Мы спросили читателей Т⁠—⁠Ж, чем грешат их мобильные операторы.

И составили список простых советов, которые помогут избавиться от навязчивых услуг, меньше переплачивать и дольше сохранять баланс положительным. Время собирать защитные камни.

защита от эротических гороскопов
Почаще проверять платные подписки в личном кабинете

У меня «Теле-2». И все отлично, кроме того, что раз в пару дней на экране вылезает окно с очередным рекламным предложением. Чуть зазевался и нажал «ок» вместо «отменить» — и все, ты подписан на эротический гороскоп. Поэтому регулярно проверяю платные подписки в личном кабинете.

защита от внезапных списаний
Завести отдельный счет с нулевым балансом

В 2015 году перевел все мои номера — 6 штук — после того, как на одном из них обнаружилась какая-то очередная подписка, которая за несколько месяцев съела 12 тысяч рублей. Я, конечно же, связался с поддержкой оператора, где меня уверяли, что я сам где-то там на просторах интернета согласился на эти списания, нажав на кнопочку. В итоге деньги вернули в течение нескольких дней, но, как говорится, осадочек остался.

Ушел к «Билайну», потому что у них можно создать отдельный счет, с которого будут оплачиваться все эти левые подписки, и если оставлять его нулевым, то, соответственно, ничего не подцепишь. По крайней мере, так обещают, и за четыре года у меня не было проблем с какими-либо подписками.

защита от мошеннических схем
Ограничивать возможность подключиться к платным сервисам

Подписку легко поймать, пользуясь мобильным интернетом и нажав стрелочку на просмотре видео по какому-либо запросу. Интерфейс очень похож на Ютуб, а по факту реклама. Никаких упоминаний о платности нет, но тут же прилетает смс о подключении подписки. И с контент-провайдером спорить бесполезно. Мошенническая схема.

Бороться можно только одним способом: принудительно отключать у оператора возможность подключаться к платным сервисам. Это минимум шесть разных ограничений, каждое из которых отвечает за определенный контент. При этом запрет действует только три месяца, затем снова надо продлевать его через смс.

защита от платы за неоказанные услуги
Не держать симкарту в минусе

Бывало, уходил в минус — симка не одна, постоянно держать ее в плюсе нет необходимости, — и, как только пополнял баланс, с меня списывали деньги за все дни, что был в минусе. В итоге платил за симку больше тысячи рублей в месяц, а по факту она была полмесяца заблокирована и трафика жутко не хватало. Решил отказаться от их кабальных условий.

защита от платы за мифические звонки
Проверять баланс, даже если не пользовался телефоном

Когда была в Китае, с меня сняли деньги за неведомый звонок в Великобританию, которого не было. Снялись все остававшиеся на телефоне средства — 50 рублей: сумма не космическая, но заметная. Причем обычно использовалась местная китайская симка, русская была вставлена буквально на минуту.

защита от сомнительного роуминга
Сохранять бдительность, если едешь за границу

Мегафон сделал хитрую штуку «Гудбай, роуминг». Если за границей примешь звонок, напишешь смс или выйдешь в интернет, она активируется и за это спишут абонентскую плату — 349 Р. И типа можно дальше пользоваться телефоном и интернетом по домашнему тарифу — но за 349 Р в сутки.

Я еще в России отключила сотовые данные для интернета, чтобы избежать этого «гудбая». Прилетаю, приходит смс: «„Гудбай, роуминг“ активирован». Пока, 349 Р!

Заказала детализацию, увидела какой-то мифический 1 Кб интернета. Написала в «Мегафон», отправила скрин и описала ситуацию. День разбирались, потом деньги вернули.

Но осадочек остался.

защита от нежеланных подписок
Не злоупотреблять USSD-запросами

Подключился к «Теле-2», как только он пришел в Москву. Все устраивает и по цене, и по покрытию: я редко выезжаю за пределы Москвы, там действительно грустновато.

Однако за годы пользования заметил и за ним грешки.

У разных операторов по-разному устроен запрос баланса: *100#, *101#, *102# и так далее. Как-то я хотел узнать баланс, начал перебирать запросы — и выяснилось, что по коду *101# тебя подписывают на какую-то информационную шнягу по 4 рубля в день.

защита от архивирования
Не подключаться к старым тарифам

Я давно со своим оператором, а с некоторых пор и дочь к ним перевел. И все было нормально до прошлого месяца, когда они взяли и сами перевели ее номер на другой тариф, поскольку прежний тариф устарел и перешел в архив.

Вместо недорогого тарифа за 170 рублей ее перевели на тариф за 360 рублей (раз!), кстати, тоже архивный (два!), при этом еще взяли 100 рублей за смену тарифа (три!) и тут же навесили пару платных пакетов (четыре!).

Обещали, что смена тарифа будет бесплатной, но 100 рублей не вернули до сих пор.

защита от раздражения из-за непонятных описаний
Набраться терпения, если заходишь на сайт оператора

Надоело, что операторы не умеют на своих сайтах нормально рассказывать о тонкостях тарифных планов. Каждый раз приходится лазить и вычитывать условия тарифов на нечитабельных простынях, где без словаря не разберешь, о чем речь. Как будто обращаюсь не к одному из национальных операторов, а к бомбиле.

защита от округлений в пользу оператора
Отключать мобильный интернет, если нет пакета трафика

Самый большой развод операторов — это дико завышенные расценки за помегабайтный интернет: стандартно 10 Р/Мб при высоких порогах округления.

Стоит даже ненадолго включить мобильный интернет, чтобы начали списываться десятки рублей. Даже если им не пользоваться, современные смартфоны сами по себе делают регулярные запросы, что выливается в конкретные расходы из-за порогов округления. Даже подключенный вайфай от этого не спасает.

Естественно, такой тариф сильно дороже пакетов, которые операторы тем самым и впаривают.

У меня был выключен сотовый интернет, пока оператор на Новый год не предложил по акции выгодный тариф, которого сейчас даже на сайте нет: по 1 Гб в месяц за 3 Р в день. Так как почти везде вайфай, мне вполне хватает.

Чуть меньший трюк, но тоже дающий свой вклад, — это поминутная оплата разговоров. Многие звонки длятся недолго, и получается огромный оплаченный «хвост» секунд до следующей минуты.

Ну и да, звонки в колцентр, конечно же, по полчаса, при этом вам заявят, что «сами подключили — сами виноваты». Клиентоориентированности ноль. Пока не станет поздно и вы не захотите сменить оператора.

защита от старого оператора
Сменить оператора

Раньше были симки «Мегафона» на всех устройствах, а это значит:

Последней каплей был уход в минус на 1000 рублей, потому что «вы отправили за 15 секунд 30 платных смс на короткий номер». После очень серьезной переписки с оператором деньги вернули, но утром я купила симку «Теле-2» — и не было дня, когда я не благодарила небо за это. Сплю спокойно уже несколько лет.

защита от переплат
Или хотя бы попытаться

Одно время «Мегафон» начал раздражать: то услугу подключат, то тариф без уведомления сменят. Звоню — говорят, что отправляют смс, но оно может затеряться среди вороха рекламы. Видимо, на это и расчет.

Написал заявление на перевод номера — там тарифы были значительно дешевле. В этот же день позвонили и предложили скидку 50%. Пока остался с «Мегафоном».

защита от разочарования
Но все равно никому не верить

С 2002 года был на МТС, тогда еще «Джинс». Через 11 лет начали надоедать спамом, внезапно списывать деньги, поднимать цены, вот это вот все. Перешел к «Мегафону». Сначала все было хорошо: удобный сайт и тарифы, менеджеры вели себя как плюшевые мишки.

В конце 2018 — снова куча спама, повышение цен, звонки с предложениями и странное чувство, что телефон попал в какие-то базы для рассылок.

В этом году опять менял оператора, а колцентр старого терроризировал звонками и сообщениями, предлагая скидку за отмену переноса номера.