Abbott — американская компания, работающая в области здравоохранения с 1888 года. Сейчас капитализация компании составляет 189 млрд долларов.

Структура выручки

В своем последнем квартальном отчете компания выделяет четыре направления продаж и указывает процент от общей выручки:

  1. Лекарства — 12,4%. Непатентованные препараты — дженерики для экспорта в другие страны.
  2. Питание — 21,8%. Лечебное питание и смеси для новорожденных, мам, спортсменов, пожилых людей с хроническими заболеваниями.
  3. Диагностика — 29,9%. Диагностическое оборудование для лабораторий и медицинских учреждений; молекулярная диагностика хронических заболеваний, таких как инфекции, онкология; экспресс-тесты.
  4. Медицинские приборы — 35,9%. Устройства для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, хронических болей, производство систем мониторинга уровня глюкозы в крови.

Выручка в миллионах долларов по направлениям

3 квартал 2019 3 квартал 2020
Лекарства 1212 1099
Питание 1874 1924
Диагностика 1909 2640
Мед. приборы 3065 3170
Итого 8060 8833
Лекарства
3 квартал 2019
1212
3 квартал 2020
1099
Питание
3 квартал 2019
1874
3 квартал 2020
1924
Диагностика
3 квартал 2019
1909
3 квартал 2020
2640
Мед. приборы
3 квартал 2019
3065
3 квартал 2020
3170
Итого
3 квартал 2019
8060
3 квартал 2020
8833

Выручка в миллионах долларов по регионам

3 квартал 2019 3 квартал 2020
США 2825 3314
Другие страны 5235 5519
США
3 квартал 2019
2825
3 квартал 2020
3314
Другие страны
3 квартал 2019
5235
3 квартал 2020
5519

По данным отчетности, выручка компании год к году увеличилась примерно на 10%. Основным драйвером роста выступил сегмент диагностики, который прибавил более 38%. Рассмотрим динамику продаж по каждому из четырех направлений.

Лекарства. В 2013 году основной фармбизнес был выделен в отдельную компанию AbbVie. Сама Abbott занимается производством дженериков и их экспортом в развивающиеся страны. Продажи препаратов в 2020 снизились на 9,3%. В первую очередь это обусловлено более сильным долларом относительно валют развивающихся стран в период пандемии.

Питание. Выручка в этом сегменте увеличилась на 2,6%. Возрастающий спрос на продукты компании в разных странах был частично компенсирован падением продаж питания для новорожденных в Китае.

Диагностика. Разработка различных тестов на COVID-19 дала рост продаж на 38,2%. Отделение молекулярной диагностики увеличило выручку на 313,1%. Продажи экспресс-тестов прибавили 83,2%.

Медицинские приборы. Общие продажи медицинского оборудования увеличились на 3,4%. С приходом пандемии упал спрос на сердечно-сосудистые и нейромодуляционные приборы компании. Несрочные операции на сердце отложили, а отделения больниц переоборудовали для борьбы с коронавирусом. С постепенным снятием локдауна спрос на оборудование начал восстанавливаться.

Снижение выручки в некоторых сегментах компенсировали устройства для больных диабетом. Рост продаж этих приборов составил 26,9%. Компания постоянно совершенствует свои системы мониторинга уровня глюкозы, что поддерживает интерес потребителей.

Общая выручка Abbott в последние годы увеличивалась. Среднегодовой рост за последние 5 лет составил 9,5%. Операционная маржинальность держится на уровне 13,5%.

Выручка и операционная прибыль в миллиардах долларов, операционная маржинальность в процентах от выручки. Источник: Macrotrends
Выручка и операционная прибыль в миллиардах долларов, операционная маржинальность в процентах от выручки. Источник: Macrotrends

Дивиденды и долги

Компания выплачивает дивиденды ежеквартально. Годовая доходность составляет 1,35%. Это сравнимо со средней доходностью по сектору здравоохранения — 1,51%. Компания увеличивает дивиденды на протяжении 48 лет и входит в клуб дивидендных аристократов. Дивидендные аристократы — компании, увеличивающие дивидендные выплаты не менее 25 лет подряд.

У компании посильная долговая нагрузка и нет проблем с ликвидностью. Отношение долга к капиталу составляет 0,59, а коэффициент текущей ликвидности равен 1,7. Прибыль до вычета процентных и налоговых платежей превышает выплаты по процентам в 7,5 раза — Abbott способна обслуживать свой долг.

Abbott успешно конвертирует бухгалтерскую прибыль на бумаге в реальные деньги. За последние 12 месяцев операционный денежный поток превысил чистую прибыль почти в два раза. Общая сумма выплаченных дивидендов составила 73,5% от прибыли, или 54,2% от свободного денежного потока.

Конкуренты

Для сравнения по ключевым показателям возьмем крупные компании из индустрии с капитализацией более 50 млрд долларов.

Medtronic. Наиболее схожа с Abbott. Производит приборы для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, проведения разнообразных хирургических операций и устройства для больных диабетом. По отношению капитализации к прибыли считается наименее переоцененной, но демонстрирует не самые высокие темпы роста выручки.

Stryker. Специализируется на изготовлении ортопедических имплантатов, различного хирургического и нейрохирургического оборудования. Схожий с Abbott рост выручки, но при этом обладает более высокой операционной маржинальностью.

Edwards Lifesciences. Занимается изготовлением искусственных сердечных клапанов, кардиохирургического оборудования, а также гемодинамических систем мониторинга для контроля сердечно-сосудистой системы. Из представленного списка показывает наибольшие темпы роста выручки и высокую операционную маржинальность.

У Abbott лучше диверсификация в сравнении с конкурентами. Меньшая маржинальность объясняется продажей лечебного питания и лекарств: это менее прибыльные направления.

Сегмент диагностики компании выступил своеобразным хеджем и позволил нивелировать снижение продаж, вызванное отменой операций по всему миру. Это обстоятельство заложено инвесторами в цену акций. Акции Abbott показали наибольший рост с начала года.

DexCom и Insulet. Стоит упомянуть об этих компаниях отдельно. Они производят приборы для людей с сахарным диабетом. Капитализация этих компаний меньше Abbott, но рост выручки кратно выше.

Показатели крупнейших производителей медицинского оборудования

Abbott Medtronic Stryker Edwards Lifesciences
Отношение капитализации к прибыли 57 44 50 68
Среднегодовой рост выручки за 5 лет 9,5% 7,4% 9% 13,4%
Операционная маржинальность 13,5% 14,2% 17% 19,6%
Годовая дивидендная доходность 1,35% 2,02% 0,99% 0%
Отношение капитализации к прибыли
Abbott
57
Medtronic
44
Stryker
50
Edwards Lifesciences
68
Среднегодовой рост выручки за 5 лет
Abbott
9,5%
Medtronic
7,4%
Stryker
9%
Edwards Lifesciences
13,4%
Операционная маржинальность
Abbott
13,5%
Medtronic
14,2%
Stryker
17%
Edwards Lifesciences
19,6%
Годовая дивидендная доходность
Abbott
1,35%
Medtronic
2,02%
Stryker
0,99%
Edwards Lifesciences
0%

Показатели быстрорастущих производителей медицинского оборудования

DexCom Insulet
Отношение капитализации к прибыли 132 575
Среднегодовой рост выручки за 5 лет 41,6% 26,1%
Операционная маржинальность 16% 8,6%
Годовая дивидендная доходность 0% 0%
Отношение капитализации к прибыли
DexCom
132
Insulet
575
Среднегодовой рост выручки за 5 лет
DexCom
41,6%
Insulet
26,1%
Операционная маржинальность
DexCom
16%
Insulet
8,6%
Годовая дивидендная доходность
DexCom
0%
Insulet
0%
Источник: TradingView
Источник: TradingView
Источник: TradingView
Источник: TradingView

Точки роста

Заболевания, для лечения которых используется продукция Abbott, с каждым годом охватывают все большее количество людей. Кратко рассмотрим ниже статистику по некоторым из них, а также предлагаемые компанией решения.

Сердечно-сосудистые заболевания. По данным исследовательских агентств, мировой рынок устройств для лечения заболеваний сердца сократится с 54 млрд долларов в 2019 году до 44 млрд в 2020. В первую очередь это произойдет из-за вспышки COVID-19 и последующих ограничений. Затем ожидается, что рынок восстановится и продолжит расти на 7% ежегодно, достигнув 70 млрд к 2023 году.

У Abbott широкая линейка продуктов для лечения людей с аритмией, пороками сердца, структурными заболеваниями сердца.

Диабет. Рынок товаров и услуг, связанных с лечением диабета, вырос с 245 млрд долларов в 2012 году до 327 млрд в 2017. По некоторым оценкам, к 2030 году он может превысить 2 трлн долларов.

Флагманская система контроля уровня глюкозы в линейке Abbott — FreeStyle Libre 3. Причем с каждой следующей версией компания продолжает совершенствовать устройство и добавлять новые функции.

Коронавирус. В марте 2020 года ВОЗ объявила о пандемии. В том же месяце Abbott разработала первую лабораторную систему тестирования на коронавирус m2000 RealTime. Далее компания представила систему ID NOW для тестирования в офисах и медицинских пунктах. Отдельно стоит выделить 15-минутный экспресс-тест BinaxNOW, выпущенный в августе. Стоимость теста — 5 $, а по размеру он сравним с кредитной картой. Всего компания разработала 9 различных тестов.

Социальное инвестирование

Ответственный подход к выбору объекта для инвестиций набирает популярность. Этому способствует запрос общества на бережное отношение к окружающей среде и социальную справедливость. Коронавирус также подстегнул интерес к социальному инвестированию.

Dow Jones Sustainability Index представляет компании, которые уделяют большое внимание решению различных экономических, социальных и экологических проблем. В своей индустрии Abbott восьмой год подряд занимает первое место.

Финансовые, социальные и экологические показатели за 2016 и 2019 годы

2016 2019
Затраты на исследования, млн долларов 1447 2440
Социальные инвестиции, млн долларов 36,9 70,6
Количество сотрудников, тысяч человек 94 107
Количество женщин в руководстве 47% 41%
Выработка углекислого газа, тысяч тонн 1120 972
Расход воды, млрд галлонов 3,61 3,52
Генерируемые отходы, тысяч тонн 69,3 67,7
Затраты на исследования, млн долларов
2016
1447
2019
2440
Социальные инвестиции, млн долларов
2016
36,9
2019
70,6
Количество сотрудников, тысяч человек
2016
94
2019
107
Количество женщин в руководстве
2016
47%
2019
41%
Выработка углекислого газа, тысяч тонн
2016
1120
2019
972
Расход воды, млрд галлонов
2016
3,61
2019
3,52
Генерируемые отходы, тысяч тонн
2016
69,3
2019
67,7

Выводы

У Abbott хороший и диверсифицированный бизнес. Диагностика различных заболеваний и производство медицинского оборудования — это наиболее перспективные направления деятельности.

С наступлением всемирного локдауна некоторые статьи выручки Abbott оказались под угрозой. Тем не менее компания смогла быстро адаптироваться под новые реалии.

С начала ноября каждую неделю очередная компания — разработчик вакцины сообщает об успешных испытаниях своего продукта. За это время акции Abbott скорректировались на 6%. Это может послужить хорошим подспорьем для покупки. Многие годы бумаги компании демонстрируют растущий тренд. Abbott Laboratories — хороший выбор для долгосрочного инвестора.