Как оформить поверку счетчиков
ЖКХ
653K
Фотография — Ivan Kameniaka / iStock

Как оформить поверку счетчиков

192
Аватар автора

Ирина Половодова

юрист

Страница автора

У каждого прибора учета есть межповерочный интервал — период, когда счетчик по умолчанию считается действующим.

Первую поверку проводит производитель — он указывает ее дату в техническом паспорте. Когда срок истекает, нужно заменить счетчик или проверить его точность.

Обычно стоимость поверки счетчика и покупки нового примерно одинаковая. Но если прибор учета дорогой, потребители выбирают поверку вместо замены.

Рассылка Т—Ж о дизайне и недвижимости
Лайфхаки о покупке, ремонте и съеме жилья — в вашей почте раз в две недели. Бесплатно

Что такое поверка счетчиков

Любой счетчик нужно периодически поверять. Эта процедура позволяет удостовериться, что прибор считает правильно и его показаниям можно верить. Водосчетчики обычно поверяют раз в 3—5 лет, современные электросчетчики — раз в 15—20 лет.

Если счетчиков вовсе нет, плату считают по нормативу. В каждом регионе он свой, но, скорее всего, платить придется больше  .

Если счетчик есть, но его вовремя не поверили, управляющая организация первые три месяца посчитает плату по средним показаниям за прошлые полгода. А потом возьмет норматив, да еще и с повышающим коэффициентом 1,5. Поэтому лучше следить за датами поверки — это обязанность владельца жилья  .

Поверку проводят аккредитованные фирмы или ИП. Мастер приходит в квартиру, подсоединяет эталонный счетчик и, например, проливает некоторое количество воды. А потом смотрит, совпали ли показания. Если да, то все нормально — выдается свидетельство о поверке.

Другой вариант поверки — снять водный счетчик в присутствии сотрудникаили водоканала, чтобы тот зафиксировал показания в акте, и отнести счетчик на поверку в организацию. Если прибор исправен, можно установить его на место и снова пригласить представителя водоканала или УК на опломбировку.

Например, в Орске специалисты по поверке не приходят на дом и счетчики поверяют в единственной в городе аккредитованной организации в течение трех-четырех дней  .

Так может выглядеть свидетельство о поверке счетчика
Так может выглядеть свидетельство о поверке счетчика

В свидетельствах есть ссылка на постоянные данные о результатах проверок и номер записи текущей.

В феврале 2023 года Минстрой разъяснил, что, если прибор прошел поверку, это подтверждает, что он был исправен и ранее. Поэтому с даты окончания поверки и до новой поверки надо считать по показаниям, а не по нормативу  .

Но лучше все же избегать таких ситуаций и проводить поверку вовремя.

Что делать после поверки

Ничего. Организация, которая провела поверку, обязана сама внести данные о ней в федеральную государственную информационную систему Росстандарта — ФГИС «Аршин».

Данные о поверке любого счетчика можно узнать онлайн. Поставщик энергоресурса и управляющая организация сверяются с этой системой, дополнительно извещать их о поверке не нужно.

У потребителя останется подтверждение поверки: специалист может нанести знак поверки на счетчик, внести информацию в технический паспорт и выдать свидетельство о поверке. Если не попросить, подтверждающих документов могут и не дать, но это не влияет на последствия. Данные все равно появятся в «Аршине»  .

Так выглядят данные о поверке в информационной системе Росстандарта. Источник: fgis.gost.ru
Так выглядят данные о поверке в информационной системе Росстандарта. Источник: fgis.gost.ru

Если хотите подстраховаться, сфотографируйте документ о проведенной поверке счетчика. Если у вас прямой договор с водоканалом, энергосбытом или межрайгазом, найдите на их сайте специальный раздел, куда можно добавить документ о поверке или замене приборов учета, и отправьте поставщику подтверждение.

Если платите через УК или ТСЖ, свяжитесь с ними по электронной почте.

Что еще почитать по теме:

Больше материалов о покупке квартир и домов, обустройстве и ремонтах — в нашем телеграм-канале «Свой угол». Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_nedviga

Ирина ПоловодоваПоверяли счетчик? Расскажите, как все прошло:
  • Дмитрий НиконовЕще бы обязали их самих делать эти поверки.60
  • ЕленаСделала проверку в феврале, отправила в УК по электронной почте и всё3
  • AlexanderСамый большой квест это найти счётчик в аршине. По крайней мере в первый раз. Полнотекстовый поиск работает криво, а поиск по значению иногда сделан так, что фиг поймёшь что имел ввиду производитель. + ограничение даты поверки не помогает, так как в паспорте она отличается от той что в аршине на 2 дня, и именно за ту дату в аршине у этого производителя было поверено более 10000 счётчиков, поэтому полнотекстовый поиск не показывает ровно ничего. как быстро понять что номер на счётчике 17_123456 надо вводить как 17пробел-123456 В целом отправлял полгода назад в УК не доки, а ссылку на аршин и это прокатило.12
  • KonДмитрий, Тогда, скорее всего, за эту услугу придется платить в тарифе на эл энергию или воду.9
  • ТраблшутерПоверял. Пришёл мастер с чемоданчиком, выписал новые поверочные сертификаты и ушёл, не открывая чемоданчик))23
  • Синий зайОх, я проходила этот квест недавно. Прелести добавляет то, что отделы моей УК раскиданы по трём станциям метро, и надо было: 1. отнести сертификат поверки в дом.управу (что это вообще?) - одна станция метро; 2. потом в этой дом.управе забрать какой-то акт и отнести его вместе с сертификатом в бухгалтерию, которая работает или с 9 до 11, или с 16 до 19 (другая станция метро). Так мало того. Чтобы сдать это всё в бухгалтерию, оказалось, что нужна справка по форме 9 (зачем?), поэтому пришлось ехать в паспортный стол, который находится на третьей станции метро. И только после всех этих манипуцляций у меня только приняли (!!!) эту стопку документов. Показания счётчиков, к слову, изменились через 3 месяца и только после того, как я написала кучу жалоб, потому что посчитать норматив по повышенному коэффициенту один месяц они мне не забыли, конечно же (до этого в личном кабинете горело "Счётчик неисправен" с какого-то фига). В общем, это какой-то тихий ужас, как страшный сон вспоминаю все эти приключения. В 2027-м мне нужно оба счётчика менять, и я искренне надеюсь, что либо система как-то всё же усовершенствуется, либо я перееду в другое место, где УК сидит в одном здании или, фиг с ним, хотя бы на одной станции метро :)11
  • Таля КовалёваПоверяла. Столкнулась в феврале 2023 с тем, что мне пришлось доказывать председателю ТСЖ и ТГК, что они должны рассчитать за период между окончанием срока и новой поверкой по среднему потреблению (ПП 354), а не по своим хотелкам. На словах говорилось одно, а как в гис жкх подала обращение - так сразу другой ответ.5
  • Михаил БрусенцовМы граждане являемся покупателями продукта будь то в магазине или на рынке и к весам никакого отношения не имеем, покупая бензин на заправке мы не имеем отношения к счётчику а лишь оплачиваем за приобретение продукта по показанию счетчика, таке же и с прибором учёта воды, его установку, контроль за работой, поверку должна проводить организация поставщик продукта, а мы покупатели продукта должны производить оплату за продукт и к приборам учёта не должны иметь никакого отношения это прорегатива поставщика продукта, чем он и должен заниматься не обременяя приобретателя, вот так должно быть при здравомыслии и по справедливости!47
  • Михаил БрусенцовДмитрий, они и обязаны это делать!0
  • Сергей ФилипповПросто за проверяющими нужно следить чтобы не срывали пломбы, и правильно опломбировали счётчики. А то порой срывают пломбу, и говорят мол пломба сорвана давай за 500 р опломбирую.4
  • РоманИгорь, в Москве поверку делали? можете поделиться контактами? Он внёс данные в систему аршин?1
  • Alexandre FingertС поверкой проблем не было. Регистрация Акта поверки в УК потребовала нескольких посещений. Сотрудников там много, гоняют от одного к другому. Мало того что я заплатил и за счётчики, и за поверку, нашёл правильного поверщика, так я ещё должен ходить бесплатно к людям, которые получают зарплату, и не знают, где какие документы находятся. Не знают, к кому обратиться за поверкой. На мой взгляд, поверка счётчика - типичная навязанная услуга, как и сам счётчик. Учёт воды - чей бизнес? Не мой, я за это денег не получаю, почему на и ответственность, и материальные затраты, и хлопоты, кому Акты показа, чтобы они их не потеряли? Какой водяной Чубайс всё это выдумал?!10
  • Alexandre FingertМихаил, именно так! Кому это можно и нужно доказать?! Чем сбытовая компания отличается от магазина?! Просто немного другой товар. Это всё равно что иметь свой кассовый аппарат или терминал, чтобы оплачивать товар курьеру. Вот к чему приводит полное отсутствие конкуренции на рынке сбытов. К регулирует эту деятельность?! Кто этот водяной Чубайс?!15
  • Виталий РожковСделал поверку. Отослал копию на мос.ру - отказали. Отослал второй раз отказали. Третий раз отказали. Оказалось,в аршине в поиске не находит (даже с фильтрами) счетчик (не у меня одного) . Пришлось самому листать до числа поверки, искать свой счетчик, делать скрин, ссылку ,и все с копией отсылать в бухгалтерию УК. Вот только тогда все прошло нормально. Итог: Аршин глючит,а те кто проверяет искать толком не будет , если поиск не выдает ,то считай не сделал, хотя виноват сайт Аршина3
  • Кристина ЯврумянЕлена, у меня всё также прошло, отправила по электронной почте в УК и они мне прислали подтверждение, что все данные получены. А вот с поверщиком были проблемы, он пытался убедить нас в том, что у нас нет каких то обязательных фильтров и пломб и предлагал их за какие-то нереальные деньги. На вопрос о законе, в котором эта обязанность указана, он ответить не смог, поэтому мы отказались.4
  • Вячеслав КвасовЭто словами не передать! Высший пилотаж бюрократии.У меня поверка прошла в срок и по рекомендации самим поставщиком водоснабжения. Далее протокол поверки(положительный) мною был направлен в УК. Через четыре месяца стали приходить сообщения что у меня нет этой поверки и мне стали начислять по нормативу + 1,5 как штраф. Пришлось взять ноги в руки и собирать все челобитные и доказывать что ты нормальный человек. На данный момент ведётся перерасчёт по счётчикам. Надеюсь что колоссальное потраченное мною время и нервы не прошло даром.3
  • Нинапришёл срок поверки водосчётчика , пришёл поверщик из организации Городской центр учёта и экономии ресурсов , вызывали по тел 495 212 17 79 . Отказался делать поверку , принудил поменять счётчик , взял за один 5тыс 500 р . Оформил без чека , чек прислаи позже по настоянию нашему . После всего мы засомневались в сумме оплаты и позвонили к эту контору где нас грубо послали . Зашли на сайт , а там замена стоит 2 тыс 500 руб. Мошенническая контора Городской Центр Учёта и Экономии Ресурсов грубо разводит на деньги . Адрес имеет только юридический Общество ограниченной ответственностью ОГРН 1127747149551 Москва . Моя заявка 254209 18 апр 2023 год !4
  • ГеннадийПочему говорите об УК, а не о поставщиков услуг ( водоканал, теплосети, энергия)? Управы на них нет! Проверили СХВ, результаты есть в "Аршине", копию документа поверки передали в Водоканал, они говорят - ждите нашего спеца, придет убедится, что пломба на месте! Себя считают истиной в последней инстанции! А жилец суетись, волнуйся, доказывай...4
  • user2362510Михаил, Это очень верно. И это надо предложить ГД через к-л депутата (каждый же выбирал депутата в ГД). Только есть опасность в произвольной настройке (поверке) счетчиков продавцом. Все-равно нужен учет (контроль) со стороны потребителя.0
  • Никитазав, есть такая штука как срок эксплуатации. По его окончании счётчик нужно менять, без вариантов3
  • Елена ЧередилинаНикита, так возможный срок эксплуатации 12 лет у любого счётчика, а вовсе не 4, как многие думают)3
  • user2468071Елена, я так и не понял-нужно сейчас вешать знак шипы на заднее стекло автомобилей.2
  • О МИгорь, так это же хорошо, а то разведут хз чего. У меня газовый счётчик чтобы поверить, раскурочили всё что можно, чтобы открутить подводку от плиты, а затем вернуть взад, т.к., у них не было насадки на конфорку.3
  • О ММихаил, "вот так должно быть при здравомыслии" - это если счётчики все вынести на площадку.0
  • user2504851Alexander, Я тоже недолго помучалась. 😄 Потом ввела только год поверки и номер счётчика и вся информация вышла сразу же на экран.3
  • Валерий ПоповичПроверять счетчики надо, но почему это делать должны покупатели товара, а не продавцы? Может ещё и в магазин ходить со своими весами и регулярно ещё и проверять их? Это всё равно как пришел в магазин взял арбуз, а тебе говорят давай весы сейчас его взвесим. И ещё спросят документ о проверки весов. Не дурдом ли?5
  • Валерий ПоповичМихаил, когда у нас в городе стали ставить счетчики за деньги я перестал давать показания не переставая их оплачивать. А проверяющим показания стал говорить что счетчик моя собственность и показаний давать не буду. И если им нужны показания пусть ставят рядом свой счетчик и снимают показания хоть каждый день. Это я про электричество. В настоящий момент установка электросчетчика бесплатна. И проверка тоже.6
  • user2505426В связи с огромным количеством фактов злоупотреблений со стороны УК в ЖКХ необходимо делать поверку УК ежеквартально и данные о результатах этой "поверки" (Со стороны всех соотв. "Органов") размещать на сайте госуслуг. Нет подтверждения нормальности УК - не оплачивать никакие счета, выставленные этими УК. Вот тогда все встанет на свои места и потребитель услуг ЖК сферы будет оплачивать не воздух, как сейчас, а реальные услуги.2
  • valКристина, очень интересно, откуда такие бешеные расценки на сантехнические работы ? Ведь их нормо-час дороже , чем в нефтегазовой промышленности ! А снять электросчётчик и установить новый на прежнее место занимает минут 10 у любого человека, но эта радость оценивается в 2500 рублей !2
  • Андрей Д.Михаил, писал об этом ещё в 2014 году: http://proza.ru/2014/06/24/19360
  • АлександрНу во-первых, на фото не СВИДЕТЕЛЬСТВО, а АКТ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ, свидетельств как таковых сейчас нет - вместо них запись во ФГИС Аршин... Во-вторых, часть населения не имеет доступ в Интернет или не умеет им пользоваться - каким образом наши УК узнают о проведенной метрологической поверке? Правильно, только на личном приеме граждан в этой самой УК. Лучше бы решили вопрос об автоматической передаче данных по поверенным ИПУ из ФГИС Аршин в МФЦ или в ресурсоснабжающие организации, производящие начисления за ЖКУ. Всё остальное - ни о чём.3
  • АлександрДмитрий, они не имеют право этого делать - только аккредитованные организации могут проводить проверку приборов учёта. В Москве только три Жилищника имеют необходимую аккредитацию и то не факт, что жители захотят делать в Жилищнике - могут найти и дешевле, и быстрее, и в у доброе время....4
  • АлександрМихаил, не обязаны! Читайте действующую нормативно-правовую базу!0
  • АлександрРоман, таких организаций целая куча - есть АНО "Ассоция метрологических организаций Москвы", посмотрите там - все с аккредитацией, все вносят в Аршин .0
  • AlexanderАлександр, Это работает с полнотекстовым поиском ровно до тех пока в выборке полученной таким способом меньше 10к*. Соседям с другой датой первоначальной поверки естественно оперативно нашел. На другой квартире есть нормальные счётчики где достаточно было просто убрать год, там естественно с полпинка нашлось(это простой случай). Плюс пробел в серийном номере вообще разработчиками полнотекстового поиска не предусмотрен. *) кажется поиск реализован через elasticsearch с этим его max_result_window по-умолчанию2
  • Михаил БрусенцовАлександр, Нормативно-правовую базу создали под монополиста и в его пользу переложив обязанности монополиста на граждан страны, нормативы как совершенно устаревшие и неоправданные должны быть пересмотрены в пользу граждан страны!Михаил Брусенцов 21.04, 15:51 Это решение Верховного суда обыкновенная отмазка и не более того, необходимо пересмотреть и заменить все нормативы в пользу потребителей, граждан страны, а не в сторону монополиста который обнаглел до беспредела, необходимо перевести все водопроводные и канализационные коммуникации в полное подчинение и принадлежность к поставщику (водоканалу), а именно: колодцы должны быть на балансе поставщика, откачка грунтовых вод, очистка колодцев и их ремонт, установка счётчиков, пломбировка, проверка и поверка, замена должны производиться поставщиком продукта, причём за счёт поставщика, а потребитель продукта должен своевременно оплачивать за продукт по квитанциям поставщика продукта, мы же покупатели продукта в магазине не имеем никакого отношения к месту установки весов и к их исправности и поверке, точно так же на автомобильных заправочных мы оплачиваем за топливо и не отслеживаем поверку, установку и ремонт насосов и счётчиков, мы покупатели продукта, так же должно быть и с водоканалом, обнаглевшим монополистом переложившим свои обязанности на потребителей, это что же получается, потребитель должен следить за колодцем? Открывать люк, откачивать воду и лезть в колодец снимать показания счётчика (прибора учёта) и это как правило на проезжей части улицы или дороги, это странно выглядит и в здравой голове совершенно не укладывается, прибор учёта находится в этом колодце и как и колодец так же должен быть на балансе поставщика (водоканала) и именно этот вопрос должен Верховный суд предложить пересмотреть и обновить нормативы не в пользу монополиста, а в пользу потребителей продукта, граждан страны! И вот этот вопрос должна рассмотреть Государственная Дума и предложить изменить Министерством ЖКХ пересмотреть все существующие и устаревшие нормативы в пользу граждан страны!8
  • Дарья ВасильевнаМихаил, Вам известно о существовании прямых договоров и о роли ТСЖ и УК в этом случае? Перестаньте вводить людей в заблуждение, пожалуйста.1
  • Дарья ВасильевнаМихаил, Ваши пожелания благие, но всего лишь пожелания. Давайте отделять желаемое от действительности, а не дурить людям головы0
  • Дарья ВасильевнаМихаил, Вы правильно сказали: к приборам учёта имеет отношение Поставщик. Осталось усвоить, кто и в каких случаях им является. Ход мыслей верный, вот только в правовом государстве принято обсуждать Закон до его принятия, а после - исполнять, нравится или нет, пока он не будет изменен. А утверждать, что белое - это чёрное - некорректно.1
  • step51Дмитрий, они тебе и сделают все что угодно, но только за твой счет в тройном размере. Не меньше 3000р за один счетчик. Вот так и живем!0
  • ТимурKonnovallov, так это лучше, чем сотни мошенников, обманывающих бабушек. А так всё ясно: бабушка платит только сколько насчитал счётчик, и в эту сумму входит и обслуживание этого счётчика. Мы же не платим дополнительно оператору связи за оборудование и ПО для биллинга. Мы платим только за минуты и гигабайты.17
  • ТимурАлександр, пусть сами управляющие компании заключают договоры с поверяльщиками и сами платят деньги. А жилец пусть платит только по тарифу за литры.10
  • РоманАлександр, организаций, которые поверку делают действительно полно, но вот таких организаций,думаю не так много - Пришёл мастер с чемоданчиком, выписал новые поверочные сертификаты и ушёл, не открывая чемоданчик))1
  • Галина МидикоЯ считаю, что поверка счетчиков как и их установка, - это обязанность ресурсоснабжающих организаций! А поверка - это просто выкачка денег из населения! Почему не работает счетчик, который должен работать, согласно заявлениям завода-изготовителя, например, 10 лет? Почему он не показывает работу? А расплачивается Потребитель, а не завод...4
  • Галина МидикоМихаил, размечтались вы, однако! Они уже не знают что придумать чтобы с нас еще денег скачать! Люди - новая нефть! Мы заплатили какаой-то ОООшке, а ОООшка - налоги! Вот и деньги из воздуха!2
  • Виктор ОсиповДмитрий, и за их счёт2
  • Alexander KlypinAlexandre, конкуренция на этих рынках отсутствует. Действуют , только монополисты. Например в Москве это ОАО МОЭК, ГУП МОСВОДОКАНАЛ, ГУП ЭКОТЕХПРОМ, МОСЭНЕРГОСБЫТ. Они устанавливают для нас тарифы и правила работы с потребителям. А муниципальные власти все это поддерживают и обеспечивают поддержку монополистов. Потребителю доказать свою правоту можно только через суд. Особенно нагло ведут себя ОАО МОЭК и ГУП ЭКОТЕХПРОМ. Их тарифы не поддаются обьяснению и явно заввшены. Особенно удевительно выглядят так называемые НОРМАТИВЫ, на основании которых производятся начисления оплаты за вывоз мусора ( так называемые "обращение с ТКО"), не научное понятие, введенное в норматианые документы на основании которого оплата за мусор вырастает в разы по сравнению с оплатой по фактическому сбору и обработке ТКО.4
  • Виктор БондаренкоТраблшутер, Точно так же и у меня проходила поверка как то - пришел написал и ушел. Вопрос - кому нужна такая поверка и кому нужны такие законодатели, которые принимают законы, которые раскручивают инфляцию и вредят населению? Пусть лучше посчитают - сколько вреда наше стране нанесли не капающие краны, а миллионы гектаров сожженного леса! Сплошь ворье ходит бумажки пишет и деньги собирает а властям безразлично! Живем как в концлагере - рыбу не лови - браконьером станешь, бревно из леса не тащи - в тюрьму посадят, грибы и те не собирай не храни, а то 9 лет светит! У нас отобрали родину! Вот все и разъезжаются. Учителей уже не хватает и это только начало3
  • СветланаТимур, а дедушек не обманывают мошенники?0
  • Alex RichРоман, всё к кому обращались приходят просят включить воду, смотрят!!! Ого! КРУТИТСЯ!!! 5-10 сек и заполняют бумагу 2 минуты и уходят за 950₽!1