«Аэрофлот» (MCX: AFLT) — крупнейший российский авиахолдинг по количеству рейсов и общему пассажиропотоку. В холдинг входят компании «Аэрофлот», «Россия» и лоукостер «Победа».

24 сентября компания опубликовала операционные показатели холдинга за август и первые 8 месяцев 2021 года. Результаты оказались неоднозначными. Если внутри страны показатели обновили исторические максимумы, то на международном направлении бизнес зафиксировал одни из худших показателей в своей истории.

Напомню, что эпидемия коронавирусной инфекции и ограничительные меры нанесли серьезный удар по российской и международной отрасли авиаперевозок. Самой непростой была ситуация в апреле — июле прошлого года, когда авиасообщение было полностью закрыто.

В 2020 году пассажирские авиаперевозки в мире обрушились на 66% по сравнению с 2019 годом. В России падение было немного слабее — на 53%. Разумеется, и «Аэрофлот», который занимает около 43% на отечественном рынке авиаперелетов, сильно пострадал от кризиса. Компания провела допэмиссию на сумму 80 млрд рублей, из-за чего размылись доли действующих акционеров, а также зафиксировала чистый убыток в размере 123,2 млрд рублей.

Предлагаю рассмотреть операционные показатели «Аэрофлота» за 8 месяцев текущего года и сравнить с результатами аналогичных периодов прошлых лет, чтобы оценить, как компания восстанавливается после кризиса и возможен ли возврат на допандемийный уровень.

Дисклеймер: если мы пишем, что что-то выросло или упало на X%, то по умолчанию подразумеваем сравнение с данными отчета за аналогичный период прошлого года, если не указано другое.

Ключевые операционные показатели

Пассажиропоток. Динамика общего пассажиропотока уверенно растет с февраля и по итогам августа практически достигла 5,55 млн человек, что стало рекордным результатом с сентября 2019 года.

Но если рассматривать отдельно внутренние и международные перелеты, то тут все по-разному. Пассажиропоток на внутренних перелетах не только восстановился, но и превысил максимумы прошлых лет. В летний разгар туристического сезона холдинг перевез рекордное количество пассажиров.

Напротив, ситуация на международном рынке пока выглядит тревожной. Падение здесь оказалось более глубоким, а восстановление происходит гораздо медленнее. На многих направлениях до сих пор действуют ограничения, и общая эпидемическая обстановка в мире пока остается весьма нестабильной.

Примерно с ноября 2020 года пассажиропоток «Аэрофлота» на международных рейсах начал ежемесячно расти, но остается все еще очень далек от исторических максимумов прошлых лет. Для сравнения: этим летом пассажиропоток на международных линиях оказался в пять раз ниже, чем летом 2019 года.

С января по август пассажиропоток авиахолдинга вырос на 53%, до 29,3 млн человек, из них 24,9 млн человек пришлось на внутренние авиалинии и только 4,4 млн человек — на международные перелеты.

По итогам первых 8 месяцев международный пассажиропоток оказался на многолетнем минимуме, внутренний пассажиропоток, наоборот, на максимуме, превысив результаты доковидного периода.

В структуре пассажиропотока 46,2% пришлось на авиакомпанию «Аэрофлот — российские авиалинии», 32,1% — на лоукостер «Победа», а 21,7% — на авиаперевозчика «Россия».

Пассажиропоток группы «Аэрофлот» за 8 месяцев 2021 года, тысяч человек

Внутренний Международный Общий
2017 18 515,2 15 037,3 33 552,4
2018 20 491,2 16 351,0 36 842,2
2019 22 664,7 18 380,9 41 045,5
2020 14 346,7 4759,9 19 106,6
2021 24 949,3 4376,6 29 325,9
Внутренний
2017
18 515,2
2018
20 491,2
2019
22 664,7
2020
14 346,7
2021
24 949,3
Международный
2017
15 037,3
2018
16 351,0
2019
18 380,9
2020
4759,9
2021
4376,6
Общий
2017
33 552,4
2018
36 842,2
2019
41 045,5
2020
19 106,6
2021
29 325,9

Пассажирооборот. Схожую динамику демонстрирует и показатель пассажирооборота, который вырос на 37%, до 62,9 млрд пкм. Около 77% от общего пассажирооборота пришлось на внутренние авиаперелеты. Для сравнения: в докризисном 2019 году доля внутреннего рынка составляла только 41%.

Пассажирооборот по группе «Аэрофлот» за 8 месяцев 2021 года, млн пкм

Внутренний Международный Общий
2017 35 664,0 51 222,7 86 886,7
2018 39 590,7 54 922,3 94 513,0
2019 43 789,1 61 873,2 105 662,4
2020 28 355,1 17 520,0 45 875,1
2021 48 643,4 14 263,4 62 906,7
Внутренний
2017
35 664,0
2018
39 590,7
2019
43 789,1
2020
28 355,1
2021
48 643,4
Международный
2017
51 222,7
2018
54 922,3
2019
61 873,2
2020
17 520,0
2021
14 263,4
Общий
2017
86 886,7
2018
94 513,0
2019
105 662,4
2020
45 875,1
2021
62 906,7

Занятость кресел. За первые 8 месяцев 2021 года занятость кресел выросла до 81,1% — это сильно больше, чем в кризисном 2020 году, но хуже 2017—2019 годов. На внутренних линиях занятость в этом году составила 84%, а на международных — 73,8%.

Общая занятость кресел за 8 месяцев 2021 года

2017 83,4%
2018 83,3%
2019 82,4%
2020 72,5%
2021 81,1%
2017
83,4%
2018
83,3%
2019
82,4%
2020
72,5%
2021
81,1%

Грузы. Кроме пассажиров, «Аэрофлот» перевозит различные грузы и почту. Компания занимает первое место по грузовым гражданским авиаперелетам в России и перевезла за этот год 175,8 тысячи тонн грузов по сравнению с 140,7 тысячи тонн за аналогичный период прошлого года.

Перевезено грузов и почты за 8 месяцев 2021 года, тысяч тонн

2017 167,6
2018 190,3
2019 199,7
2020 140,7
2021 175,8
2017
167,6
2018
190,3
2019
199,7
2020
140,7
2021
175,8

Перелеты. Количество перелетов выросло с 156,7 тысячи до 208,2 тысячи рейсов. При этом количество международных рейсов сократилось на 28% — с 38,7 тысячи до 28 тысяч, а внутренних — выросло на 53%, с 118,1 тысячи до рекордных 180,2 тысячи рейсов.

Количество перелетов по группе «Аэрофлот» за 8 месяцев 2021 года, тысяч рейсов

Внутренний Международный Общий
2017 142,8 100,8 243,6
2018 155,9 112,6 268,5
2019 172,8 125,2 298
2020 118,1 38,7 156,7
2021 180,2 28 208,2
Внутренний
2017
142,8
2018
155,9
2019
172,8
2020
118,1
2021
180,2
Международный
2017
100,8
2018
112,6
2019
125,2
2020
38,7
2021
28
Общий
2017
243,6
2018
268,5
2019
298
2020
156,7
2021
208,2

Парк. На конец августа 2021 года общий парк холдинга составил 349 воздушных судов, из них 202 самолета принадлежат авиакомпании «Аэрофлот», 103 — «России», а 44 — лоукостеру «Победа». Общий налет по парку восстановился с 416,2 тысячи до 519,7 тысячи часов, но все еще далек от доковидных показателей.

Налет по парку за 8 месяцев 2021 года, тысяч часов

2017 665
2018 731,9
2019 819,5
2020 416,2
2021 519,7
2017
665
2018
731,9
2019
819,5
2020
416,2
2021
519,7

Что в итоге

Как видно из операционных данных, восстановление показателей «Аэрофлота» после кризиса происходит медленно. Более того, результаты компании на международном направлении оказались даже хуже прошлогодних. Эпидемическая ситуация в России и мире остается напряженной, а ограничения на перелеты между многими странами все еще действуют, что негативно влияет на международное авиасообщение. Кроме того, сказались девальвация рубля и падение доходов населения, из-за чего путешествия оказались недоступны для многих людей.

Компания стремится компенсировать хотя бы часть потерь от падения пассажиропотока и пассажирооборота на международных линиях за счет увеличения авиаперелетов внутри России. Таким образом, «Аэрофлот» установил новый рекорд на внутренних линиях. Россияне стали чаще выбирать отечественные курорты для отдыха, что благоприятно влияет на развитие внутреннего туризма. В первую очередь от этого выигрывает лоукостер «Победа», который специализируется на бюджетных авиаперевозках благодаря своей бизнес-модели. За 8 месяцев этого года «Победа» увеличила количество рейсов на 79%, пассажиропоток — на 82%, а занятость кресел — до 93,9%, что является одними из лучших показателей в отрасли.

Стоит отметить, что до 2020 года основную долю выручки бизнесу приносили международные авиаперелеты за счет более высокой средней цены на билеты. Поэтому компании вряд ли удастся полностью компенсировать потери в доходе только за счет внутреннего рынка. Ожидать возврата финансовых показателей на докризисные уровни стоит после окончательной стабилизации ситуации на международном рынке авиасообщения и снятия ограничений на перелеты между странами.