«Ростелеком» (MCX: RTKM, RTKMP) — крупный технологический холдинг в области телекоммуникаций и цифровых услуг. Компания входит в число лидеров на российском рынке высокоскоростного доступа в интернет, платного телевидения, облачных технологий, мобильной и домашней телефонии, кибербезопасности, дата-центров и электронного правительства.

9 ноября «Ростелеком» выпустил финансовые результаты по итогам первых 9 месяцев 2021 года. Несмотря на медленный рост абонентской базы, компания продемонстрировала увеличение доходов во всех ключевых сегментах бизнеса и показала рекордные выручку и прибыль. На фоне сильных финансовых результатов менеджмент обещает увеличить дивиденды по итогам этого года до 6 Р, что также окажется рекордной выплатой в истории компании.

В апреле «Ростелеком» представил обновленную стратегию до 2025 года. Менеджмент планирует, что выручка холдинга в 2025 году превысит 700 млрд рублей, а чистая прибыль удвоится по сравнению с 2020 годом. Предлагаю рассмотреть динамику основных показателей бизнеса, чтобы понять, насколько поставленные цели достижимы.

Дисклеймер: если мы пишем, что что-то выросло или упало на X%, то по умолчанию подразумеваем сравнение с данными отчета за аналогичный период прошлого года, если не указано другое.

Выручка и прибыль

Выручка «Ростелекома» выросла на 7% — до 411,7 млрд рублей, — что стало рекордным результатом для данного периода. Этому поспособствовали рост выручки за услуги мобильной связи на 11% — до 143,6 млрд рублей, фиксированного интернета — на 9%, до 72,7 млрд рублей, и цифровых сервисов — на 8%, до 50,5 млрд рублей. Худший результат показал сегмент домашней телефонии, где из-за сокращения абонентской базы продолжилось падение выручки на 10% — до 37 млрд рублей.

Абонентская база в ключевых сегментах «Ростелекома» в целом демонстрирует слабую динамику в последнее время. Количество интернет-абонентов увеличилось менее чем на 1% за год, количество пользователей платного телевидения выросло лишь на 2%, а в сегменте сотовой связи даже произошел квартальный отток абонентов в размере 8%. Это может говорить о насыщении рынка классического телекоммуникационного бизнеса и об ограниченном потенциале роста в сегментах доступа в интернет, платного ТВ и услуг мобильной связи.

Судя по приоритетам и новой стратегии, это понимает и менеджмент. В ближайшие годы компания рассчитывает на опережающий рост таких перспективных направлений, как облачные сервисы и дата-центры, кибербезопасность, телемедицина, развитие цифровых услуг и сервисов для государства и населения. В классических же направлениях руководство планирует скорее удерживать лидирующие позиции и наращивать эффективность уже существующей базы.

Структура выручки по видам услуг

Мобильная связь 34,9%
Фиксированный широкополосный доступ в интернет 17,7%
Оптовые услуги 13,8%
Цифровые сервисы 12,2%
Телефония 9,0%
Телевидение 7,2%
Прочие услуги 5,2%
Мобильная связь
34,9%
Фиксированный широкополосный доступ в интернет
17,7%
Оптовые услуги
13,8%
Цифровые сервисы
12,2%
Телефония
9,0%
Телевидение
7,2%
Прочие услуги
5,2%

Динамика абонентской базы «Ростелекома» на 30 сентября, млн человек

2017 2018 2019 2020 2021
Частные пользователи интернета 11,9 12,0 12,0 12,3 12,4
Корпоративные клиенты — пользователи интернета 0,9 1,0 1,0 1,1 1,1
Платное ТВ 9,7 10,1 10,3 10,7 10,9
Домашняя телефония 19,5 17,8 16,0 14,5 12,9
Частные пользователи интернета
2017
11,9
2018
12,0
2019
12,0
2020
12,3
2021
12,4
Корпоративные клиенты — пользователи интернета
2017
0,9
2018
1,0
2019
1,0
2020
1,1
2021
1,1
Платное ТВ
2017
9,7
2018
10,1
2019
10,3
2020
10,7
2021
10,9
Домашняя телефония
2017
19,5
2018
17,8
2019
16,0
2020
14,5
2021
12,9

Операционные расходы компании увеличились на 7% — до 346,1 млрд рублей, что в основном связано с ростом амортизационных отчислений, разворачиванием проектов в рамках федеральной программы «Цифровой регион», увеличением расходов на рекламу и маркетинг, а также ремонт и обслуживание инфраструктуры.

В результате операционная прибыль «Ростелекома» выросла на 7% и достигла рекордных 65,7 млрд рублей.

Чистые финансовые расходы бизнеса остались практически на уровне прошлогоднего показателя и составили 26,3 млрд рублей. Расходы по налогу на прибыль увеличились с 7,9 до 10,1 млрд рублей. В итоге чистая прибыль холдинга выросла на 17% и составила 31,4 млрд рублей, что стало новым историческим максимумом для бизнеса.

Финансовые показатели «Ростелекома» за 9 месяцев, млрд рублей

Выручка Операционная прибыль Чистая прибыль
2017 221,2 28,6 9,881
2018 233,0 27,6 12,7
2019 242,6 29,9 16,4
2020 383,9 61,7 26,9
2021 411,8 65,7 31,4
Выручка
2017
221,2
2018
233,0
2019
242,6
2020
383,9
2021
411,8
Операционная прибыль
2017
28,6
2018
27,6
2019
29,9
2020
61,7
2021
65,7
Чистая прибыль
2017
9,881
2018
12,7
2019
16,4
2020
26,9
2021
31,4

Инвестиции

«Ростелеком» работает в одной из самых технологичных и быстроразвивающихся отраслей экономики. Для того чтобы оставаться конкурентоспособным и быстро адаптироваться, менеджменту приходится инвестировать значительные суммы в приобретение новых активов и улучшение инфраструктуры. Поэтому размер капитальных вложений в последние 5 лет ежегодно растет.

По итогам первых 9 месяцев 2021 года он увеличился на 7% — до рекордных 76,2 млрд рублей. Общий размер инвестиций на текущий год запланирован в диапазоне 110—115 млрд рублей, в том числе на развитие быстрорастущих цифровых направлений.

Стоит отметить, что в ноябре «Ростелеком» приобрел ведущего разработчика в сфере цифровизации государственного управления — ООО «БФТ-холдинг» за 1,65 млрд рублей. Это позволит усилить позиции на рынке цифровых услуг и программного обеспечения.

Капитальные вложения без учета госпрограмм за 9 месяцев, млрд рублей

2017 42,3
2018 45,9
2019 62,8
2020 71,0
2021 76,2
2017
42,3
2018
45,9
2019
62,8
2020
71,0
2021
76,2

Долги

За 9 месяцев чистый долг «Ростелекома» вырос на 39% — до 502,5 млрд рублей — на фоне роста долгосрочных кредитов и займов, а также обязательств по аренде.

Уровень долговой нагрузки менеджмент рассчитывает по коэффициенту «чистый долг / 12мOIBDA», где OIBDA — операционная прибыль до амортизации, скорректированная с учетом неденежных расходов по долгосрочной программе мотивации и негосударственному пенсионному обеспечению.

За 9 месяцев показатель OIBDA вырос на 13% — до 169,7 млрд рублей, — а коэффициент «чистый долг / 12мOIBDA» с начала года вырос с 1,9 до 2,3×.

Динамика долговой нагрузки на конец периода, млрд рублей

Чистый долг Чистый долг / OIBDA
2017 181,6 1,9×
2018 186,7 1,9×
2019 333,0 2,0×
2020 362,2 1,9×
9м2021 502,5 2,3×
Чистый долг
2017
181,6
2018
186,7
2019
333,0
2020
362,2
9м2021
502,5
Чистый долг / OIBDA
2017
1,9×
2018
1,9×
2019
2,0×
2020
1,9×
9м2021
2,3×

Дивиденды

В апреле текущего года «Ростелеком» утвердил новую дивидендную политику, где изменил базу для расчета дивидендных выплат. В период с 2021 по 2023 год компания при определении размера дивидендов будет опираться не на свободный денежный поток, а на чистую прибыль. Общий размер дивидендов должен быть не менее 50% от чистой прибыли, поскольку это прописано в новом постановлении правительства для государственных компаний.

При этом компания стремится выплачивать не менее 5 Р на обыкновенную акцию и ежегодно увеличивать размер выплат не менее чем на 5% при условии, что финансовой устойчивости бизнеса ничто не угрожает, а уровень долговой нагрузки по коэффициенту «чистый долг / OIBDA» в годовом исчислении не превышает 3×.

В последние годы «Ростелеком» платил 5 Р на акцию каждого типа, но в пресс-релизе по итогам 3 квартала 2021 года президент ПАО «Ростелеком» Михаил Осеевский заявил, что сильные финансовые результаты бизнеса позволят увеличить дивидендные выплаты по итогам 2021 года до 6 Р.

Размер дивидендов на одну обыкновенную и привилегированную акцию в рублях

2016 5,39 Р
2017 5,05 Р
2018 Р
2019 Р
2020 Р
2021 Р
2016
5,39 Р
2017
5,05 Р
2018
Р
2019
Р
2020
Р
2021
Р

Что в итоге

В последние 5 лет «Ростелеком» существенно снизил свою зависимость от рынка домашней телефонии. Если в 2016 году сегмент приносил самый большой доход компании, то по итогам 9 месяцев 2021 года на него приходится лишь 9% выручки.

Компании удалось компенсировать отток абонентов из проводной телефонной связи за счет привлечения клиентов в интернет, платное ТВ и мобильную телефонию. Но слабая динамика абонентской базы говорит о том, что и на этих рынках произошло насыщение и потенциал дальнейшего роста ограничен высокой конкуренцией среди телекоммуникационных компаний.

Отчасти рост выручки в классических телекоммуникационных услугах поддержит предстоящий рост тарифов на фоне растущей инфляции, но менеджменту нужно искать новые перспективные направления развития, чтобы сохранить прежний темп роста бизнеса. К наиболее перспективным направлениям с точки зрения потенциала увеличения выручки в ближайшие годы относятся облачные технологии и дата-центры, кибербезопасность, цифровые услуги, сервисы в сфере ЖКХ и госуправления, а также телемедицина.