Теперь ясно 85 379

В каком порядке получать на работе вычеты за квартиру, лечение и обучение

ФНС опубликовала письмо по поводу вычетов у работодателя. Теперь стало понятнее, как получать максимум выгоды и не совершать лишних движений. Объясняем, как это работает и как правильно сделать.

Главное

  • Вычет — это сумма, с которой государство разрешает не платить НДФЛ или возвращает уже удержанный.
  • Получить вычет можно в следующем году по декларации через налоговую, а можно у работодателя в текущем году без декларации.
  • Чтобы получить вычет у работодателя, нужно взять уведомление в налоговой. Документы удобно оформлять через интернет.
  • Пишете на работе заявление, и у вас перестают удерживать НДФЛ 13%. И даже возвращают уже удержанный с начала года.
  • Сначала лучше получить все социальные вычеты, потом уже — все имущественные. Но можно как угодно: налоговая не против любой очередности.

Что за вычеты у работодателя? Кто их получает?

Если вы купили квартиру, заплатили за учебу ребенка в вузе или лечение зубов, то имеете право на имущественный или социальный вычет. С этой суммы можно не платить или вернуть НДФЛ.

Чтобы вернуть налог, обычно подают декларацию и заявление в налоговую. Там всё проверяют, а потом возвращают деньги на счет.

Но есть вариант не ждать следующего года и получить вычет сразу же. Купили квартиру в июне — сразу подтвердили право на имущественный вычет и перестали платить НДФЛ до конца года. Или оплатили лечение зубов на прошлой неделе, и у вас из зарплаты пару месяцев не удерживают налог.

Это называется получением вычета у работодателя. Вместо того чтобы платить НДФЛ в бюджет, а потом возвращать всю сумму сразу в следующем году, вы перестаете платить его прямо сейчас и получаете прибавку к зарплате.

У работодателя в текущем году можно получить не любой вычет. Например, по расходам на благотворительность и оценку квалификации вычет дает только налоговая и только в следующем году. Кто оформлен по гражданско-правовому договору, тоже должен подавать декларацию.

Как получить вычет у работодателя?

Нельзя просто так взять и прийти в бухгалтерию с просьбой о вычете. Сначала нужно утвердить ваш вычет в налоговой. Это проще, чем подавать декларацию.

Когда у вас появилось право на вычет, собираете подтверждающие документы, пишете заявление и подаете в налоговую. Удобно сделать это через интернет на сайте nalog.ru. Там уже есть все формы. Указываете данные по вычету, реквизиты работодателя, прикладываете копии документов, справку 2-НДФЛ, подписываете прямо на сайте и ждете. Декларация 3-НДФЛ не нужна.

Максимум через 30 дней будет готово уведомление, которое подтвердит, что такой-то сотрудник имеет право на вычет в такой-то сумме у такого-то работодателя. Этот документ отдаете в бухгалтерию или отдел кадров, и у вас перестают удерживать НДФЛ.

Уведомление будет действовать только до конца текущего года. Если у вас имущественный вычет и осталась неиспользованная сумма, в январе снова возьмете уведомление на остаток и не будете платить НДФЛ. Получать второе уведомление проще: копии документов на квартиру уже не нужны, хватит справки 2-НДФЛ и заявления.

И так до тех пор, пока вычет не закончится. Каждый раз налоговая будет указывать в уведомлении остаток вычета.

Если подать документы на вычет в середине года, как быть с уже удержанным налогом с начала года?

В налоговом кодексе про это ничего не написано. Некоторые работодатели перестают удерживать НДФЛ с того месяца, когда сотрудник принес заявление. А удержанный НДФЛ с начала года приходится возвращать по декларации в следующем году.

Это невыгодно. Минфин объяснил, что если сотрудник принес заявление на вычет в середине года, то ему нужно вернуть НДФЛ, который удержали с начала года. Верховный суд считает так же.

Вот что получится, если подать заявление на вычет у работодателя в июле:

  • вам вернут НДФЛ, который удержали за полгода, в пределах лимита;
  • с августа у вас перестанут удерживать НДФЛ, пока вычет не закончится.

Многие этого не знают, продолжают платить НДФЛ и ждут следующего года, чтобы подать декларацию. Потом ждут еще четыре месяца, пока налоговая всё проверит и вернет деньги. А можно не отдавать их государству прямо сейчас.

Если ваша бухгалтерия не в курсе, объясните, как правильно, и заберите свои деньги.

Какая разница, в каком порядке предоставлять вычеты? Зачем мне выбирать? Пусть решит бухгалтерия.

Нужно правильно выбирать порядок предоставления вычетов, чтобы не потерять деньги и забрать максимум у государства.

Если вычет один, проблемы нет. Тут и выбирать не придется: подал заявление и не платишь НДФЛ, пока вся сумма не закончится.

Если в один год есть право на имущественный и социальный вычет, нужно учитывать, что остаток социального вычета нельзя перенести на следующий год. Даже если использовать не весь вычет, он просто аннулируется и НДФЛ не вернут. Социальный вычет выгоднее получать раньше.

Имущественный вычет можно переносить на следующий год, поэтому его выгодно получить после социального. Остаток имущественного вычета разрешат использовать в следующем году, а потом еще и еще.

Правильно распределять вычеты и устанавливать их очередность может быть выгодно супругам. Если всё просчитать, семья может забрать у государства в разы больше денег.

Вот как это работает на примере

Допустим, у вас зарплата 70 тысяч рублей. В марте 2017 года вы купили квартиру за 3 млн. В июне оплатили 70 тысяч рублей за операцию маме и 50 тысяч за учебу ребенка в вузе. Вы только что узнали про вычет у работодателя, получили уведомления в налоговой и написали заявление на работе.

За лечение и образование дадут социальный вычет — максимум 120 тысяч в год. С такими расходами можно использовать всю сумму и вернуть 15 600 рублей, но только в этом году. На следующий год остаток переносить нельзя.

За покупку квартиры вычет 2 млн рублей. Можно вернуть 260 тысяч рублей налога. За год всю сумму использовать не получится, поэтому остаток перейдет на следующий год. С имущественным вычетом так можно.

На работе нужно написать заявление, чтобы сначала вам дали социальный вычет, а потом имущественный. Тогда вы заберете максимум. Если бухгалтерия сделает наоборот, потеряете 15 тысяч рублей: социальный вычет в 2017 году получить не успеете.

Налог же можно возвращать в течение трех лет. Я пойду и заявлю неиспользованный социальный вычет в 2018 году.

Не выйдет. Налог можно возвращать в течение трех лет, но только за конкретный год, а не за любой. Если право на социальный вычет возникло в 2017 году, налог можно вернуть только за 2017 год. Этот вычет нельзя перенести на 2018 год ни полностью, ни частично.

Декларацию для возврата НДФЛ можно подать даже в 2020 году, но налог вернут именно тот, который заплатили в 2017. Если весь налог за 2017 год вернули за счет имущественного вычета, социальный не пригодится и пропадет.

У меня есть право на вычет. Как всё правильно оформить?

Если хотите использовать вычет у работодателя, подтвердите это право в налоговой. Если работодателей с трудовыми договорами несколько, берите несколько уведомлений.

Напишите на работе заявление на вычет. Укажите, в какой очередности вам нужно предоставить вычеты, если их несколько. Не имеет значения, когда вы подавали разные уведомления: в один день или с разницей в несколько месяцев. Налоговики считают, что на очередность вычетов это не влияет.

Если не знаете, как поступить, спросите в налоговой или у эксперта.

Ну и что? 1 890

Минстрой объяснил нюансы по общим собраниям собственников

В жилищном кодексе описаны правила, как проводить общее собрание собственников. Но есть нюансы, о которых в законе ничего нет. Из-за этого управляющие компании путаются, а собственники теряют право голоса.

Минстрой опубликовал письмо, в котором объяснил непонятное: как оформлять документы и правильно себя вести, чтобы полноценно участвовать в управлении домом.

У одного собственника несколько помещений. Он может голосовать по-разному в рамках одного вопроса?

Нет, не может. Один человек — одно решение.

К дому пристроено нежилое помещение. Его собственник может влиять на решения, которые принимаются по дому?

Если помещение является по документам частью дома, то да, может. Нужно проверять технический паспорт — там все указано.

Например, если салон красоты имеет собственную крышу и фундамент, но одной из стен касается дома, то он может быть оформлен по документам как часть дома. А значит, его владелец может участвовать в общем собрании.

От того, как оформлено встроенное или пристроенное помещение, зависит не только голосование. От этого зависит, будут ли жильцы платить за ремонт крыши этого салона красоты или магазина. И будет ли салон красоты платить за уборку общих подъездов в доме.

Уведомление о собрании вручили не только собственнику, но и жильцу квартиры. Это законно?

Это законно.

Тот, кто зовет на собрание, обязан предупредить собственников. В законе написано, как это сделать: лично или заказным письмом за 10 дней до даты собрания. При этом закон не запрещает отправлять дополнительные уведомления кому угодно еще: родственникам собственника, арендаторам квартиры или нежилого помещения.

Уведомление о собрании — это не коммерческая и не служебная тайна, а персональных данных там нет. Чтобы пригласить как можно больше собственников и собрать кворум, их можно вручать кому угодно — за это не накажут.

В протоколе общего собрания нет подписи собственника — только данные о его решении. Так можно?

Так нельзя. В списке обязательных данных нет подписи собственника. Там написано, что должны быть данные только о его решении — как он проголосовал.

Подпись — это и есть подтверждение решения. Без подписи нельзя понять, что это голос конкретного собственника. И хотя в перечне обязательных сведений подписи нет, без нее решение недействительно. Если такое обнаружится, решение можно оспорить.

В расшифровке подписи на решении собственника достаточно инициалов?

Нет, нужно полностью писать имя и отчество. Только инициалы — нельзя. У однофамильцев Минстрой рекомендует внимательнее проверять документы, а если нужно — запрашивать дополнительные.

В протоколе есть ошибки, опечатки или описки. Как исправить?

Ошибки исправляют прямо в документе и заверяют подписью собственника с пометкой «исправленному верить» — так можно.

Если в протоколе есть неисправленные ошибки и опечатки, важно, что это за ошибки и как они могли повлиять на результат. Описка или неразборчивый почерк не повод признавать решение недействительным. Главное, чтобы было понятно: вот голос человека, он живет в конкретной квартире вот такой площади. И проголосовал он вот так. Но если ошибка или опечатка вызывает неустранимые сомнения, это повод признать решение недействительным.

Зачем вообще проводить общее собрание?

На общем собрании решают вопросы многоквартирного дома: когда делать капитальный ремонт, устанавливать ли детскую площадку, платить ли за охрану и сдать ли лифтерную под салон красоты и т. д.

Зачем Минстрой что-то объясняет?

Общее собрание нельзя провести как угодно. Нужно соблюдать правила на всех этапах: от уведомления до подписания протокола. Если что-то нарушить специально или по незнанию, решение могут признать недействительным. Например, общее собрание разрешило делать пристройку для салона красоты, пристройку сделали, а потом один боевой жилец нашел нарушения в процедуре собрания и всё оспорил.

Но в правилах описано не все. Иногда даже Минстрой не знает сразу, как правильно. Постепенно накапливаются вопросы и выходят вот такие разъяснения.

Рекомендации Минстроя исполнять обязательно?

Письмо Минстроя — это не нормативный документ. Можно его не исполнять и поступать на свое усмотрение: разделять голоса одного собственника, не ставить подпись в решении и вместо расшифровки указывать только инициалы. Но тогда нужно быть готовым к тому, что голос не учтут, засчитают не так или оспорят в суде.

Зачем мне это надо?

На общих собраниях решают важные вопросы. Иногда от этого зависит, сможет ли конкретный собственник ставить свою машину на парковке возле дома. Еще это напрямую влияет на расходы: сколько денег нужно платить за управление домом и куда пойдут взносы за капремонт.

Общее собрание не обязательно организует глава ТСЖ или управляющая компания. Это может сделать любой собственник, если хочет что-то изменить и знает, как нужно действовать.

Ну и что? 17 695

Теперь на сайте налоговой можно скачать справку о доходах. Но для кредита она не подойдет

Справку о доходах 2-НДФЛ теперь можно скачать в личном кабинете на сайте nalog.ru. Вы получите официальный документ с электронной подписью. Он имеет такую же силу, как справка с печатью работодателя. Такую справку примет банк, новый работодатель и вообще кто угодно: она заверена налоговой.

Но есть проблема. Скорее всего, вам все равно придется брать справку на работе.

Что за справка вообще?

Справка 2-НДФЛ — это подтверждение официальных доходов и удержанного налога. Работодатель отправляет в налоговую такую справку по каждому сотруднику. Налоговая видит, где конкретный человек работает, какая у него зарплата за год и по месяцам и сколько НДФЛ он заплатил.

Справка 2-НДФЛ нужна для разных целей. Например, для оформления вычета при покупке квартиры или оплате лечения. Еще такой справкой подтверждают официальные доходы для банка, чтобы взять или рефинансировать кредит.

Обычно справку 2-НДФЛ заказывают на работе. Бухгалтерия выдаст ее в любое время и за любой период работы.

Так что, теперь справку получить проще?

Да, теперь ее можно получить прямо на сайте налоговой. Раньше ее можно было только открыть, а скачать и передать кому-то — нет. Теперь можно. Справки выгружаются в формате .pdf или .xml. Этот файл можно переслать по электронной почте или прикрепить к заявке на кредит.

Почему такая справка имеет юридическую силу? Это же просто файл.

Это не просто файл. Из личного кабинета справка выгружается с электронной подписью налоговой. Эту подпись нельзя подделать. Ее проверяют в специальном сервисе. Даже если отправить справку по почте, банк увидит, что она настоящая.

В чем тогда подвох? Почему эти справки не подойдут для кредита?

Работодатели подают справки о доходах сотрудников до 1 апреля следующего года. Налоговая загружает справки в личный кабинет еще позже — к июню. И так каждый год.

Например, в ноябре 2017 года у налоговой есть справка за 2016 год, а за 2017 еще нет. Даже весной 2018 года еще может не быть справки за 2017.

Для кредита нужна справка 2-НДФЛ за полгода до подачи заявки. Если подать заявку сейчас, нужно подтвердить доход с мая по ноябрь 2017 года. Для этого придется брать справку 2-НДФЛ на работе. В личном кабинете на сайте налоговой ее нет и быть не может.

А когда работодатель все-таки передаст данные в налоговую — например в конце марта 2018 года, — банку нужна будет справка о доходах за январь, февраль и март. Этих сведений тоже не будет в личном кабинете, и вам все равно придется идти в бухгалтерию. Или искать банк, который дает кредиты без подтверждения официального дохода.

Получается, задумка хорошая, но пока без большой практической пользы.

Значит, эти справки вообще не пригодятся? Зачем тогда это сделали? Опять бездумно растрачивают бюджет?

Справки за прошлые годы тоже могут пригодиться.

Для вычета. Чтобы получить вычет и вернуть налог за прошлые годы, нужно подать декларацию 3-НДФЛ и справку о доходах. В 2017 году могут понадобиться справки за 2014, 2015 и 2016 годы. Все они будут в личном кабинете.

Для банка. Банк может запросить подтверждение зарплаты за любой период — даже за прошлые годы. В свое время ипотечникам для господдержки нужно было подтверждать доход за 12 месяцев. Может быть, еще пригодится. Тогда справки можно выгрузить и отправить по электронной почте. Печать с работы не нужна.

Для контроля. Вы можете зайти в личный кабинет и проверить, какие данные работодатель передает в налоговую — совпадают ли они с расчетными листками и все ли вычеты правильно оформлены.

Еще в личном кабинете отражаются справки об НДФЛ со списанных долгов и неочевидных доходов: при рефинансировании ипотеки, возврате страховки, компенсаций. По закону их должны прислать налогоплательщикам заранее, но не всегда присылают. Проверьте, вдруг вас ждет сюрприз.

Для суда и пристава. Например, если в суде нужно подтвердить доход за несколько лет. Ситуации могут быть какие угодно: отсрочка выплаты долга, уменьшение пеней по алиментам или раздел имущества.

Для пособий. В 2017 году соцзащита может попросить справку о доходах за прошлый год. Подойдет документ из личного кабинета.

Могут быть и другие ситуации, когда пригодятся справки 2-НДФЛ за прошлые годы. Если так случится, вы сможете распечатать их даже ночью, в отпуске и для всех членов семьи сразу.

Как проверить свои справки 2-НДФЛ?

Зарегистрируйтесь на сайте налоговой. Для этого нужно сходить с паспортом в любую инспекцию и получить логин с паролем.

Можно авторизоваться через госуслуги.

Зайдите в личный кабинет, откройте раздел «Налог на доходы ФЛ и страховые взносы», выберите пункт «Сведения о справках по форме 2-НДФЛ».

Справки можно посмотреть или выгрузить с электронной подписью.