Российские ретейлеры отчитались о своих полугодовых финансовых результатах. Теперь мы можем сравнить компании друг с другом и определиться, инвестировать в них или нет. Для этого рассмотрим результаты бизнеса и планы руководства.

Каждый квартал ретейлеры публикуют на сайтах операционные отчеты: в них рассказывают, сколько компания выручила денег от продаж, насколько увеличилась торговая площадь и какие успехи у магазинов, проработавших минимум год. А финансовые отчеты публикуют раз в полугодие. Поэтому выручку и сопоставимые продажи рассмотрим по кварталам, а прибыль и долги — по полугодиям.

Я буду сравнивать рост показателей компании год к году и отмечать цветом. Я не сравниваю показатели квартал к кварталу: ретейл — это сезонная отрасль. Поехали.

Выручка

Выручка в ретейле может расти из-за роста торговой площади, трафика или среднего чека. Практически все компании растут только за счет торговой площади: достаточно сравнить рост выручки с ростом торговой площади.

Выручка российских ретейлеров в миллиардах рублей. Цветом — рост к показателю год назад

Компания3 кв. 20174 кв. 20171 кв. 20182 кв. 2018
«Детский мир»24,6 +20%30,4 +20%24,0 +14%24,1 +15%
«Лента»89,6 +19%112,1 +23%93,4 +20%99,8 +17%
«Магнит»286,0 +6%302,3 +6%288,6 +8%306,7 +6%
«М-видео»58,7 +9%76,8 +19%61,0 +17%84,5 +17%
«Обувь России»3,1 +30%3,8 +6%2,3 +6%2,2 +23%
X5 Retail Group317,1 +25%359,4 +23%350,3 +20%380,9 +19%

Выручка российских ретейлеров в миллиардах рублей. В скобках — рост к показателю год назад

«Детский мир»
3 кв. 2017
24,6 (+20%)
4 кв. 2017
30,4 (+20%)
1 кв. 2018
24,0 (+14%)
2 кв. 2018
24,1 (+15%)
«Лента»
3 кв. 2017
89,6 (+19%)
4 кв. 2017
112,1 (+23%)
1 кв. 2018
93,4 (+20%)
2 кв. 2018
99,8 (+17%)
«Магнит»
3 кв. 2017
286,0 (+6%)
4 кв. 2017
302,3 (+6%)
1 кв. 2018
288,6 (+8%)
2 кв. 2018
306,7 (+6%)
«М-видео»
3 кв. 2017
58,7 (+9%)
4 кв. 2017
76,8 (+19%)
1 кв. 2018
61,0 (+17%)
2 кв. 2018
84,5 (+17%)
«Обувь России»
3 кв. 2017
3,1 (+30%)
4 кв. 2017
3,8 (+6%)
1 кв. 2018
2,3 (+6%)
2 кв. 2018
2,2 (+23%)
X5 Retail Group
3 кв. 2017
317,1 (+25%)
4 кв. 2017
359,4 (+23%)
1 кв. 2018
350,3 (+20%)
2 кв. 2018
380,9 (+19%)

Торговая площадь

Есть две компании с преимуществом перед остальными ретейлерами. «М-видео» получает 18% выручки от продаж через интернет. Компания может хранить товары в магазинах — не нужно тратиться на приобретение складских помещений. А теперь приготовьтесь: 16% выручки «Обуви России» приходится на микрозаймы — тут тоже не нужны расходы на площадь, их можно выдавать в магазинах.

Я привел торговую площадь к единому измерению в миллионы квадратных метров. Если вам сложно переводить: умножьте любое число на 1 000 000 — получите торговую площадь в квадратных метрах.

Торговая площадь российских ретейлеров в миллионах квадратных метров

Компания3 кв. 20174 кв. 20171 кв. 20182 кв. 2018
«Детский мир»0,631 +18%0,688 +15%0,686 +15%0,704 +17%
«Лента»1,203 +25%1,382 +21%1,393 +19%1,403 +20%
«Магнит»5,562 +15%5,755 +14%5,830 +13%5,945 +12%
«М-видео»0,905 0%0,937 +5%0,932 +4%1,720 +3%
«Обувь России»0,038 0,040 +9%0,044 +9%0,0475 +19%
X5 Retail Group5,145 +%5,480 +%5,733 +%5,946 +%
«Детский мир»
3 кв. 2017
0,631 (+18%)
4 кв. 2017
0,688 (+15%)
1 кв. 2018
0,686 (+15%)
2 кв. 2018
0,704 (+17%)
«Лента»
3 кв. 2017
1,203 (+25%)
4 кв. 2017
1,382 (+21%)
1 кв. 2018
1,393 (+19%)
2 кв. 2018
1,403 (+20%)
«Магнит»
3 кв. 2017
5,562 (+15%)
4 кв. 2017
5,755 (+14%)
1 кв. 2018
5,830 (+13%)
2 кв. 2018
5,945 (+12%)
«М-видео»
3 кв. 2017
0,905 (0%)
4 кв. 2017
0,937 (+5%)
1 кв. 2018
0,932 (+4%)
2 кв. 2018
1,720 (+3%)
«Обувь России»
3 кв. 2017
0,038 (—)
4 кв. 2017
0,040 (+9%)
1 кв. 2018
0,044 (+9%)
2 кв. 2018
0,0475 (+19%)
X5 Retail Group
3 кв. 2017
5,145 (+28%)
4 кв. 2017
5,480 (+27%)
1 кв. 2018
5,733 (+26%)
2 кв. 2018
5,946 (+23%)

Как я уже говорил, есть четкая корреляция между ростом торговой площади и выручкой. Посмотрим, что планируют компании до конца года.

«Детский мир». Руководство обещало открыть за год не меньше ста магазинов. 2017 год закончили с 622 магазинами. К концу 2018 года будет минимум 722 магазина — рост на 11%.

«Лента». В 2018 году планируют открыть 18 гипермаркетов и 40 супермаркетов. Здесь потребуются чуть более сложные расчеты: торговая площадь у гипермаркета и супермаркета разная.

Предположим, что компания откроет планируемое количество магазинов. Компания уже открыла 2 гипермаркета и 16 супермаркетов. Я привел расчет в таблице, но он приблизительный.

«Ленте» нужно открыть максимальное количество магазинов с торговой площадью как у старых магазинов. Сейчас у компании 1,403 млн м². К 4 кварталу площадь может увеличиться на 110 тысяч м² — до 1,513 млн м². Если сравнивать с 4 кварталом 2017 года — прирост на 9%.

Расчет новой торговой площади «Ленты» до конца 2018 года

ГипермаркетыСупермаркеты
Сколько откроют до конца года1624
Средний размер торговой площади5612 м²846 м²
Суммарная торговая площадь новых магазинов89 792 м²20 304 м²
Гипермаркеты
Сколько откроют до конца года
16
Средний размер торговой площади
5612 м²
Суммарная торговая площадь новых магазинов
89 792 м²
Супермаркеты
Сколько откроют до конца года
24
Средний размер торговой площади
846 м²
Суммарная торговая площадь новых магазинов
20 304 м²

«Магнит». Компания рассчитывает, что до конца года выручка вырастет до 9%. Подсчитать рост торговой площади невозможно: будут открывать разные по типу магазины, а компания не дает разбивку средней торговой площади по типам магазинов. Учитывая, что выручка компании растет медленнее торговой площади, можно ожидать рост торговой площади на 12—14%.

«М-видео». Тут трудно что-то считать: компания будет объединять «Эльдорадо» и «Медиамаркт».

«Обувь России». Планируют открыть 150 магазинов за 2018 год. За 1 полугодие 2018 года открыли 71 магазин — осталось еще 79. Тогда к концу 2018 году у «Обуви России» будет 685 магазинов — на 28% больше, чем к концу 2017 года.

X5. Руководство планирует открыть 2500 магазинов за 2018 год. За 1 полугодие 2018 года открыли 1057 магазинов — осталось еще 1443. К концу 2018 года у X5 будет 15 678 магазинов — на 29% больше, чем к концу 2017 года.

Сопоставимые продажи

Like-for-like, или сопоставимые показатели, — это результаты тех магазинов, которые проработали минимум год до отчетного периода. Показатель нужен, чтобы оценить, за счет чего растет компания: повышается ли эффективность старых магазинов или компания растет только за счет прироста торговой площади.

Большая часть ретейлеров не публикуют абсолютные данные, только в процентах.

Торговая площадь российских ретейлеров в миллионах квадратных метров

Компания3 кв. 20174 кв. 20171 кв. 20182 кв. 2018
«Детский мир»5,1%7,2%5,1%6,1%
«Лента»0,7%5,2%6,1%3,5%
«Магнит»−2,5%4,2%−3,7%−5,2%
«М-видео»5,8%12,7%12,5%15,4%
«Обувь России»6,1%10,9%−10,9%1,5%
X5 Retail Group4,6%3,5%0,5%1,0%
«Детский мир»
3 кв. 2017
5,1%
4 кв. 2017
7,2%
1 кв. 2018
5,1%
2 кв. 2018
6,1%
«Лента»
3 кв. 2017
0,7%
4 кв. 2017
5,2%
1 кв. 2018
6,1%
2 кв. 2018
3,5%
«Магнит»
3 кв. 2017
−2,5%
4 кв. 2017
4,2%
1 кв. 2018
−3,7%
2 кв. 2018
−5,2%
«М-видео»
3 кв. 2017
5,8%
4 кв. 2017
12,7%
1 кв. 2018
12,5%
2 кв. 2018
15,4%
«Обувь России»
3 кв. 2017
6,1%
4 кв. 2017
10,9%
1 кв. 2018
−10,9%
2 кв. 2018
1,5%
X5 Retail Group
3 кв. 2017
4,6%
4 кв. 2017
3,5%
1 кв. 2018
0,5%
2 кв. 2018
1,0%

Прибыль и дивиденды

Обычно компании фиксируют информацию о дивидендах в дивидендной политике: сколько процентов чистой прибыли уйдет на дивиденды, как часто их будут платить и от каких условий зависит выплата. Я привел ссылки на дивполитики с четко прописанными условиями.

Дивидендная политика нужна инвесторам, чтобы прикинуть потенциальные дивиденды. При этом компания не обязана соблюдать дивидендную политику, но тогда акционеры могут начать продавать акции.

Я попробую рассчитать потенциальные дивиденды. Возьму прибыль компании за два последних полугодия, чтобы получить результат за год. Исхожу из предположения, что во 2 полугодии 2018 года компания заработает как минимум столько же, сколько год назад. Разберем прибыль и дивиденды по компаниям.

«Детский мир». По дивидендной политике планирует отправлять не менее 50% прибыли на дивиденды, в реальности отправляют 100%. Исходим из предположения, что продолжат платить 100% чистой прибыли.

«Лента». Компания не платит дивиденды и до конца 2018 года не планирует.

«Магнит». Нет четкой дивполитики. Раньше на дивиденды направляли 80—100% прибыли. Но прибыль падает, нужно обновлять магазины. Предположим, что отправят 50% чистой прибыли.

«М-видео». В дивполитике не указано, сколько процентов чистой прибыли уйдет на дивиденды. Руководство решило, что по итогам 2018 года заплатят 50%.

«Обувь России». В дивполитике нет четких формулировок. Но за прошлые два года на дивиденды направляли 20% чистой прибыли. Предположим, что за 2018 год направят столько же.

X5 Retail Group. Планируют направлять на дивиденды не менее 25% чистой прибыли. Но только при условии, что отношение чистого долга к EBITDA будет меньше 2. Сейчас показатель равен 2,18. За 2017 год на дивиденды направили 69% прибыли. Предположим, что компания уменьшит долги или станет больше зарабатывать и выплата останется на уровне.

Показатель чистой прибыли можно брать из финансовой отчетности. Чтобы не тратить время на поиск и сбор данных, можете воспользоваться нашими таблицами.

Чтобы рассчитать дивидендную доходность, я поделил сумму дивидендов на цену акции на 12 сентября 2018 года. Цена акции может вырасти или упасть — тогда доходность изменится. А может быть, вы уже держите акции этих компаний — тогда у вас своя дивидендная доходность, которая зависит от цены акций на момент покупки.

Нужно понимать, что все может измениться: это издержки инвестиций. Очень красиво выглядит дивдоходность «М-видео», но она рассчитана на основе слов финансового директора. Поэтому следите за новостями компаний и не делайте упор только на текущие дивиденды. А выплата дивидендов у X5 может вообще сорваться: отношение чистого долга к EBITDA больше 2 — могут ничего не заплатить и будут правы.

Расчет потенциальных дивидендов

КомпанияЧистая прибыль за год, млрд РМогут направить на дивиденды, % чистой прибылиКоличество акцийДивиденд на акциюПотенциальная дивдоходность на 12.09.18
«Детский мир»5,170100%739 000 0006,99 Р7,5%
«Магнит»32,55550%101 911 355159,72 Р3,9%
«М-видео»9,14650%179 768 22750,87 Р12,3%
«Обувь России»1,27520%113 056 0002,25 Р2,5%
X5 Retail Group27,00969%271 572 87268,62 Р4,6%
«Детский мир»
Чистая прибыль за год, млрд Р
5,170
Могут направить на дивиденды, % чистой прибыли
100%
Количество акций
739 000 000
Дивиденд на акцию
6,99 Р
Потенциальная дивдоходность на 12.09.18
7,5%
«Магнит»
Чистая прибыль за год, млрд Р
32,555
Могут направить на дивиденды, % чистой прибыли
50%
Количество акций
101 911 355
Дивиденд на акцию
159,72 Р
Потенциальная дивдоходность на 12.09.18
3,9%
«М-видео»
Чистая прибыль за год, млрд Р
9,146
Могут направить на дивиденды, % чистой прибыли
50%
Количество акций
179 768 227
Дивиденд на акцию
50,87 Р
Потенциальная дивдоходность на 12.09.18
12,3%
«Обувь России»
Чистая прибыль за год, млрд Р
1,275
Могут направить на дивиденды, % чистой прибыли
20%
Количество акций
113 056 000
Дивиденд на акцию
2,25 Р
Потенциальная дивдоходность на 12.09.18
2,5%
X5 Retail Group
Чистая прибыль за год, млрд Р
27,009
Могут направить на дивиденды, % чистой прибыли
69%
Количество акций
271 572 872
Дивиденд на акцию
68,62 Р
Потенциальная дивдоходность на 12.09.18
4,6%

Корпоративные события

Разберемся в событиях, которые выходят за рамки отчетов.

Крупная сделка «Магнита». Кто читал наш обзор на отчетность «Магнита», уже знает: инвесторы думали, что купят «СИА групп», оказалось — выдали заем дочерней компании.

«Магнит» будет выкупать акции. Выкуп акций — способ расплатиться с держателями акций. Компания уменьшает количество акций на рынке — на одного акционера будет больше прибыли и дивидендов. Еще выкупленные акции используют для мотивации сотрудников.

«Магнит» может выкупить с рынка максимум 4,9% акций из свободного обращения. На выкуп могут потратить до 16,5 млрд рублей. Выкупать акции будут до 28 декабря 2018 года. Компания установила лимит на цену выкупа: до 4930 рублей за акцию.

«М-видео» купил «Эльдорадо» и «Медиамаркт». «Эльдорадо» купили за 45,5 млрд рублей без учета долгов компании. Сделку закрыли 26 апреля. Для покупки взяли кредит у ВТБ на 40,5 млрд рублей.

С покупкой «Эльдорадо» выручка «М-видео» выросла на 33%, а торговая площадь — на 44%. Теперь осталось понять планы руководства по погашению кредита. Еще купили «Медиамаркт», но пока нет данных по магазину, не с чем сравнивать.

У «Детского мира» может смениться основной владелец. Текущий владелец «Детского мира» — инвестиционная компания АФК «Система», ей нужно погасить 190 млрд долгов до конца 2018 года. Один из вариантов частичного погашения — продать 52,1% акций «Детского мира». Новый владелец получит полный контроль над компанией, а за это обычно приходится переплачивать.

По слухам, Керимов готов выкупить 52,1% акций «Детского мира» по 116 рублей за акцию. На 12 сентября 2018 года на бирже акции стоят 93 рубля. Если сделка состоится, краткосрочно акции могут вырасти до суммы сделки — до 116 рублей.

Что дальше

Я лишь напишу, за чем буду следить.

«Детский мир». Важны любые новости об интересе инвесторов к покупке компании. Чем позже будут новости, тем лучше: текущий владелец платит промежуточные дивиденды в декабре. А дивиденды нужны владельцу, чтобы погасить долги. Еще в новостях буду смотреть, какую долю хотят купить инвесторы. Если всю долю текущего владельца — хорошо. Новый владелец получит контроль, за это придется больше заплатить — цена акций может подскочить на сумму сделки.

«Лента», «Магнит» и X5. Все компании гонятся за открытием новых магазинов. Получается плохо: выручка растет медленнее расходов. У «Магнита» и X5 уже упала прибыль в 1 полугодии 2018 года по отношению к аналогичному периоду 2017 года. Буду следить за операционной прибылью всех компаний: в прибыли учитывается выручка и расходы на бизнес, но не учитываются проценты и налоги.

«М-видео». Жду операционный отчет за 3 квартал 2018 года. Может, там появится информация по «Медиамаркту». Можно будет сделать предположения, насколько хороша покупка.

«Обувь России». Не знаю. Может, обувь купить под микрозаем? Что посоветуете?

Я не хочу советовать: вам решать и нести ответственность. Я поделился собранными данными, своими наблюдениями и информацией из интернета. Вы можете сформировать свое мнение самостоятельно. Нужно только узнать:

  1. Как оценивать стоимость компании.
  2. Как читать финансовую отчетность.
  3. Как считать мультипликаторы.