Котаны и песели: как устроен бизнес Heska

Котаны и песели: как устроен бизнес Heska

2

Heska (NASDAQ: HSKA) — американский поставщик товаров и услуг в ветеринарной сфере. 2020 был для компании очень хорошим с точки зрения выручки. И хотя она убыточна, перспективность ее сектора может позитивно повлиять на акции.

Что тут происходит

Читатели давно просили нас начать разбирать отчетность и фундамент бизнеса американских эмитентов. Идею разобрать бизнес Heska предложил наш читатель Alex Freeman в комментариях к обзору Airbnb. Предлагайте в комментариях компании, разбор которых вам хотелось бы прочитать.

В обзорах много скриншотов с таблицами из отчетов. Чтобы было удобнее ими пользоваться, мы перенесли их в гугл-таблицы и перевели на русский язык. Обратите внимание: там несколько листов. А еще имейте в виду, что компании округляют некоторые числа в отчетах, поэтому итоговые суммы в графиках и таблицах могут не сходиться.


На чем зарабатывают

Эта компания — поставщик целого комплекса товаров и услуг в сфере заботы о здоровье домашних животных. Согласно отчету Heska, выручка делится на следующие сегменты или направления.

Основной ветеринарный бизнес. Сегмент приносит 86,9% выручки. Здесь она разделяется на следующие направления:

  1. Товары для ветеринарных кабинетов. Системы анализа крови, тесты на паразитов, устройства для инъекций.
  2. Диагностика. Оборудование для радиографии и УЗИ, а также программное обеспечение для управления оборудованием и анализа данных в этой сфере.
  3. Таинственное «другое». В немалой степени это различные лекарства для животных и средства диагностики у них различных болезней и аллергии.

Другие вакцины и лекарства. Сегмент приносит 13,1% выручки. Разработка лекарств для коров, кошек, собак и лошадей по заказу других компаний.

Основные деньги компания делает в США, но активно наращивает продажи в других странах и регионах.

Основной ветеринарный бизнес в тысячах долларов и в процентах. Источник: годовой отчет компании, стр. 40 (43)
Основной ветеринарный бизнес в тысячах долларов и в процентах. Источник: годовой отчет компании, стр. 40 (43)
Разделение выручки основного ветеринарного бизнеса в тысячах долларов. Источник: годовой отчет компании, стр. 70 (73)
Разделение выручки основного ветеринарного бизнеса в тысячах долларов. Источник: годовой отчет компании, стр. 70 (73)
Другие вакцины и лекарства в тысячах долларов и процентах от общей выручки. Источник: годовой отчет компании, стр. 41 (44)
Другие вакцины и лекарства в тысячах долларов и процентах от общей выручки. Источник: годовой отчет компании, стр. 41 (44)
Детализация сегмента «Другие вакцины и лекарства» в тысячах долларов. Источник: годовой отчет компании, стр. 71 (74)
Детализация сегмента «Другие вакцины и лекарства» в тысячах долларов. Источник: годовой отчет компании, стр. 71 (74)
Выручка по странам и регионам в тысячах долларов. Источник: годовой отчет компании, стр. 96 (99)
Выручка по странам и регионам в тысячах долларов. Источник: годовой отчет компании, стр. 96 (99)
Выручка и прибыль за последние 12 месяцев в миллиардах долларов, итоговая маржа в процентах от выручки. Источник: Macrotrends
Выручка и прибыль за последние 12 месяцев в миллиардах долларов, итоговая маржа в процентах от выручки. Источник: Macrotrends

Ореол перспективности

Николай Валюх сделал отличный обзор компании Chewy, в котором суммировал основную информацию по рынку товаров и услуг для животных: главным образом то, что рынок этот растет на 5% ежегодно, что в несколько раз быстрее, чем в случае товаров для людей. Из-за этого капитализация многих компаний в этой сфере раздута, даже если они убыточные — как Heska. Здесь, конечно, на руку Heska играет и то, что в 2020 году ее выручка сильно выросла — хотя прибыль и упала, — что как будто бы подтверждает доводы в пользу «перспективности» этого сектора.

Действительно, в период пандемии многие люди щедро тратились на своих питомцев: видимо, в рамках борьбы со стрессом. Опрос, проведенный среди миллениалов, показал, что 62% опрошенных предпочли бы повести животное к ветеринару вместо того, чтобы пойти к своему врачу со своими проблемами, если бы перед ними стоял такой выбор.

Но Heska также нарастила убытки. А еще у нее очень небольшая капитализация — всего 1,93 млрд долларов.

Выручка компании за периоды в тысячах долларов. Источник: квартальный отчет компании, стр. 2 (6)
Выручка компании за периоды в тысячах долларов. Источник: квартальный отчет компании, стр. 2 (6)

Возраст среднестатистического розничного инвестора

18—25 лет13%
26—30 лет36%
31—35 лет28%
36—40 лет13%
Более 41 года10%

Возраст среднестатистического розничного инвестора

18—25 лет13%
26—30 лет36%
31—35 лет28%
36—40 лет13%
Более 41 года10%

Опыт инвестирования среднестатистического держателя акций GameStop и AMC

Более 5 лет12%
2—5 лет20%
12—24 месяца25%
Менее 12 месяцев44%

Опыт инвестирования среднестатистического держателя акций GameStop и AMC

Более 5 лет12%
2—5 лет20%
12—24 месяца25%
Менее 12 месяцев44%

Как розничные инвесторы ответили на вопрос о том, что их побудило вложить деньги в акции GameStop и AMC

Быстрая прибыль45%
Друзья тоже инвестируют9%
Долгосрочная инвестиционная стратегия20%
Борюсь со скукой во время пандемии3%
Другие причины8%
Назло крупным хедж-фондам и институциональным инвесторам16%

Как розничные инвесторы ответили на вопрос о том, что их побудило вложить деньги в акции GameStop и AMC

Быстрая прибыль45%
Друзья тоже инвестируют9%
Долгосрочная инвестиционная стратегия20%
Борюсь со скукой во время пандемии3%
Другие причины8%
Назло крупным хедж-фондам и институциональным инвесторам16%

Среднее количество визитов к ветеринару в год по возрасту владельца собаки

Молчаливое поколение2,6
Бэби-бумеры2,6
Поколение X2,6
Миллениалы3,3

Среднее количество визитов к ветеринару в год по возрасту владельца собаки

Молчаливое поколение2,6
Бэби-бумеры2,6
Поколение X2,6
Миллениалы3,3
Источник: Daily Shot
Источник: Daily Shot
Валовая маржа, операционная маржа, итоговая маржа. Все в процентах от выручки. Источник: Macrotrends
Валовая маржа, операционная маржа, итоговая маржа. Все в процентах от выручки. Источник: Macrotrends

В совокупности все эти факторы приводят к следующим возможностям для акций Heska.

Акции могут привлечь интерес розничных инвесторов. Типа тех, кто недавно накачал акции GameStop. Люди эти простоваты и падки на хайп, а еще они молоды — молодежь в США очень любит животных, даже больше себя. Звучит, конечно, спекулятивно, но у Heska есть шансы приковать к себе внимание постояльцев Reddit, хоть пока компанию там и не обсуждают.

Собственно, GameStop неспроста стала объектом накачки: для наших сверстников в США эта компания связана с воспоминаниями детства, подобными тем, которые у нас вызывает «От винта» и «Фаргус» с «Букой». По той же логике они накачали и акции сети кинотеатров AMC. Накачать акции Heska, потому что «ну зверюшки же», — это вполне в их духе. Тем более компания стоит недорого, что облегчает эту задачу.

«Фактор Reddit» следует принимать во внимание, поскольку энергию толпы розничных инвесторов уже используют для разгона акций крупные фонды, зарабатывающие на таких вот «набегах». Благо любимцы розничных инвесторов растут сильно круче «среднего по больнице».

Компанию могут купить. Несмотря на убыточность, там довольно неплохая маржа. Если бы Heska стала подразделением более крупного предприятия, то, возможно, из нее получилось бы сделать доходный бизнес. Покупателем может быть кто угодно, но наиболее вероятным видится кто-то из «Большой фармы», у кого есть крупная доля на рынке товаров для животных. Например, это может быть американский Merck.

У Merck в 2020 году продажи лекарств для животных выросли на 7%, а конкретно для домашних животных — на 10%. Это больше, чем в сегменте лекарств для людей, — 3% за год. К слову, Merck — это эксклюзивный продавец таблеток Heska против паразитов Tri-Heart Plus — вот и неплохая основа для дальнейшего сближения обеих компаний. Впрочем, покупателем Heska может стать кто угодно. Даже немецкий Merck.

Но не будем забывать о плохом

Компания убыточна и при этом находится на пике стоимости, что автоматически располагает к волатильности этих акций. Они легко могут упасть раза в два в ходе какого-нибудь биржевого обвала. Еще есть риски, что инвесторы начнут осознавать тот факт, что рынок товаров для животных не такой уж и большой, а компании, работающие в этой сфере, стоят ненормально дорого. Например, ветеринарная продукция — это 29,3 млрд долларов выручки в год, доля Heska на этом рынке — где-то 0,58%, а капитализация у компании — это 6,48% рынка. Дороговато будет!

Также следует учитывать, что Heska большую часть выручки получает от товаров, произведенных другими компаниями, хотя у нее есть свое производство. Поэтому любые масштабные нарушения в логистических цепочках могут негативно отразиться на отчетности компании.

Еще у Heska большая концентрация клиентов: 14% выручки приходится на компанию Covetrus, а 8% — на Elanco. Пересмотр договоренностей с кем-то из этих клиентов может негативно отразиться на финансовых результатах Heska.

Резюме

Heska — это симпатичная компания в секторе, который считается перспективным. В сочетании с малой капитализацией и очевидным ростом выручки создаются условия для дальнейшего спекулятивного роста этих акций. С другой стороны, убыточность и высокая цена могут привести к падению этих акций. Поэтому, если в них и инвестировать, то очень осторожно. 23 февраля у Heska как раз выйдет отчет за минувший квартал, и там можно будет посмотреть, насколько крепко держится спрос на продукцию компании.

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

про зверюшек идеи всегда хорошо. спасибо за разбор

0

Сообщество