Стилисты, инвесторы и алгоритмы: как устроен бизнес Stitch Fix

Стилисты, инвесторы и алгоритмы: как устроен бизнес Stitch Fix

2
Аватар автора

Михаил Городилов

зарабатывает на инвестициях

Страница автора

Stitch Fix (NASDAQ: SFIX) — американская онлайн-платформа подбора одежды на заказ. Компания безнадежно убыточна, хотя у нее есть свои козыри в рукаве. Но хватит ли их для роста акций?

Что тут происходит

Читатели давно просили нас начать разбирать отчетность и фундамент бизнеса американских эмитентов. Предлагайте в комментариях компании, разбор которых вам хотелось бы прочитать.

На чем зарабатывают

Согласно сайту компании, ее бизнес работает так. Сначала клиент создает персонализированный профиль на платформе компании. В этот профиль заходит стилист и запускает алгоритм, который предлагает различные сочетания одежды на основе полученной информации или истории покупок клиента. Стилисты отсматривают эти варианты и вручную подбирают одежду, а после предлагают клиенту комплект из нескольких образов. Заказанную одежду отправляют клиенту на дом, где тот ее примеряет. Клиент выбирает то, что ему нравится, и платит именно за это, а остальное бесплатно забирает курьер компании.

За эту услугу клиент платит 20 $. Если клиент купит одежду, то ему сделают скидку в размере 20 $ — получится, что эти деньги он заплатил не стилисту, а за одежду. А если он откажется от заказа, то деньги клиенту не вернут.

Еще у компании есть платная подписка Style Pass, где клиент платит 49 $ в год и в обмен на это может целый год пользоваться услугами стилистов и мерить столько одежды, сколько захочется. Style Pass доступен только в США.

Компания работает только в Америке и Англии. Точных данных по продажам нет, но, учитывая, что из 8 сортировочных центров 7 расположены в США, вероятно, английская доля невелика.

Собственно, это практически все, что можно сказать о бизнесе компании: годовой отчет совершенно бессодержательный.

Выручка и прибыль за последние 12 месяцев в миллиардах долларов, итоговая маржа в процентах от выручки. Источник: Macrotrends
Выручка и прибыль за последние 12 месяцев в миллиардах долларов, итоговая маржа в процентах от выручки. Источник: Macrotrends

Нежданно-негаданно

По графику выручки и прибыли видно, что компания убыточная. Но недавно пришли вести о том, что Stitch Fix в минувшем квартале впервые показала прибыль: компания значительно увеличила количество активных клиентов. Может сложиться впечатление, что бизнес компании может быть перспективным. Так ли это?

Прибыль и убыток за 12 месяцев в миллиардах долларов, прибыль по кварталам в миллиардах долларов, рост прибыли за квартал по сравнению с годом ранее в процентах. Источник: Macrotrends
Прибыль и убыток за 12 месяцев в миллиардах долларов, прибыль по кварталам в миллиардах долларов, рост прибыли за квартал по сравнению с годом ранее в процентах. Источник: Macrotrends

Snitches get stitches

Бизнес-модель Stitch Fix, в частности услуга Style Pass, напоминает бизнес компании Helios and Matheson Analytics, чье приложение MoviePass позволяло за фиксированную цену подписки ходить в кинотеатры каждый день бесплатно. А в январе 2020 компания обанкротилась.

Если внимательно посмотреть последний отчет, в котором Stitch Fix показывает прибыль, то можно увидеть, что операционная активность компании по-прежнему убыточна, а плюс получился за счет разовых непрофильных доходов — главным образом налоговых льгот.

В то же время показатели выручки на одного активного клиента падают: для привлечения аудитории компания активно использует разорительные скидки. Например, клиент получает скидку, если покупает весь присланный комплект одежды целиком.

Расходы Stitch Fix на ведение бизнеса превышают прибыль, и, в отличие от многих ИТ-стартапов типа SailPoint, тут мало вариантов для оптимизации выручки из-за использования доставки. Огромные расходы на логистику в сфере онлайн-розницы тормозят развитие даже Amazon, который свой тоскливый розничный бизнес финансирует за счет прибыли блестящего отдела облачных вычислений.

У Stitch Fix меньше и масштаб, и возможности в сравнении с Amazon, и логистика в стиле «отправить товар клиенту и получить его обратно» еще долго будет убыточной. В первом квартале 2021 года она вряд ли станет прибыльной: логистические службы в США в этом году будут напряжены до предела. Это значит, что на снижение логистических расходов в ближайшем будущем компания точно может не надеяться.

А что касается прибыли Stitch Fix в последнем квартале — Helios and Matheson когда-то тоже один раз показали прибыль, за полгода до того, как их котировки улетели в ад, откуда уже не вернулись.

Средняя выручка на одного активного клиента в годовом разрезе в долларах

2018447
2019488
2020486
1 квартал 2020485
1 квартал 2021467

Средняя выручка на одного активного клиента в годовом разрезе в долларах

2018447
2019488
2020486
1 квартал 2020485
1 квартал 2021467

Валовая маржа компании в процентах от выручки

201845%
201944%
202044%
1 квартал 202045%
1 квартал 202145%

Валовая маржа компании в процентах от выручки

201845%
201944%
202044%
1 квартал 202045%
1 квартал 202145%

Расходы на продажи и управление компанией в процентах от выручки

201840%
201943%
202047%
1 квартал 202045%
1 квартал 202149%

Расходы на продажи и управление компанией в процентах от выручки

201840%
201943%
202047%
1 квартал 202045%
1 квартал 202149%

Расходы на рекламу компании

20188%
201910%
202010%
1 квартал 202011%
1 квартал 202111%

Расходы на рекламу компании

20188%
201910%
202010%
1 квартал 202011%
1 квартал 202111%

Но не все так плохо

Хорошие перспективы у акционеров Stitch Fix есть — если компанию купит кто-то покрупнее. Судя по всему, так же думает и менеджмент компании: во многих отчетах и презентациях Stitch Fix повторяется нехитрая мысль о том, что компания собрала «бесценные данные о покупательских привычках миллионов потребителей» и как раз ради этого ее, возможно, стоит купить. На каждого клиента там собирается не меньше 90 различных характеристик, а еще 80% пользователей дают подробную обратную связь после покупки. И еще там есть рабочий алгоритм подбора, который в среднем дает гарантию примерно 63%, что клиент купит подобранный ему комплект одежды.

В связи с этим компанию может купить или Amazon, или какой-нибудь инвестор, работающий в сфере люксовой одежды. Проникновение интернета в люксовом секторе пока не очень велико — но оно будет расти. К слову, на удаленку и автоматизацию начали вынужденно переходить даже элитные лондонские портные. Так что, возможно, Stitch Fix купит кто-нибудь типа LVMH с целью поэкспериментировать с виртуальной примерочной.

Другой вопрос: когда и на каких условиях это произойдет — если вообще произойдет? В свое время акции образовательной онлайн-платформы Pluralsight основательно упали, после чего поступили новости о ее покупке частным фондом с очень небольшой наценкой к биржевой цене. Так и акции Stitch Fix могут упасть раз так в 6, прежде чем ее купят миллиарда за полтора. У компании сейчас 451,6 млн долларов задолженностей, из которых 295 млн нужно погасить в течение года, а вот на счетах — 200,3 млн долларов. Не забываем о том, что заметная часть этих денег пойдет на финансирование операций: компания-то убыточная. Скорее всего, для выплат по долгам компания будет заниматься допэмиссией акций, и не факт, что инвесторы оценят этот шаг: может быть, акции из-за этого упадут.

А может, я переоцениваю угрозу и большинство инвесторов с удовольствием инвестирует в акции «перспективного стартапа» так же, как оно инвестировало в Airbnb и DoorDash.

Продажи сегмента люкс в мире с прогнозами на 2025 по поколениям

20192025
Молчаливое поколение1%
Бумеры23%
Поколение X38%
Поколение Y35%40—45%
Поколение Z4%10—15%

Продажи сегмента люкс в мире с прогнозами на 2025 по поколениям

Молчаливое поколение
20191%
2025
Бумеры
201923%
2025
Поколение X
201938%
2025
Поколение Y
201935%
202540—45%
Поколение Z
20194%
202510—15%

Продажи сегмента люкс в мире с прогнозами на 2025 по каналам

20192025
Обычные магазины88%70—72%
Онлайн12%28—30%

Продажи сегмента люкс в мире с прогнозами на 2025 по каналам

Обычные магазины
201988%
202570—72%
Онлайн
201912%
202528—30%

Продажи сегмента люкс в мире с прогнозами на 2025 по гражданству покупателей

20192025
Китай35%47—49%
Япония10%6—8%
Азия без Китая и Японии11%9—11%
Европа17%12—14%
Америка22%16—18%
Другое6%3—5%

Продажи сегмента люкс в мире с прогнозами на 2025 по гражданству покупателей

Китай
201935%
202547—49%
Япония
201910%
20256—8%
Азия без Китая и Японии
201911%
20259—11%
Европа
201917%
202512—14%
Америка
201922%
202516—18%
Другое
20196%
20253—5%

Резюме

Акции Stitch Fix видятся как чистая лотерея: может, вырастет, а может, упадет. Поэтому инвестировать в них следует только на свой страх и риск. В теории возможно и исправление бизнеса компании: может быть, Stitch Fix в обозримый срок начнет окупаться. Но есть большие сомнения. Хотя здорово будет, если они не подтвердятся.

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество