Мужчине пять лет не повышали зарплату, и он взыскал с работодателя 4,5 млн рублей
Изумительные истории
136K
Фотографии в коллаже — fractalmonster / Oleg Elkov / Shutterstock / FOTODOM

Мужчине пять лет не повышали зарплату, и он взыскал с работодателя 4,5 млн рублей

133

В Тюмени мужчина пять лет работал на крупном предприятии заместителем генерального директора. В ноябре 2017 года он попал под сокращение и был уволен.

Однажды мужчина прочитал в коллективном договоре, что работодатель должен раз в год индексировать зарплату. Но никакой индексации не было. Цены растут, яйца могут за месяц подорожать в полтора раза, а зарплату никто не увеличивал с первого дня работы.

Мужчина написал директору заявление об индексации заработной платы. Оно осталось без ответа. Тогда он подсчитал, на сколько увеличилась бы его зарплата по индексу потребительских цен за все пять лет. Получилось больше 2 млн рублей.

Мужчина прибавил к этой сумме компенсацию морального вреда, расходы на юриста — и пошел в суд.

Рассылка с разбором новых законов
Истории о том, как законы влияют на деньги, — в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

Аргументы сторон

Бывший заместитель директора. Я работал на предприятии много лет, и мне ни разу не индексировали зарплату, хотя по трудовому кодексу должны были. Это касается и бюджетных организаций, и коммерческих. К тому же в коллективном договоре был пункт, по которому работодатель обязался индексировать зарплату не реже раза в год.

Индексация — это увеличение зарплаты пропорционально росту цен. Она защищает деньги от инфляции. Цены в магазинах постоянно растут, поэтому я могу купить меньше товаров. Фактическая сумма зарплаты снижается. Чтобы этого не происходило, предусмотрена индексация.

Раньше обратиться в суд я не мог, потому что боялся негативных последствий со стороны руководства. Но теперь требую, чтобы предприятие выплатило мне 2,1 млн рублей задолженности, а также компенсировало моральный вред и расходы на юриста.

Работодатель. С иском не согласны. Во-первых, работник пропустил трехмесячный срок исковой давности для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, связанного с невыплатой зарплаты. Во-вторых, этот мужчина и так нормально зарабатывал. Мы регулярно выплачивали ему премии и надбавки, а один раз повысили оклад на 2000 ₽. Это значит, что зарплата работника индексировалась, просто он об этом забыл.

А еще в организации нет локального нормативного акта об индексации зарплаты. Действие пункта коллективного договора, на который ссылается истец, было приостановлено решением общего собрания трудового коллектива. Значит, компания никому ничего не должна.

Что сказали суды

Аватар автора

Районный суд:

Дело № 2-8768/2017

😐
Мужчине ничего не положено.

Повышать покупательную способность зарплаты можно разными способами. В трудовом кодексе нет конкретного порядка индексации. Поэтому работодатели могут сами выбирать периодичность и величину индексации в зависимости от специфики деятельности организации и ее платежеспособности. Например, можно произвольно увеличивать оклады или платить премии.

Ответчик ежемесячно выплачивал истцу премию, надбавку за профессиональные качества и квалификацию, ежегодно — премию по итогам года и ко дню рождения, а еще — материальную помощь к отпуску в размере одного оклада. Размер персональной надбавки к окладу повышался ежегодно. Это и была индексация.

Условие коллективного договора, которое предусматривало обязанность компании индексировать зарплату, было приостановлено. А другого локального нормативного акта по этому вопросу в компании не было. Вскоре после подачи иска к ответчику пришла трудовая инспекция, которая велела принять положение об индексации зарплаты. Но истец к тому времени в компании уже не работал.

Ответчик все сделал правильно, а требования истца необоснованны. Кроме того, он пропустил трехмесячный срок исковой давности, который исчисляется со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

В иске ему отказываю.


Мужчина обжаловал решение в апелляционной инстанции.

Аватар автора

Областной суд:

Дело № 33-1781/2018

👍
Все так.

Коллеги из первой инстанции правильно разрешили спор, но немного ошиблись со сроком исковой давности. Дело вот в чем: пока истец работал у ответчика, срок для предъявления иска по делам о невыплате заработной платы и других причитающихся сумм увеличили до одного года со дня установленного срока выплаты. Но по сути решение правильное, ответчик и так достаточно платил истцу.

Локального нормативного акта с условием об индексации не было — значит, можно было доплачивать как угодно. Премии и надбавки выплачивались, все в порядке. Ответчик прав.

Решение предыдущего суда оставляем в силе.


С этим актом мужчина тоже не согласился. Так дело дошло до Верховного суда.

🧐
Не согласны.

Работодатель обязан индексировать зарплату в связи с ростом цен, даже если он не прописал это в своих локальных нормативных актах. Нарушение норм трудового кодекса — проблема работодателя, а не работника. Суды сделали вывод, что отсутствие документа об индексации — повод ее не выплачивать. Но это ошибка.

Государство гарантирует право на индексацию всем, кто работает по трудовому договору. Увеличивать реальное содержание зарплаты — такая же обязанность работодателя, как и оплата труда, выплата отпускных и больничных. Если работодатель не выполняет эту обязанность, работник может взыскать сумму индексации через суд. Если нарушение обнаружит трудовая инспекция, организацию оштрафуют.

Суды правильно указали, что индексация — это не единственный способ сохранения покупательной способности зарплаты. Коммерческие организации сами определяют, как увеличивать реальное содержание зарплаты своих работников. Это может быть и премирование, и периодическое увеличение оклада. Но тогда это должно быть прямо предусмотрено в локальных нормативных актах.

Нельзя выплатить премию и сказать, что это индексация. Нужно сначала прописать во внутренних документах, что работникам производится индексация зарплаты в виде ежемесячного премирования, указать, в какой день будет выплачиваться премия, и ознакомить с этим документом всех сотрудников.

В нашем деле работнику действительно регулярно выплачивали премии и надбавки. Но суды не проверили, выплачивались ли эти деньги именно в целях повышения реального содержания зарплаты и ее покупательной способности. А должны были проверить: это главное обстоятельство.

Приостанавливать условия коллективного договора о ежегодной индексации незаконно, потому что это ухудшает условия труда работников по сравнению с трудовым кодексом. Суды не обратили на это внимания, хотя это важно. Еще одна ошибка в решениях коллег.

По поводу срока исковой давности — тоже вопрос. Работник должен обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора по поводу заработной платы и других причитающихся сумм в течение года со дня установленного срока выплаты. Суды не определили точную дату начала течения срока давности, а просто указали, что он пропущен. В этом тоже нужно еще раз разобраться.

Местные суды ошиблись, дело надо отправить на пересмотр.


Дело вернули в районный суд — с указанием, какие вопросы нужно выяснить.

На втором круге районный суд вынес практически такое же решение, как на первом. Судья не исправил ошибки, допущенные при первоначальном рассмотрении, — как будто не прочитал определение Верховного суда.

Аватар автора

Районный суд:

Дело № 2-6107/2019

😌
Решение не меняю.

Работник и так очень хорошо зарабатывал, получал всевозможные премии и надбавки. Никакая индексация ему не положена. Еще хочу отметить, что ответчик оплачивал своим работникам медицинские услуги по полису ДМС, истец ими тоже пользовался.

В иске отказываю.


А вот в областном суде определение ВС РФ, видимо, все же прочитали.

Аватар автора

Областной суд:

Дело № 33-6899/2019

😅
Истец абсолютно прав.

Ответчик обязан регулярно индексировать зарплату, но не делал этого. Значит, должен выплатить все сейчас. Индекс потребительских цен для этого подходит. Все расчеты и доводы истца верны, срок исковой давности не пропущен.

Надбавки выплачивались работнику за профессиональные качества и добросовестное отношение к работе, а премии — за выполнение показателей. Повышение цен тут ни при чем.

Итог. Всего по решению суда мужчина должен получить 4 694 974 ₽:

  • задолженность по индексации заработной платы — 2 804 888 ₽;
  • компенсацию за задержку зарплаты — 1 755 086 ₽;
  • компенсацию расходов на услуги представителя — 125 000 ₽;
  • компенсацию морального вреда — 10 000 ₽.

Что в итоге

Мужчине понадобилось два года, чтобы отстоять свое право на увеличение зарплаты.

Как узнать, полагается ли вам индексация зарплаты

Все, кто работает по трудовому договору, имеют право на индексацию зарплаты. Это не зависит от желания работодателя.

Если вы работаете в коммерческой организации — в магазине, страховой компании или частной школе, — вам должны повышать реальное содержание зарплаты. У бюджетников — другая история: им зарплаты индексирует государство. Но есть нюансы:

  1. В организации должен быть документ — коллективный договор или локальный нормативный акт, определяющий механизм индексации. Например, положение об оплате труда.
  2. Индексация — это не единственный способ повышения уровня реального содержания заработной платы. Увеличение зарплаты и выплата премий тоже считаются, но только если это указано в локальном нормативном акте.
  3. Размер индексации может быть любым. Индекс роста цен — подходящий, но не единственный ориентир.
  4. Периодичность индексации законом не установлена. Работодатель может индексировать зарплаты хоть раз в пять лет. Я не нашла судебной практики, которая бы подтверждала, что это незаконно.
  5. Суды признают законным включение в локальный нормативный акт условия, что индексацию компания проведет, только если у нее есть для этого финансовая возможность. Но необходимые экономические показатели тоже должны быть установлены и прописаны во внутреннем документе. Если компания их не достигла, то отсутствие индексации — это не нарушение.
  6. Если установленный в локальных нормативных актах порядок индексации не работает или он не установлен вообще, можно идти в суд. Теперь вы знаете, на что ссылаться.

Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal

А как индексируют зарплату у вас на работе?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
Редакция

05.02, 15:03

Выбор редакции

Впервые эта изумительная история была опубликована в январе 2020 года. В 2024 она не потеряла актуальности. Мы ее дополнили и опубликовали повторно.

48
0

Прям как потребительский экстремизм, только трудовой)
Молодец, готов спорить до победного и создал интересный прецедент

121

Алена, Так молодец или экстремист?

19

Шавкат, экстремист тоже может быть молодцом

27
0

- А вам индексируют зарплату?
- LOL.

69
0

Нет. Шеф вторую машину за год себе в лизинг взял, не до нас...

58
0

Индексировать обязаны ежегодно, а не раз в 5 лет, как написано в статье. И да, прецедентов все больше, правда добраться до положительного решения трудно. Судебная система тот еще подарочек

44

Анна, "Индексировать обязаны ежегодно" а есть куда сослаться? Мне не для себя конечно, для работодателя..

5

Виктор, трудовой кодекс

0

Анатолий, а что, судиться можно только от полной нищеты и отчаяния, когда либо в суд, либо в гроб? В остальных случаях законы можно не соблюдать?

42

Шавкат, в каком месте экстремизм? Работник защищал свои права по закону. Правильно ли я понимаю, что по вашему, защита своих прав = экстремизм?

39
0

После всех ваших статей про судебные разбирательства у меня только один вопрос-зачем вообще нужны районные суды, если они ничего не решают?

32

Денис, статистику не знаю, но думаю в 99% случаев они и решают, дело просто не идёт выше

4
0

мужчина молодец, что не сдался и дошел до конца, пусть и по второму кругу )))
радует как юриста.
многие люди готовы судиться, но мало кто готов идти до победного!
о чем можно сделать выводы?
1. работодателю нужен хороший юрист и важно прописывать все составляющие ))) чтоб не было убытков с увольнением или сокращением сотрудников
2. внимательно читать договор, не умеешь читать - пригласи юриста.
3. статья без комментариев.

29

Анатолий, нашел время и средства для ведения дела 2 года? вёл юрист и всего за 125 000 руб за 2 года, около 5000 руб в месяц, люди на авто в месяц тратят куда больше.

А насчет восстановление справедливости мы знать не можем, скорей всего не договорились да и всё, так обычно и бывает при сокращении. А тут ещё и закон полезный помог. Тем более истец попросил всего 10 000 руб за моральный вред сроком в 7 лет(5 работа и 2 судебные тяжбы).

27

Андрей, за моральный ущерб суды никогда больше не дают хоть 1 000 000 попроси.

7
0

Какие-то бесстрашные судьи в районном суде - наплевать на ВС) наверно долго будут ждать следующий квалификационный класс
А ВС был кассационной инстанцией или надзорной?

26
0

Значит и пенсионерам надо правильно индексировать: с учетом всех изменений/и еще за моральный вред компенсацию лично от президента Путина В. потому что он обманул всех пенсионеров страны: Гарант Конституции не исполнил закон.

18

Салих, это вообще грабёж! Люди рассчитывали выйти на пенсию, причём у них и выбора не было - насильно изымали деньги в фонд (фонд!), планировали няньчить внуков, а тут - хоба и фигушки, работай ещё 5 лет! И это при нашем уровне медицины!
Я понимаю, пересмотреть "договор" с теми, кто в начале трудового пути, но с людьми старшего возраста так поступать было просто свинством!

8

Sasha, а чем те кто в начале пути хуже тех кому осталось немного до пенсии? Если совсем утрировать, то тех кому до пенсии немного надо было отпустить на пенсию на год пораньше, а добавить этот год людям, которые моложе?

3
0

Нет. Уже несколько лет

16
0

А что скажете на такой расклад, организация попросила меня уволиться по собственному желанию, предупредив за 10 дней. Я совсем не согласен с их решением, в противовес они меня заставляют находится в офисе с 9 до 18, как написано в трудовом договоре. Хотя мои коллеги, сидят дома и на заявки выезжают оттуда. Работаю механиком сервисной службы. Могу ли я им со стороны ТК что-нибудь сказать им? И да, заявок на выезды для меня нету, я просто сижу 8 часов а офисе. Так они хотят вынудить меня написать заявление по собственному желанию. Моя позиция такая, если сокращает, будьте добры два оклада.

14

r9domgyli, кто мешает вам в офисе учить французский или осваивать новые знания? Находиться в офисе и работать немного разные вещи.

36

r9domgyli, тут всё честно мне кажется. Вы хотите от них выполнения трудового договора и ТК, а они от Вас. И по бумажке-то выходит всё справедливо, никто Вас не ущемляет, наверняка в трудовом договоре у Вас прописано, где находится место работы и режим рабочего времени.

34

r9domgyli, работодатель заставляет в рабочее время находиться на рабочем месте. И где это видано?

25

r9domgyli, не тратьте время зря, за 8 часов в день можете онлайн новую профессию освоить

24

r9domgyli, если хотите остаться, то отсиживайте в офисе как положено в соответствие с трудовым договором, чтобы не могли вас уволить за нарушение трудовой дисциплины. Но сокращение - это совсем другая история. Скорее всего вас все-равно выживут, поэтому договаривайтесь уйти по собственному желанию с дополнительными для вас бонусами.

13

r9domgyli, фиксируйте всё, пригодится в суде, если не договоритесь.

6

Анатолий, а вам было бы приятнее, чтобы человек остался вообще без штанов и ему не на что было судиться? Он своим примером дал стимул многим и за это ему большое спасибо. Я даже отправила статью в соцсети. Может кто-то задумается и пойдёт его путём. А если бы это стало массовым явлением...!!! Только так массово нужно бороться за социально справедливое государство!

14

Кристина, есть нюанс: сократить могли без уважения, и тогда нечего удивляться, если человек обидится и пойдёт в суд. Бывает так, что всё нормально вроде идёт, все работают, а потом одно какое-нибудь событие перечёркивает все хорошие отношения, и начинается то, что мы тут все увидели. Когда доходит до тезиса "ничего личного, это бизнес", не стоит удивляться тому, что эта фраза работает в обе стороны.

12
0

Мне за 2 года повысили почти в 2 раза. В этом году тоже обещали индексацию :-)

11

Пе, что за профессия?

0

Максим, что за бред. Зам руководителя типа должен быть и бухом и юристом и кадровиком и т.д.?

9

Владимир, Трудовой кодекс не указывает бизнесу сколько платить. Цена договора определяется по соглашению сторон - договором (и рыночной стоимостью такого труда). Когда цена договора (потребительская ценность) изменяется не по воле работника и в худшую сторону, она подлежит восстановлению (индексации) в прежнее состояние соглашения. В остальном Вы правы, не устраивает цена (стоимость) труда - труд свободен (ст. 1 ТК), трудовые отношения могут быть прекращены, а трудовой договор расторгнут по заявлению работника - по собственному желанию (п.3 ч.1 ст.77 ТК). А вот когда дела (бизнес) плохо идут, то честнее вовремя сократить работников (в установленном порядке) выплатив "отсупное" пособие, компенсацию "за неудобства". Индексировать обязаны все работодатели (ст. 11, 134...), но не всеми и для других категорий граждан, она исполняется, чтобы государство было не полицейским, а социальным.

9

Владимир, есть такая обязанность. Вот только вчера проиндексировали детские и другие соцвыплаты, с нового года – пенсию и зарплаты бюджетникам. Так что «рынок» пусть тоже подтягивается

8

Эйваз, в суд за компенсацией вынужденного отгула.

8

Press, вы статью внимательно читали? Там как раз и написано, что если бы эти премирования были прописаны "как индексация", то вопросов бы не было. А так его премировали за профессиональные качества и хорошую работу, но это никакого отношения к индексации не имело. Соответственно, закон нарушен. Это не я сказал, это Верховный Суд сказал.

8

Владимир, Вы прочитать статью не пробовали? :)
Прописываем конкретные условия индексирования, привязываем их к прибыльности - и телемаркет © .

6
0

Герой историй большой молодец. Аплодисменты!

5

Анатолий, тут вопрос в справедливости. Меня вот раздражает что цены растут, а зарплаты нет. Причём урезают возможности роста и увеличения премии. Хоть тоже не 10 тысяч зарплата, но и не 100

5

Кристина, ранее писалось, что истец пошёл и по-хорошему попросил, но ему отказали...опять же, цены растут.. нас же об этом не спрашивают.. а так по вашей логике и за еду работать можно - кормят же

5
0

Лет 10 как уже не повышали зп... о слове индексации тут и не слышали..

4

Максим, знаете почему? потому что и так работать будете

16
0

нет, мы бюджетники в сфере образования, у нас ставка 5700 р. все остальное надбавки, в итоге стали платить МРОТ, чуть больше 13000р., ну а на руки я получаю 11400р. Я считаю, что ставка должна равняться хотя бы МРОТ, ну а дальше надбавки, тогда будет стимул работать, а сейчас выгоднее работать на ставку, потому что надбавки на переработанные часы не распространяются. Как будто преподавая по ставке я профессор, а в остальные часы преподавания как дворник. И нет здесь ни логики ни справедливости!

4

Александр, отсутствие логики прежде всего в том, что профессор почему-то согласен работать за 10 или 15 тысяч рублей в месяц.

2
0

Этот мужчина - мой герой!! Молодец, что отстаивает свои права! Договор есть договор.

4

Максим, любой работник на любой должности делает ровно столько, сколько указано в его должностной инструкции. Свои фантазии об обязанностях оставьте себе.

4

Katerina, в региональной бюджетной сфере запросто такое может быть. Там оклад размера "ниачом", и стимулирующие надбавки. Но вопрос "зачем так работать?" задавать тоже не стоит: иногда вариантов мало или вообще нет.

3

Харис, если убрали вредность, то это скажется не только на зарплате, но и на дополнительных привелегиях: стаж год за 2,дополнительный отпуск и т. Д.
Смотрите по ситуации, в таком случае есть смысл идти к юристу.

3
0

"истец и так хорошо зарабатывал" — невероятный юридически обоснованный аргумент, конечно

3

Сообщество