Компания работает на рынке ветеринарной фармацевтики и разрабатывает продукты для домашних и сельскохозяйственных животных. Zoetis (NYSE: ZTS) — самый большой пес в этом дворе. Сейчас ее капитализация составляет 70 млрд долларов. Несмотря на пандемию и сопутствующие ограничения, в 2020 году компания продолжила наращивать выручку и показывать хорошие финансовые результаты.

Структура выручки

16 февраля компания опубликовала финансовые результаты за 4 квартал и 2020 год. Согласно отчету, свою выручку Zoetis распределяет по трем направлениям.

Домашние животные (companion animal) — лекарства, вакцины и средства диагностики для кошек и собак. Еще сюда входят продажи препаратов для лошадей, но они составляют небольшую часть.

Домашний скот (livestock) — лекарства, вакцины и кормовые добавки для сельскохозяйственных животных: крупного рогатого скота, свиней, птиц, рыб, овец и других.

Другое — контрактное производство и продукты для здоровья человека. Это непрофильное направление, которое занимает 1% от общего объема.

Продукция Zoetis продается в более чем 100 странах. Рынок США в прошлом году принес чуть больше половины от всех продаж. Свои продукты для домашних животных компания продает ветеринарам или ветеринарным дистрибьюторам. Товары для домашнего скота реализуются аналогично либо отгружаются напрямую животноводам. На долю крупнейшего клиента пришлось 14% выручки. Остальные принесли не более чем по 6%.

Структура выручки в 2020 году, млн долларов

Структура выручки по направлениям в 2020 году, млн долларов

Направления Выручка Проценты от общего
Домашние животные 3652 55%
Домашний скот 2940 44%
Другое 83 1%
Домашние животные
Выручка
3652
Проценты от общего
55%
Домашний скот
Выручка
2940
Проценты от общего
44%
Другое
Выручка
83
Проценты от общего
1%

Структура выручки по регионам в 2020 году, млн долларов

Регионы Выручка Проценты от общего
США 3557 54%
Остальные страны 3035 46%
США
Выручка
3557
Проценты от общего
54%
Остальные страны
Выручка
3035
Проценты от общего
46%

Структура выручки по продуктам в 2020 году, млн долларов

Продукты Выручка Проценты от общего
Вакцины 1476 22%
Противоинфекционные препараты 1206 18%
Паразитициды 1173 18%
Дерматология 941 14%
Остальные препараты 821 13%
Кормовые добавки 460 7%
Диагностика 305 5%
Остальные продукты 210 3%
Вакцины
Выручка
1476
Проценты от общего
22%
Противоинфекционные препараты
Выручка
1206
Проценты от общего
18%
Паразитициды
Выручка
1173
Проценты от общего
18%
Дерматология
Выручка
941
Проценты от общего
14%
Остальные препараты
Выручка
821
Проценты от общего
13%
Кормовые добавки
Выручка
460
Проценты от общего
7%
Диагностика
Выручка
305
Проценты от общего
5%
Остальные продукты
Выручка
210
Проценты от общего
3%

Год к году

Пандемия подпортила бухгалтерию многих компаний, но на Zoetis повлияла не так сильно: помогли большое портфолио и диверсификация по странам.

США. Выручка в сегменте домашних животных увеличилась на 21%. Выросли продажи паразитицидов, дерматологических лекарств и диагностических услуг. В сегменте животноводства выручка снизилась на 4%. Коронавирус привел к сбоям в цепочке поставок продуктов питания.

Остальные страны. За рубежом паразитициды и дерматологические лекарства также стали главными драйверами роста. В сегменте домашних животных продажи увеличились на 9%. Негативные последствия COVID-19 в сфере животноводства были компенсированы восстановлением поголовья свиней после африканской чумы в Китае. Операционные продажи в этом сегменте выросли на 3%, но выручка в долларах стала меньше на 2%.

Валютная переоценка — обратная сторона страновой диверсификации для любого экспортера. В условиях неопределенности, вызванной пандемией, валюты многих развивающихся стран подешевели относительно доллара. Примерно половину выручки Zoetis получает за рубежом. В 2020 году общие операционные продажи компании прибавили 9%, а в долларах — 7%.

Динамика продаж, млн долларов

Динамика продаж по направлениям, млн долларов

Направления 2019 2020 Изменение
Домашние животные 3145 3652 16%
Домашний скот 3030 2940 −3%
Другое 85 83 −2%
Всего 6260 6675 7%
Домашние животные
2019
3145
2020
3652
Изменение
16%
Домашний скот
2019
3030
2020
2940
Изменение
−3%
Другое
2019
85
2020
83
Изменение
−2%
Всего
2019
6260
2020
6675
Изменение
7%

Динамика продаж в США по направлениям, млн долларов

США 2019 2020 Изменение
Домашние животные 1984 2391 21%
Домашний скот 1219 1166 −4%
Всего 3203 3557 11%
Домашние животные
2019
1984
2020
2391
Изменение
21%
Домашний скот
2019
1219
2020
1166
Изменение
−4%
Всего
2019
3203
2020
3557
Изменение
11%

Динамика продаж в остальных странах по направлениям, млн долларов

Остальные страны 2019 2020 Изменение
Домашние животные 1161 1261 9%
Домашний скот 1811 1774 −2%
Всего 2972 3035 2%
Домашние животные
2019
1161
2020
1261
Изменение
9%
Домашний скот
2019
1811
2020
1774
Изменение
−2%
Всего
2019
2972
2020
3035
Изменение
2%

Динамика продаж по продуктам, млн долларов

Продукты 2019 2020 Изменение
Вакцины 1483 1476
Противоинфекционные препараты 1254 1206 −4%
Паразитициды 966 1173 21%
Дерматология 770 941 22%
Остальные препараты 780 821 5%
Кормовые добавки 470 460 −2%
Диагностика 268 305 14%
Остальные продукты 184 210 14%
Вакцины
2019
1483
2020
1476
Изменение
Противоинфекционные препараты
2019
1254
2020
1206
Изменение
−4%
Паразитициды
2019
966
2020
1173
Изменение
21%
Дерматология
2019
770
2020
941
Изменение
22%
Остальные препараты
2019
780
2020
821
Изменение
5%
Кормовые добавки
2019
470
2020
460
Изменение
−2%
Диагностика
2019
268
2020
305
Изменение
14%
Остальные продукты
2019
184
2020
210
Изменение
14%

Планы и прогнозы компании на 2021 год

У руководства Zoetis позитивный настрой на текущий год. Ожидается, что в сегменте домашних животных продолжат расти продажи дерматологических препаратов, паразитицидов и услуг диагностики. Планируется глобальный запуск препаратов Librela и Solensia от остеоартроза, которые могут стать следующими бестселлерами компании.

В сегменте животноводства Zoetis ждет постепенного возврата к допандемическим уровням. По мере отмены социальных ограничений будут расти продажи мяса в общепитах, а рынок свинины продолжит восстанавливаться после чумы. В целом руководство компании ожидает увеличения выручки в 2021 году до 7,4—7,55 млрд долларов.

Ожидаемая динамика финансовых показателей по итогам 2021 года

Показатель Изменение
Операционная выручка 9—11%
Скорректированная операционная прибыль 9—12%
Показатель
Изменение
Операционная выручка
9—11%
Скорректированная операционная прибыль
9—12%

Глобальные перспективы индустрии

Сегодня растущий рынок товаров и услуг для животных считается перспективным. В инвестидее по Zoetis от Михаила Городилова и в разборе компании Chewy перечислены факторы, которые могут способствовать дальнейшему развитию этой индустрии. В своем отчете Zoetis тоже приводит причины для долгосрочного роста по каждому из направлений.

Домашние животные. Глобальное экономическое развитие и увеличение располагаемых доходов поддерживает рост числа домашних питомцев и приводит к большим расходам на их содержание. Развитие ветеринарной фармацевтики и диагностики увеличивает продолжительность жизни животных, что ведет к росту затрат на их лечение.

Домашний скот. Мировой рост населения и повышение уровня жизни стимулируют спрос на более качественное питание. Все больше внимания уделяется качеству и безопасности продуктов.

Еще один стратегически важный рынок — Китай. Тенденция к одиночеству и снижение рождаемости в стране ведут к увеличению числа питомцев. В 2018 году Китай опередил США по общему количеству кошек и собак. Китайский рынок товаров и услуг для животных растет двузначными темпами.

Источник: Bloomberg
Источник: Bloomberg
Источник: Bloomberg
Источник: Bloomberg

Продуктовая линейка

Zoetis производит около трехсот различных продуктов. В 2020 году пять самых популярных из них принесли компании 31% выручки. На долю десяти ведущих продуктов пришлось 44%.

Apoquel. Хедлайнер и настоящий козырный туз в рукаве компании, который принес 10% годовой выручки. Используется при лечении аллергического и атопического дерматита у собак. Дерматит — самая распространенная причина обращения к ветеринару. Операционные продажи «Апоквела» и «Цитопоинта», еще одного препарата от зуда, в 4 квартале выросли на 27%.

«Апоквел» — эффективный, безопасный и довольно дорогой препарат, у которого нет аналогов. До появления «Апоквела» дерматит лечили гормонами и иммунодепрессантами. Серьезные побочные эффекты такого лечения не оставляют владельцам выбора и вынуждают переходить на безопасное, но более дорогое лекарство.

Simparica и Simparica Trio. Жевательные таблетки от блох и клещей для собак. Simparica Trio — комплексная защита от блох, клещей, а также сердечных и круглых червей. Препараты принесли 6% годовой выручки. Продажи «Симпарики» растут двузначными темпами.

Revolution, Revolution Plus и Stronghold. Еще одна линейка паразитицидов от блох, клещей и разных червей. Применяется для собак и кошек.

Draxxin. Антибиотик однократного применения для лечения респираторных заболеваний крупного рогатого скота и свиней. Минувшей зимой истек срок действия патента на ключевых рынках — Zoetis планирует снизить цену на препарат на 20—40% после выхода дешевых дженериков. Низкие цены приведут к расширению рынка в целом, как считают в компании.

Рубрика «‎Вопрос-ответ»‎

В отчетах и пресс-релизах не удалось найти ответы на некоторые вопросы, поэтому я задал их напрямую в отдел по работе с инвесторами Zoetis.

Вот как выглядел наш диалог:

— Здравствуйте. Apoquel генерирует десятую часть вашей выручки. Когда истекает срок действия патента на этот препарат?

— Здравствуйте. В 2028—2029 году.

— Рынок свинины в Китае восстанавливается, операционные продажи прибавили 45% в 4 квартале. Еще в стране резко увеличивается число кошек и собак. Как вы оцениваете долгосрочные перспективы роста в сегменте домашних животных?

— Мы впечатлены ростом на развивающихся рынках и теми тенденциями, которые наблюдались в сегменте домашних животных в Азии. Мы ожидаем, что в Китае и на других азиатских рынках рост превысит 10% в среднесрочной перспективе.

— Вы активно расширяетесь на относительно новом для себя рынке диагностики. За счет чего вы планируете конкурировать с IDEXX Laboratories и другими компаниями этой индустрии?

— Диагностика — важная часть нашего бизнеса. Мы ожидаем, что это направление будет расти быстрее, чем рынок ветеринарии в целом. С 2018 года, после поглощения Abaxis, мы интегрируем этот бизнес в нашу систему и налаживаем взаимодействие с клиниками. Сейчас эти задачи почти выполнены и мы готовы занять свою долю на рынке. Ни одна другая компания, занимающаяся диагностикой, не имеет такого широкого портфеля лекарств и вакцин. Мы можем продвигать продажи наших препаратов совместно с услугами диагностики.

История роста

Компания каждый год стабильно увеличивает объемы продаж. В последние пять лет среднегодовой рост выручки составил 7%. Операционный денежный поток тоже прибавляет год от года. Важно, что величина операционного потока регулярно превышает размер чистой прибыли — Zoetis успешно конвертирует бумажную бухгалтерскую прибыль в реальные деньги.

У Zoetis высокая маржинальность. Чистая прибыль составляет четвертую часть от выручки. Операционная маржа — 30%. По этому показателю Zoetis занимает шестое место в секторе здравоохранения S&P 500. Компания хорошо ведет свой профильный бизнес.

Хорошая финансовая динамика на протяжении многих лет не могла не найти отражение в котировках. С 2016 года акции компании показали гораздо больший кумулятивный рост, чем S&P 500 и S&P 500 Pharmaceuticals Index, хотя дивидендная доходность Zoetis составляет всего 0,7%.

Выручка и операционная прибыль в миллиардах долларов, операционная маржинальность в процентах от выручки. Источник: Macrotrends
Выручка и операционная прибыль в миллиардах долларов, операционная маржинальность в процентах от выручки. Источник: Macrotrends
Источник: годовой отчет, стр. 38
Источник: годовой отчет, стр. 38
Источник: годовой отчет, стр. 38
Источник: годовой отчет, стр. 38

Про акции

Zoetis сложно назвать недооцененной. Сейчас компания стоит 45 прибылей и 11 выручек. За 5 лет акции выросли на 273% — в три раза больше рынка.

Компания не жалует любителей закупиться на просадках. Акции Zoetis стабильно растут, снижаясь только во время общерыночных коррекций. Сейчас котировки торгуются на 14% ниже пиков — небольшое, но подспорье для долгосрочных инвестиций.

Отношение капитализации к прибыли за последние 12 месяцев. Источник: Macrotrends
Отношение капитализации к прибыли за последние 12 месяцев. Источник: Macrotrends
Отношение капитализации к выручке за последние 12 месяцев. Источник: Macrotrends
Отношение капитализации к выручке за последние 12 месяцев. Источник: Macrotrends
Источник: TradingView
Источник: TradingView
Источник: TradingView
Источник: TradingView

Выводы

В кризисный год компания увеличила выручку на 7% — это средний в последние пять лет показатель. В первую очередь наращивать продажи удается за счет сегмента домашних животных. В сегменте домашнего скота руководство ждет возврата к небольшому росту на несколько процентов в год. Рынок Китая в ближайшее время может стать хорошей точкой роста. У Zoetis стабильно растущий и устойчивый к рецессиям бизнес.

Сейчас акции компании традиционно дороги. Такой эмитент вряд ли подойдет стоимостному инвестору. Сторонники стратегии маркет-тайминга могут подождать следующей коррекции на американском рынке, чтобы купить компанию дешевле.