Собственник квартиры был недоволен работой управляющей компании. Ему казалось, что протоколы общих собраний незаконные, а дом обслуживают плохо. Мужчина решил пожаловаться и потребовал провести проверку. Он обратился в прокуратуру и к губернатору: приглядитесь, мол, к этой УК. А заодно рассказал другим жильцам дома о своих подозрениях.

Управляющая компания узнала о жалобе и удивилась. Остальные жильцы были довольны обслуживанием, протоколы составляли как положено, с деньгами тоже порядок. По мнению УК, все изложенное в жалобах — это недостоверные сведения и они нанесли вред репутации компании. От собственника потребовали извинений и опровержений — письменных и публичных. Но так как своего мнения он не изменил, пришлось идти в суд.

Получается, что из-за жалобы на плохую работу управляющей компании собственник стал ответчиком по иску о защите деловой репутации. Дело дошло до Верховного суда. Решение будет интересно всем, кто жалуется — и на кого могут пожаловаться, даже без повода.

За что УК хотела извинений?

Собственник одной из квартир написал в прокуратуру и губернатору такое:

  1. Управляющая компания не проводит работы по обслуживанию и содержанию дома.
  2. С собственников собирают деньги, а потом списывают их на свое усмотрение.
  3. Протоколы общих собраний незаконные.
  4. Проведите проверку.

Никаких доказательств мужчина не представил. Управляющая компания не согласилась: все это ложные сведения, подтверждений нет. О жалобе узнали другие собственники — это нанесло вред деловой репутации УК. Вот она и решила защищаться в суде.

Требования были такие:

  1. Признать сведения из жалобы не соответствующими действительности и порочащими репутацию УК.
  2. Разместить от имени собственника опровержение и письменные извинения на стендах домов, которые обслуживает эта компания.
  3. Заставить мужчину письменно извиниться перед УК за вред репутации.

Что сказали суды?

Районный суд 👎

№ 2-2383/2017

Управляющая компания не доказала, что жалоба собственника опорочила ее и навредила репутации. Мужчине не за что извиняться.

Краевой суд 👍

№ 33-15406/2018

Каждый человек может потребовать в суде опровержения порочащих сведений. А компания имеет право защищать деловую репутацию.

Для этого нужно установить три факта:

  1. Сведения распространялись. То есть собственник не высказал претензии напрямую УК, а описал свои подозрения в жалобе и рассказал соседям.
  2. Эти сведения порочащие. То есть компанию обвиняют в нарушении закона, нечестном поступке и недобросовестном поведении.
  3. Они не соответствуют действительности. Правдивость информации должен доказывать тот, кто обвиняет, в данном случае собственник.

Распространение налицо. В жалобе на самом деле порочащие сведения, а доказательств, что УК выводит деньги, не обслуживает дом и составляет незаконные протоколы, у мужчины нет. Значит, он навредил репутации УК и должен извиниться. Пусть вешает на стенды опровержение с извинениями и направляет письмо в адрес управляющей компании: простите, мол, был неправ и написал чушь.

Верховный суд 👎

№ 18-КГ19-27

У всех людей есть право на свободу мысли и слова. Никого нельзя заставить выражать свое мнение или отказаться от убеждений.

Кто угодно может лично обратиться в госорганы. Но и защищать деловую репутацию в суде тоже можно, как и требовать опровержений, если это неправда.

Важно обеспечить баланс между правом на свободу слова со свободным распространением информации и правом на защиту деловой репутации.

Если гражданин обратился в госорганы и привел в жалобе какие-то сведения, а потом они не подтвердились, это само по себе не может быть поводом для опровержений и извинений. Потому что так человек реализует свое право на обращение в органы и ведомства. А те должны проверять информацию. И со стороны такого человека это не считается распространением сведений.

Другое дело, если в итоге выяснится, что гражданин не собирался защищать свои права, а специально хотел причинить вред — например управляющей компании. И жалобу написал именно для этого. Тогда можно идти в суд и требовать опровержений.

Что это за способ защиты прав — извинения? Такого варианта вообще нет в законах о защите чести и достоинства. В таких делах суд не может заставить извиняться устно или письменно.

Краевой суд не разбирался в том, что жалоба собственника квартиры — это намерение нанести вред УК. И где доказательства, что мужчина что-то рассказывал соседям? С чего вообще суд поверил УК и решил, что кроме жалобы в госорганы было распространение среди жильцов?

Мужчину заставили извиниться, но по сути это принуждение к отказу от собственного мнения. Вообще-то, так нельзя.

Итог. Решение краевого суда отменили, дело будут пересматривать.

Интересно, что к тому времени, когда все это дошло до Верховного суда, мужчину уже заставили извиниться: УК обратилась к приставам и ему пришлось исполнять решение. Но исполнил он его красиво: вместе с приставом поехал к стендам и в конкретное время разместил там опровержение, все это сфотографировал и, судя по всему, сразу снял. А в адрес УК ушло письмо: «По решению суда приношу извинения и опровергаю информацию». Кому извинения, какую информацию — без уточнений. УК не устроил такой вариант исполнения, но пристав сказал — нормально. Теперь УК судится еще и с приставом. Но, кажется, этот собственник и сам является судебным приставом. Запутанная история о противостоянии жильцов с УК, а районного суда с краевым.

Как жаловаться, чтобы не пришлось извиняться?

Если есть повод или хотя бы подозрения для жалобы, ее можно составить и отправить по назначению: в полицию — о готовящемся преступлении, в налоговую — о нелегальном бизнесе, в Роскомнадзор — о нарушении прав на музыку или книгу, в прокуратуру — о завышенных тарифах на услуги ЖКХ.

Это не распространение сведений, а реализация ваших прав по Конституции. Даже если нет доказательств, а вы просите провести проверку, это не повод таскать вас по судам для защиты чести, достоинства и репутации.

Вот несколько советов для грамотной и безопасной жалобы:

  1. Описывайте подозрения и претензии спокойно, без перехода на личности, оскорблений и нецензурных слов.
  2. По возможности приложите доказательства нарушений или опишите, какие у вас основания подозревать, что они есть.
  3. Объясните, как это нарушает ваши права или какой вред наносит.
  4. Если это только предположения, попросите провести проверку и разобраться, а только потом принимать меры.
  5. Не рассказывайте о подозрениях и содержании жалобы людям, которых она не касается. Можно рассказывать свидетелям, участникам, заинтересованным лицам. Но не кому угодно: это могут посчитать распространением сведений, а не реализацией права.

Если обиженной стороне удастся доказать, что цель жалобы — навредить деловой репутации, от вас могут требовать опровержения и компенсации. Но не извинений!