Starbucks (NASDAQ: SBUX) — всемирно известная сеть кофеен, которая еженедельно обслуживает около 100 млн клиентов по всему миру. Кроме продаж в собственных магазинах, Starbucks в партнерстве с Nestle поставляет продуктовым ретейлерам кофейные и чайные товары под своим брендом.

О компании

Бизнес Starbucks можно разделить по следующим принципам: источники выручки, география и продажи готовой продукции.

Источники выручки. Starbucks выделяет три источника выручки:

  1. Фирменные магазины — кофейни под прямым управлением.
  2. Лицензионные магазины — кофейни по лицензии — аналог франчайзи.
  3. Прочая выручка — сюда входят продажи за пределами магазинов обоих типов: фасованный кофе, чай, продукты питания и готовые напитки в магазинах ретейлеров, а также роялти от Nestle.

Структура выручки выглядит следующим образом:

  1. Фирменные магазины — 85%.
  2. Лицензионные магазины — 9%.
  3. Прочая выручка — 6%.

География продаж. В отчете Starbucks выделяет три ключевых региона продаж:

  1. США.
  2. Китай.
  3. Остальной мир.

Структура выручки компании по географическому принципу выглядит следующим образом:

  1. США — 70%.
  2. Китай — 13%.
  3. Остальной мир — 17%.

Продажа готовой продукции. Состоит из трех направлений: продажа напитков, продажа еды и остальная выручка, в которую также входят доходы от дочерних компаний. Кроме основного бренда Starbucks компании принадлежат следующие бренды:

  1. Teavana — чайная компания.
  2. Seattle’s Best Coffee — розничный и оптовый продавец кофе.
  3. Evolution Fresh — производитель натуральных фруктовых соков.
  4. Ethos — производитель бутилированной воды.
  5. Princi — итальянская сеть пекарен.

Структура выручки по продажам готовой продукции выглядит следующим образом:

  1. Продажа напитков — 80%.
  2. Продажа еды — 10%.
  3. Остальная выручка — 10%.

Текущие результаты и прогнозы

Starbucks последние несколько лет демонстрирует устойчивые финансовые результаты. Средний заработок за год по EBITDA составляет около 5—6 млрд долларов. Но было исключение — 2020 год, когда компания столкнулась со снижением трафика посетителей и с закрытием некоторых своих точек из-за пандемии коронавируса.

По итогам 4 квартала 2021 года менеджмент Starbucks опубликовал свой прогноз на 2022 год. Начнем с неоднозначного решения: руководство объявило о планах повысить с 1 января 2022 года на 5—10% зарплату сотрудникам, чей стаж работы превышает 2 года. Это приведет к дополнительным затратам, которые составят миллиард долларов в год.

В 2022 году компания рассчитывает открыть 2 тысячи новых магазинов — против 1173 магазинов в 2021 году. Основной прирост сети придется на Китай и «остальной мир» — 75%, или 1500 кофеен, а остальные 25%, или 500 кофеен, откроются в США.

Выручка и показатель прибыли на акцию компании в 2022 году составят 32,5—33 млрд долларов и 3,1 $, что предполагает рост на 8—10% в сравнении с прошлым годом.

Операционная маржа в 2022 году окажется под давлением из-за зарплатных инвестиций и составит 17%, в 2023 году восстановится до целевых значений в 18—19%.

Капитальные затраты увеличатся на 33% — с 1,5 до 2 млрд долларов — в сравнении с 2021 годом.

Финансовые результаты компании на конец периода, млрд долларов

Выручка EBITDA Чистая прибыль Чистый долг
2016 21,316 5,202 2,818 1,322
2017 22,387 5,146 2,885 1,241
2018 24,719 5,130 4,518 0,502
2019 26,508 5,455 3,599 8,409
2020 23,518 2,993 0,928 11,559
2021 29,061 6,314 4,199 8,160
Выручка
2016
21,316
2017
22,387
2018
24,719
2019
26,508
2020
23,518
2021
29,061
EBITDA
2016
5,202
2017
5,146
2018
5,130
2019
5,455
2020
2,993
2021
6,314
Чистая прибыль
2016
2,818
2017
2,885
2018
4,518
2019
3,599
2020
0,928
2021
4,199
Чистый долг
2016
1,322
2017
1,241
2018
0,502
2019
8,409
2020
11,559
2021
8,160

Сравнение с конкурентами

EV / EBITDA P / E Чистый долг / EBITDA
Starbucks 22,89 32,48 1,29
McDonald’s 18,81 26,63 2,58
Chipotle Mexican Grill 47,68 68,82 −0,71
Yum! Brands 21,42 24,49 4,49
Domino’s Pizza 26,66 38,41 5,26
Papa John’s 25,89 44,79 1,55
EV / EBITDA
Starbucks
22,89
McDonald’s
18,81
Chipotle Mexican Grill
47,68
Yum! Brands
21,42
Domino’s Pizza
26,66
Papa John’s
25,89
P / E
Starbucks
32,48
McDonald’s
26,63
Chipotle Mexican Grill
68,82
Yum! Brands
24,49
Domino’s Pizza
38,41
Papa John’s
44,79
Чистый долг / EBITDA
Starbucks
1,29
McDonald’s
2,58
Chipotle Mexican Grill
−0,71
Yum! Brands
4,49
Domino’s Pizza
5,26
Papa John’s
1,55

Дивиденды

Starbucks начала свою дивидендную историю с 2010 года и постепенно увеличивает выплаты. В среднем компания тратит 50% чистой прибыли на дивиденды. Следующая запланированная выплата — 0,49 $ — дивиденд за 1 квартал 2022 года, который Starbucks выплатит своим акционерам 11 февраля 2022 года.

Кроме выплат дивидендов компания проводит обратный выкуп акций. С 2010 года Starbucks уменьшила количество акций в обращении на 21%: с 1482 до 1173,2 млн бумаг. Также стоит упомянуть, что в 2015 году у Starbucks прошел сплит акций 2 к 1.

Аргументы за

Рост рынка. По данным Bloomberg, мировой рынок кофе в следующие три года будет в среднем расти на 9% и в 2024 году превысит значение 400 млрд долларов. Наибольший рост потребления покажет Азия, а именно Китай, Индия и Индонезия, на фоне увеличения доходов населения.

Развитие сети. Сеть кофеен Starbucks с 2010 года выросла практически в два раза: с 16 858 до 33 833 точек продаж. В будущем компания не намерена останавливаться: например, уже в следующем году, по прогнозам менеджмента, количество точек увеличится еще на 6% — почти до 36 тысяч.

Источник: отчеты Starbucks
Источник: отчеты Starbucks
Источник: отчеты Starbucks
Источник: отчеты Starbucks

Дивиденды и байбэк. На фоне низкой долговой нагрузки — показатель «чистый долг / EBITDA» на конец 2021 года равен 1,29 — менеджмент Starbucks объявил, что в следующие три года выплатит своим акционерам 20 млрд долларов через дивиденды и обратный выкуп. С учетом текущей капитализации компании в 133 млрд долларов это соответствует доходности 15%.

Передовые технологии. Руководство Starbucks постоянно ищет новые направления развития. Недавно компания заключила партнерство с Amazon для совместной разработки технологии Amazon Just Walk Out. Также компания объявила, что планирует использовать технологию блокчейн для своей программы лояльности.

Сила бренда. По стоимости бренда Starbucks занимает 29-е место в мире, а если смотреть только секторальную разбивку, то в отрасли «Продукты питания и напитки» компания занимает четвертое место после McDonald’s, Moutai и Coca-Cola. Текущая стоимость бренда Starbucks оценивается в 60,3 млрд долларов.

Стоимость брендов, млрд долларов

Место Название Стоимость
1 Amazon 683,9
2 Apple 612
3 Google 458
4 Microsoft 410,3
5 Tencent 240,9
6 Facebook 226,7
7 Alibaba 196,9
8 Visa 191,3
9 McDonald’s 154,9
10 Mastercard 112,9
29 Starbucks 60,3
Amazon
Место
1
Стоимость
683,9
Apple
Место
2
Стоимость
612
Google
Место
3
Стоимость
458
Microsoft
Место
4
Стоимость
410,3
Tencent
Место
5
Стоимость
240,9
Facebook
Место
6
Стоимость
226,7
Alibaba
Место
7
Стоимость
196,9
Visa
Место
8
Стоимость
191,3
McDonald’s
Место
9
Стоимость
154,9
Mastercard
Место
10
Стоимость
112,9
Starbucks
Место
29
Стоимость
60,3

Аргументы против

Негативный новостной фон. Сотрудники Starbucks пытаются создать свой первый профсоюз — Starbucks Workers United, с помощью которого они хотят надавить на компанию, чтобы улучшить условия труда. Менеджмент выступает против объединения, так как это может нанести удар по имиджу сети.

Рост на уровне рынка. Даже с учетом больших дивидендных выплат с 2017 года по 2021 год динамика акций Starbucks все равно проигрывает рынку.

Источник: годовой отчет Starbucks, стр. 24
Источник: годовой отчет Starbucks, стр. 24
Источник: годовой отчет Starbucks, стр. 24
Источник: годовой отчет Starbucks, стр. 24

Что в итоге

Starbucks — это один из крупнейших представителей ресторанного сектора с самой большой в мире сетью кофеен. Каких инвесторов может заинтересовать компания? Тех, кто ищет относительно недорогого лидера сектора с растущими показателями и высокими выплатами: в следующие три года акционеры Starbucks в среднем получат доходность 5%. Это очень неплохие результаты для компании, чьи темпы роста увеличиваются двузначно.