Жительница Воронежа купила желтую БМВ за 3 млн рублей и ездила на ней два года. За месяц до конца гарантии застучала подвеска, забарахлили тормоза и сломался замок. Машину пришлось отдать в ремонт в авторизованный сервис.

По закону на ремонт есть 45 дней, но за это время сервис не справился. Женщина отправила претензию продавцу: «Я отказываюсь от договора, забирайте машину. Требую назад все деньги и неустойку». Продавец платить не согласился.

Тогда женщина пошла в суд забирать 10 млн рублей — столько набежало с учетом подорожания машины и компенсации.

С какой стати женщина потребовала 10 млн за двухлетнюю машину?

Машина — это технически сложный товар. По закону о защите прав потребителей, если автомобиль на гарантии и в нем обнаружились недостатки, есть 45 дней на ремонт. Если за это время устранить неисправности не получается, можно требовать назад все деньги и компенсацию.

Даже если машине два года и у нее приличный пробег, продавец все равно должен вернуть всю сумму, как за новую. Если за два года БМВ подорожала на 1,5 млн — это тоже придется компенсировать. Плюс неустойка, моральный ущерб и штраф.

Получается, что можно купить машину за 3 млн рублей, поездить на ней два года и потребовать 10 млн. Но это в теории и по закону. На деле автосалоны не торопятся возвращать деньги и раздавать новые автомобили.

Почему продавец не вернул деньги?

Возвращать 10 млн рублей за машину с пробегом и поломками добровольно никто не захочет. Но так как формально такие требования покупателя нужно выполнять, продавец нашел к чему придраться: сказал, что этот сервисный центр не мог проводить ремонт. Машину нужно было пригнать продавцу или согласовать, кто будет ее ремонтировать.

Хоть женщина обратилась и в официальный сервис, но с продавцом машины он не сотрудничал. А отвечать за постороннего исполнителя автосалон не захотел.

Еще продавцу показалось странным, что женщина в итоге забрала отремонтированную машину и спокойно на ней ездила. Получается, она не отдала машину, получила бесплатный ремонт, да еще и требует 10 млн рублей. Разбираться пришлось в суде.

Что сказали суды?

Районный и областной суды 👎

№ 2-1172/2016

№ 33-2406

Гарантия на БМВ — 2 года. Пробег не учитывается. В договоре написано, что гарантия действует при таких условиях:

  1. Ремонтом занимается авторизованный сервисный центр, с которым у продавца договор.
  2. Продавца сразу предупредили, что машина в ремонте.
  3. Продавец согласился на ремонт.
  4. Поломки признали гарантийным случаем.

Если что-то нарушено, машина теряет гарантию.

Женщина почти все нарушила. А по закону условия договора нужно соблюдать.

И хотя обе компании — официальные дилеры и у них есть договоры с импортером БМВ, они не должны отвечать друг за друга. Если один долго ремонтирует, другой не будет за это платить. Написано же в договоре: «обратитесь в уполномоченную организацию». Это значит, что продавец должен уполномочить конкретный сервис ремонтировать проданные им машины.

Нельзя отдавать машину на ремонт куда угодно, даже если это тоже официальный дилер и авторизованный сервис.

За два года гарантии женщина вообще ни разу не обратилась к продавцу с жалобами, а ходила к другим дилерам. Когда она первый раз сказала о недостатках, гарантия уже кончилась. Все это похоже на недобросовестные действия покупателя.

Тем более женщина уже забрала отремонтированную машину и ездит на ней. По сути, она реализовала свое право на защиту и выбрала бесплатный ремонт. Никто ей больше ничего не должен.

Верховный суд 👍

14-КП7-31

Продавец БМВ — официальный дилер.

Автосервис — это тоже официальный дилер.

У компаний одинаковые договоры с импортером и одинаковые права. Они могут продавать машины и ремонтировать их по гарантии.

Завод отвечает перед дилером, а дилер — перед покупателем. При этом неважно, у какого именно дилера купили машину.

И хотя продавец не заключал договор с сервисом, машина все равно осталась на гарантии. Сервис ведь принял ее на ремонт и сделал все бесплатно, хотя машину не продавал. Фактически сервис признал: да, мы все дилеры и все обязаны отвечать перед владельцами БМВ за качество машин этой марки.

То есть гарантия действует. Даже если за ремонтом обратились за месяц до окончания.

А дальше все по закону: гарантийный ремонт затянулся, 45 дней прошли. Можно требовать деньги назад: всю сумму за машину, удорожание, компенсацию и штраф.

Итог. Решения судов об отказе в компенсации отменили, а дело отправили на пересмотр. Вы удивитесь, но женщина в итоге выиграла 11,2 млн рублей — в три раза больше, чем стоила новая иномарка. Ей вернут деньги за машину, компенсируют удорожание за три года, заплатят неустойку, моральный ущерб и штраф.

Это касается только автомобилей?

Нет, такие правила работают вообще для всех технически сложных товаров: холодильников, компьютеров, снегоходов, телевизоров, видеокамер, часов и игровых приставок.

Если товар на гарантии и сломался, его должны быстро отремонтировать. Не успели — можно требовать деньги и компенсацию. Даже если товар использовался два года и с тех пор сильно подорожал. Еще можно заменить товар на новый: например, женщина могла потребовать, чтобы вместо двухлетней желтой БМВ ей выдали такую же без пробега.

Есть и другие случаи, когда продавец должен вернуть деньги за использованный товар, даже если его ремонтировали меньше 45 дней. Например, если все время что-то ломается и товаром нельзя пользоваться больше 30 дней в году.