Grubhub (NYSE: GRUB) и DoorDash (NYSE: DASH) — сервисы доставки еды из ресторанов. Карантин и коронакризис привели к росту продаж у обеих компаний, но не принесли им счастья: прибыли по-прежнему нет. И дальнейшие перспективы этих бизнесов туманны.

Что тут происходит

Читатели давно просили нас начать разбирать отчетность и фундамент бизнеса иностранных эмитентов. Предлагайте в комментариях компании, разбор которых вам хотелось бы прочитать.

При создании материала использовались ссылки, недоступные пользователям из РФ. Надеемся, вы знаете, что делать.

На чем зарабатывают

У нас уже были разборы этих компаний, поэтому здесь повторяться не будем, а сконцентрируемся на текущей ситуации.

У DoorDash выручка выросла в три раза, а вот убытки сократились очень незначительно, со 129 млн долларов до 110 млн. У Grubhub выручка выросла на 50%, но также выросли и убытки — на 127%.

Кстати, Grubhub вроде бы собираются купить англо-голландцы из Just Eat Takeaway, но сделка еще не закрыта.

Квартальная выручка и прибыль DoorDash, млн долларов

Выручка Прибыль Маржа прибыли
2 квартал 2020 675 23 3,41%
3 квартал 2020 879 −43 −4,89%
4 квартал 2020 970 −312 −32,16%
1 квартал 2021 1080 −110 −10,21%
Выручка
2 квартал 2020
675
3 квартал 2020
879
4 квартал 2020
970
1 квартал 2021
1080
Прибыль
2 квартал 2020
23
3 квартал 2020
−43
4 квартал 2020
−312
1 квартал 2021
−110
Маржа прибыли
2 квартал 2020
3,41%
3 квартал 2020
−4,89%
4 квартал 2020
−32,16%
1 квартал 2021
−10,21%

Показатели прибыли на акцию DoorDash в долларах

Текущий Ожидание
2 квартал 2020 0,52 0,52
3 квартал 2020 0,30 0,28
4 квартал 2020 0,25 −0,43
1 квартал 2021 −0,11 −0,08
2 квартал 2021 −0,07
Текущий
2 квартал 2020
0,52
3 квартал 2020
0,3
4 квартал 2020
0,25
1 квартал 2021
−0,11
2 квартал 2021
Ожидание
2 квартал 2020
0,52
3 квартал 2020
0,28
4 квартал 2020
−0,43
1 квартал 2021
−0,08
2 квартал 2021
−0,07

Квартальная выручка и прибыль Grubhub, млн долларов

Выручка Прибыль Маржа прибыли
2 квартал 2020 459,28 −45,41 −9,98%
3 квартал 2020 493,98 −9,24 −1,87%
4 квартал 2020 503,7 −67,78 −13,46%
1 квартал 2021 550,59 −75,46 −13,71%
Выручка
2 квартал 2020
459,28
3 квартал 2020
493,98
4 квартал 2020
503,7
1 квартал 2021
550,59
Прибыль
2 квартал 2020
−45,41
3 квартал 2020
−9,24
4 квартал 2020
−67,78
1 квартал 2021
−75,46
Маржа прибыли
2 квартал 2020
−9,98%
3 квартал 2020
−1,87%
4 квартал 2020
−13,46%
1 квартал 2021
−13,71%

Показатели прибыли на акцию Grubhub в долларах

Текущая Оценка
2 квартал 2020 −0,17 −0,17
3 квартал 2020 0,16 −0,06
4 квартал 2020 −0,41 0,08
1 квартал 2021 −0,56 0,00
2 квартал 2021 −0,06
Текущая
2 квартал 2020
−0,17
3 квартал 2020
0,16
4 квартал 2020
−0,41
1 квартал 2021
−0,56
2 квартал 2021
Оценка
2 квартал 2020
−0,17
3 квартал 2020
−0,06
4 квартал 2020
0,08
1 квартал 2021
0
2 квартал 2021
−0,06

Долгая дорога вперед

Учитывая, что рынок доставки еды и продуктов онлайн занимает лишь очень незначительную часть продажи продовольствия, то кажется, что у обеих компаний почти безграничные перспективы роста. Да и динамика заказов на этих платформах вроде бы говорит о том, что сектор перспективный.

Но при ближайшем рассмотрении становится очевидно, что значительной долей роста сектор доставки еды обязан исключительно пандемии и заточению жителей планеты дома — без этого рост был бы куда скромнее.

По мере того как продвигается вакцинация населения и карантин в разных странах снимается, падают и темпы привлечения новых клиентов этими платформами. Так что есть немалая вероятность, что лучшие дни Grubhub и DoorDash уже позади.

Источник: Statista
Источник: Statista
Источник: Statista
Источник: Statista
Источник: Wall Street Journal
Источник: Wall Street Journal
Источник: Wall Street Journal
Источник: Wall Street Journal
Источник: Wall Street Journal
Источник: Wall Street Journal
Источник: Wall Street Journal
Источник: Wall Street Journal
Источник: Economist
Источник: Economist
Источник: Economist
Источник: Economist
Источник: Wall Street Journal
Источник: Wall Street Journal
Источник: Wall Street Journal
Источник: Wall Street Journal

Нерешенные вопросы

Учитывая, что оба сервиса глубоко убыточны, было бы логично ожидать со стороны менеджмента попыток исправить ситуацию.

Компании постепенно повышают цены — это значительно снижает привлекательность доставки для клиентов, поскольку разница в цене оказывается весьма ощутимой. Условия обслуживания, кстати, не устраивают и сами рестораны: самым крупным из них рентабельнее запускать свою службу доставки, что они, скорее всего, и будут делать.

Компании также мотивированы повышать цены ввиду вероятного роста расходов на персонал. Весь этот бизнес основан на низкооплачиваемом труде армии курьеров. Рынок труда в США постепенно восстанавливается, и люди уходят из сферы доставки в более высокооплачиваемые сферы. В связи с этим компаниям, возможно, придется увеличить вознаграждение курьерам, что грозит еще большими убытками.

Опять-таки рестораны в США постепенно открываются. И конечно, больше людей будут предпочитать рестораны доставке — что уже нехорошо для DoorDash и Grubhub. Но гораздо важнее другое.

Обслуживание в сфере пищепрома — это низкоквалифицированная и тяжелая работа, где сервисы доставки напрямую борются с другими работодателями за сотрудников. Также в ресторанах у персонала куда больше возможностей получить чаевые, нежели в доставке, — еще одна причина покинуть стройные ряды курьеров для многих сотрудников DoorDash и Grubhub.

Рестораны страдают от недостатка сотрудников сейчас по ряду причин — непонятно, как сервисы доставки еды в таких условиях будут сохранять привлекательность для потенциальных работников. Скорее наоборот, им придется повышать зарплату курьерам с понятными последствиями для маржинальности своего бизнеса.

Также в надежде увеличить маржу компании активно расширяются в сфере доставки продуктов из магазинов — здесь пока безоговорочным лидером остается DoorDash. Впрочем, успех сего мероприятия видится крайне сомнительным и результатов тут пока не видно: доставка товаров из магазина — это же примерно то же самое, что и доставка еды из ресторанов, — где тут прибыльность, решительно непонятно.

В итоге мы имеем отрасль с очень низкой или вовсе отрицательной маржой, в которой все участники вынуждены бежать в бесконечной гонке до дна, конкурируя друг с другом по цене и работая в убыток.

Источник: Wall Street Journal
Источник: Wall Street Journal
Источник: Wall Street Journal
Источник: Wall Street Journal
Источник: Wall Street Journal
Источник: Wall Street Journal
Источник: Wall Street Journal
Источник: Wall Street Journal

Заказ тако из Abelardo’s разными путями в долларах

Стоимость еды Стоимость доставки Налоги и сборы Итого
Grubhub 8,16 3,49 3,47 15,12
DoorDash 8,16 1,99 4,29 14,44
Uber Eats 8,16 1,99 3,07 13,22
Pickup 9,46 0 0,91 10,37
Стоимость еды
Grubhub
8,16
DoorDash
8,16
Uber Eats
8,16
Pickup
9,46
Стоимость доставки
Grubhub
3,49
DoorDash
1,99
Uber Eats
1,99
Pickup
0
Налоги и сборы
Grubhub
3,47
DoorDash
4,29
Uber Eats
3,07
Pickup
0,91
Итого
Grubhub
15,12
DoorDash
14,44
Uber Eats
13,22
Pickup
10,37
Источник: Axios
Источник: Axios
Источник: Axios
Источник: Axios
Источник: Daily Shot
Источник: Daily Shot
Источник: Daily Shot
Источник: Daily Shot
Источник: Daily Shot
Источник: Daily Shot
Источник: Daily Shot
Источник: Daily Shot
Источник: Wall Street Journal
Источник: Wall Street Journal
Источник: Wall Street Journal
Источник: Wall Street Journal

Причины нехватки сотрудников в сфере общепита и розницы в процентах от общего количества участников опроса

Выплаты по безработице в США в размере 300 $ 30%
Выплаты по стимулированию экономики для граждан 24%
Работники ищут более высокооплачиваемую должность 21%
Страх заразиться коронавирусом на работе 12%
Молодые родители не могут позволить няньку для детей 12%
Выплаты по безработице в США в размере 300 $
30%
Выплаты по стимулированию экономики для граждан
24%
Работники ищут более высокооплачиваемую должность
21%
Страх заразиться коронавирусом на работе
12%
Молодые родители не могут позволить няньку для детей
12%

Резюме

Обе компании выглядят как крайне сомнительная инвестиция: прибыли здесь нет и, возможно, не будет никогда. Grubhub, конечно, близка к реализации мечты любого убыточного стартапа — продаться другому инвестору, — но сделка еще не закрыта.

Хотя инвесторы, очевидно, не растеряли аппетита к отраслям, показывающим высокие темпы роста выручки, — а у обеих компаний они все еще выше среднего. К тому же всегда велика вероятность нового масштабного карантина с закрытием ресторанов — такое несчастье даст второе дыхание бизнесу обоих эмитентов. Наконец, гигантомания Uber может иметь позитивные последствия для компаний: Uber вполне может купить обе компании для укрепления своих позиций на рынке доставки. Так что если смотреть с позиции чисто спекулятивной и не опираться на показатели бизнеса, то на акциях обеих компаний можно поспекулировать.