«Лента», «Магнит» и X5 опубликовали результаты за 1 квартал 2018 года

«Лента», «Магнит» и X5 опубликовали результаты за 1 квартал 2018 года

Обсудить

На прошлой неделе «Лента», «Магнит» и X5 Retail Group опубликовали операционные результаты за 1 квартал 2018 года. Операционные результаты — это не полноценная отчетность, в ней показывают только выручку и все, что с ней связано. Мы взяли отчеты «Ленты», «Магнита» и X5 и посмотрели, что там произошло.

Аватар автора

Сергей Шаболкин

частный инвестор

Страница автора

Выручка

Анализируя выручку ретейлеров, нужно обращать внимание на продуктовую инфляцию. Если рост выручки чуть выше продуктовой инфляции, то компания заработала деньги за счет роста цен, а не за счет развития бизнеса. Продуктовую инфляцию можно взять с сайта Росстата, в 1 квартале она составила 1,4%. У «Ленты», «Магнита» и X5 все ок: рост выше инфляции — значит, выручка компаний растет за счет улучшения бизнеса, а не естественного роста цен из-за инфляции.

Средние данные по рынку показывают, что «Магнит» работает слабее остальных в отрасли. Возможно, ситуация исправится к 3—4 кварталу 2018 года: в прошлом году «Магнит» закрыл часть магазинов и недосчитался дополнительной выручки.

Сравнение выручки «Ленты», «Магнита» и X5

Компания1 кв. 20171 кв. 2018Рост
«Лента»77,9 млрд ₽93,4 млрд ₽19,9%
X5291,5 млрд ₽350,4 млрд ₽20,2%
«Магнит»266,9 млрд ₽288,6 млрд ₽8,1%
Среднее по рынку132,1 млрд ₽147,8 млрд ₽11,9%

Сравнение выручки «Ленты», «Магнита» и X5

1 квартал 2017
«Лента»77,9 млрд ₽
X5291,5 млрд ₽
«Магнит»266,9 млрд ₽
Среднее по рынку132,1 млрд ₽
1 квартал 2018
«Лента»93,4 млрд ₽
X5350,4 млрд ₽
«Магнит»288,6 млрд ₽
Среднее по рынку147,8 млрд ₽
Рост
«Лента»19,9%
X520,2%
«Магнит»8,1%
Среднее по рынку11,9%

Выручка на м²

Анализируя выручку, мы смотрим на общую картину: растет или уменьшается бизнес. Чтобы оценить, насколько эффективно компания использует торговую площадь, посчитайте выручку на квадратный метр. Значение также показывает, как растет бизнес: за счет открытия новых магазинов или улучшения предложения для покупателей. Я собрал данные и посчитал значение — расчеты смотрите в таблице.

Из расчетов видно, что у всей отрасли падает выручка на квадратный метр. У «Ленты» показатель падает последние два года — компания еще в 2017 году решила продавать часть торговой площади.

Если падение у X5 оправдывается большим приростом выручки за счет новых магазинов, то «Магнит» выглядит хуже на фоне конкурентов. Но не забываем про модернизацию магазинов — есть вероятность, что у компании могут улучшиться показатели к концу 2018 года.

Выручка на м² «Ленты», «Магнита» и X5

Компания1 кв. 20171 кв. 2018Рост
«Лента»66 752 ₽67 050 ₽0,4%
X564 062 ₽61 110 ₽−4,6%
«Магнит»51 861 ₽49 496 ₽−4,6%
Среднее по рынку75 716 ₽75 026 ₽−0,9%

Выручка на м² «Ленты», «Магнита» и X5

1 квартал 2017
«Лента»66 752 ₽
X564 062 ₽
«Магнит»51 861 ₽
Среднее по рынку75 716 ₽
1 квартал 2018
«Лента»67 050 ₽
X561 110 ₽
«Магнит»49 496 ₽
Среднее по рынку75 026 ₽
Рост
«Лента»0,4%
X5−4,6%
«Магнит»−4,6%
Среднее по рынку−0,9%

Сопоставимые результаты

Еще один способ оценить эффективность ретейлеров — сравнить результаты всех магазинов, открытых до отчетного периода. В нашем случае это магазины, открытые до 1 квартала 2017 года.

Сопоставимый средний чек и трафик. «Лента» и X5 в пресс-релизах написали, что на результат повлияла аномально холодная погода.

X5 оправдывает падение трафика и среднего чека тем, что компания отказалась от промоакций в «Пятерочке». Теперь «Пятерочка» будет адаптировать продуктовую линейку под спрос покупателей в конкретных магазинах.

У «Магнита» стабильно плохие сопоставимые показатели: трафик падал весь прошлый год, средний чек рос только во втором и третьем квартале.

В отчетах компании публикуют соотношение нынешнего показателя с показателем прошлого периода. Например, в нашей таблице столбец за 1 квартал 2017 — это рост показателя в 1 квартале 2017 по сравнению с 1 кварталом 2016. А 1 квартал 2018 — рост показателя в 1 квартале 2018 по сравнению с 1 кварталом 2017.

Рост сопоставимого среднего чека и трафика «Ленты», «Магнита» и X5

КомпанияСредний чекТрафик
1 кв. 20171 кв. 20181 кв. 20171 кв. 2018
«Лента»0,3%5,5%−2,0%0,6%
X52,6%2,2%4,6%−1,6%
«Магнит»−0,1%0,0%−4,6%−3,6%

Рост сопоставимого среднего чека и трафика «Ленты», «Магнита» и X5

Средний чек1 кв. 20171 кв. 2018
«Лента»0,3%5,5%
X52,6%2,2%
«Магнит»−0,1%0,0%
Трафик1 кв. 20171 кв. 2018
«Лента»−2,0%0,6%
X54,6%−1,6%
«Магнит»−4,6%−3,6%

Сопоставимые продажи. Кажется, благодаря плохим погодным условиям выиграли гипермаркеты: сильно вырос средний чек «Ленты», а X5 показал положительный результат. Сопоставимые продажи показывают, что X5 увеличил выручку за счет расширения, а не улучшения результатов старых магазинов.

Сопоставимые продажи «Ленты», «Магнита» и X5

Компания1 кв. 20171 кв. 2018
«Лента»−1,7%6,1%
X57,3%0,5%
«Магнит»−4,8%−3,7%

Сопоставимые продажи «Ленты», «Магнита» и X5

Компания1 кв. 20171 кв. 2018
«Лента»−1,7%6,1%
X57,3%0,5%
«Магнит»−4,8%−3,7%

Что дальше

Суммарно результаты «Ленты» лучше, чем X5 — выручка растет, старые магазины так же эффективны. «Магнит» стоит оставить в покое до следующего квартального отчета. Второй и третий квартал 2018 года станет показательным для ретейлеров: в России пройдет чемпионат мира по футболу. А это дополнительный трафик и выручка.

Осталось дождаться, когда выйдут квартальные отчетности компаний, — потом вы сможете использовать инвесторскую магию. В этом вам помогут наши статьи:

  1. Как оценивать стоимость компании и принимать разумные инвестиционные решения.
  2. Как считать мультипликаторы.
  3. Как анализировать отчетность на примере годового отчета «Ленты».
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество