Да ладно! 62548

Роструд попросил директоров проводить вводный инструктаж для самих себя

У Федеральной инспекции по труду и занятости спросили, кто должен проводить вводный инструктаж для директора. С сотрудниками всё понятно: их инструктирует руководитель. А кто проинструктирует его самого?

Роструд ответил. Оказывается, директор должен провести вводный инструктаж сам себе. Если так не сделать, могут оштрафовать на 125 тысяч рублей и даже больше.

Кратенько

  • Компании и ИП, у которых есть сотрудники, должны проводить инструктаж по технике безопасности.
  • Директора и ИП должны обучиться проводить инструктаж и получить корочки. За деньги.
  • Если в штате нет специального человека, директора должны проводить инструктаж сами с собой. Иначе штраф.
  • Всё это должно быть покрыто ровным толстым слоем бумажек, приказов и журналов.
  • Штрафы — от 15 тысяч рублей для самих директоров и от 110 тысяч для фирм.
  • Оспорить почти нереально.

Хорошего дня 😊

Кто должен проводить инструктаж по охране труда?

Инструктаж по охране труда проводят, чтобы объяснить правила безопасности на рабочем месте. Работодатель отвечает за сотрудника, пока он на работе и выполняет свои обязанности. Но только если работник сам ничего не нарушил: не включил станок раньше времени, не снял каску, не встал перед машиной с грузом или не закурил в офисе.

Все сотрудники, которые работают по трудовому договору, должны проходить вводный инструктаж по охране труда. Кроме вводного есть еще первичный, повторный, внеплановый и целевой.

Вводный инструктаж нужно проводить для всех работников. Это обязанность по закону. Она не зависит от сферы бизнеса, должности сотрудника и численности коллектива. Вводный инструктаж нужен секретарю, программисту, маркетологу, продавцу, водителю, инженеру и вообще всем, кого принимают на работу.

Есть трудовой договор — нужен вводный инструктаж

Предпринимателей это тоже касается. Они имеют право заключать трудовые договоры и в этом случае обязаны проводить вводный инструктаж.

Кто именно должен этим заниматься? Специальный человек?

Этим может заниматься специальный человек — специалист по охране труда. Но такие должности обычно бывают только на больших предприятиях. Если в компании меньше 50 сотрудников, по закону инструктаж может проводить руководитель. Главное, чтобы у него была корочка, что он прошел обучение и подтвердил свои знания по охране труда. Просто быть директором и назначить себя ответственным недостаточно.

Индивидуальные предприниматели тоже должны пройти обучение, если у них кто-то работает по найму.

Даже если директор прошел обучение и получил корочку, он должен подтверждать свои знания минимум раз в три года.

Обучение по охране труда проводят аккредитованные учебные центры. Это платно.

Что будет, если не проводить никакой инструктаж?

Это нарушение. Если его обнаружат, могут выписать штраф по ст. 5.27.1 КоАП:

  • директору и ИП — от 15 тысяч рублей;
  • фирме — от 110 тысяч.

Штрафуют за каждого человека, с которым есть трудовой договор и которого допустили к работе без обучения и проверки знаний.

Так что сказал Роструд про директора? Кто проводит вводный инструктаж для него, если нет специальных сотрудников?

Роструд рассуждает так. Все сотрудники любой организации и те, кто работает на ИП, должны проходить вводный инструктаж по охране труда. Это требование закона.

Для директора нет исключений: он тоже должен пройти инструктаж по охране труда. Верховный суд объяснил, что директор — это сторона трудовых отношений, то есть обычный работник. Даже если этот директор единственный участник ООО и других сотрудников нет.

Инструктаж может проводить специалист по охране труда или человек, который прошел обучение и получил корочку. Например всё тот же директор как руководитель организации.

Значит, чтобы не нарушить закон, директор должен провести вводный инструктаж самому себе. Даже если он вообще единственный, кто числится в ООО. И даже если он работает дома — например, делает сайты или продает рекламу в соцсетях.

Как именно должна проходить эта процедура, Роструд не объяснил. По общим правилам во время обучения директор должен прочитать самому себе программу, которую накануне сам же и утвердил. Можно предложить себе ознакомиться с письменными материалами или провести деловую игру. Тоже самому с собой. А потом директор должен сам у себя проверить знания и составить протокол.

Есть в этом что-то шизофреническое.

Кто узнает, что я не провел сам себе вводный инструктаж? Я же скажу, что провел, — и никаких штрафов. А-ха-ха!

Когда инспектор придет в офис с проверкой, он потребует документы.

По закону каждое действие по охране труда должно быть оформлено бумажкой. И если хотя бы одной из них не окажется, запросто выпишут штраф. И не только за вводный инструктаж, но и за другие формальные нарушения уже по другой статье.

Нет приказа о назначении ответственного по охране труда — штраф. Нет инструкции — штраф. Не утверждена программа для обучения самого себя по охране труда — штраф.

Все инструктажи должны фиксироваться в специальном журнале. Если его нет, это тоже нарушение и повод для штрафа. Так что слова инспектору по труду не нужны — ему нужны документы.

На самом деле это серьезно. Многие компании годами работают, и их никто не проверяет. Но внезапно на пороге офиса появляется сотрудник с корочкой Госинспекции по труду, и становится не до смеха. Если приказы и даже журналы еще можно сделать задним числом, то оформить корочку так не получится. Если инспектор всё правильно сделает, обжаловать такой штраф в суде практически нереально.

Кому нужны эти инструктажи, если у нас не завод и не стройка? Это способ пополнить бюджет и задушить бизнес?

Обязанность работодателя — обеспечивать безопасные условия труда. Это прописано сразу в нескольких статьях трудового кодекса. Как минимум придется пройти обучение и составлять документы.

Инструктаж, обучение и документы кажутся формальностью, пока не произойдет что-то плохое. Пока всё хорошо, все всё знают и никого не нужно обучать и инструктировать. Но когда что-то пойдет не так, работник быстро сориентируется и пожалуется куда надо.

Например, в 2014 году суд заставил завод выплатить моральный ущерб токарю, который сам неосторожно обращался со станком и получил травму. Казалось бы, 14 лет стажа, что там инструктировать, он и так всё знает. Но когда дело дошло до суда, токарь сказал, что с ним не провели инструктаж. Отметки в журнале и правда не оказалось. В итоге компании присудили возмещать моральный вред (апелляционное определение Омского областного суда от 12.11.2014 по делу № 33−7199/14).

Форс-мажор может случиться в офисе, по дороге к клиенту, у компьютера, во время совещания или презентации, когда угодно. Если сотрудник будет знать, как потушить пожар из-за короткого замыкания, как оказать первую помощь при травме и как часто делать перерывы при работе за компьютером, в этом есть польза. Даже если вводный инструктаж формальный, лучше составить документы. Никогда не знаешь, в какой ситуации они пригодятся.

Соблюдать закон несложно. Даже это странное требование Роструда можно быстро и правильно оформить. Тогда штрафов не будет.

Я директор небольшой компании. У меня нет специалиста по охране труда. Как всё правильно оформить, чтобы не платить штрафы?

Для начала нужно пройти обучение по охране труда. Это придется сделать, даже если нет наемных сотрудников. В учебном центре расскажут, какие документы нужно оформлять. Приготовьтесь к дополнительным расходам. Скорее всего, обучиться в платном центре придется не только вам, но и еще как минимум двоим сотрудникам.

Еще можно заказать услуги специалиста по охране труда, чтобы он сделал всю подготовительную работу. А потом иногда обновлять даты в приказах и журналах.

Я ИП без сотрудников. Мне нужно проводить себе инструктаж?

У ИП нет трудовых отношений с самим собой, поэтому сами себя они не должны инструктировать. Если нет сотрудников, то и обучение проходить не нужно.

Но если есть хотя бы один трудовой договор, придется получать корочку, проводить инструктажи для персонала и соблюдать трудовой кодекс, где много всего интересного.

У меня нет никаких документов. Получается, я уже нарушил закон и меня могут оштрафовать?

Да, могут. Срок давности по таким нарушениям — 1 год. Даже если вы сейчас всё исправите, еще год придется поволноваться.

Это не значит, что к вам точно придут, найдут нарушения и оштрафуют. Ограничения по периодичности плановых проверок пока действуют. Но проверка может быть и внеплановой, поэтому лучше правильно оформить документы и работать спокойно.

Проверка по части охраны труда — это вам не гражданская оборона. Инспекция по труду активно ищет нарушителей и пачками выписывает штрафы.

Ну и что? 7835

Теперь на сайте налоговой можно скачать справку о доходах. Но для кредита она не подойдет

Справку о доходах 2-НДФЛ теперь можно скачать в личном кабинете на сайте nalog.ru. Вы получите официальный документ с электронной подписью. Он имеет такую же силу, как справка с печатью работодателя. Такую справку примет банк, новый работодатель и вообще кто угодно: она заверена налоговой.

Но есть проблема. Скорее всего, вам все равно придется брать справку на работе.

Что за справка вообще?

Справка 2-НДФЛ — это подтверждение официальных доходов и удержанного налога. Работодатель отправляет в налоговую такую справку по каждому сотруднику. Налоговая видит, где конкретный человек работает, какая у него зарплата за год и по месяцам и сколько НДФЛ он заплатил.

Справка 2-НДФЛ нужна для разных целей. Например, для оформления вычета при покупке квартиры или оплате лечения. Еще такой справкой подтверждают официальные доходы для банка, чтобы взять или рефинансировать кредит.

Обычно справку 2-НДФЛ заказывают на работе. Бухгалтерия выдаст ее в любое время и за любой период работы.

Так что, теперь справку получить проще?

Да, теперь ее можно получить прямо на сайте налоговой. Раньше ее можно было только открыть, а скачать и передать кому-то — нет. Теперь можно. Справки выгружаются в формате .pdf или .xml. Этот файл можно переслать по электронной почте или прикрепить к заявке на кредит.

Почему такая справка имеет юридическую силу? Это же просто файл.

Это не просто файл. Из личного кабинета справка выгружается с электронной подписью налоговой. Эту подпись нельзя подделать. Ее проверяют в специальном сервисе. Даже если отправить справку по почте, банк увидит, что она настоящая.

В чем тогда подвох? Почему эти справки не подойдут для кредита?

Работодатели подают справки о доходах сотрудников до 1 апреля следующего года. Налоговая загружает справки в личный кабинет еще позже — к июню. И так каждый год.

Например, в ноябре 2017 года у налоговой есть справка за 2016 год, а за 2017 еще нет. Даже весной 2018 года еще может не быть справки за 2017.

Для кредита нужна справка 2-НДФЛ за полгода до подачи заявки. Если подать заявку сейчас, нужно подтвердить доход с мая по ноябрь 2017 года. Для этого придется брать справку 2-НДФЛ на работе. В личном кабинете на сайте налоговой ее нет и быть не может.

А когда работодатель все-таки передаст данные в налоговую — например в конце марта 2018 года, — банку нужна будет справка о доходах за январь, февраль и март. Этих сведений тоже не будет в личном кабинете, и вам все равно придется идти в бухгалтерию. Или искать банк, который дает кредиты без подтверждения официального дохода.

Получается, задумка хорошая, но пока без большой практической пользы.

Значит, эти справки вообще не пригодятся? Зачем тогда это сделали? Опять бездумно растрачивают бюджет?

Справки за прошлые годы тоже могут пригодиться.

Для вычета. Чтобы получить вычет и вернуть налог за прошлые годы, нужно подать декларацию 3-НДФЛ и справку о доходах. В 2017 году могут понадобиться справки за 2014, 2015 и 2016 годы. Все они будут в личном кабинете.

Для банка. Банк может запросить подтверждение зарплаты за любой период — даже за прошлые годы. В свое время ипотечникам для господдержки нужно было подтверждать доход за 12 месяцев. Может быть, еще пригодится. Тогда справки можно выгрузить и отправить по электронной почте. Печать с работы не нужна.

Для контроля. Вы можете зайти в личный кабинет и проверить, какие данные работодатель передает в налоговую — совпадают ли они с расчетными листками и все ли вычеты правильно оформлены.

Еще в личном кабинете отражаются справки об НДФЛ со списанных долгов и неочевидных доходов: при рефинансировании ипотеки, возврате страховки, компенсаций. По закону их должны прислать налогоплательщикам заранее, но не всегда присылают. Проверьте, вдруг вас ждет сюрприз.

Для суда и пристава. Например, если в суде нужно подтвердить доход за несколько лет. Ситуации могут быть какие угодно: отсрочка выплаты долга, уменьшение пеней по алиментам или раздел имущества.

Для пособий. В 2017 году соцзащита может попросить справку о доходах за прошлый год. Подойдет документ из личного кабинета.

Могут быть и другие ситуации, когда пригодятся справки 2-НДФЛ за прошлые годы. Если так случится, вы сможете распечатать их даже ночью, в отпуске и для всех членов семьи сразу.

Как проверить свои справки 2-НДФЛ?

Зарегистрируйтесь на сайте налоговой. Для этого нужно сходить с паспортом в любую инспекцию и получить логин с паролем.

Можно авторизоваться через госуслуги.

Зайдите в личный кабинет, откройте раздел «Налог на доходы ФЛ и страховые взносы», выберите пункт «Сведения о справках по форме 2-НДФЛ».

Справки можно посмотреть или выгрузить с электронной подписью.

Ну и что? 7859

ЦБ отменил паспорт сделки. Но валютный контроль останется

С 1 января 2018 сделки по договорам в валюте нужно будет оформлять по новым правилам. Центробанк утвердил для этого новую инструкцию.

Главное

Паспортов сделки больше не будет.

Вместо них банки будут вести учет контрактов, сумма которых больше 3 млн рублей.

Банк все равно имеет право запросить документы по сделке, если у него возникнут подозрения. Даже если сумма контракта меньше 3 млн.

Изменился перечень и формы документов для оформления сделки. Но вам в этом разбираться не придется: банк поможет.

Для сделок до 200 тысяч рублей документы вообще не нужны. Платить комиссию за валютный контроль не придется.

Кого это касается?

Это касается предпринимателей и фирм, которые занимаются импортом или экспортом. Например, продают товары за границу, оказывают услуги иностранным компаниям или сдают в аренду имущество за рубежом. Расчеты по таким контрактам оформляют по особым правилам.

Нельзя просто так заключить договор с нерезидентом и перевести ему деньги. Придется подключить отдел валютного контроля, предоставить в банк документы и оформить паспорт сделки. Иначе законно рассчитаться не получится: банк не имеет права проводить платеж.

Чтобы собрать документы и оформить паспорт сделки, нужно время. Еще за это нужно заплатить по тарифам банка. Такие правила.

Что за паспорт сделки?

Это такой документ, который банк оформляет для импортного или экспортного контракта. Он нужен для валютного контроля. В паспорт сделки вносят данные из документов, которые предоставляет клиент. Когда стороны выполнят свои обязательства, паспорт сделки закрывается. Потом банк передает данные о сделке в ЦБ.

Если с документами не все в порядке, паспорт сделки не оформят и расчеты не проведут. У банка есть такое право по закону.

Сейчас паспорт сделки нужно оформлять для всех контрактов на сумму больше эквивалента 50 000 $. Но скоро все изменится.

Паспорта сделки будут совсем не нужны?

Да, с 1 января 2018 года паспортов сделки не будет. Но это не значит, что расчеты по договорам с иностранными компаниями будут проводить автоматически.

Валютный контроль никуда не денется. Но вместо того чтобы оформлять паспорт сделки, банк будет регистрировать договор.

По каким правилам банки будут регистрировать договоры?

Банки будут регистрировать только те договоры, сумма которых превышает лимит. Для импортных контрактов и кредитных договоров — 3 млн рублей, для экспортных — 6 млн рублей. Если в договоре сумма меньше, его не регистрируют.

Чтобы договор зарегистрировали, в банк нужно предоставить информацию о контракте и реквизиты второй стороны. Для импортных и экспортных контрактов разные списки сведений. Сотрудники отдела валютного контроля объяснят, что нужно в конкретном случае и как все оформить.

Регистрацию договоров будут проводить за один день. Расчеты станут быстрее и проще.

Банк не сможет отказать в регистрации договора. Если есть все данные, контракт поставят на учет в любом случае.

Банк имеет право запросить документы по любому платежу в рамках валютного договора?

Нет, не по любому. Если сумма меньше 200 тысяч рублей в рублевом эквиваленте, по новым правилам документы предоставлять не нужно.

Но если сумма контракта больше или по нему есть вопросы, банк может запросить информацию, даже если договор не ставят на учет.

А можно разделить перечисления на несколько платежей до 200 тысяч и ничего не предоставлять в банк?

Так не получится. Важна не сумма платежа, а сумма контракта. Если она больше 200 тысяч, банк может запросить документы по сделке. Если больше 3 млн рублей для импорта или 6 млн для экспорта, контракт поставят на учет.

С иностранной компанией можно заключить договор и платить в рублях. Тогда не нужно ничего предоставлять и регистрировать?

Все равно нужно. Даже если договор в рублях — это валютная сделка. Валюта не обязательно должна быть иностранной, может быть и российской.

И контрагентом не обязательно должна быть компания за границей. Она может работать и в России, принимать или переводить рубли, а сделка попадет под валютный контроль. Например, если это представительство иностранной компании в России.

Если контракт заключен в 2017 году, а расчеты в 2018, по какой инструкции нужно все оформлять?

В 2018 году для всех сделок будет работать новая инструкция. ЦБ объяснил, что делать в переходный период.

Если паспорт сделки будет оформлен, но не закрыт, в 2018 году его автоматически закроют, а договор поставят на учет.

Если документы на проверке, но паспорт еще не оформили, его и не оформят. Контракт поставят на учет на основании тех же документов. Собирать сведения заново не придется.

Если банк успел оформить паспорт сделки, можно попросить и документ выдадут.

Новые правила помогут сэкономить?

Помогут, но не всем. За регистрацию и учет договоров все равно придется платить. Отмена паспорта сделки не означает отмену платы за валютный контроль. Для банка это почти такая же работа, только называется по-другому.

Сэкономить время и деньги смогут те, у кого контракты на небольшие суммы. Им придется собирать меньше документов. Плюс можно сэкономить на комиссии за валютный контроль.

Документы можно будет оформлять быстрее. Сейчас паспорт сделки готовят три дня. В следующем году договор поставят на учет за день.

Вот как еще можно сэкономить на оформлении валютных операций.

Изучите тарифы банка. У всех разные комиссии и условия. Бывают тарифы, где услуги валютного контроля вообще нет. А есть с пониженной платой и лимитом по сумме комиссии. Можно выбрать подходящий в зависимости от оборота и сумм сделок.

Узнайте, как можно передать документы. Носить в банк оригиналы и копии долго. Если чего-то не хватит, придется идти снова. Удобнее загружать сканы в личном кабинете или отправлять в чат с менеджером. Если в банке есть такая услуга, дело пойдет быстрее.

Найдите консультанта по валютным сделкам. Импорт и экспорт сложнее расчетов с резидентами. За любое нарушение штрафуют. В итоге можно потерять больше, чем заработаешь. Узнайте в своем банке, кто сможет помочь и есть ли персональный менеджер для сложных вопросов. Если эксперт вовремя подключится к сделке, не будет ошибок и получится сэкономить.