Обзор операционных результатов «Аэрофлота»

5
Обзор операционных результатов «Аэрофлота»
Аватар автора

Михаил Болдов

частный инвестор

Страница автора

«Аэрофлот» (MCX: AFLT) — крупнейший российский авиахолдинг по количеству рейсов и общему пассажиропотоку. В холдинг входят компании «Аэрофлот», «Россия» и лоукостер «Победа».

24 сентября компания опубликовала операционные показатели холдинга за август и первые 8 месяцев 2021 года. Результаты оказались неоднозначными. Если внутри страны показатели обновили исторические максимумы, то на международном направлении бизнес зафиксировал одни из худших показателей в своей истории.

Напомню, что эпидемия коронавирусной инфекции и ограничительные меры нанесли серьезный удар по российской и международной отрасли авиаперевозок. Самой непростой была ситуация в апреле — июле прошлого года, когда авиасообщение было полностью закрыто.

В 2020 году пассажирские авиаперевозки в мире обрушились на 66% по сравнению с 2019 годом. В России падение было немного слабее — на 53%. Разумеется, и «Аэрофлот», который занимает около 43% на отечественном рынке авиаперелетов, сильно пострадал от кризиса. Компания провела допэмиссию на сумму 80 млрд рублей, из-за чего размылись доли действующих акционеров, а также зафиксировала чистый убыток в размере 123,2 млрд рублей.

Предлагаю рассмотреть операционные показатели «Аэрофлота» за 8 месяцев текущего года и сравнить с результатами аналогичных периодов прошлых лет, чтобы оценить, как компания восстанавливается после кризиса и возможен ли возврат на допандемийный уровень.

Дисклеймер: если мы пишем, что что-то выросло или упало на X%, то по умолчанию подразумеваем сравнение с данными отчета за аналогичный период прошлого года, если не указано другое.

Ключевые операционные показатели

Пассажиропоток. Динамика общего пассажиропотока уверенно растет с февраля и по итогам августа практически достигла 5,55 млн человек, что стало рекордным результатом с сентября 2019 года.

Но если рассматривать отдельно внутренние и международные перелеты, то тут все по-разному. Пассажиропоток на внутренних перелетах не только восстановился, но и превысил максимумы прошлых лет. В летний разгар туристического сезона холдинг перевез рекордное количество пассажиров.

Напротив, ситуация на международном рынке пока выглядит тревожной. Падение здесь оказалось более глубоким, а восстановление происходит гораздо медленнее. На многих направлениях до сих пор действуют ограничения, и общая эпидемическая обстановка в мире пока остается весьма нестабильной.

Примерно с ноября 2020 года пассажиропоток «Аэрофлота» на международных рейсах начал ежемесячно расти, но остается все еще очень далек от исторических максимумов прошлых лет. Для сравнения: этим летом пассажиропоток на международных линиях оказался в пять раз ниже, чем летом 2019 года.

С января по август пассажиропоток авиахолдинга вырос на 53%, до 29,3 млн человек, из них 24,9 млн человек пришлось на внутренние авиалинии и только 4,4 млн человек — на международные перелеты.

По итогам первых 8 месяцев международный пассажиропоток оказался на многолетнем минимуме, внутренний пассажиропоток, наоборот, на максимуме, превысив результаты доковидного периода.

В структуре пассажиропотока 46,2% пришлось на авиакомпанию «Аэрофлот — российские авиалинии», 32,1% — на лоукостер «Победа», а 21,7% — на авиаперевозчика «Россия».

Пассажиропоток группы «Аэрофлот» за 8 месяцев 2021 года, тысяч человек

ВнутреннийМеждународныйОбщий
201718 515,215 037,333 552,4
201820 491,216 351,036 842,2
201922 664,718 380,941 045,5
202014 346,74759,919 106,6
202124 949,34376,629 325,9

Пассажиропоток группы «Аэрофлот» за 8 месяцев 2021 года, тысяч человек

Внутренний
201718 515,2
201820 491,2
201922 664,7
202014 346,7
202124 949,3
Международный
201715 037,3
201816 351,0
201918 380,9
20204759,9
20214376,6
Общий
201733 552,4
201836 842,2
201941 045,5
202019 106,6
202129 325,9

Пассажирооборот. Схожую динамику демонстрирует и показатель пассажирооборота, который вырос на 37%, до 62,9 млрд пкм. Около 77% от общего пассажирооборота пришлось на внутренние авиаперелеты. Для сравнения: в докризисном 2019 году доля внутреннего рынка составляла только 41%.

Пассажирооборот по группе «Аэрофлот» за 8 месяцев 2021 года, млн пкм

ВнутреннийМеждународныйОбщий
201735 664,051 222,786 886,7
201839 590,754 922,394 513,0
201943 789,161 873,2105 662,4
202028 355,117 520,045 875,1
202148 643,414 263,462 906,7

Пассажирооборот по группе «Аэрофлот» за 8 месяцев 2021 года, млн пкм

Внутренний
201735 664,0
201839 590,7
201943 789,1
202028 355,1
202148 643,4
Международный
201751 222,7
201854 922,3
201961 873,2
202017 520,0
202114 263,4
Общий
201786 886,7
201894 513,0
2019105 662,4
202045 875,1
202162 906,7

Занятость кресел. За первые 8 месяцев 2021 года занятость кресел выросла до 81,1% — это сильно больше, чем в кризисном 2020 году, но хуже 2017—2019 годов. На внутренних линиях занятость в этом году составила 84%, а на международных — 73,8%.

Общая занятость кресел за 8 месяцев 2021 года

201783,4%
201883,3%
201982,4%
202072,5%
202181,1%

Общая занятость кресел за 8 месяцев 2021 года

201783,4%
201883,3%
201982,4%
202072,5%
202181,1%

Грузы. Кроме пассажиров, «Аэрофлот» перевозит различные грузы и почту. Компания занимает первое место по грузовым гражданским авиаперелетам в России и перевезла за этот год 175,8 тысячи тонн грузов по сравнению с 140,7 тысячи тонн за аналогичный период прошлого года.

Перевезено грузов и почты за 8 месяцев 2021 года, тысяч тонн

2017167,6
2018190,3
2019199,7
2020140,7
2021175,8

Перевезено грузов и почты за 8 месяцев 2021 года, тысяч тонн

2017167,6
2018190,3
2019199,7
2020140,7
2021175,8

Перелеты. Количество перелетов выросло с 156,7 тысячи до 208,2 тысячи рейсов. При этом количество международных рейсов сократилось на 28% — с 38,7 тысячи до 28 тысяч, а внутренних — выросло на 53%, с 118,1 тысячи до рекордных 180,2 тысячи рейсов.

Количество перелетов по группе «Аэрофлот» за 8 месяцев 2021 года, тысяч рейсов

ВнутреннийМеждународныйОбщий
2017142,8100,8243,6
2018155,9112,6268,5
2019172,8125,2298
2020118,138,7156,7
2021180,228208,2

Количество перелетов по группе «Аэрофлот» за 8 месяцев 2021 года, тысяч рейсов

Внутренний
2017142,8
2018155,9
2019172,8
2020118,1
2021180,2
Международный
2017100,8
2018112,6
2019125,2
202038,7
202128
Общий
2017243,6
2018268,5
2019298
2020156,7
2021208,2

Парк. На конец августа 2021 года общий парк холдинга составил 349 воздушных судов, из них 202 самолета принадлежат авиакомпании «Аэрофлот», 103 — «России», а 44 — лоукостеру «Победа». Общий налет по парку восстановился с 416,2 тысячи до 519,7 тысячи часов, но все еще далек от доковидных показателей.

Налет по парку за 8 месяцев 2021 года, тысяч часов

2017665
2018731,9
2019819,5
2020416,2
2021519,7

Налет по парку за 8 месяцев 2021 года, тысяч часов

2017665
2018731,9
2019819,5
2020416,2
2021519,7

Что в итоге

Как видно из операционных данных, восстановление показателей «Аэрофлота» после кризиса происходит медленно. Более того, результаты компании на международном направлении оказались даже хуже прошлогодних. Эпидемическая ситуация в России и мире остается напряженной, а ограничения на перелеты между многими странами все еще действуют, что негативно влияет на международное авиасообщение. Кроме того, сказались девальвация рубля и падение доходов населения, из-за чего путешествия оказались недоступны для многих людей.

Компания стремится компенсировать хотя бы часть потерь от падения пассажиропотока и пассажирооборота на международных линиях за счет увеличения авиаперелетов внутри России. Таким образом, «Аэрофлот» установил новый рекорд на внутренних линиях. Россияне стали чаще выбирать отечественные курорты для отдыха, что благоприятно влияет на развитие внутреннего туризма. В первую очередь от этого выигрывает лоукостер «Победа», который специализируется на бюджетных авиаперевозках благодаря своей бизнес-модели. За 8 месяцев этого года «Победа» увеличила количество рейсов на 79%, пассажиропоток — на 82%, а занятость кресел — до 93,9%, что является одними из лучших показателей в отрасли.

Стоит отметить, что до 2020 года основную долю выручки бизнесу приносили международные авиаперелеты за счет более высокой средней цены на билеты. Поэтому компании вряд ли удастся полностью компенсировать потери в доходе только за счет внутреннего рынка. Ожидать возврата финансовых показателей на докризисные уровни стоит после окончательной стабилизации ситуации на международном рынке авиасообщения и снятия ограничений на перелеты между странами.

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество