Жительница Воронежа купила желтую БМВ за 3 млн рублей и ездила на ней два года. За месяц до конца гарантии застучала подвеска, забарахлили тормоза и сломался замок. Машину пришлось отдать в ремонт в авторизованный сервис.

По закону на ремонт есть 45 дней, но за это время сервис не справился. Женщина отправила претензию продавцу: «Я отказываюсь от договора, забирайте машину. Требую назад все деньги и неустойку». Продавец платить не согласился.

Тогда женщина пошла в суд забирать 10 млн рублей — столько набежало с учетом подорожания машины и компенсации.

С какой стати женщина потребовала 10 млн за двухлетнюю машину?

Машина — это технически сложный товар. По закону о защите прав потребителей, если автомобиль на гарантии и в нем обнаружились недостатки, есть 45 дней на ремонт. Если за это время устранить неисправности не получается, можно требовать назад все деньги и компенсацию.

Даже если машине два года и у нее приличный пробег, продавец все равно должен вернуть всю сумму, как за новую. Если за два года БМВ подорожала на 1,5 млн — это тоже придется компенсировать. Плюс неустойка, моральный ущерб и штраф.

Получается, что можно купить машину за 3 млн рублей, поездить на ней два года и потребовать 10 млн. Но это в теории и по закону. На деле автосалоны не торопятся возвращать деньги и раздавать новые автомобили.

Почему продавец не вернул деньги?

Возвращать 10 млн рублей за машину с пробегом и поломками добровольно никто не захочет. Но так как формально такие требования покупателя нужно выполнять, продавец нашел к чему придраться: сказал, что этот сервисный центр не мог проводить ремонт. Машину нужно было пригнать продавцу или согласовать, кто будет ее ремонтировать.

Хоть женщина обратилась и в официальный сервис, но с продавцом машины он не сотрудничал. А отвечать за постороннего исполнителя автосалон не захотел.

Еще продавцу показалось странным, что женщина в итоге забрала отремонтированную машину и спокойно на ней ездила. Получается, она не отдала машину, получила бесплатный ремонт, да еще и требует 10 млн рублей. Разбираться пришлось в суде.

Что сказали суды?

Районный и областной суды 👎

№ 2-1172/2016

№ 33-2406

Гарантия на БМВ — 2 года. Пробег не учитывается. В договоре написано, что гарантия действует при таких условиях:

  1. Ремонтом занимается авторизованный сервисный центр, с которым у продавца договор.
  2. Продавца сразу предупредили, что машина в ремонте.
  3. Продавец согласился на ремонт.
  4. Поломки признали гарантийным случаем.

Если что-то нарушено, машина теряет гарантию.

Женщина почти все нарушила. А по закону условия договора нужно соблюдать.

И хотя обе компании — официальные дилеры и у них есть договоры с импортером БМВ, они не должны отвечать друг за друга. Если один долго ремонтирует, другой не будет за это платить. Написано же в договоре: «обратитесь в уполномоченную организацию». Это значит, что продавец должен уполномочить конкретный сервис ремонтировать проданные им машины.

Нельзя отдавать машину на ремонт куда угодно, даже если это тоже официальный дилер и авторизованный сервис.

За два года гарантии женщина вообще ни разу не обратилась к продавцу с жалобами, а ходила к другим дилерам. Когда она первый раз сказала о недостатках, гарантия уже кончилась. Все это похоже на недобросовестные действия покупателя.

Тем более женщина уже забрала отремонтированную машину и ездит на ней. По сути, она реализовала свое право на защиту и выбрала бесплатный ремонт. Никто ей больше ничего не должен.

Верховный суд 👍

14-КП7-31

Продавец БМВ — официальный дилер.

Автосервис — это тоже официальный дилер.

У компаний одинаковые договоры с импортером и одинаковые права. Они могут продавать машины и ремонтировать их по гарантии.

Завод отвечает перед дилером, а дилер — перед покупателем. При этом неважно, у какого именно дилера купили машину.

И хотя продавец не заключал договор с сервисом, машина все равно осталась на гарантии. Сервис ведь принял ее на ремонт и сделал все бесплатно, хотя машину не продавал. Фактически сервис признал: да, мы все дилеры и все обязаны отвечать перед владельцами БМВ за качество машин этой марки.

То есть гарантия действует. Даже если за ремонтом обратились за месяц до окончания.

А дальше все по закону: гарантийный ремонт затянулся, 45 дней прошли. Можно требовать деньги назад: всю сумму за машину, удорожание, компенсацию и штраф.

Итог. Решения судов об отказе в компенсации отменили, а дело отправили на пересмотр. Окончательный вердикт уже есть: иск удовлетворили, но текст пока не опубликован. Очень интересно, сколько денег в итоге получит женщина за двухлетнюю БМВ. По закону суд может уменьшить неустойку, но деньги за машину и удорожание все равно придется вернуть. Проездив на иномарке два года, она вполне может получить деньги на две новых машины.

Это касается только автомобилей?

Нет, такие правила работают вообще для всех технически сложных товаров: холодильников, компьютеров, снегоходов, телевизоров, видеокамер, часов и игровых приставок.

Если товар на гарантии и сломался, его должны быстро отремонтировать. Не успели — можно требовать деньги и компенсацию. Даже если товар использовался два года и с тех пор сильно подорожал. Еще можно заменить товар на новый: например, женщина могла потребовать, чтобы вместо двухлетней желтой БМВ ей выдали такую же без пробега.

Есть и другие случаи, когда продавец должен вернуть деньги за использованный товар, даже если его ремонтировали меньше 45 дней. Например, если все время что-то ломается и товаром нельзя пользоваться больше 30 дней в году.