Teladoc Health (NYSE: TDOC) — крупнейший игрок на рынке телемедицины. Телемедицина — способ виртуального ухода за пациентами: консультации через мессенджеры и видеосвязь, виртуальное определение диагноза и выписка рецепта с отправкой его в аптеку. Ранее в Тинькофф-журнале уже выходили материалы об этой компании.

На чем зарабатывает

У компании нет своего штата врачей: она заключает договор с медицинскими учреждениями через компанию-партнера. Teladoc получает комиссию с продажи доступа к услугам и комиссии от врачебных консультаций медучреждений.

Основной клиент Teladoc — работодатели и страховые компании. Они заключают договор с Teladoc на предоставление медицинской помощи своим сотрудникам или клиентам через приложение. Оплачивается это все страховой компанией. Одно обращение стоит 75 $.

Подразделение Livongo продает месячную подписку на обеспечение клиентов расходными материалами и измерительными приборами. Стоимость месячной подписки — 39 $ для гипертоников и 75 $ для  людей с диабетом. Стоимость программы для диабета — 900 $ в год, для гипертонии — 468 $ в год.

Структура компании

В компанию Teladoc Health входит множество потребительских брендов.

Teladoc — платформа для виртуального приема пациентов, основное подразделение компании. Специализируется на предоставлении услуг телемедицины через свое приложение.

Intouch Health — платформа для виртуального ухода за больными людьми. Компания предоставляет доступ к медицинскому наблюдению и обслуживанию пациента в любое время в любом месте. Клиенты этого направления — врачи и больницы. Платформа позволяет врачам постоянно следить за своими пациентами, где бы они ни находились.

Médecin Direct — европейское подразделение, виртуальный прием пациентов.

Better Help — крупнейшая в мире онлайн-платформа психологической помощи. Предоставляет профессиональные онлайн-консультации в любое время и в любом месте.

Healthiest You — приложение для поиска медицинских услуг не только в домашнем регионе, но и в путешествии.

Livongo — помощь людям с диабетом и гипертонией. За 75 $ в месяц клиенту предоставляют прибор учета, расходные материалы и консультации у врачей.

Best Doctors — квалифицированная медпомощь, постановка диагноза и назначение лечения.

Advance Medical — международное подразделение. Работает более чем в 120 странах, более 400 врачей в штате, прием ведется более чем на 20 языках.

Этапы развития компании

Teladoc Health активно развивается за счет приобретения и поглощения конкурентов. Именно такая политика позволила стать лидером на рынке телемедицины с капитализацией более 20 млрд долларов и более чем 73 млн пользователей.

Список приобретений:

Каждое приобретенное подразделение продолжает развиваться в своем направлении и обеспечивает рост выручки.

Доля рынка и конкуренты

Из-за активного поглощения конкурентов Teladoc Health стала самым крупным представителем отрасли на территории США и в мире. На американском рынке не осталось компаний, способных значительно повлиять на результаты Teladoc.

По заявлению компании Teladoc Health, на рынке их реальными конкурентами являются компании:

  1. MDLive. Плата за один визит — до 82 $. Клиент получает доступ к сертифицированному врачу через безопасную видеосвязь, по телефону или через приложение MDLIVE. Врачи могут диагностировать симптомы, назначить ненаркотические лекарства при необходимости и отправить электронные рецепты в ближайшую аптеку. Недавно MDLive выкупила страховая компания Cigna.
  2. Doctor on Demand. Плата за один визит — 75 $. Компания позволяет пациентам удаленно общаться с командой врачей, психиатров и психологов. Все врачи проживают в США и сертифицированы. Пациенты могут говорить с врачом в любое время семь дней в неделю. В 2021 году объединилась с компанией Grand Rounds.
  3. American Well. Плата за один визит — 79 $. Частная американская компания, специализируется на оказании услуг телемедицины. Основной принцип работы — коммуникация пациентов с врачами по защищенным каналам видеосвязи. Компания предоставляет экстренную помощь в режиме телеконференций для пациентов в 44 штатах.

Конкуренты на мировом рынке:

  1. Vibe Saúde, Бразилия. Стоимость месячного безлимитного абонемента — 50—60 реалов, около 10 $. В Бразилии низкий уровень страхования граждан: из десяти человек страховка есть только у трех. В 2018 году компания Vibe Saúde вышла на рынок Бразилии с предложением услуг по доступным ценам и возможностью получать бесплатные консультации.
  2. Practo, Индия. Стоимость услуг — от 10 $ в месяц. У компании более 170 млн пользователей, более 20 млн пользуется услугами ежемесячно.
  3. Ping An Good Doctor, Китай. Крупнейший игрок на рынке телемедицины с 192 млн пользователей, но из-за низких тарифов и низкого уровня жизни большинства населения Китая выручки сопоставимы с 73 млн пользователей Teladoc.

Доля рынка Teladoc Health. Потенциал роста компании на рынке США весьма скромен. Из 320 млн жителей страны 73 млн уже являются клиентами компании.

У Teladoc сейчас сложная ситуация с привлечением новых пользователей. Компания подходит к потолку своих возможностей в области телемедицины, и привлекать нового пользователя стало все дороже.

Даже в странах с населением более 1 млрд жителей бизнес-модель не позволяет достигать высоких показателей. Чтобы пройти этот финансовый рубеж, отрасли нужна трансформация на примере Advance Medical — подразделения компании Teladoc Health, у которого 400 врачей в штате, что позволяет ему увеличить маржинальность бизнеса.

Зависимость количества новых пользователей от размера рекламного бюджета. Источники: квартальные отчеты компании
Зависимость количества новых пользователей от размера рекламного бюджета. Источники: квартальные отчеты компании
Зависимость количества новых пользователей от размера рекламного бюджета. Источники: квартальные отчеты компании
Зависимость количества новых пользователей от размера рекламного бюджета. Источники: квартальные отчеты компании

Доля рынка телемедицинских услуг

Клиенты Teladoc Health 22,8%
Потенциальный рынок 20,3%
Остальная часть рынка 56,9%
Клиенты Teladoc Health
22,8%
Потенциальный рынок
20,3%
Остальная часть рынка
56,9%

Динамика количества клиентов, млн человек

Платное членство Посещения
2016 12,1 1
2017 19,6 1,5
2018 22,8 2,6
2019 36,7 4,1
2020 50 10,6
Платное членство
2016
12,1
2017
19,6
2018
22,8
2019
36,7
2020
50
Посещения
2016
1
2017
1,5
2018
2,6
2019
4,1
2020
10,6

Финансовые показатели

Начиная со второго квартала 2020 года, компания показывает хороший рост выручки. Это связано с последними приобретениями компании: Intouch Health и Livongo.

Осенью 2020 года Teladoc Health сообщила о покупке Livongo за огромные для компании 13,8 млрд долларов. И это при том, что компания еще не расплатилась по обязательствам перед акционерами компании Intouch Health, которую приобрела в 2019 году за сумму, чуть превышающую миллиард долларов. Из-за отсутствия денег компания объявила о привлечении капитала через размещение дополнительных акций.

По обязательствам перед акционерами Teladoc должна выплатить Livongo 13,9 млрд долларов:

По обязательствам перед акционерами Teladoc должна выплатить Intouch Health 1,069 млрд долларов:

После приобретения Livongo отрицательная чистая прибыль значительно выросла: это связано с выплатами наличных средств и расходами на объединение

Из отчета компании за первый и второй квартал 2021 года и отчета за 2020 год видно, что расходы в 2020 и 2021 году на приобретение Livongo и Intouch Health составили 734 млн долларов. У Teladoc Health есть обязательства по выплате 567 млн долларов наличными, а также компенсации расходов на объединение, амортизацию нематериальных активов и расходов на погашение облигаций в 2025 году.

В презентации отчета за второй квартал 2021 года компания обозначила свой долг по облигациям с погашением в 2022, 2025 и 2027 году в размере 1,2 млрд долларов, общая сумма долга значительно превышает 2,2 млрд.

В письме от 5 августа 2020 года об объединении Livongo и Teladoc Health и в заявлении Livongo речь идет о сумме сделки 18,5 млрд долларов.

А в форме F-10 Q за второй квартал 2021 года выплата в размере 13 млрд долларов названа первоначальным вознаграждением. Вероятно, планируется еще один транш вознаграждения акционерам Livongo в размере недостающих 5 млрд, что может привести к значительной просадке акций TDOC за счет выхода в кэш акционеров Livongo.

Источники: квартальные отчеты компании
Источники: квартальные отчеты компании
Источники: квартальные отчеты компании
Источники: квартальные отчеты компании

Структура выручки Teladoc Health за второй квартал 2020 года, млн долларов

Выручка Процент от общего
Livongo 109 26,1%
Teladoc 270 64,6%
Intouch Health 30 7,2%
Medical Advance 9 2,2%
Выручка
Livongo
109
Teladoc
270
Intouch Health
30
Medical Advance
9
Процент от общего
Livongo
26,1%
Teladoc
64,6%
Intouch Health
7,2%
Medical Advance
2,2%

Перспективы подразделения Livongo

Livongo предоставляет расходные материалы и аппараты контроля для больных хроническими заболеваниями, такими как диабет и гипертония. После слияния Teladoc и Livongo в презентации за второй квартал 2021 года Livongo отметила рост количества клиентов почти на 74%.

Суть бизнес-модели Livongo — это продажи узкоспециализированных товаров постоянного потребления по подписке на территории всей страны. Клиенты — население с хроническими заболеваниями, а это около 15—20% населения США. Компания не просто продает товар, она забирает на себя все заботы по снабжению пациентов необходимыми расходными материалами и измерительными приборами. Теперь человек с диабетом не думает о том, что у него кончаются полоски для глюкометра и что их необходимо купить. Ему все привезут в назначенное время, и теперь не стоит об этом думать и волноваться

Предполагаемый размер рынка в США, по данным Livongo, — 147 млн человек с хроническими заболеваниями, из которых: 31,4 млн человек с диабетом и 39,6 млн человек с гипертонией.

Если посчитать стоимость ежегодной подписки каждого пациента, то получится около 46,7 млрд долларов выручки в год. При сегодняшнем состоянии рынка такая выручка соответствует капитализации 200—400 млрд долларов. Именно ради невероятного потенциала Livongo компания Teladoc Health заключила сделку стоимостью в 60% от своей капитализации.

Источник: презентация Livongo, стр. 5
Источник: презентация Livongo, стр. 5
Источник: презентация Livongo, стр. 8
Источник: презентация Livongo, стр. 8
Источник: презентация Livongo, стр. 8
Источник: презентация Livongo, стр. 8

Динамика роста числа клиентов с хроническими заболеваниями после покупки Livongo, млн человек

3к2020 553
4к2020 569
1к2021 658
2к2021 715
3к2020
553
4к2020
569
1к2021
658
2к2021
715

Потенциальный рынок Livongo, млн человек

Клиенты Livongo 0,5
Клиенты Teladoc с хроническими заболеваниями 18
Остальное количество пациентов с диабетом и гипертонией 52
Клиенты Livongo
0,5
Клиенты Teladoc с хроническими заболеваниями
18
Остальное количество пациентов с диабетом и гипертонией
52

Перспективы отрасли

Многие считают, что рост стоимости акций связан с увеличением количества клиентов во время пандемии и что со снятием ограничений Teladoc потеряет значительную долю клиентов. Пандемия ускорила внедрение телемедицины, но ни в коем случае не стала главным фактором формирования клиентской базы.

Согласно отчету об исследовании рынка Facts and Factors, ожидается, что размер и доход глобального рынка телемедицины вырастут с 62,45 млрд долларов в 2020 году до 475,5 млрд долларов к 2026 году при ежегодном среднегодовом темпе роста на 26,5%.

Непосредственно Teladoc Health расширяет свое влияние не только на территории США, но и на мировом рынке. Помимо приобретения британского поставщика услуг телемедицины Consultant Connect, французского Médecin Direct и международного оператора Advance Medical компания заходит на рынок Бразилии.

Сервис под названием Vida V Powered by Teladoc запускается в Бразилии совместно с местной компанией Telefónica. Vida V — это цифровая торговая площадка с товарами для здоровья и хорошего самочувствия, которая будет предлагать телемедицинские услуги конечным клиентам и компаниям малого и среднего бизнеса.

С каждым годом выручка на мировом рынке растет, что указывает на неплохие перспективы. Несмотря на то, что Teladoc и ее бизнес-модель столкнулись с проблемой ограничения пользователей, во всех странах мира появляются свои компании Teladoc, ведь продукт востребован. Отрасль новая, в некоторых странах она только зарождается — телемедицина будет претерпевать изменения, будет адаптироваться под потребности клиентов и пользователей.

Международная выручка, млн долларов

2017 18,3
2018 73,6
2019 106,6
2020 124,3
2021 150,5
2017
18,3
2018
73,6
2019
106,6
2020
124,3
2021
150,5

В итоге

Ставку в Teladoc можно делать на подразделение Livongo и на стремление развиваться, занимать все больше узких ниш на рынке здравоохранения.

Расходы на приобретение и объединение компаний, скорее всего, несут временный характер: учитывая растущую выручку, Teladoc справится со своими обязательствами.

В отчете за полный 2021 год, который выйдет в январе-феврале 2022 года, можно будет отследить динамику выручки подразделения Livongo.

На что обращать внимание:

  1. Результаты, выручка и число новых клиентов Livongo с хроническими заболеваниями.
  2. Замедление или ускорение динамики роста выручки и новых клиентов Livongo.
  3. Сравнение выручки за 2021 год с прогнозами в прошлом отчете.
  4. Динамика расходов на объединение Teladoc Health и Livongo.
  5. Динамика изменения чистой прибыли.
  6. Прогноз на 2022 год.

Если все из перечисленных пунктов покажут положительную динамику, это верный сигнал к открытию позиции.