MD Medical Group Investments (LSE, MOEX: MDMG) — холдинговая компания одной из крупнейших российских сетей частных медицинских клиник «Мать и дитя». С 9 ноября 2020 года акции компании начали торговаться на Московской бирже.

6 сентября компания выпустила финансовую отчетность за первое полугодие 2021 года, в которой показала сильные операционные и финансовые результаты.

Операционные показатели

Количество принятых родов в клиниках выросло на 10% и составило 4 тысячи по сравнению с 3,7 тысячи родов за первое полугодие 2020 года. Основными драйверами выступили рост рождаемости в России и возможность родов в специализированных госпиталях для пациентов с коронавирусом.

Количество циклов ЭКО выросло на 41% и составило 8,1 тысячи циклов по сравнению с 5,8 тысячи циклов годом ранее. Факторами роста выступила реализация отложенного спроса на ЭКО из-за коронавируса и продолжающийся рост популярности ЭКО в России, находящейся на низком уровне по сравнению с развитыми странами.

Количество койко-дней за полугодие составило 76,2 тысячи — рост на 49% по отношению к аналогичному периоду годом ранее. Одна из причин — расширение перечня услуг в частных госпиталях и увеличение мощностей. В феврале открылся новый корпус «Лапино-4» в медицинском кластере «Лапино» для лечения больных коронавирусной инфекцией.

Общая амбулаторная посещаемость выросла на 23% и составила 897,3 тысячи посещений: расширился перечень услуг и выросла загрузка мощностей.

Компания разделяет амбулаторные посещения на три сегмента:

Последний год «Мать и дитя» активно диверсифицирует бизнес — как за счет расширения в регионы, так и через расширение портфеля медицинских услуг.

Рост выручки по непрофильным ранее направлениям составил 212% в онкологии, 121% в терапии, 124% в прочей медицинской выручке, 79% в физиотерапии, 54% в хирургии и кардиологии.

Особую роль компания отводит растущему спросу на онкологическую помощь: активно расширяет онкологическую службу и инвестирует в рост мощностей онкологических отделений по всех своих госпиталях.

Объем оказанных услуг, штук

2019 2020 1п2020 1п2021 Рост за 1п2021
Роды 7446 7759 3669 4027 10%
ЭКО 18 004 15 264 5797 8154 41%
Койко-дни 79 689 116 417 51 242 76 196 49%
Амбулаторные посещения 1 745 133 1 613 630 729 081 897 396 23%
Роды
2019
7446
2020
7759
1п2020
3669
1п2021
4027
Δ 1п2021
10%
ЭКО
2019
18 004
2020
15 264
1п2020
5797
1п2021
8154
Δ 1п2021
41%
Койко-дни
2019
79 689
2020
116 417
1п2020
51 242
1п2021
76 196
Δ 1п2021
49%
Амбулаторные посещения
2019
1 745 133
2020
1 613 630
1п2020
729 081
1п2021
897 396
Δ 1п2021
23%

Загрузка медицинских объектов ГК «Мать и дитя» в Москве

1п2020 1п2021
Роды 67% 67%
ЭКО 45% 59%
Койко-дни 85% 70%
Амбулаторные посещения 42% 46%
Роды
1п2020
67%
1п2021
67%
ЭКО
1п2020
45%
1п2021
59%
Койко-дни
1п2020
85%
1п2021
70%
Амбулаторные посещения
1п2020
42%
1п2021
46%

Загрузка медицинских объектов ГК «Мать и дитя» в регионах

1п2020 1п2021
Роды 38% 45%
ЭКО 30% 44%
Койко-дни 42% 54%
Амбулаторные посещения 38% 45%
Роды
1п2020
38%
1п2021
45%
ЭКО
1п2020
30%
1п2021
44%
Койко-дни
1п2020
42%
1п2021
54%
Амбулаторные посещения
1п2020
38%
1п2021
45%

Финансовые показатели

Выручка за первое полугодие выросла на 51%, до 12 009 млн рублей, по сравнению с 7974 млн рублей за аналогичный период 2020 года.

40% выручки компании занимает сегмент женского и детского здоровья: акушерство и гинекология, роды и ЭКО. Но другие сегменты растут быстрее.

Структура выручки за первое полугодие 2021 и 2020 года выглядит следующим образом:

Структура выручки, млн рублей

1п2020 1п2021 Изменение Доля в 1п2021
Терапия, хирургия и другие стационарные услуги 1316 2566 +95% 21%
Лабораторные исследования, диагностика и прочее 1476 2352 +59% 20%
Акушерство и гинекология 1376 1571 +14% 13%
Роды 1148 1340 +17% 11%
ЭКО 1346 1908 +42% 16%
Педиатрия 810 1032 +27% 9%
Онкология 329 1027 +212% 9%
Прочая выручка 173 213 +23% 2%
Терапия, хирургия и другие стационарные услуги
1п2020
1316
1п2021
2566
Изменение
95,00%
Доля в 1п2021
21,00%
Лабораторные исследования, диагностика и прочее
1п2020
1476
1п2021
2352
Изменение
59,00%
Доля в 1п2021
20,00%
Акушерство и гинекология
1п2020
1376
1п2021
1571
Изменение
14,00%
Доля в 1п2021
13,00%
Роды
1п2020
1148
1п2021
1340
Изменение
17,00%
Доля в 1п2021
11,00%
ЭКО
1п2020
1346
1п2021
1908
Изменение
42,00%
Доля в 1п2021
16,00%
Педиатрия
1п2020
810
1п2021
1032
Изменение
27,00%
Доля в 1п2021
9%
Онкология
1п2020
329
1п2021
1027
Изменение
2,12
Доля в 1п2021
9%
Прочая выручка
1п2020
173
1п2021
213
Изменение
0,23
Доля в 1п2021
2%

Валовая прибыль выросла на 71% и составила 4550 млн рублей. Показатель рентабельности по валовой прибыли вырос на 4,5 процентных пункта и составил 37,9%.

Показатель EBITDA вырос на 66% и составил 3777 млн рублей. Рост происходит за счет быстрого роста объема услуг и среднего чека по отношению к затратам. Рентабельность по EBITDA составила 31,5% — рост на 3 процентных пункта.

Чистая прибыль выросла на 83% и составила 2688 млн рублей. Рентабельность по чистой прибыли составила 22,3% — это на 3 процентных пункта больше по сравнению с годом ранее.

На волне улучшения показателей компания анонсировала инвестпрограмму объемом 12 млрд рублей на 2021—2024 годы. Деньги пойдут на расширение медицинского кластера «Лапино» новыми корпусами ядерного медцентра «Лапино-3» и психоневрологического центра «Лапино-5», строительство трех новых госпиталей в Домодедове, Санкт-Петербурге и Тюмени, расширение амбулаторной сети, в том числе продолжение экспансии на рынке приема лабораторных анализов.

Примечательно, что всю программу компания планирует осуществлять без внешнего финансирования. Это логичное решение в период роста ключевой ставки ЦБ РФ, а также ввиду большого запаса денег на счетах: их надо эффективно инвестировать.

Динамика показателей, млн рублей

2019 2020 1п2020 1п2021 Рост за 1п2021
Выручка 16 160 19 133 7974 12 009 51%
Валовая прибыль 5784 7127 2663 4550 71%
EBITDA 4635 6008 2270 3777 66%
Чистая прибыль 2787 4333 1471 2688 83%
Чистый денежный поток 988 2737 1180 3012 155%
Выручка
2019
16 160
2020
19 133
1п2020
7974
1п2021
12 009
Δ 1п2021
51%
Валовая прибыль
2019
5784
2020
7127
1п2020
2663
1п2021
4550
Δ 1п2021
71%
EBITDA
2019
4635
2020
6008
1п2020
2270
1п2021
3777
Δ 1п2021
66%
Чистая прибыль
2019
2787
2020
4333
1п2020
1471
1п2021
2688
Δ 1п2021
83%
Чистый денежный поток
2019
988
2020
2737
1п2020
1180
1п2021
3012
Δ 1п2021
155%

Показатели рентабельности

2019 2020 1п2020 1п2021 Рост за 1п2021
Валовая прибыль 36% 37% 33% 38% 4%
EBITDA 29% 31% 28% 31% 3%
Чистая прибыль 17% 23% 18% 22% 4%
Валовая прибыль
2019
36%
2020
37%
1п2020
33%
1п2021
38%
Δ 1п2021
4%
EBITDA
2019
29%
2020
31%
1п2020
28%
1п2021
31%
Δ 1п2021
3%
Чистая прибыль
2019
17%
2020
23%
1п2020
18%
1п2021
22%
Δ 1п2021
4%

Долги и дивиденды

Финансовое положение компании крайне устойчивое. Чистый долг за полгода снизился на 33% и составил 1835 млн рублей. Показатель «чистый долг / EBITDA» находится на рекордно низком уровне за последние годы и составляет 0,2. Это комфортный уровень долговой нагрузки: денежный поток будет идти на перспективные инвестиционные проекты, а не на погашение долгов.

В 2022 году ГК «Мать и дитя» придется погасить почти 1914 млн рублей задолженности. Это не критично: чистого денежного потока даже за половину 2021 года хватит с лихвой. Не повлияет это существенно и на дивиденды: по итогам полугодия компания выплатит акционерам 1352 млн рублей, или 18 Р на акцию. Итоговая дивидендная доходность за 2021 год составит более 4%.

С 2019 года размер дивидендов составляет 50% от чистой прибыли. По словам СЕО, такой коэффициент выплат планируется сохранять и далее.

Что в итоге

«Мать и дитя» — устойчивый бизнес с высокой маржинальностью, который меньше всех пострадает в кризис. Основной потенциал для его дальнейшего роста — развитие высокотехнологичных медицинских услуг. Население требует более высокого уровня и сервиса государственной медицины в онкологии, реабилитации и лабораторной диагностике.

Средний чек на основные услуги компании с 2018 года стабильно растет как в Москве, так и в регионах. Изменения происходят в пользу комплексных медицинских процедур, также увеличивается количество услуг за один поход к врачу.

Учитывая большой запас загрузки медучреждений, активную экспансию в регионы и консолидацию рынка частной медицины, компании предстоит удовлетворить значительную долю спроса.