Сервис в партнерстве с Тинькофф Инвестициями. Котировки обновляются раз в 15 минут

19 сентября крупный железнодорожный перевозчик Globaltrans (MCX, LSE: GLTR) опубликовал результаты за 1 полугодие 2022 года.

Компания предоставляет услуги железнодорожных перевозок и аренды вагонов. Основу подвижного состава составляют полувагоны и цистерны. В них Globaltrans в основном перевозит нефть и нефтепродукты, уголь, металлургические грузы и стройматериалы.

Более половины выручки компания получает от долгосрочных контрактов с флагманами российской экономики. В их число входят «Роснефть», ММК, «Металлоинвест», «Газпромнефть» и другие.

Операционные показатели

Подвижной состав Globaltrans уменьшился с 72 до 67,3 тысячи вагонов в сравнении с прошлогодним отчетом. Частично это связано с тем, что осенью 2021 года компания продала пакет акций с долей 60% специализированного железнодорожного перевозчика «Синтезрейла». Еще одна причина — блокировка около 3,5 тысячи вагонов на Украине.

Чтобы компенсировать эти потери, Globaltrans нарастила количество арендованных вагонов. Так, количество арендованных полувагонов выросло с 1,4 до 3,3 тысячи, а арендованных цистерн — с 1,3 до 2 тысяч. Структура парка компании осталась прежней: большую его часть составляют полувагоны — 68% — и цистерны — 30%.

Грузооборот Globaltrans снизился на 6% — с 75,4 до 71,2 млрд тонно-километров. В основном это связано с уменьшением перевозок угля. Уменьшение же перевозок металлургических грузов было компенсировано ростом перевозки нефти и нефтепродуктов, а уменьшение перевозок стройматериалов — ростом перевозки других грузов.

Также снизился вес перевезенных грузов на 10% — с 44,6 до 39,9 млн тонн. Здесь снижение было во всех видах грузов, кроме нефти и нефтепродуктов, показавших небольшой рост.

Уменьшение грузооборота связано с экономическими и геополитическими проблемами. Также стоит отметить, что грузооборот упал меньше веса перевезенных грузов за счет увеличения доли маршрутов дальнего следования, что видится отражением переориентации части товарооборота с Европы на Азию.

Тем не менее Globaltrans сумела заявить о себе как об эффективной компании: важный показатель коэффициент порожнего пробега снизился с 52 до 50% для подвижного состава в целом, а для полувагонов — с 46 до 42%. Чем меньше порожний пробег, тем выгоднее это для компании.

Структура товарооборота Globaltrans по типам грузов в целом сохранилась: больше всего компания перевозит металлургических грузов и угля, а также нефти и нефтепродуктов.

Структура товарооборота по типу груза за 1п2022

Металлургические грузы 44%
Уголь 29%
Нефть и нефтепродукты 14%
Стройматериалы 4%
Другое 9%
Металлургические грузы
44%
Уголь
29%
Нефть и нефтепродукты
14%
Стройматериалы
4%
Другое
9%

Финансовые показатели

Выручка компании составила 48,4 млрд рублей, показав рост за год на 50,8%. Этому способствовали значительно более высокие, чем год назад, ставки аренды полувагона. Они достигли максимума в мае, а дальше начали немного снижаться. Так, с мая по август ставка снизилась с 2988 до 2485 Р, вернувшись к значениям ноября — декабря 2021 года.

Чистая прибыль Globaltrans показала схожую с выручкой динамику — выросла примерно в 3 раза, до 12,3 млрд рублей. Вырос и свободный денежный поток — с 4,2 до 6,4 млрд рублей. И это даже несмотря на сделку по консолидации «Балттранссервиса», на которую потратили 8,8 млрд рублей.

Чистый долг также показал хорошую динамику, снизившись на 31% — до 12,8 млрд рублей.

Источник: RailCommerce
Источник: RailCommerce
Источник: RailCommerce
Источник: RailCommerce

Финансовые показатели по годам, млрд рублей

2018 2019 2020 2021 1п2022
Выручка 86,8 95,0 68,4 73,2 48,4
Чистая прибыль 17,7 20,8 10,6 13,0 12,3
Свободный денежный поток 12,3 12,8 15,1 16,1 6,4
Чистый долг 18,6 23,6 27,0 18,5 12,8
Выручка
2018
86,8
2019
95
2020
68,4
2021
73,2
1п2022
48,4
Чистая прибыль
2018
17,7
2019
20,8
2020
10,6
2021
13
1п2022
12,3
Свободный денежный поток
2018
12,3
2019
12,8
2020
15,1
2021
16,1
1п2022
6,4
Чистый долг
2018
18,6
2019
23,6
2020
27
2021
18,5
1п2022
12,8

Что в итоге

Globaltrans показала нейтральные операционные результаты за 1 полугодие 2022 года. С одной стороны, компания пострадала из-за блокировки части своего подвижного состава, а также некоторого уменьшения объема перевозки грузов.

С другой стороны, из-за переориентации грузооборота с Европы на Азию увеличилась доля дальних перевозок. Также Globaltrans сумела эффективно организовать перевозки, снизив коэффициент порожнего пробега своего подвижного состава.

А вот финансовые результаты компании оказались отличными из-за сильно выросших ставок аренды вагонов: выросли выручка, чистая прибыль и свободный денежный поток, а чистый долг уменьшился.

Можно сказать, что компания достойно справилась с изменениями грузооборота и воспользовалась хорошей ценовой конъюнктурой. Но начиная с июня цены на аренду вагонов стали несколько снижаться, что может быть предвестником не лучших финансовых результатов за 2 полугодие 2022 года.

Вместе с публикацией отчетности Globaltrans заявила о продолжении приостановки выплаты дивидендов. Это было ожидаемо, так как холдинг компании зарегистрирован на Кипре, из-за чего есть технические проблемы по выводу денег ввиду действующих ограничений.

По итогам публикации отчетности к 17 часам котировки ГДР Globaltrans упали примерно на 3,7%. Важно отметить, что в предыдущий торговый день — в пятницу — котировки выросли более чем на 10%. Скорее всего, здесь сработала давняя биржевая поговорка, что покупать стоит на слухах, а продавать — на фактах.

Источник: TradingView
Источник: TradingView
Источник: TradingView
Источник: TradingView

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique.