На прошлой неделе «Лента», «Магнит» и X5 Retail Group опубликовали операционные результаты за 1 квартал 2018 года. Операционные результаты — это не полноценная отчетность, в ней показывают только выручку и все, что с ней связано. Мы взяли отчеты «Ленты», «Магнита» и X5 и посмотрели, что там произошло.

Выручка

Анализируя выручку ретейлеров, нужно обращать внимание на продуктовую инфляцию. Если рост выручки чуть выше продуктовой инфляции, то компания заработала деньги за счет роста цен, а не за счет развития бизнеса. Продуктовую инфляцию можно взять с сайта Росстата, в 1 квартале она составила 1,4%. У «Ленты», «Магнита» и X5 все ок: рост выше инфляции — значит, выручка компаний растет за счет улучшения бизнеса, а не естественного роста цен из-за инфляции.

Средние данные по рынку показывают, что «Магнит» работает слабее остальных в отрасли. Возможно, ситуация исправится к 3—4 кварталу 2018 года: в прошлом году «Магнит» закрыл часть магазинов и недосчитался дополнительной выручки.

Сравнение выручки «Ленты», «Магнита» и X5

Компания1 кв. 20171 кв. 2018Рост
«Лента»77,9 млрд Р93,4 млрд Р19,9%
X5291,5 млрд Р350,4 млрд Р20,2%
«Магнит»266,9 млрд Р288,6 млрд Р8,1%
Среднее по рынку132,1 млрд Р147,8 млрд Р11,9%
1 квартал 2017
«Лента»
77,9 млрд Р
X5
291,5 млрд Р
«Магнит»
266,9 млрд Р
Среднее по рынку
132,1 млрд Р
1 квартал 2018
«Лента»
93,4 млрд Р
X5
350,4 млрд Р
«Магнит»
288,6 млрд Р
Среднее по рынку
147,8 млрд Р
Рост
«Лента»
19,9%
X5
20,2%
«Магнит»
8,1%
Среднее по рынку
11,9%

Выручка на м²

Анализируя выручку, мы смотрим на общую картину: растет или уменьшается бизнес. Чтобы оценить, насколько эффективно компания использует торговую площадь, посчитайте выручку на квадратный метр. Значение также показывает, как растет бизнес: за счет открытия новых магазинов или улучшения предложения для покупателей. Я собрал данные и посчитал значение — расчеты смотрите в таблице.

Из расчетов видно, что у всей отрасли падает выручка на квадратный метр. У «Ленты» показатель падает последние два года — компания еще в 2017 году решила продавать часть торговой площади.

Если падение у X5 оправдывается большим приростом выручки за счет новых магазинов, то «Магнит» выглядит хуже на фоне конкурентов. Но не забываем про модернизацию магазинов — есть вероятность, что у компании могут улучшиться показатели к концу 2018 года.

Выручка на м² «Ленты», «Магнита» и X5

Компания1 кв. 20171 кв. 2018Рост
«Лента»66 752 Р67 050 Р0,4%
X564 062 Р61 110 Р−4,6%
«Магнит»51 861 Р49 496 Р−4,6%
Среднее по рынку75 716 Р75 026 Р−0,9%
1 квартал 2017
«Лента»
66 752 Р
X5
64 062 Р
«Магнит»
51 861 Р
Среднее по рынку
75 716 Р
1 квартал 2018
«Лента»
67 050 Р
X5
61 110 Р
«Магнит»
49 496 Р
Среднее по рынку
75 026 Р
Рост
«Лента»
0,4%
X5
−4,6%
«Магнит»
−4,6%
Среднее по рынку
−0,9%

Сопоставимые результаты

Еще один способ оценить эффективность ретейлеров — сравнить результаты всех магазинов, открытых до отчетного периода. В нашем случае это магазины, открытые до 1 квартала 2017 года.

Сопоставимый средний чек и трафик. «Лента» и X5 в пресс-релизах написали, что на результат повлияла аномально холодная погода.

X5 оправдывает падение трафика и среднего чека тем, что компания отказалась от промоакций в «Пятерочке». Теперь «Пятерочка» будет адаптировать продуктовую линейку под спрос покупателей в конкретных магазинах.

У «Магнита» стабильно плохие сопоставимые показатели: трафик падал весь прошлый год, средний чек рос только во втором и третьем квартале.

В отчетах компании публикуют соотношение нынешнего показателя с показателем прошлого периода. Например, в нашей таблице столбец за 1 квартал 2017 — это рост показателя в 1 квартале 2017 по сравнению с 1 кварталом 2016. А 1 квартал 2018 — рост показателя в 1 квартале 2018 по сравнению с 1 кварталом 2017.

Рост сопоставимого среднего чека и трафика «Ленты», «Магнита» и X5

КомпанияСредний чекТрафик
1 кв. 20171 кв. 20181 кв. 20171 кв. 2018
«Лента»0,3%5,5%−2,0%0,6%
X52,6%2,2%4,6%−1,6%
«Магнит»−0,1%0,0%−4,6%−3,6%
Средний чек
1 кв. 2017
1 кв. 2018
«Лента»
0,3%
5,5%
X5
2,6%
2,2%
«Магнит»
−0,1%
0,0%
Трафик
1 кв. 2017
1 кв. 2018
«Лента»
−2,0%
0,6%
X5
4,6%
−1,6%
«Магнит»
−4,6%
−3,6%

Сопоставимые продажи. Кажется, благодаря плохим погодным условиям выиграли гипермаркеты: сильно вырос средний чек «Ленты», а X5 показал положительный результат. Сопоставимые продажи показывают, что X5 увеличил выручку за счет расширения, а не улучшения результатов старых магазинов.

Сопоставимые продажи «Ленты», «Магнита» и X5

Компания1 кв. 20171 кв. 2018
«Лента»−1,7%6,1%
X57,3%0,5%
«Магнит»−4,8%−3,7%
Компания
1 кв. 2017
1 кв. 2018
«Лента»
−1,7%
6,1%
X5
7,3%
0,5%
«Магнит»
−4,8%
−3,7%

Что дальше

Суммарно результаты «Ленты» лучше, чем X5 — выручка растет, старые магазины так же эффективны. «Магнит» стоит оставить в покое до следующего квартального отчета. Второй и третий квартал 2018 года станет показательным для ретейлеров: в России пройдет чемпионат мира по футболу. А это дополнительный трафик и выручка.

Осталось дождаться, когда выйдут квартальные отчетности компаний, — потом вы сможете использовать инвесторскую магию. В этом вам помогут наши статьи:

  1. Как оценивать стоимость компании и принимать разумные инвестиционные решения.
  2. Как считать мультипликаторы.
  3. Как анализировать отчетность на примере годового отчета «Ленты».