На Московской бирже можно купить акции «Детского мира», «Ленты», «Магнита», «М-видео», «Обуви России» — о да! — и X5 Retail Group. Перед тем как инвестировать в акции, стоит разобраться с финансами компаний.

Выручка

Ретейлеры зарабатывают на торговой площади. Больше площадь — больше выручка. У «Детского мира», «М-видео» и «Обуви России» есть преимущество: небольшая часть выручки приходится на интернет-магазин — а это меньше расходов на дополнительную площадь.

Выручка на квадратный метр показывает, насколько эффективно компания использует торговую площадь. Компания может расширяться неэффективно: открываться рядом с конкурентами или на месте с низким трафиком. Например, это проблема продуктовых магазинов.

Сопоставимые продажи

Ретейлеры считают сопоставимые показатели, или like-for-like, — это результаты магазинов, которые проработали минимум год. Сопоставимые продажи показывают, насколько выросла или упала выручка в старых магазинах. Показатель помогает оценить, как растет компания: только за счет расширения торговой площади или еще и за счет роста эффективности старых магазинов.

Ближайшие дивиденды

Руководство компании рекомендует размер дивидендов, а акционеры его утверждают. Нас, как частных инвесторов, это не касается: у компаний есть крупные акционеры, которые решают этот вопрос. После выплаты цена акций упадет на размер дивидендов — это нормально. Почему так происходит — читайте в статье про дивиденды. Если у компании растут показатели и она нравится инвесторам, цены восстановятся.

Потенциальные дивиденды российских ретейлеров

Компания Прибыль на акцию Потенциально направят на дивиденды Дивиденд на акцию Потенциальная доходность на 3.12.2018
«Магнит» — дивиденды за 4 квартал 2018 года 75,23 55% 41,38 1,1%
«М-видео» 63,3 50% 23,3 5,6%
«Обувь России» 9,85 20% 1,97 3,3%
X5 Retail Group 120,53 69% 83,17 4,8%
«Магнит» — дивиденды за 4 квартал 2018 года
Прибыль на акцию
75,23
Потенциально направят на дивиденды
55%
Дивиденд на акцию
41,38
Потенциальная доходность на 3.12.2018
1,1%
«М-видео»
Прибыль на акцию
63,3
Потенциально направят на дивиденды
50%
Дивиденд на акцию
23,3
Потенциальная доходность на 3.12.2018
5,6%
«Обувь России»
Прибыль на акцию
9,85
Потенциально направят на дивиденды
20%
Дивиденд на акцию
1,97
Потенциальная доходность на 3.12.2018
3,3%
X5 Retail Group
Прибыль на акцию
120,53
Потенциально направят на дивиденды
69%
Дивиденд на акцию
83,17
Потенциальная доходность на 3.12.2018
4,8%

Потенциальные дивиденды

Попробую посчитать потенциальные дивиденды.

Сейчас «Детский мир» направляет всю чистую прибыль на дивиденды, но у компании скоро может смениться владелец. И что решит он — непонятно.

«Лента» инвестирует всю прибыль в расширение и не планирует платить дивиденды в ближайшее время.

«Магнит» в последний раз направил на дивиденды 55% чистой прибыли, «Обувь России» — 20%, X5 Retail Group — 69%. Руководство «М-видео» заявило, что по итогам 2018 года могут направить на дивиденды 50% чистой прибыли. А могут и не направить.

«Рейтер» прогнозирует, что «Магнит» в 4 квартале заработает 75,23 рубля на акцию, X5 Retail Group за год — 120,53 рубля на акцию. Возьмем эти данные для расчета дивидендов.

Теперь мои предположения. Допустим, «Обувь России» заработает за 4 квартал 2018 года минимум столько же, сколько за 4 квартал 2017 года, — тогда чистая прибыль за 2018 год получится 1,114 млрд рублей — 9,85 рубля на акцию.

С «М-видео» все сложно. Компания купила «Эльдорадо» — из-за этого показатели выросли почти в два раза. Но «М-видео» для покупки взял в кредит 40,5 млрд рублей под 8,5% годовых — на проценты за год уйдет 3,4 млрд рублей. В общем, хотите подробности моего расчета — смотрите гугл-таблицу.

Не забывайте: руководство «М-видео» может потратить деньги на уменьшение долга, а не на выплату дивидендов. И также не забывайте, что это расчет на коленке кого-то там из интернета, а вы знаете, что с такими расчетами нужно делать.

Ближайшие дивиденды российских ретейлеров — за 9 месяцев 2018 года

КомпанияДивидендДо какого числа нужно купить и держатьДоходность
«Детский мир»4,39 Р21 декабря4,7%
«Магнит»137,38 Р19 декабря3,9%
Дивиденд
4,39 Р
До какого числа нужно купить и держать
21 декабря
Доходность
4,7%
Дивиденд
137,38 Р
До какого числа нужно купить и держать
19 декабря
Доходность
3,9%

Как дела у «Детского мира»

Нашли покупателя. АФК «Система» владеет 52,1% акций «Детского мира». У «Системы» большой долг — 228 млрд рублей. Долг хотят снизить до 150 млрд рублей — для этого планируют продать «Детский мир». Продать компанию могут в конце 2018 или в начале 2019 года.

Покупатель получит больше 50% акций и должен будет выставить оферту — предложение акционерам выкупить у них акции. Выберут большую из двух цен: либо средневзвешенный курс акций за прошедшие шесть месяцев — сейчас это 90,4 рубля на акцию, — либо цену, уплаченную покупателем пакета акций «Системы».

Новый покупатель получит контроль в «Детском мире» — право единолично решать большую часть вопросов. Обычно за такой контроль приходится доплачивать. Аналитики считают, что цена сделки составит 96—100 рублей за акцию.

Сейчас «Детский мир» направляет 100% чистой прибыли на дивиденды. Основной страх инвесторов — новый владелец может уменьшить размер дивидендов. Если планируете покупать акции «Детского мира» в ближайшее время — учитывайте это.

Зоотовары. Руководство считает так: рынок детских товаров в России — 500 млрд рублей, зоотоваров — 200 млрд. Лидера нет, на питомцах тоже не экономят, а отрасль растет быстрее рынка детских товаров. Но это все слова руководства.

«Детский мир» планирует открыть первые десять зоомагазинов в Москве и Московской области. Их площадь — 100—250 м². Для сравнения: площадь одного «Детского мира» — минимум 500 м². Зоомагазины будут работать и как зоны доставки товаров из интернет-магазина.

Расширение. Темп роста выручки «Детского мира» падает — планируют расширяться, чтобы сохранить рост.

Открыли первые магазины на Дальнем Востоке — в Благовещенске и Владивостоке. На Дальнем Востоке 17 городов с населением от 50 тысяч, которые могут быть интересны для «Детского мира».

В Казахстане открыто 25 магазинов. Их выручка за 1 полугодие 2018 года составила миллиард рублей — 2% от общей выручки. Хотят увеличить выручку до 3—4 млрд рублей за год и довести количество магазинов до 70. В Беларусь хотят выйти в 2019 году.

Источник: Презентация «Детского мира» за ноябрь 2018 года, стр. 11
Источник: Презентация «Детского мира» за ноябрь 2018 года, стр. 11

Как дела у «Магнита»

Новая стратегия. Перестанут открывать гипермаркеты — магазины с площадью в 4—5 тысяч квадратных метров. Гипермаркеты переделают в торгово-развлекательные центры. По данным «Магнита», выручка гипермаркетов не растет. Вместо гипермаркетов будут тестировать разные форматы. Откроют небольшие магазины на 100—200 м²: ближе к потребителю, погода меньше влияет на трафик. Откроют специализированные магазины косметики и аптеки. Запустят магазины на АЗС и в отделениях Почты России.

«Магнит» планирует увеличить долю товаров собственной марки с 9 до 20% в 2023 году. Тратить на рекламу приходится меньше → стоимость товара ниже, чем у конкурентов, → товар покупают больше.

Купили «СИА Групп». «СИА Групп» — поставщик лекарств. Руководство объяснило сделку тем, что «Магнит» хочет развивать торговлю лекарствами, а это сложный отдельный процесс — легче купить готовую компанию.

Выкуп акций. «Магнит» будет выкупать акции до 28 декабря. Акции будут использовать для стимуляции руководителей — стандартная практика. Задача: стимулировать на рост прибыли и капитализации компании. На дне инвестора говорили, что раньше оклад менеджмента составлял 83%, бонусы — 17%. Теперь будет 50 на 50.

Низкий долг. На дне инвестора генеральный директор заявил: низкий долг дает нам возможность купить другую компанию, но пока договоренностей нет. На вопрос инвестора про покупку «Дикси» ответили: «как только — так сразу».

Как дела у «М-видео»

Купили «Медиамаркт». Под брендами «М-видео» и «Эльдорадо» будут открыты 42 магазина «Медиамаркта». Глава «М-видео» считает, что без приобретения компании так вырасти в магазинах не смогли бы.

Купили «Эльдорадо». «М-видео» увеличил долю на рынке электронной коммерции до 25,9%. Руководство считает, что сможет получить дополнительно 18 млрд рублей: обе компании будут управлять ассортиментом, поставками и маркетингом по единой модели. Компании могут помешать друг другу: бренда два, а человек делает покупку только в одном магазине. Ассортимент и цены примерно одинаковые. Руководство успокаивает: продажи растут быстрее рынка — клиентская база растет.

Рост «М-видео» за год, источник: презентация «М-Видео» за 3 квартал 2018 года, стр. 4
Рост «М-видео» за год, источник: презентация «М-Видео» за 3 квартал 2018 года, стр. 4

Как дела у «Обуви России»

Падение сопоставимых продаж. Руководство считает, что сопоставимые продажи упали на 8,8% из-за хорошей погоды: людям не нужна осенняя и зимняя обувь. Я взял для сравнения несколько крупных городов в разных регионах: в октябре 2018 года погода была лучше, чем в 2017 году, — это плохо для продаж, а в ноябре было наоборот — это хорошо. Если основываться на выводах руководства — ждать прорыва в 4 квартале не стоит. Данные смотрите в гугл-таблице.

Выкуп акций. В октябре компания объявила о выкупе акций. Выкупать могут с рынка или у отдельных инвесторов. Максимум выкупят акций на 900 миллионов рублей.

Что дальше

На сайтах компании публикуют финансовые отчеты, в них рассказывают, сколько выручили и заработали, в презентациях — как получили текущие результаты и как увеличат бизнес в будущем. Чтобы научиться выбирать акции — прочитайте наши статьи: