на экспорт сталь в Европу: НЛМК, «Северсталь» и ММК.

Чтобы выбрать потенциальные сектора-лидеры, нужно отслеживать три верхних сектора с высокой величиной индекса PMI. В рамках этих секторов есть смысл искать компании-лидеры.

Источник: IHS Markit
Источник: IHS Markit
Источник: IHS Markit
Источник: IHS Markit

Доли экспорта в Европу в выручке сталеваров

Северсталь25%
НЛМК20%
ММК2,7%
Северсталь
25%
НЛМК
20%
ММК
2,7%

Второй тренд, который можно выделить, — растущий спрос на металлы, использующиеся в машиностроении и автопроме. К примеру, на российском рынке есть компании, выигрывающие от этого тренда: «Норникель» и «Русал».

Получается, гипотеза следующая: чтобы заработать на самых быстрорастущих секторах, надо перепозиционировать свой портфель в сторону сталеваров и добывающих компаний.

При этом важно понимать, что эти акции уже вблизи максимумов, — чтобы войти по разумной цене и вовремя зафиксировать прибыль, нужно уметь оценить справедливую стоимость с учетом текущих перспектив бизнеса.

Резюме

Алгоритм действий при поиске интересных возможностей с помощью PMI:

  1. Найти растущую экономику по PMI Composite и PMI Manufacturing — совокупному и промышленному PMI.
  2. Найти перспективные сектора.
  3. Выбрать компании, которые выигрывают от роста этих секторов.

Важно помнить, что любые инвестиции несут в себе риск частичной или полной потери капитала. Именно поэтому нужно подходить к ним с умом, грамотно выбирая активы и сумму, которой вы готовы рисковать.