3 марта 2020 года «Ростелеком» опубликовал операционные и финансовые результаты за 2019 год.

Прошедший год оказался успешным: выручка и чистая прибыль достигли пятилетних максимумов. Компания успешно продолжает трансформацию своего бизнеса, превращаясь из оператора традиционной стационарной телефонии в технологического гиганта с несколькими ключевыми продуктами и лидера в области цифровых решений в России.

Трансформацию легко отследить на примере абонентов «Ростелекома». Сегмент домашней телефонии продолжает их терять: за 2019 год количество клиентов сократилось на 10% относительно 2018 года — до 15,7 млн. Количество абонентов, пользующихся интернетом и платным телевидением, наоборот, выросло на 2% — до рекордных 23,6 млн пользователей.

Количество абонентов «Ростелекома», в миллионах человек

Домашняя телефонияДоступ в интернетПлатное телевидение
201326,510,67,5
201424,411,28
201522,111,68,6
201620,612,49,3
201719,112,99,8
201817,41310,2
201915,713,210,4
Домашняя телефония
2013
26,5
2014
24,4
2015
22,1
2016
20,6
2017
19,1
2018
17,4
2019
15,7
Доступ в интернет
2013
10,6
2014
11,2
2015
11,6
2016
12,4
2017
12,9
2018
13
2019
13,2
Платное телевидение
2013
7,5
2014
8
2015
8,6
2016
9,3
2017
9,8
2018
10,2
2019
10,4

Приобрели Tele2

В 2017 году «Ростелеком» вошел на рынок мобильной телефонии через совместное предприятие «Tele2 Россия», в котором компании принадлежало 45%. В 2019 году она договорилась о приобретении оставшейся доли у ВТБ. Сделку закрыли в марте 2020 года.

В 2019 году Tele2 увеличил абонентскую базу на 5% относительно 2018 года: с 42,3 до 44,6 млн клиентов. Чистая прибыль компании составила 6,6 млрд рублей, увеличившись почти в 2,5 раза относительно 2018 года.

Эта статья могла быть у вас в почте
Подпишитесь на Инвестник — рассылку для инвесторов, и получайте письмо с главными новостями каждый понедельник

Финансовые результаты

В 2019 году «Ростелеком» увеличил выручку на 5% относительно 2018 года: с 320,2 до 337,4 млрд рублей. Около 59% выручки обеспечивают контентные и цифровые услуги, а на телефонию приходится только 18%.

Практически все сегменты бизнеса, кроме домашней телефонии, продемонстрировали рост выручки в 2019 году. На 35% выросла выручка от дополнительных и облачных услуг, что связано с ростом популярности облачных решений, а также развитием проекта «Умный город» и сервисов электронного правительства. На 8% выросла выручка от продаж услуг телевидения и на 2% — от предоставления доступа в интернет. Выручка в сегменте «Прочие телекоммуникационные услуги» увеличилась за год на 18% благодаря росту продаж оборудования для видеонаблюдения и увеличению доходов от мобильной связи оператора Tele2.

Но в 2019 году операционные расходы выросли быстрее выручки на 7% относительно 2018 года — с 284,4 до 303,6 млрд рублей — из-за роста зарплаты сотрудников и обесценения основных средств вследствие переоценки активов в сегменте «Услуги фиксированной связи». Из-за этого операционная прибыль «Ростелекома» в 2019 году снизилась на 5% относительно 2018 года: с 35,8 до 33,9 млрд рублей.

Чистая прибыль «Ростелекома» выросла на 10%, до 16,5 млрд рублей, что связано с получением прибыли — вместо убытка в 2018 году — от курсовых разниц благодаря укреплению рубля относительно доллара и увеличению прибыли от Tele2 на 145%.

Активы

В 2019 году «Ростелеком» увеличил активы на 13% — с 646,8 до 728,3 млрд рублей — благодаря росту стоимости основных средств производства на 7% — до 401,5 млрд рублей, — а также благодаря росту стоимости нематериальных активов на 38% — до 91,3 млрд рублей. Кроме того, сумма на счетах компании, включая краткосрочные депозиты и векселя, выросла почти в два раза — до 19,6 млрд рублей.

Капитал компании вырос на 5% — до рекордных 262,2 млрд рублей. Компания выпустила дополнительные акции, которые продали в рамках сделки с ВТБ по покупке Tele2.

Обязательства увеличились на 18% — до 466,1 млрд рублей — преимущественно из-за роста долгосрочных кредитов и займов. За 2019 год компания разместила на долговом рынке собственные облигации на сумму 55 млрд рублей сроком погашения от трех до десяти лет.

Дивиденды

«Ростелеком» утвердил новую дивидендную политику в апреле 2019 года. Компания планирует выплачивать на обыкновенные и привилегированные акции не менее 75% от свободного денежного потока, увеличенного на размер субсидий от государства за расчетный период. Минимальный размер дивидендов — 5 Р на оба типа акций.

Во время конференц-звонка по итогам 2019 года менеджмент заявил, что рекомендует выплачивать акционерам минимальный размер дивидендов за 2019 год — 5 Р на одну обыкновенную или привилегированную акцию.

Что в итоге

Если судить по динамике роста выручки и активов, то «Ростелеком», безусловно, можно назвать растущей компанией. У него диверсифицированный бизнес, большая часть которого сосредоточена в сфере цифровых технологий, а доля домашней телефонии в выручке с каждым годом сокращается, оказывая все меньшее влияние на общие результаты компании.

«Ростелеком» начал 2020 год с завершения двух крупных сделок: приобрел недостающую долю акций мобильного оператора Tele2, чтобы довести свой пакет до 100% акций, и, будучи лидером на рынке центров обработки данных, приобрел второго игрока — DataLine.

«Ростелеком» — государственная компания, чей бизнес тесно связан с проектами госфинансирования. Например, компания участвует в программе цифровой экономики, в которой играет существенную роль.