Бабушка в бреду завещала квартиру. Вот к чему это привело спустя годы

Бабушка в бреду завещала квартиру. Вот к чему это привело спустя годы

221

У женщины было два сына. Одному из них она завещала свою квартиру. Сын умер раньше матери — вместо него наследником по представлению автоматически стал внук. Но бабушка не захотела отдавать внуку свою квартиру и сразу перезавещала ее второму сыну. А потом для подстраховки и вовсе оформила на него дарственную: отдаю тебе, сынок, всю квартиру и деньги на вкладе. Через несколько лет бабушка умерла, сын вступил в наследство, а потом продал квартиру посторонней женщине. Все было хорошо: законные сделки, честная покупательница, ипотека.

Но тут объявился внук. Он не согласился с решением бабушки и стал оспаривать завещание и дарение. А заодно потребовал забрать квартиру у новой собственницы. Кажется, что это невозможно: после оформления дарственной прошло шесть лет, бабушка сама распорядилась своим имуществом, все документы проверялись, а покупательница ни в чем не виновата. Но есть справедливость, а есть закон. И Верховный суд объяснил, как закон работает в таких случаях.

Как бабушка распорядилась своей квартирой?

У нее было два сына. После смерти одного бабушка оформила жилье на другого: вначале по завещанию, а потом — для надежности — по договору дарения. То есть еще при жизни бабушки ее второй сын стал законным собственником квартиры и зарегистрировал свои права.

Между дарением и смертью бабушки прошло пять лет. Еще через полгода сын без проблем продал квартиру. Он и подумать не мог, что племянник решит оспорить сделку, которая была пять лет назад: вроде бы все сроки для этого уже прошли. Но не тут-то было.

Почему внук заявил свои права на это жилье?

После смерти своего отца он стал наследником бабушки по представлению. Это значит, что он имел право на часть наследства, которая досталась бы его отцу.

Когда в 2015 году бабушка умерла, ее внук узнал, что квартира давно ей не принадлежит: она с 2010 была года в собственности у другого сына, его дяди. А в 2016 году дядя продал квартиру — ее купила женщина через военную ипотеку.

Мы объясняем сложное простым языком
Если вам это по духу, подпишитесь на нашу рассылку. Дважды в неделю о том, что влияет на ваши деньги

Но внук знал, что бабушка иногда обращалась к психиатрам. Ее никто не признавал недееспособной официально, но были приступы бреда, паранойи, женщине казалось, что ее хотят отравить или преследуют. Врачи выписывали лекарства, но бабушка их не пила: вдруг отравят. Особого дискомфорта это никому не доставляло, со сделками тоже проблем не было: нотариус без проблем заверял завещание, а Росреестр регистрировал договор дарения.

Из-за особенностей здоровья бабушки внук решил все оспорить. Через полгода после смерти бабушки, когда квартира уже была продана, он потребовал признать недействительными все сделки:

  • завещание на своего дядю;
  • договор дарения на него же;
  • договор купли-продажи квартиры.

Квартиру должны были забрать у той ипотечницы и вернуть в состав наследства. И тогда по закону у внука были бы шансы на половину квартиры. Все это пришлось решать в судах.

При чем тут женщина, которая купила квартиру в ипотеку?

Внук потребовал, чтобы бабушкино имущество забрали у новой собственницы и вернули в наследственную массу. Женщина может остаться без квартиры, зато с долгами. И хотя она взяла ипотеку, не могла знать о бредовых идеях бабушки и тщательно проверяла документы по сделке, ей пришлось участвовать в судах. А заодно и банку, который выдал кредит на квартиру и взял ее в залог.

Что сказали суды?

Аватар автора

Городской и районный суды 👎

№2-3/18

№ 33-2244/2018

Можно ли оспорить завещание и дарение в бреду?
✅ Да.

Две экспертизы из трех доказали, что бабушка хоть и была дееспособной, но именно в период сделок могла не понимать значения своих действий. Значит, завещание на второго сына и договор дарения можно признать недействительными. А квартира войдет в наследственную массу.

Мог ли внук претендовать на квартиру?
❌ Нет.

Если завещание и договор дарения признать недействительными, сын становится наследником первой очереди, а внук — наследником по представлению. То есть он наследник более поздней очереди, поэтому вообще не войдет в состав наследников по закону и не может претендовать на квартиру. Ни одна сделка не могла нарушить его права, а значит, и в суд он обратиться не мог. Даже если дарение недействительное, все равно наследник — второй сын.

Должна ли женщина вернуть квартиру?
❌ Нет.

Если сделку признают недействительной, стороны должны вернуть друг другу все, что получили. Но женщина была добросовестным покупателем, а квартиру она забрала не против воли собственника: он сам осознанно и добровольно ее продал. Кроме того, ни сын бабушки, ни покупательница не могли знать, что много лет назад бабушка была не в себе и это может стать поводом для отмены сделок.

Можно ли оспорить завещание через 5 лет?
❌ Нет.

Срок исковой давности по оспариванию недействительных сделок — один год. Срок начинают считать с того дня, когда истец узнал о нарушении своих прав. Если срок пропущен, одного этого достаточно для отказа в иске — независимо от других причин. Свидетели говорят, что о новом завещании внук узнал после смерти отца — в 2009 году, а в 2010 году он был в курсе про договор дарения. К 2016 году срок давности уже прошел.

Ничего внук не получит, а женщина останется с ипотечной квартирой.

Внук с такими выводами не согласился и дошел до Верховного суда с теми же требованиями.


Можно ли оспорить завещание и дарение в бреду?
✅ Да.

Тут вопросов нет. Бабушку не признавали недееспособной, внешне она выглядела спокойной. Понадобилась экспертиза, даже три — их провели посмертно. Две экспертизы, в том числе в институте Сербского, однозначно установили, что у бабушки был бред и паранойя. Значит, она могла не понимать, что и зачем подписывает. И хотя сделки прошли регистрацию, а у квартиры уже поменялись собственники, спустя годы это можно оспорить.

Мог ли внук претендовать на квартиру?
✅ Да.

Внук — наследник по праву представления. Он наследует за своим умершим отцом. Второй сын бабушки — это наследник первой очереди. Но если речь о разделе наследства по закону, то сын и внук имеют равные права на квартиру — каждому положена половина. Внук может оспаривать сделки, потому что в результате получит часть наследства.

Должна ли женщина вернуть квартиру?
✅ Да.

Если кто-то купил имущество у продавца, который не имел права его отчуждать, то собственник, чьи права нарушены этой сделкой, может потребовать все вернуть. При этом неважно, что покупательница была добросовестной и не могла знать о проблемах прежних владельцев квартиры. Внуку достаточно доказать, что квартиру, на которую он имел право, продали без его воли. И тогда извините, женщина, но вашу ипотечную квартиру придется отдать.

Можно ли оспорить завещание через 5 лет?
✅ Да.

Завещание нельзя оспорить до того, как открыто наследство. Даже если внук знал о завещании в 2009 году, он ничего не мог с этим сделать. Годовой срок давности нужно считать со дня смерти бабушки: она умерла в конце 2015 года, а внук подал в суд в апреле 2016. Отказывать в иске из-за пропущенного срока было нельзя ни по завещанию, ни по договору дарения.

Суды не разобрались, нарушили нормы права и вынесли неверное решение.

Итог. Решения двух судов отменили. Дело будут пересматривать в городском суде. Верховный суд сказал, чтобы все его замечания были учтены. А это значит, что внук имеет все шансы получить полквартиры и деньги со вклада в банке. А женщина, которой сейчас принадлежит квартира, должна будет ее вернуть. Кажется, ей не повезло больше всех.

Значит, женщина останется без квартиры и с ипотекой?

Вполне возможно, что так и будет. По закону она должна вернуть квартиру, а продавец обязан отдать ей деньги. Но квартиру запросто заберут, аннулировав запись о праве собственности в Росреестре. А вот забрать у продавца деньги будет гораздо сложнее. Если у него нет имущества и накоплений, всю сумму можно взыскивать годами.

Женщину защитило бы титульное страхование. Но в случае ипотеки его не всегда оформляют: оно необязательно для таких сделок.

Куда смотрел нотариус при оформлении завещания?

Когда нотариус удостоверял бабушкино завещание, он мог точно установить только ее дееспособность по возрасту — то есть что бабушке точно исполнилось 18 лет и она имеет право распоряжаться своим имуществом. Но психическое здоровье человека нотариусы проверить не могут. Если бабушка была спокойной, нормально разговаривала, сама подписала документы и подтвердила, что добровольно и в здравом уме отдает свою квартиру родному сыну, не было никаких оснований отказывать ей в оформлении завещания.

Нотариус не проверяет, лечится ли бабушка у психиатра, пьет ли таблетки, не высказывает ли бредовые идеи. Есть много случаев, когда нотариальные сделки через несколько лет оспаривали из-за психических или физических расстройств: слепоты, онкологии, стресса, инсульта.

Подтвердить полную дееспособность участника сделки может только психиатрическая экспертиза, других вариантов нет. Справка из психдиспансера о том, что продавец квартиры не стоит там на учете, — это не подтверждение.

Как добросовестным покупателям квартир защитить свое имущество и сделки?

Защититься на 100% не получится. В этой истории продавцом была не сама бабушка, а ее здоровый и дееспособный сын. Квартиру он получил не год назад, а за шесть лет до продажи. И не по завещанию, а по договору дарения, которые оспаривают гораздо реже. Документы проверял банк, а оплата частично поступила по программе военной ипотеки. Даже опытный юрист не заметил бы подвоха.

Если покупаете квартиру, прочитайте наши статьи о том, как все проверять и какие задавать вопросы:

А какие странные истории с квартирами знаете вы?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
Ведущий подкаста «Схема»

19.09.19, 20:27

Просто пипец какой-то, я в шоке. Бедная тётя с ипотекой, это беспредел какой-то... Квартиру вернуть должна, а деньги ей могут и не вернуть.

Я бы на её месте, если был бы уверен, что деньги не вернуть, усрал бы квартиру так, что пришлось бы максимально вложиться в ремонт) Отомстил бы, так сказатб

78

Алексей, Какой вы мстительный,а по сути,в этой истории никто не виноват,а уж тем более женщина с ипотекой....,но как ей вернуть деньги-это вопрос?А вот такие халявщики,как этот внучек,способны отравить жизнь,ни в чём не виновных и не подозревающих при покупке квартиры людей....Вот его то, как раз и надо бы как-то наказать...

4

Алексей, ващпе пздц какой-то

4

Алексей, подадут на несчастную женщину в суд,будет еще и ремонт за свой счет делать.

3

Алексей, не отберут. не конституционно это. КС все разъяснил по поводу квартир.

0

Алексей, "Я бы на её месте" - мстить невиновным? Тут все стороны по своему правы и не имели злого умысла по отношению к другой стороне. "что деньги не вернуть" - после того, как личные деньги с продажи были вложены в скачки? Так бывший владелец на полных основаниях их просаживал и правильно делал. Его же деньги были. По закону с честной сделки.

0

Алексей, на будущее надо знать всех родственников до какого колена. и тогда конкретно можно заниматься жилищным вопросом.

0

Роман, да я так же зарабатываю. Я каппер, долларовый миллионер. Хобби у меня такое - тж читать время от времени. А вообще модеры должны были тебя забанить

0
0

Верховный суд точно дееспособен?

62

ЯбукиНаСнегу, нотариус говорит, что да.

9

ЯбукиНаСнегу, можно попробовать провести психиатрическую экспертизу, только боюсь получится как в известном фильме - кто ж его посадит, он же памятник)

0
Удалённый пользователь

10.10.21, 11:55

ЯбукиНаСнегу, хороший вопрос.

0
0

Очень любопытно, на основании чего ПОСМЕРТНАЯ экспертиза принимает решения о недееспособности человека?

58

Алекс, на основании своего корыстного усмотрения.ответственность эксперта эфемерна, а возможности обогатиться вполне реальны

21
Удалённый пользователь

10.10.21, 11:57

Алексей, да, у нас все судьи работают не по законам (да и они то что дышло), а на основе своего внутреннего убеждения.

1

Юля, что они объективно могут оценить посмертно? Им видеозаписи именно нужного периода предъявили? Или дневники с датировками, где бабушка писала про зеленых чертей и отраву в пище? Или они спиритизмом занялись, причем опять же с датировкой?

17

Алекс, Согласен с вами. И на момент сделки как теперь можно доказать ПОСМЕРТНО, бред и паранойю...?! В отношении своего умершего брата продавец поступил бессовестно.Решение по совести должно быть только одно: пока продавец полностью не вернет деньги покупателю,квартира остается в собственности покупателя,возможно с какими-то ограничениями.

14

Юля, государственное значит без коррупции и честная? В единорогов тоже можно верить. Очень серьезная лаборатория возьмёт очень серьёзные деньги,. Судя по количеству дел по оспариванию завещаний в судах, это поставлено на поток

12

Андрей, Со слов врачей - бабушка принимала поддерживающую терапию, со слов внука - не пила лекарства, боялась, что ее отравят.... Проверить не реально. На будущее надо запретить нотариусам регистрировать сделки без справки из псих.учреждений... "Проверить они не могут" - пишут авторы статей, в других статьях рекоменуют вместе с продавцов ездить в псих.учреждение за справкой... Справка оказывается нужна....

6

Алекс, а очень просто - подняли бабкину карту медицинскую, смотрят - так, такого-то есть запись психиатра, так так, бред, паранойя, ага, все ок, бабка была в неадеквате, квартиру взад. Икперду то все едино, что левая пятка захочет, то и напишет

4

Рустем, внук с ней не жил, насколько я поняла. Как он может знать, что она принимала и не принимала в конкретный месяц-неделю-день?

4

Алекс, вопрос очень справедливо поставлен. Ведь одна из трёх экспертиз всёже не подтвердила бредовость сознания наследодателя. Возможно ли через суд оспорить выводы из других двух экспертных заключений? Может это путь для добросовестной нынешней собственности?

4

Алекс, на основании журналов вызовов врачей, на основании медосмотров и амбулаторных мед. карт, на основании выписок всех больниц , в которых проходила лечение, на основании приобретенных за годы заболеваний...

3
Удалённый пользователь

10.10.21, 11:55

Алекс, на основании сплетен

0

Алекс, в гробу крутится не с той скоростью...))

0
0

На мой взгляд было бы справедливее, если бы женщина имела право пользования квартирой до тех пор, пока продавец не выплатит всю сумму долга, наследники же не должны иметь права пользования до выплаты долга.

55

Алексей, за тем исключением, что второй наследник не входил в договор и никакие деньги возвращать не должен. А доля, так или иначе, полностью принадлежит ему.

2
0

Читаю такие истории и просто в шоке,человек взял огромный кредит на квартиру,честно его платит,а какие то хитрые сыновья и внуки не могли решить с вопрос с наследством до сделки,почему у нас в основном интересы покупателя не берут в расчет?

49

Маша, тоже в шоке. Человек вообще тут не виноват, вообще не понимаю почему она должна хоть что-то отдавать.

7

Маша, титульное страхование стоит 3-5к в год в зависимости от стоимости квартиры. Платить нужно всего 3 года подряд.

2
0

Можно наверное не отбирать квартиру у несчастной женщины. Дядя может просто отдать половину суммы за квартиру племяннику.

37
0

Классная история о продажной посмертной экспертизе и судах не знающих законов. Титульное страхование ничего не страхует тоже, так как исключает риски возникшие до заключения страхового договора. А нотариус самая прибыльная деятельность без ответственности. Короче, все как обычно в РФ, плати огромные деньги и ни на что не рассчитывай

37
0

Я вот этого не понимаю.
Блин ну ок оспорили сделку
Какого хрена продавцу отдавать квартиру, а деньги взад от него не получать?
Почему нельзя доказать, что продавец мошенник, знал заранее, что продавать нельзя, но продал, деньги профукал, а теперь ЗЛОУПОТРЕБЛЯЯ правом, хочет вернуть квартиру обратно?
Сделку нужно именно отменять, то есть возврат квартиры должен быть с условием одновременного возврата полученной суммы, я считаю.
А то получается продавец орёт, чтобы хату ему вернули, якобы его права нарушили, а деньги уже вроде как и ладно, в рамках другого дела решать как-нибудь?

30

Griever, Значит, женщина останется без квартиры и с ипотекой?
Вполне возможно, что так и будет. По закону она должна вернуть квартиру, а продавец обязан отдать ей деньги. Но квартиру запросто заберут, аннулировав запись о праве собственности в Росреестре. А вот забрать у продавца деньги будет гораздо сложнее. Если у него нет имущества и накоплений, всю сумму можно взыскивать годами.

Квартиру просто заберут и отдадут третьему лицу, а второе лицо (продавец) остался с деньгами и, возможно, их уже потратил и ему нечего будет возвращать. Что я невнимательно прочитал? То, что квартира в залоге у банка как обеспечение - аннулировано, а вот ипотека почему-то не аннулирована, хотя банк взял риски потери квартиры на себя, взяв её в залог. Интересно.

23
0

"Бабушку не признавали недееспособной, внешне она выглядела спокойной. Понадобилась экспертиза, даже три — их провели посмертно. Две экспертизы, в том числе в институте Сербского, однозначно установили, что у бабушки был бред и паранойя. Значит, она могла не понимать, что и зачем подписывает." -
Так МОГЛА НЕ ПОНИМАТЬ или НЕ ПОНИМАЛА? Где доказательство со стороны Истца, что она именно в этот момент БЫЛА в недееспособном состоянии? И Нотариус вообще-то, на вид, конечно, на свой взгляд, но удостоверяется в дееспособности заявителя, о чем, как правило ставит запись в документ

28

Роман, Нотариат вообще странная штука в российской действительности. Комиссии за нотариальное заверение сделок конские, а случись чего, в 10 случаев из 10 - нотариус не при делах.

45

Artem, я вообще плохо понимаю, для чего вообще в современных реалиях институт нотариусов существует.

15

Рустем, видеофиксация нотариального заверения ничего не изменяет. Логика простая как угол дома ---> раз нотариус не обладает специальными знаниями (не врач, не психиатр, не прошёл профподготовку по судебной психиатрии), значит не может и оценить вменяемость человека.
Вопрос, почему стоимость оценки достижения человеком 18-летнего возраста измеряется десятками тысяч рублей остаётся открытым.

14
0

В нашей стране не так страшна ипотека по 12%, как вот такой вот риск при покупке квартиры, что завтра ты можешь остаться на улице с огромным долгом

25
0

После таких судов и думай о покупке недвижки во вторичке... Лотерея)

23
0

Для неюристов, основное:

1. По мнению "тройки" судей Верховного суда (а точнее, судьи Горохова, который истребовал это дело), срок исковой давности по оспариванию завещания и договора дарения для внука начал течь только после смерти бабушки, т.е., после 22.10.2015. Поскольку до смерти бабушки он якобы не знал о её психическом расстройстве, якобы имевшем место в 2009-2010 годах, а после смерти - якобы узнал (из каких, интересно, источников?). Иск поступил в суд 14.04.2016, экспертизы тянулись полтора года. Даже интересно - что там за элитная квартира такая, в городе Корсаков Сахалинской области, что целый судья Верховного суда истребует это дело? (для несведущих - вероятность такого события примерно равна вероятности попадания метеорита в эту квартиру)

2. Возможность посмертной психиатрической экспертизы без наличия объективных данных (ну, например, видеозаписей с участием наследодательницы, позволяющих соотнести запись со временем составления завещания и договора дарения) - корень всех зол. Возможности для коррупции в "серьёзных государственных институтах" это открывает широчайшие, и поставлено это действительно на поток, как верно отметили выше. Чем, видимо, и воспользовалась ищущая сторона в этом деле.

PS. Страхование титула, о котором тут упоминали - вовсе не панацея, поскольку страховые компании тоже находятся в России и понимают, что к чему. Поэтому договор страхования будет содержать оговорки вроде той, что "страхователь предпринял ВСЕ возможные меры для того, чтобы убедиться в том, что сделка законна и права третьих лиц на квартиру отсутствуют". Ну а когда наступит страховой случай - страховая ткнёт вас носом в этот пункт договора и заявит, что вы ввели их в заблуждение и не предприняли ВСЕ возможные меры (не спрашивайте, какие) - поэтому все риски переходят на вас. И суд со страховой вы тоже проиграете.

P.P.S. В том числе по описанной в комментируемой статье причине в России лучше арендовать жильё, чем вкладываться в покупку недвижимости, особенно в покупку жилья на "вторичке".

23

Amd, и вот интересное из решения суда первой инстанции:

"Определением суда от 17 августа 2016 года по ходатайству представителя истца Лысенко Ю.В. – Пантюшовой Т.А. по делу была назначена судебно – психиатрическая экспертиза, производство которой поручено экспертам ГКУЗ «Сахалинская областная психиатрическая больница» Министерства здравоохранения Сахалинской области (т.1 л.д.233-237).
Из заключения судебно – психиатрической комиссии экспертов № от 05 октября 2016 года следует, что Г. страдала психическим расстройством в виде «Инволюционного параноида», после проведенного стационарного лечения наблюдалась психиатром по месту жительства и получала поддерживающее лечение. В силу своего психического состояния на момент оформления завещания 27 мая 2009 года Г. могла понимать значение своих действий и руководить ими, а на момент оформления договора дарения квартиры 12 января 2010 года понимала значение своих действий и могла руководить ими (т.2 л.д.2-3).
Определением суда от 25 мая 2017 года по ходатайству представителя истца Лысенко Ю.В. – Пантюшовой Т.А. по делу была назначена комплексная посмертная судебно – психиатрическая экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО «Клиника медико – криминалистических исследований» (т.2 л.д.63-67).
Определением суда от 21 июля 2017 года формулировка экспертизы изменена на посмертную судебно – психиатрическую экспертизу (т.2 л.д.84-88).
Из заключения эксперта № от 31 июля 2017 года следует, что Г. страдала хроническим психическим расстройством в форме «Хронического бредового расстройства (инволюционный параноид)». Выявлено ухудшение психического состояния после смерти сына ДД.ММ.ГГГГ года. Психическое расстройство, достигающее психотического уровня, было выражено настолько, что лишало Г. способности понимать значение своих действий и руководить ими на момент оформления завещания 27.05.2009 года и на момент оформления дарения квартиры 12.01.2010 года (т.2 л.д.99-109)."

Вопрос к судье: зачем была назначена новая экспертиза в некоем ООО, если была СУДЕБНАЯ экспертиза в ГКУЗ, проведенная комиссией экспертов, которая ответила на поставленные вопросы?

20
0

Ситуация очень похожа: Бабушка. Детей-внуков нет(учтеных по крайней мере:)). Дарственная на племянницу. Сама бабушка в доме престарелых. На учете в ПНД(с лекарствами или нет - не понятно). Племянница продает квартиру. Я покупатель. Ипотека. Сделка через 3 дня. Естественно, пункт в договоре об ответственности продавца мой юрист указал, обязательно будет титульное страхование. Не для банка, а для себя. Причем думаю, что очень долго) Вовремя статья! Итак почти не сплю) Вопросов о необходимости покупки или смены объекта можете не задавать)

17

Маргарита, этот пункт вас никак не защитит дополнительно, потому что в случае аннулирования сделки продавец обязан вам будет вернуть деньги. Но обязан вернуть и фактическое получение денег не одно и то же.

17
0

С такими законами и судами нормального института частной собственности не будет. А посмертная психиатрическая экспертиза -- повод для проверки тех кто её оформил.

16
0

Не буду говорить про законность. Скажу/спрошу про БЕЗзаконность, а именно про неправильность закона, что добросовестный покупатель должен вернуть имущество "за красивые глаза".
Имуществом завладел кто - сын. С него и должны это имущество требовать. Максимум, что должно быть при ПРАВИЛЬНОМ законе - женщина должна вернуть квартиру в обмен на деньги, которые за нею заплатила.
- - - -
Представим, что сын получил в наследство не квартиру, а деньги. И "по закону" часть должен вернуть племяннику. Но деньги он потратил в магазинах - на еду/питьё/житьё. Что - магазины должны вернуть "незаконно истраченные деньги?

15
0

"Подтвердить полную дееспособность участника сделки может только психиатрическая экспертиза, " только любая судебная экспертиза "бьёт" внесудебную. Никакого лекарства нет при нынешней коррупции

13
0

В этой истории очень жалко женщину.

13
0

Проведенная посмертно психиатрическая экспертиза не могла дать одназначного заключения о недееспособности бабушки ,на момент совершения сделки дарения квартиры.Скорее всего заключение строилось на предположении о недееспособности.Адвокату покупателя по ипотечному договору нужно было строить линию защиты ,опираясь на постулат,что предположение -не может быть положено в основу доказательства,соответственно,сделка не может быть признана недействительной.

10

Маргарита, а какая разница, что там в договоре?
В описанной ситуации всю сделку признали недействительной и отменили, а долю квартиры вернули внуку. В договоре можно всё что угодно прописать, но если внук не захочет разбираться с дядей, а просто потребует свою долю квартиры - то он будет в своём праве, потому что он с вами никаких договоров не заключал.

10

Сообщество