Starbucks (NASDAQ: SBUX) — всемирно известная сеть кофеен, которая еженедельно обслуживает около 100 млн клиентов по всему миру. Кроме продаж в собственных магазинах, Starbucks в партнерстве с Nestle поставляет продуктовым ретейлерам кофейные и чайные товары под своим брендом.

В мае 2022 года Starbucks объявила о полном уходе из России — компания продала весь свой бизнес в стране местным инвесторам. В рамках сделки американская сеть кофеен потеряла 130 заведений, а также запретила новым собственникам использовать ее имя. Сейчас бывшее подразделение Starbucks в России называется Stars Coffee.

О компании

Бизнес Starbucks можно разделить по следующим принципам: источники выручки, география и продажи готовой продукции.

Источники выручки. Starbucks выделяет три источника выручки:

  1. Фирменные магазины — кофейни под прямым управлением.
  2. Лицензионные магазины — кофейни по лицензии — аналог франчайзи.
  3. Прочая выручка — сюда входят продажи за пределами магазинов обоих типов: фасованный кофе, чай, продукты питания и готовые напитки в магазинах ретейлеров, а также роялти от Nestle.

Структура выручки выглядит следующим образом:

  1. Фирменные магазины — 85%.
  2. Лицензионные магазины — 9%.
  3. Прочая выручка — 6%.

География продаж. В отчете Starbucks выделяет три ключевых региона продаж:

  1. США.
  2. Китай.
  3. Остальной мир.

Структура выручки компании по географическому принципу выглядит следующим образом:

  1. США — 70%.
  2. Китай — 13%.
  3. Остальной мир — 17%.

Продажа готовой продукции. Состоит из трех направлений: продажа напитков, продажа еды и остальная выручка, в которую также входят доходы от дочерних компаний. Кроме основного бренда Starbucks компании принадлежат следующие бренды:

  1. Teavana — чайная компания.
  2. Seattle’s Best Coffee — розничный и оптовый продавец кофе.
  3. Evolution Fresh — производитель натуральных фруктовых соков.
  4. Ethos — производитель бутилированной воды.
  5. Princi — итальянская сеть пекарен.

Структура выручки по продажам готовой продукции выглядит следующим образом:

  1. Продажа напитков — 80%.
  2. Продажа еды — 10%.
  3. Остальная выручка — 10%.

Текущие результаты

Starbucks последние несколько лет демонстрирует устойчивые финансовые результаты. Средний заработок за год по EBITDA составляет около 5—6 млрд долларов. Но было исключение — 2020 год, когда компания столкнулась со снижением трафика посетителей и с закрытием некоторых своих точек из-за пандемии коронавируса.

В 2021 году сеть кофеен столкнулась с недовольством своих сотрудников, вследствие чего руководству пришлось объявить о планах повысить зарплату с 1 января 2022 года на 5—10% всем членам команды Starbucks, чей стаж работы превышает два года. В 2022 году это привело к дополнительным затратам, которые составили около 1,5 млрд долларов.

Сильный рост операционных расходов помешал EBITDA и чистой прибыли ретейлера в прошедшем году вырасти. Первый показатель за 12 месяцев упал на 3%, а второй — на 22% на фоне единоразового дохода в 2021, в котором компания получила 0,8 млрд долларов прибыли от продажи своих непрофильных активов.

Однако 2022 год для Starbucks нельзя назвать однозначно плохим, так как некоторые показатели все же выросли: например, общая годовая выручка увеличилась на 11% до 32,25 млрд долларов за счет сильных показателей основного американского подразделения. При этом сеть кофеен не смогла выполнить свой годовой план — компания должна была заработать в 2022 году 32,5—33 млрд долларов, но уход из России не позволил ей это сделать.

В 2023 году ретейлер планирует продемонстрировать следующие результаты:

  • общая выручка увеличится на 10—12% до 36,1 млрд долларов;
  • количество магазинов возрастет на 7% до 38 тысяч штук;
  • операционная рентабельность значительно улучшится;
  • капитальные затраты тоже возрастут с 2 млрд до 2,5 млрд долларов;
  • чистая прибыль на акцию увеличится на 15—20% до 4 $.

Финансовые результаты компании на конец периода, млрд долларов

2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022
Выручка 21,316 22,387 24,719 26,508 23,518 29,061 32,250
EBITDA 5,202 5,146 5,130 5,455 2,993 6,314 6,147
Чистая прибыль 2,818 2,885 4,518 3,599 0,928 4,199 3,281
Чистый долг 1,322 1,241 0,502 8,409 11,559 8,160 12,226
Выручка
2016
21,316
2017
22,387
2018
24,719
2019
26,508
2020
23,518
2021
29,061
2022
32,250
EBITDA
2016
5,202
2017
5,146
2018
5,130
2019
5,455
2020
2,993
2021
6,314
2022
6,147
Чистая прибыль
2016
2,818
2017
2,885
2018
4,518
2019
3,599
2020
0,928
2021
4,199
2022
3,281
Чистый долг
2016
1,322
2017
1,241
2018
0,502
2019
8,409
2020
11,559
2021
8,160
2022
12,226

Сравнение с конкурентами

Starbucks McDonald’s Chipotle Mexican Grill Yum! Brands Domino’s Pizza Papa John’s
EV / EBITDA 22,5 18,0 30,0 20,5 21,4 18,3
P / E 38,4 31,6 49,9 28,5 29,6 50,5
Чистый долг / EBITDA 2,0 2,8 −0,5 4,9 5,9 2,5
EV / EBITDA
Starbucks
22,5
McDonald’s
18,0
Chipotle Mexican Grill
30,0
Yum! Brands
20,5
Domino’s Pizza
21,4
Papa John’s
18,3
P / E
Starbucks
38,4
McDonald’s
31,6
Chipotle Mexican Grill
49,9
Yum! Brands
28,5
Domino’s Pizza
29,6
Papa John’s
50,5
Чистый долг / EBITDA
Starbucks
2,0
McDonald’s
2,8
Chipotle Mexican Grill
−0,5
Yum! Brands
4,9
Domino’s Pizza
5,9
Papa John’s
2,5

Дивиденды

Starbucks начала свою дивидендную историю с 2010 года и постепенно увеличивает выплаты. В среднем компания тратит 50% чистой прибыли на дивиденды. Следующая запланированная выплата — 0,53 $ — дивиденд за первый квартал 2023 года, который Starbucks выплатила акционерам 10 февраля.

Кроме выплат дивидендов компания проводит обратный выкуп акций. С 2010 года Starbucks уменьшила количество акций в обращении на 21%: с 1482 до 1173,2 млн бумаг. Также стоит упомянуть, что в 2015 году у Starbucks прошел сплит акций 2 к 1.

Аргументы за

Рост рынка. По данным Bloomberg, мировой рынок кофе в следующие три года будет в среднем расти на 9% и в 2024 году превысит значение 400 млрд долларов. Наибольший рост потребления покажет Азия, а именно Китай, Индия и Индонезия, на фоне увеличения доходов населения.

Развитие сети. Сеть кофеен Starbucks с 2010 года выросла практически в два раза: с 16 858 до 35 711 точек продаж. В будущем компания не намерена останавливаться: например, уже в следующем году, по прогнозам менеджмента, количество точек увеличится еще на 7% — почти до 38 тысяч.

Источник: отчеты Starbucks
Источник: отчеты Starbucks
Источник: отчеты Starbucks
Источник: отчеты Starbucks

Дивиденды и байбэк. В 2021 менеджмент Starbucks объявил о щедрых выплатах, в рамках которых в следующие три года компания суммарно обязана распределить своим акционерам 20 млрд долларов через дивиденды и обратный выкуп. С учетом текущей капитализации сети кофеен в 126 млрд долларов это соответствует доходности 16%.

Передовые технологии. Руководство Starbucks постоянно ищет новые направления развития. Недавно компания заключила партнерство с Amazon для совместной разработки технологии Amazon Just Walk Out. Также компания объявила, что планирует использовать технологию блокчейн для своей программы лояльности.

Сила бренда. По стоимости бренда Starbucks занимает 29-е место в мире, а если смотреть только секторальную разбивку, то в отрасли «Продукты питания и напитки» компания занимает четвертое место после McDonald’s, Moutai и Coca-Cola. Текущая стоимость бренда Starbucks оценивается в 60,3 млрд долларов.

Стоимость брендов, млрд долларов

Место Название Стоимость
1 Amazon 683,9
2 Apple 612
3 Google 458
4 Microsoft 410,3
5 Tencent 240,9
6 Facebook 226,7
7 Alibaba 196,9
8 Visa 191,3
9 McDonald’s 154,9
10 Mastercard 112,9
29 Starbucks 60,3
Amazon
Место
1
Стоимость
683,9
Apple
Место
2
Стоимость
612
Google
Место
3
Стоимость
458
Microsoft
Место
4
Стоимость
410,3
Tencent
Место
5
Стоимость
240,9
Facebook
Место
6
Стоимость
226,7
Alibaba
Место
7
Стоимость
196,9
Visa
Место
8
Стоимость
191,3
McDonald’s
Место
9
Стоимость
154,9
Mastercard
Место
10
Стоимость
112,9
Starbucks
Место
29
Стоимость
60,3

Аргументы против

Негативный новостной фон. Сотрудники Starbucks пытаются создать свой первый профсоюз — Starbucks Workers United, с помощью которого они хотят надавить на компанию, чтобы улучшить условия труда. Менеджмент выступает против объединения, так как это может нанести удар по имиджу сети.

Рост на уровне рынка. Даже с учетом больших дивидендных выплат с 2017 года по 2021 год динамика акций Starbucks все равно проигрывает рынку.

Источник: годовой отчет Starbucks, стр. 24
Источник: годовой отчет Starbucks, стр. 24
Источник: годовой отчет Starbucks, стр. 24
Источник: годовой отчет Starbucks, стр. 24

Что в итоге

Starbucks — это один из крупнейших представителей ресторанного сектора с самой большой в мире сетью кофеен. Каких инвесторов может заинтересовать компания? Тех, кто ищет относительно недорогого лидера сектора с растущими показателями и высокими выплатами: в следующие три года акционеры Starbucks в среднем получат доходность 5%. Это очень неплохие результаты для компании, чьи темпы роста увеличиваются двузначно.