30 января появились слухи, что «Вкусвилл» якобы готовится выйти на фондовый рынок и разместить 25% акций на Мосбирже. Вот что с этого инвесторам: если компания выйдет на Мосбиржу, доля в бизнесе «Вкусвилла» будет доступна каждому россиянину, у которого есть брокерский счет. Но прежде чем покупать акции, разумно посмотреть на бизнес компании.

Проанализируйте финансы

Акция — это доля в бизнесе. Ретейл может расти за счет роста торговой площади, правильного выбора места, продажи товаров через интернет. Стоит следить за выручкой на квадратный метр. На иллюстрации нет данных «Вкусвилла»: компания не публичная и не раскрывает все нужные данные.

Сопоставимые продажи, или like-for-like. Ретейлеры дополнительно публикуют рост выручки в магазинах, которые проработали минимум год. Ключевой показатель — LFL-продажи, или LFL Sales. Хорошее значение — рост LFL-продаж выше инфляции. Если значение отрицательное, значит, выручка в старых магазинах падает.

Пока что «Вкусвилл» не публичная компания, поэтому свои данные не публикует. Есть только данные за 2017 год из интервью с менеджером компании.

Сравните бизнес с конкурентами

Когда «Вкусвилл» или другая компания начнет процедуру выхода на биржу, она опубликует свои финансовые данные и примерную цену размещения акций. Эти данные можно использовать, чтобы оценить компанию с помощью мультипликаторов.

По мультипликаторам можно оценить, дорого или дешево продают акции компании, растет ли бизнес и насколько эффективен менеджмент. Это особенно важно, когда компания выходит на биржу. Она получает часть денег с выпуска акций и направляет их на развитие бизнеса. Компании выгодно, чтобы акции при выпуске стоили дороже.

Взять, например, «Обувь России». Когда компания выходила на биржу, по мультипликатору «EV / выручка» она была дороже остальных в несколько раз. «Обувь России» не показывала каких-то выдающихся результатов — в итоге ее акции за год упали на 42%.

Что дальше

«Коммерсант» спросил у представителя одного инвестфонда: представитель считает, что пока бизнес «Вкусвилла» мал для выхода на биржу и более реальным сроком будет 2020—2021 год. Если так, даже лучше — есть время больше узнать про инвестиции:

  1. Инвестору: твиттер или шаурма.
  2. Что такое мультипликаторы.
  3. Откуда этот чел взял все эти цифры.