Индустрия общественного питания — одна из наиболее пострадавших в период пандемии. В прошлом году, чтобы сократить издержки, бары и рестораны массово увольняли своих работников. По мере вакцинации и смягчения ограничительных мер потребительский спрос начал восстанавливаться, но сотрудники по разным причинам не спешат вернуться на работу. По данным Министерства труда США, уровень безработицы в индустрии вырос с 9% в мае до 10% в июне.

Стабильная зарплата, полный соцпакет

Чтобы привлечь людей, сети общепита начали массово повышать зарплату работникам. Сотрудник Центра труда Калифорнийского университета Энрике Лопезлира считает, что дело не только в зарплате: «Повышение зарплаты привлечет рабочих, но мы также видим и рост увольнений с этих рабочих мест. Я думаю, в долгосрочной перспективе работодателям придется улучшить общее качество своих рабочих мест».

Каждая компания по-разному улучшает условия труда. Крупные торговые сети Walmart и Target закроют свои магазины в День благодарения, чтобы сотрудники могли провести время с близкими. Ретейлер Best Buy начнет выплачивать до 100 $ ежемесячно на услуги репетиторов для детей и увеличит пособие по уходу за родственниками.

А вот как крупные ресторанные сети стимулируют своих сотрудников.

McDonald’s (NYSE: MCD)

В мае компания сообщила, что в течение нескольких месяцев поднимет зарплату работникам в среднем на 10%. Сотрудники начального уровня будут зарабатывать от 11 до 17 $ в час, а начальники смены — 15—20 $. До конца лета McDonald’s рассчитывает нанять 10 тысяч новых сотрудников.

Но одной лишь зарплатой McDonald’s может не отделаться. Вчера, 12 июля, стало известно, что компания повысит отпускные, введет пособие по уходу за детьми, а еще возьмет на себя часть расходов на обучение.

Chipotle Mexican Grill (NYSE: CMG)

Сеть ресторанов Chipotle пообещала повысить зарплату к концу июня в среднем до 15 $ в час. Компания планирует набрать 20 тысяч новых работников на лето, поэтому ввела систему реферальных бонусов для обычных сотрудников и менеджеров. Еще Chipotle говорит о перспективах роста. Со слов компании, сотрудник всего за 3,5 года может дослужиться до должности управляющего с зарплатой в 100 тысяч долларов в год.

Чтобы сократить более высокие издержки, Chipotle повысила цены на свои блюда: буррито и тако подорожали на 4%.

Darden Restaurants (NYSE: DRI)

В марте Darden рассказала, что потратит 17 млн долларов на бонусы и повышение зарплат работникам. Каждый сотрудник с почасовой оплатой будет получать не менее 10 $ в час.

Но больше руководителей компании беспокоят чаевые и инициатива президента Джо Байдена. В 43 штатах работодатель имеет право платить своим сотрудникам всего 2,13 $ в час, если с учетом чаевых его зарплата не ниже определенного минимального уровня. Байден же пообещал, что добьется минимальной платы в 15 $ в час без учета чаевых.

Texas Roadhouse (NASDAQ: TXRH)

Весной руководство компании заявило, что подбор персонала — самая большая проблема. «Привлечь и удержать сотрудников никогда не было так сложно. Чтобы оставаться конкурентоспособными, мы должны поднимать зарплату», — сказал глава Texas Roadhouse Джеральд Морган.

Компания подняла цены на блюда на 1,75%.

Papa John’s (NASDAQ: PZZA)

На прошлой неделе пиццерия объявила новую программу: каждый, кто приведет новичка, получит 50 $. Новый сотрудник получит такую же сумму. На инициативу Papa John’s рассчитывает потратить 2,5 млн долларов до конца 2021 года.

Компания не повышает зарплату, а вводит временные бонусы, так как надеется, что в следующем году сотрудники станут более сговорчивыми.

И что?

С ростом зарплат в индустрии обязательно увеличатся издержки и уменьшится маржинальность бизнеса. У компаний два пути: либо меньше зарабатывать, либо повышать цены, как Chipotle или Texas Roadhouse. Но есть и позитивные моменты.

По мнению аналитиков, основные посетители сетей быстрого питания — люди с низким уровнем доходов, которые часто сами работают в этой индустрии. С ростом зарплат они смогут больше тратить на обеды и ужины. Еще большие зарплаты и оживление на рынке труда в целом стимулируют потребителей тратить больше, в том числе и в общепите.

Глобально же увеличение зарплат и цен на блюда ведет к росту инфляции. В мае индекс потребительских цен в США вырос на 5%, а ФРС на июньском заседании повысила ожидания по инфляции в 2021 году с 2,4 до 3,4%. Из-за инфляционного давления регулятор может начать сокращать стимулирующие меры и ужесточить денежно-кредитную политику.

Маржинальность компаний

Тикер Валовая маржа Операционная маржа Чистая маржа
McDonald’s MCD 51,4% 40,3% 26,3%
Chipotle Mexican Grill CMG 24,9% 6,0% 6,4%
Darden Restaurants DRI 20,8% −1,9% −1,6%
Texas Roadhouse TXRH 67,7% 3,5% 3,1%
Papa John’s PZZA 30,7% 6,3% 3,3%
McDonald’s
Тикер
MCD
Валовая маржа
51,4%
Операционная маржа
40,3%
Чистая маржа
26,3%
Chipotle Mexican Grill
Тикер
CMG
Валовая маржа
24,9%
Операционная маржа
6,0%
Чистая маржа
6,4%
Darden Restaurants
Тикер
DRI
Валовая маржа
20,8%
Операционная маржа
−1,9%
Чистая маржа
−1,6%
Texas Roadhouse
Тикер
TXRH
Валовая маржа
67,7%
Операционная маржа
3,5%
Чистая маржа
3,1%
Papa John’s
Тикер
PZZA
Валовая маржа
30,7%
Операционная маржа
6,3%
Чистая маржа
3,3%
Источник: Google
Источник: Google
Источник: Google
Источник: Google