Insulet (NASDAQ: PODD) — американская компания, которая занимается производством инсулиновых помп собственной разработки OmniPod. Кроме производства самих приборов компания разрабатывает мобильную платформу для управления ими, а также адаптирует помпы для лечения других болезней.

Разбираемся в продукте

Сахарный диабет — хроническое заболевание, при котором развивается недостаточность гормона инсулина, отвечающего за контроль нормального уровня глюкозы в крови. От диабета не существует научно доказанного лечения, которое привело бы к полному выздоровлению. Есть два основных вида терапии инсулинозависимого диабета.

Ежедневные инъекции инсулина. С помощью шприц-ручек диабетикам вводится инсулин. Количество инъекций может доходить до 5—6 в день. Этот вид терапии требует ответственного подхода ко времени инъекций, чтобы держать уровень глюкозы в допустимом диапазоне.

Инсулиновая помпа. Это устройство для непрерывного введения инсулина. Стандартная помпа состоит из инфузионного набора, который вводится под кожу канюлей и соединяется с самой помпой, и устройства для мониторинга и управления помпой. Такой способ получения инсулина близок к физиологическому. Устройство помогает оптимизировать жизнь диабетиков, снизить риски развития осложнений и избавить от многократных ежедневных инъекций.

Insulet занимается разработкой и продажей инсулиновых помп с 2005 года. За это время ей удалось разработать продукт с существенным конкурентным преимуществом.

Помпа Omnipod — единственная на рынке, которая не имеет трубок и состоит всего из двух модулей: помпа, служащая также инфузионным набором, и девайс для управления и мониторинга в виде смартфона.

Помпа Omnipod. Источник: Omnipod
Помпа Omnipod. Источник: Omnipod

На чем зарабатывает

Свою выручку компания делит на два основных сегмента.

Производство и продажа инсулиновых помп Omnipod — 834,9 млн долларов, 92,3% выручки в 2020 году. Рост за год составил 24%. Более чем на 20% выросли как продажи в США, так и на международном рынке. В первом полугодии 2021 года рост выручки по сравнению с первым полугодием 2020 года составил 21,3% как в США, так и на глобальном рынке.

Продажа элемента помпы, доставляющего препараты под кожу. Еще ее используют для иных терапевтических целей сторонние фармацевтические компании. Этот сегмент дал 7,7% выручки в 2020 году. Рост сегмента составил 7,4% за 2020 год и 23,1% — за 1 полугодие 2021 года. Основной покупатель в этом сегменте — компания Amgen, которая использует элементы Insulet в своем устройстве для восстановления после химиотерапии.

Финансовые показатели

2020 год стал пятым по счету, когда Insulet демонстрирует рост выручки более 20% год к году, — это показатель ненасыщенности рынка и стадии активного роста компании.

Скорректированная EBITDA за 2020 год выросла на 35,9% и составила 146,1 млн долларов США по сравнению с 2019 годом.

Маржинальность по валовой прибыли за первое полугодие 2021 года составила 67,9% — против 63,5% за 1 полугодие 2020 года. Маржинальность по EBITDA также незначительно выросла — с 19,5 до 19,9% — за аналогичный период.

На США приходилось 66% итоговой выручки за 2020 год, но уже 62% выручки за 1 полугодие 2021 года. Компания осуществляет экспансию на те рынки, где она представлена слабее.

Insulet реализует помпы как напрямую потребителям, так и через дистрибьюторов. В 2020 году у компании было 2 дистрибьютора, на каждого из которых пришлось более 10% итоговой выручки. Но здесь нет причин волноваться: так как продукт компании не имеет аналогов, то нет риска того, что дистрибьютор изменит своего поставщика.

Операционный денежный поток компании положителен, среднегодовой темп роста с 2016 года составляет 51,6%. Отрицательный чистый денежный поток вызван активным наращиванием капитальных расходов: компания приобретает дополнительные производственные линии и оборудование для удовлетворения растущего из года в год спроса на свою продукцию.

Выручка и прибыль, млн долларов

Выручка Операционная прибыль
2016 367 −10,7
2017 463,8 −7,4
2018 563,8 27,4
2019 738,2 50
2020 904,4 51,5
Выручка
2016
367
2017
463,8
2018
563,8
2019
738,2
2020
904,4
Операционная прибыль
2016
−10,7
2017
−7,4
2018
27,4
2019
50
2020
51,5

Распределение выручки по продуктам, млн долларов

Продажа инсулиновых помп Продажа элемента помпы Итого
2018 495,5 68,3 563,8
2019 673,5 64,7 738,2
2020 834,9 69,5 904,4
Продажа инсулиновых помп
2018
495,5
2019
673,5
2020
834,9
Продажа элемента помпы
2018
68,3
2019
64,7
2020
69,5
Итого
2018
563,8
2019
738,2
2020
904,4

Географическое распределение выручки, млн долларов

США Международные продажи Итого
2018 391,8 172,0 563,8
2019 485,1 253,1 738,2
2020 596,4 308 904,4
США
2018
391,8
2019
485,1
2020
596,4
Международные продажи
2018
172
2019
253,1
2020
308
Итого
2018
563,8
2019
738,2
2020
904,4

Финансовые показатели, млн долларов

Операционный денежный поток Капитальные инвестиции Чистый денежный поток
2016 15,9 22,1 −6,2
2017 41,3 77,2 −35,9
2018 35,9 157,4 −121,5
2019 98,4 163,7 −65,3
2020 84 129 −45
Операционный денежный поток
2016
15,9
2017
41,3
2018
35,9
2019
98,4
2020
84
Капитальные инвестиции
2016
22,1
2017
77,2
2018
157,4
2019
163,7
2020
129
Чистый денежный поток
2016
−6,2
2017
−35,9
2018
−121,5
2019
−65,3
2020
−45

Перспективы рынка

В одной из своих презентаций Insulet оценивает свой текущий объем рынка в натуральном выражении как 26% от количества диабетиков первого типа и 0,8% от количества диабетиков второго типа, делающих инъекции инсулина в странах присутствия. Итого от 1,1 до 1,24 млн человек. По результатам 2020 года компания сообщала о 250 тысячах клиентах. Исходя из этих показателей, доля компании на рынке инсулиновых помп на конец прошедшего года — от 20 до 23%.

У инсулиновых помп как у продукта достаточно низкий уровень проникновения, поэтому компания также определяет свой глобальный потенциал как 1/3 от всех диабетиков первого типа и небольшой процент второго типа — столько используют или намерены использовать инсулиновую помпу. Согласно американскому эндокринологическому порталу EndocrinologyAdvisor, исторически менее 1% диабетиков второго типа в США используют инсулиновую помпу.

По различным источникам, сегодня в мире около 500 млн больных диабетом. По данным агентства Департамента здравоохранения США, около 5—10% от всех пациентов — это диабетики второго типа.

Таким образом, можем примерно подсчитать глобальное количество потенциальных клиентов: 500 × 5% × 1/3 + 500 × 95% × 0,8% = 12,1 млн человек, то есть всего 2% от того, что имеем в 2020 году.

Несмотря на 5 лет активного роста и существенную долю рынка, все говорит о том, что у компании еще есть огромный потенциал как из-за роста популяризации инсулиновых помп среди диабетиков, так и за счет роста темпов заболеваемости диабетом. По данным ВОЗ, среднегодовой темп роста болеющих диабетом в мире с 1980 по 2014 год составил 4,1%.

Какие есть риски

Обострение конкуренции на рынке. На глобальном рынке инсулиновых помп четыре крупных игрока: Insulet, Medtronic, Tandem Diabetes Care и Roche. С развитием технологий, ростом популярности инсулиновых помп и других медицинских девайсов, а также сформировавшейся модой у инвесторов на биотехнологии на рынок могут выйти новые компании с инновационными решениями в области лечения диабета.

Долговая нагрузка. Чтобы финансировать рост в таком темпе, компания наращивала долг. Показатель отношения заемного капитала к собственному D / E составляет 1,8, что больше, чем у основных конкурентов: у Tandem Diabetes Care — 0,89, у Medtronic — 0,51.

Это может привести как к высокой процентной нагрузке, так и к «размытию» капитала и уменьшению стоимости акций. Долг конвертируемый, и если у компании не будет денег на погашение, то придется делать эмиссию акций и отдавать долги ими. Но этот риск сглаживается тем, что погашение тела долга будет не скоро — в 2024 и 2026 годах.

В итоге

Insulet — это технологическая компания со значительным потенциалом роста. Она еще не получает стабильную чистую прибыль и выглядит довольно дорогой: показатель P / S — 18. Это много даже в сравнении с основными конкурентами: P / S у Tandem Diabetes Care — 10,9, у Medtronic — 5,6. Поэтому нужно быть готовым к возможным просадкам и снижать риск вашего портфеля с помощью диверсификации.