Fix Price Group Ltd. (MCX: FIXP) — международная сеть дискаунтеров фиксированных цен, зарегистрированная на Кипре, но ведущая бизнес в странах бывшего СССР как в форме собственных магазинов, так и в форме франчайзинга. На российском рынке ретейла фиксированных цен компания занимает положение, близкое к монополии.

О компании

Особенность динамики ГДР холдинга — несмотря на фурор вокруг листинга, ГДР стали падать уже на второй день их оборота на бирже, и падение продолжилось. Его прекращение совпало с публикацией компанией результатов за первое полугодие 2021 года — хоть и, по некоторым параметрам, более слабых, чем в 2020 году. Эта публикация дала уверенность, что магазины дешевых товаров не утратят свою возросшую популярность из-за отсутствия реальных перспектив победить коронавирус и экономический кризис.

История компании. Компания была основана в 2007 году в Химках под названием ООО «Бэст Прайс» предпринимателями Сергеем Ломакиным и Артемом Хачатряном, у которых уже был опыт в отрасли ретейла: до этого они продали сеть дискаунтеров «Копейка». Топ-менеджер компании Дмитрий Кирсанов также ранее работал в «Копейке».

Концепция была создана на основе успешно существовавших в североамериканских странах дискаунтеров, в которых все товары продаются по одной цене — чаще за один американский или канадский доллар. Продажи по низким ценам стали возможными, в том числе, за счет снижения до рекордных минимумов закупочных цен, например у китайских поставщиков. Это всегда давало высокую маржу, равно как и нескоропортящиеся продукты, из которых состоит продовольственный ассортимент ретейлера, поскольку такие продукты поставщики зачастую готовы отпускать по сниженным ценам. В результате ориентация на экономного покупателя дала о себе знать в 2014 году, когда страна оказалась под санкциями: за год прибыль выросла более чем на 50%.

В 2016 году сеть перешла к формату «три цены». Это, по всей видимости, было вызвано неуклонным снижением курса рубля. В дальнейшем количество ценовых категорий возрастало, при этом доля российских продовольственных товаров увеличивалась на фоне режима санкций и контрсанкций и падения курса рубля.

Предусмотрительно в 2011 году компания включилась в производство собственных брендов. Практически все время существования компании наблюдался рост числа магазинов в регионах — с 2010 года Fix Price стал продавать франшизу, при этом открывая как собственные, так и франчайзинговые магазины в ближнем зарубежье.

Намерение провести первичное размещение ценных бумаг появилось у группы компаний в 2018 году. IPO планировалось на 2019 год, и причины, почему оно состоялось только в 2021 году, неясны, поскольку финансовые показатели в 2019 и 2020 году были положительные.

Состав группы компаний. Головной компанией холдинга является Kolmaz Holdings Ltd. — офшорная компания, образованная фактически тогда же, когда было образовано ООО «Бэст Прайс»: в 2007 году. Остальные компании в основном контролируют географическую сегментацию рынка.

Акционеры и ключевые фигуры. Основные акционеры компании — это ее основатели: Артем Хачатрян, который владеет через компанию Luncor Overseas S.A., и Сергей Ломакин, который владеет через компании LF Group DMCC и SBP Foundation. Де-факто они и есть мажоритарные акционеры группы компаний.

Ключевая фигура в руководстве холдинга — генеральный директор Дмитрий Кирсанов. Хачатрян и Ломакин реже фигурируют на публике. У Хачатряна и Ломакина Fix Price не единственный бизнес.

Структура группы компаний Fix Price Group Ltd.

Страна регистрации Профиль деятельности
Kolmaz Holdings Ltd. Кипр Холдинговая компания
ООО «Бэст Прайс» Россия Розничные и оптовые операции
ООО «Бэст Прайс Экспорт» Россия Оптовые операции
ТОО «Бэст Прайс Казахстан» Казахстан Розничные операции
ООО «Фикс Прайс Запад» Беларусь Розничные операции
ООО FIXPRICEASIA Узбекистан Розничные операции
Kolmaz Holdings Ltd.
Страна регистрации
Кипр
Профиль деятельности
Холдинговая компания
ООО «Бэст Прайс»
Страна регистрации
Россия
Профиль деятельности
Розничные и оптовые операции
ООО «Бэст Прайс Экспорт»
Страна регистрации
Россия
Профиль деятельности
Оптовые операции
ТОО «Бэст Прайс Казахстан»
Страна регистрации
Казахстан
Профиль деятельности
Розничные операции
ООО «Фикс Прайс Запад»
Страна регистрации
Беларусь
Профиль деятельности
Розничные операции
ООО FIXPRICEASIA
Страна регистрации
Узбекистан
Профиль деятельности
Розничные операции

Структура акционеров группы компаний Fix Price Group Ltd.

Сергей Ломакин 35,4%
Артем Хачатрян 35,7%
Топ-менеджеры 1,9%
Free-float 27%
Сергей Ломакин
35,4%
Артем Хачатрян
35,7%
Топ-менеджеры
1,9%
Free-float
27%

География распространения сети. Основной регион покрытия — Россия. Однако есть снижение, хоть и небольшое, ее доли в покрытии за последние годы.

Наибольший прирост с 30 июня 2020 по 30 июня 2021 года показали Казахстан и Латвия, за первое полугодие 2021 года — Узбекистан и Казахстан. Это можно связать с тяжелейшим ударом, который коронавирус нанес и продолжает наносить покупательной способности населения этих стран.

Уже в середине 2020 года Всемирный банк прогнозировал, что экономика страны сократится впервые с конца девяностых, за чем последует умеренное, если не сказать слабое, восстановление. Пандемия вызвала в Казахстане самый глубокий кризис с момента распада СССР, покупательная способность снизилась, и возник повышенный спрос на дешевые товары.

Еще более жесткий кризис произошел и происходит в Узбекистане, где из-за ограничений наблюдается отток трудовых мигрантов из России, а также внутренняя безработица. В Латвии кризис покупательной способности имел место еще до пандемии, но во время пандемии началось подорожание продуктов. Все эти факторы увеличивают спрос на дешевые товары в этих странах.

Казахстан показал огромный прирост, причины достаточно ясные. Отрицательный прирост в Беларуси связан, по всей видимости, с государственной политикой в области коронавируса, когда долгое время власти вообще его отрицали в силу собственных настроений, не имевших ничего общего с реальной ситуацией в стране, при этом значительная часть населения этой пропаганде верила, несмотря на общую дестабилизацию политической обстановки. Сильный прирост в Латвии можно обосновать тем, что в Евросоюзе опасения по поводу краха экономик на фоне пандемии достаточно сильные.

Общее количество магазинов Fix Price по странам

2020 Доля в 2020 1п2020 Доля в 1п2020 1п2021 Доля в 1п2021 Изменение за год Изменение за 6 месяцев
Россия 3891 93,38% 3589 95,12% 4204 91,69% 17,14% 8,04%
Беларусь 152 3,65% 116 3,07% 180 3,93% 55,17% 18,42%
Казахстан 89 2,14% 52 1,38% 138 3,01% 165,38% 55,06%
Узбекистан 15 0,36% 0 0,00% 38 0,83% 153,33%
Латвия 14 0,34% 10 0,27% 19 0,41% 90,00% 35,71%
Грузия 4 0,10% 4 0,11% 4 0,09% 0,00% 0,00%
Киргизия 2 0,05% 2 0,05% 2 0,04% 0,00% 0,00%
Всего 4167 100% 3773 100% 4585 100% 21,52% 10,03%
Россия
2020
3891
Доля в 2020
93,38%
1п2020
3589
Доля в 1п2020
95,12%
1п2021
4204
Доля в 1п2021
91,69%
Изменение за год
17,14%
Изменение за 6 месяцев
8,04%
Беларусь
2020
152
Доля в 2020
3,65%
1п2020
116
Доля в 1п2020
3,07%
1п2021
180
Доля в 1п2021
3,93%
Изменение за год
55,17%
Изменение за 6 месяцев
18,42%
Казахстан
2020
89
Доля в 2020
2,14%
1п2020
52
Доля в 1п2020
1,38%
1п2021
138
Доля в 1п2021
3,01%
Изменение за год
165,38%
Изменение за 6 месяцев
55,06%
Узбекистан
2020
15
Доля в 2020
0,36%
1п2020
0
Доля в 1п2020
0,00%
1п2021
38
Доля в 1п2021
0,83%
Изменение за год
Изменение за 6 месяцев
153,33%
Латвия
2020
14
Доля в 2020
0,34%
1п2020
10
Доля в 1п2020
0,27%
1п2021
19
Доля в 1п2021
0,41%
Изменение за год
90,00%
Изменение за 6 месяцев
35,71%
Грузия
2020
4
Доля в 2020
0,10%
1п2020
4
Доля в 1п2020
0,11%
1п2021
4
Доля в 1п2021
0,09%
Изменение за год
0,00%
Изменение за 6 месяцев
0,00%
Киргизия
2020
2
Доля в 2020
0,05%
1п2020
2
Доля в 1п2020
0,05%
1п2021
2
Доля в 1п2021
0,04%
Изменение за год
0,00%
Изменение за 6 месяцев
0,00%
Всего
2020
4167
Доля в 2020
100%
1п2020
3773
Доля в 1п2020
100%
1п2021
4585
Доля в 1п2021
100%
Изменение за год
21,52%
Изменение за 6 месяцев
10,03%

Количество собственных магазинов Fix Price по странам

2020 Доля в 2020 1п2020 Доля в 1п2020 1п2021 Доля в 1п2021 Изменение за год Изменение за 6 месяцев
Россия 3507 93,72% 3251 96,67% 3775 92,10% 16,12% 7,64%
Беларусь 143 3,82% 67 1,99% 171 4,17% 155,22% 19,58%
Казахстан 77 2,06% 45 1,34% 115 2,81% 155,56% 49,35%
Узбекистан 15 0,40% 0 0,00% 38 0,93% 153,33%
Всего 3742 100% 3363 100% 4099 100% 21,89% 9,54%
Россия
2020
3507
Доля в 2020
93,72%
1п2020
3251
Доля в 1п2020
96,67%
1п2021
3775
Доля в 1п2021
92,10%
Изменение за год
16,12%
Изменение за 6 месяцев
7,64%
Беларусь
2020
143
Доля в 2020
3,82%
1п2020
67
Доля в 1п2020
1,99%
1п2021
171
Доля в 1п2021
4,17%
Изменение за год
155,22%
Изменение за 6 месяцев
19,58%
Казахстан
2020
77
Доля в 2020
2,06%
1п2020
45
Доля в 1п2020
1,34%
1п2021
115
Доля в 1п2021
2,81%
Изменение за год
155,56%
Изменение за 6 месяцев
49,35%
Узбекистан
2020
15
Доля в 2020
0,40%
1п2020
0
Доля в 1п2020
0,00%
1п2021
38
Доля в 1п2021
0,93%
Изменение за год
Изменение за 6 месяцев
153,33%
Всего
2020
3742
Доля в 2020
100%
1п2020
3363
Доля в 1п2020
100%
1п2021
4099
Доля в 1п2021
100%
Изменение за год
21,89%
Изменение за 6 месяцев
9,54%

Количество франчайзинговых магазинов Fix Price по странам

2020 Доля в 2020 1п2020 Доля в 1п2020 1п2021 Доля в 1п2021 Изменение за год Изменение за 6 месяцев
Казахстан 12 2,82% 7 1,71% 23 4,73% 228,57% 91,67%
Латвия 14 3,29% 10 2,44% 19 3,91% 90,00% 35,71%
Россия 384 90,35% 338 82,44% 429 88,27% 26,92% 11,72%
Беларусь 9 2,12% 49 11,95% 9 1,85% −81,63% 0,00%
Грузия 4 0,94% 4 0,98% 4 0,82% 0,00% 0,00%
Киргизия 2 0,47% 2 0,49% 2 0,41% 0,00% 0,00%
Всего 425 100% 410 100% 486 100% 18,54% 14,35%
Казахстан
2020
12
Доля в 2020
2,82%
1п2020
7
Доля в 1п2020
1,71%
1п2021
23
Доля в 1п2021
4,73%
Изменение за год
228,57%
Изменение за 6 месяцев
91,67%
Латвия
2020
14
Доля в 2020
3,29%
1п2020
10
Доля в 1п2020
2,44%
1п2021
19
Доля в 1п2021
3,91%
Изменение за год
90,00%
Изменение за 6 месяцев
35,71%
Россия
2020
384
Доля в 2020
90,35%
1п2020
338
Доля в 1п2020
82,44%
1п2021
429
Доля в 1п2021
88,27%
Изменение за год
26,92%
Изменение за 6 месяцев
11,72%
Беларусь
2020
9
Доля в 2020
2,12%
1п2020
49
Доля в 1п2020
11,95%
1п2021
9
Доля в 1п2021
1,85%
Изменение за год
−81,63%
Изменение за 6 месяцев
0,00%
Грузия
2020
4
Доля в 2020
0,94%
1п2020
4
Доля в 1п2020
0,98%
1п2021
4
Доля в 1п2021
0,82%
Изменение за год
0,00%
Изменение за 6 месяцев
0,00%
Киргизия
2020
2
Доля в 2020
0,47%
1п2020
2
Доля в 1п2020
0,49%
1п2021
2
Доля в 1п2021
0,41%
Изменение за год
0,00%
Изменение за 6 месяцев
0,00%
Всего
2020
425
Доля в 2020
100%
1п2020
410
Доля в 1п2020
100%
1п2021
486
Доля в 1п2021
100%
Изменение за год
18,54%
Изменение за 6 месяцев
14,35%

На чем зарабатывает

Продукция. Всего в ассортименте на текущий момент 5855 товаров, 80% единиц ассортимента стоит меньше 100 рублей. Большая часть непродуктовых товаров — китайского производства, за счет их низкой закупочной стоимости достигается высокая маржинальность бизнеса. Продовольственные товары составляют чуть менее трети ассортимента, все они нескоропортящиеся, за счет чего также достигается высокая маржинальность.

Структура выручки. Доля розничных и оптовых продаж держится у ретейлера на стабильном уровне. Прирост выручки от розничных продаж был значительно выше, чем от оптовых, как в 2020 году, так и в первом полугодии 2021 года.

Оптовые продажи по пунктам самовывоза в России осуществляются по всем субъектам федерации, кроме Чукотского АО.

Структура выручки группы компаний, млн рублей

2019 Доля в 2019 2020 Доля в 2020 Изменение
Розничные продажи 123,194 86,22% 166,025 87,35% 34,77%
Оптовые продажи 19,686 13,78% 25,034 13,17% 27,17%
Итого 142,88 100% 190,059 100% 33,02%
Розничные продажи
2019
123,194
Доля в 2019
86,22%
2020
166,025
Доля в 2020
87,35%
Изменение
34,77%
Оптовые продажи
2019
19,686
Доля в 2019
13,78%
2020
25,034
Доля в 2020
13,17%
Изменение
27,17%
Итого
2019
142,88
Доля в 2019
100%
2020
190,059
Доля в 2020
100%
Изменение
33,02%

Структура выручки группы компаний за полугодия, млн рублей

1п2019 Доля в 1п2019 1п2020 Доля в 1п2020 1п2021 Доля в 1п2021 Изменение 1п2021—1п2020
Розничные продажи 55 482 86,57% 71 506 86,29% 93 026 87,66% 30,10%
Оптовые продажи 8606 13,43% 11 363 13,71% 13 090 12,34% 15,20%
Итого 64 088 100% 82 869 100% 106 116 100% 28,05%
Розничные продажи
1п2019
55 482
Доля в 1п2019
86,57%
1п2020
71 506
Доля в 1п2020
86,29%
1п2021
93 026
Доля в 1п2021
87,66%
Изменение 1п2021—1п2020
30,10%
Оптовые продажи
1п2019
8606
Доля в 1п2019
13,43%
1п2020
11 363
Доля в 1п2020
13,71%
1п2021
13 090
Доля в 1п2021
12,34%
Изменение 1п2021—1п2020
15,20%
Итого
1п2019
64 088
Доля в 1п2019
100%
1п2020
82 869
Доля в 1п2020
100%
1п2021
106 116
Доля в 1п2021
100%
Изменение 1п2021—1п2020
28,05%

Финансовые показатели. За счет снижения покупательной способности населения, вызванной пандемией и экономическим кризисом, в 2020 году операционные показатели компании были стабильными и наблюдался рекордный прирост среднего чека. Снижение трафика можно связать с общим снижением посещаемости магазинов в режиме карантина. Продажи онлайн в сети Fix Price не развиты, что можно считать слабой стороной группы компаний.

Вместе с тем в 2020 году рост финансовых показателей несколько застопорился — это можно связать с увеличением транспортных расходов и себестоимости поставок из Китая, находившегося в режиме локдауна.

В первом полугодии 2021 года наблюдалось небольшое снижение роста показателей — возможно, покупатели перешли в более дорогие магазины на волне оптимизма по поводу перспектив снижения пандемического кризиса.

Наблюдается значительный рост количества магазинов, открытых по франшизе, — как раз во время экспансии в страны СНГ. Только за первое полугодие их количество выросло на 18,54%. Охват вырос и в самой России: магазины Fix Price присутствуют почти во всех регионах, кроме Чукотки и Магаданской области, за первое полугодие их количество увеличилось на 47.

Торговая площадь магазинов за первое полугодие 2021 года также выросла, при этом рост площади франчайзинговых магазинов превышает рост площади собственных магазинов.

Операционные показатели группы компаний

2018 2019 2020
Выручка 18,60% 15,40% 15,80%
Средний чек 7,10% 7,30% 17,80%
Трафик 10,70% 7,60% −1,70%
Выручка
2018
18,60%
2019
15,40%
2020
15,80%
Средний чек
2018
7,10%
2019
7,30%
2020
17,80%
Трафик
2018
10,70%
2019
7,60%
2020
−1,70%

Динамика финансовых показателей группы компаний, млн рублей

2018 2019 Изменение 2020 Изменение
EBITDA 14 194 27 150 91,28% 36 788 35,50%
Валовая прибыль 33 886 45 961 35,63% 61 515 33,84%
Чистая прибыль 9128 13 173 44,31% 17 575 33,42%
Выручка 108 724 142 880 31,42% 190 059 33,02%
Валовая маржа 31,20% 32,20% 3,21% 32,40% 0,62%
EBITDA
2018
14 194
2019
27 150
Изменение
91,28%
2020
36 788
Изменение
35,50%
Валовая прибыль
2018
33 886
2019
45 961
Изменение
35,63%
2020
61 515
Изменение
33,84%
Чистая прибыль
2018
9128
2019
13 173
Изменение
44,31%
2020
17 575
Изменение
33,42%
Выручка
2018
108 724
2019
142 880
Изменение
31,42%
2020
190 059
Изменение
33,02%
Валовая маржа
2018
31,20%
2019
32,20%
Изменение
3,21%
2020
32,40%
Изменение
0,62%

Операционные показатели в полугодиях

1п2019 1п2020 1п2021
Операционная выручка 18,6% 13,3% 11,9%
Трафик 10,3% −4,5% 9%
Средний чек 7,5% 18,7% 2,6%
Операционная выручка
1п2019
18,6%
1п2020
13,3%
1п2021
11,9%
Трафик
1п2019
10,3%
1п2020
−4,5%
1п2021
9%
Средний чек
1п2019
7,5%
1п2020
18,7%
1п2021
2,6%

Динамика изменения численности магазинов за последнее время

2020 Доля в 2020 1п2020 Доля в 1п2020 1п2021 Доля в 1п2021 Изменение за год Изменение за 6 месяцев
Магазины под управлением компании 3742 89,80% 3363 89,13% 4099 89,40% 21,89% 9,54%
Франчайзинговые магазины 425 10,20% 410 10,87% 486 10,60% 18,54% 14,35%
Всего 4167 100% 3773 100% 4585 100% 21,52% 10,03%
Магазины под управлением компании
2020
3742
Доля в 2020
89,80%
1п2020
3363
Доля в 1п2020
89,13%
1п2021
4099
Доля в 1п2021
89,40%
Изменение за год
21,89%
Изменение за 6 месяцев
9,54%
Франчайзинговые магазины
2020
425
Доля в 2020
10,20%
1п2020
410
Доля в 1п2020
10,87%
1п2021
486
Доля в 1п2021
10,60%
Изменение за год
18,54%
Изменение за 6 месяцев
14,35%
Всего
2020
4167
Доля в 2020
100%
1п2020
3773
Доля в 1п2020
100%
1п2021
4585
Доля в 1п2021
100%
Изменение за год
21,52%
Изменение за 6 месяцев
10,03%

Динамика изменения площади магазинов, м²

1п2020 Доля в 1п2020 2020 Доля в 2020 Изменение за 6 месяцев 1п2021 Доля в 1п2021 Изменение за год
Магазины под управлением компании 712 317 88,85% 797 352 89,64% 10,05% 877 518 89,19% 23,19%
Франчайзинговые магазины 89 393 11,15% 92 174 10,36% 15,43% 106 401 10,81% 19,03%
Всего 801 710 100% 889 526 100% 10,61% 983 919 100% 22,73%
Магазины под управлением компании
1п2020
712 317
Доля в 1п2020
88,85%
2020
797 352
Доля в 2020
89,64%
Изменение за 6 месяцев
10,05%
1п2021
877 518
Доля в 1п2021
89,19%
Изменение за год
23,19%
Франчайзинговые магазины
1п2020
89 393
Доля в 1п2020
11,15%
2020
92 174
Доля в 2020
10,36%
Изменение за 6 месяцев
15,43%
1п2021
106 401
Доля в 1п2021
10,81%
Изменение за год
19,03%
Всего
1п2020
801 710
Доля в 1п2020
100%
2020
889 526
Доля в 2020
100%
Изменение за 6 месяцев
10,61%
1п2021
983 919
Доля в 1п2021
100%
Изменение за год
22,73%

Планы

Группа компаний продолжает адаптироваться к пандемической ситуации, которая пока не собирается прекращаться. В планах, в первую очередь, расширение продуктового ассортимента на фоне продолжающегося снижения покупательной способности населения.

Учитывая этот план, можно прогнозировать, что Fix Price уделит больше внимания продуктам при сокращении доли непродуктовых товаров. Учитывая неопределенность перспективы победы медицины над коронавирусом и, соответственно, неопределенность по поводу экономического кризиса, можно считать это положительным моментом. Возможно, подобная стратегия приведет к увеличению посещаемости магазинов, поскольку во время кризиса востребованы именно дешевые товары и в первую очередь продукты.

Группа компаний огласила планы довести количество магазинов в стране до 15 тысяч, при этом не объявляя срок, за который этот показатель будет достигнут. Для сравнения: в США насчитывается около 35 тысяч магазинов фиксированных цен. Правда, следует делать поправку, что там и населения больше, чем в России, — соответственно, и более емкий потребительский рынок.

В косвенной форме топ-менеджмент компании заявляет, что потенциал российского рынка будет достигнут через 10—15 лет, что можно считать сигналом скорее для долгосрочных инвесторов, чем для среднесрочных и тем более краткосрочных.

Риски

Fix Price — практически монополист на российском рынке магазинов фиксированных цен, но нельзя полностью исключать конкуренцию. Она в этом случае исходит от другого сегмента — жестких дискаунтеров, количество которых в России увеличивается. Эти магазины, больше напоминающие складские помещения, экономящие на всем, предлагают еще более низкие цены, чем Fix Price.

Естественно, в условиях тотальной экономии жесткие дискаунтеры будут процветать. Если уже к сентябрю 2020 года в России работало 139 600 жестких дискаунтеров, то в связи с неопределенностью и пандемией их количество будет только увеличиваться.

При этом у жестких дискаунтеров операционные затраты значительно ниже, чем у магазинов фиксированных цен: если первые напоминают скорее ангар с товарами, разложенными в контейнерах, с ценниками формата А4, то вторые все же являются полноценными магазинами. Причем на рынок жесткого дисконта выходят и гиганты российского ретейла, такие как X5 Retail Group, запустившая сеть магазинов «Чижик».

Риск, характерный абсолютно для всех дискаунтеров, да и для российского ретейла в целом, — ограничение притока мигрантов в связи с коронавирусом. Еще накануне первичного размещения акций компания была вынуждена констатировать, что предпочитает сотрудничать с иностранными рабочими, так как на дешевой рабочей силе можно экономить.

К политическим рискам относится возможное дальнейшее ухудшение отношений России с западными странами. Fix Price — офшорная компания, на которой санкции скажутся немедленно. Ухудшение отношений чревато не только общим затруднением бизнеса компании, но и сокращением количества открываемых по франшизе магазинов в Латвии и Грузии — странах, имеющих тесные связи с США и Западной Европой.

Итоги

Вызывает беспокойство то, что акции компании начали падение на бирже сразу после первичного размещения и лишь относительно недавно показали признаки восстановления. По всей вероятности, дело в оценке компании по верхней границе: уж слишком дорогими оказались акции по сравнению с ее мультипликаторами.

Второй фактор — основная структура спроса на акции компании. Большую его часть обеспечили инвесторы из США и Британии, где наблюдались в первом полугодии упаднические настроения на фондовом рынке несмотря на неплохие макроэкономические показатели.

Ко всему прочему в обществе в начале года присутствовал некоторый оптимизм по поводу результатов борьбы с коронавирусом, вследствие чего инвесторы могли переключиться с акций «магазинов для бедных» на акции компаний, ориентированных на экономический рост. Однако сейчас этот оптимизм сменился пессимизмом: наблюдается четвертая волна коронавируса.

В связи с постоянным появлением новых штаммов коронавируса сроки прекращения экономического кризиса и восстановления покупательной способности населения неясны, поэтому дискаунтеры будут пользоваться повышенной популярностью.

Можно прогнозировать, что во втором полугодии 2021 года финансовые показатели у сети магазинов Fix Price окажутся лучше, чем в первом полугодии, когда у населения появилась некоторая надежда на снижение кризисных явлений. Однако инвесторам, даже несмотря на технические признаки восстановления динамики акций компании, следует обращать внимание на конкурентную среду: рост открытия новых хард-дискаунтеров можно считать главным фактором риска для группы компаний.

В ситуации с перспективами продолжения роста акций сети магазинов Fix Price уместна крылатая фраза «чем хуже, тем лучше», которую в разное время употребляли Бланки, Достоевский, Чернышевский, Ленин, Троцкий, Мао, да и вообще все кому не лень.