Собственник квартиры из Москвы заменил радиатор. Проект не делал, просто поставил новую батарею. Однажды он уехал в командировку, и тут ему звонят соседи: нашу квартиру заливает. Потом звонят другие — и нашу тоже, вода от вас. Выяснилось, что в это время управляющая компания проверяла систему отопления: прогоняла воду под давлением по всем трубам. Новый радиатор был без вентиля, он не выдержал напора.

Хозяина квартиры не было дома: он смог только позвонить в управляющую компанию и предупредить, что соседи жалуются на залив и нужно остановить испытания. На следующий день УК добавила напора до максимума: соседей снова залило. В одной квартире насчитали 590 тысяч рублей ущерба, в другой — 425 тысяч. Владельцы этих квартир пошли в суд: они требовали с соседа больше миллиона рублей за ремонт, а еще моральный ущерб и судебные расходы.

Это еще одна история о настойчивом борце с управляющей компанией. Почитайте, как он защищал свои права и деньги, и берите на вооружение.

Почему соседи потребовали от мужчины денег за ремонт?

В квартирах два дня лилась вода с потолка. Она повредила отделку. Соседи вызвали работника управляющей компании, тот зафиксировал, что вода и правда текла сверху и есть повреждения. А эксперты оценили ущерб и дали заключение по поводу суммы. По закону тот, кому нанесли ущерб, может требовать компенсацию. Владелец квартиры сверху сам платить не захотел, пришлось подать на него в суд.

Почему владелец квартиры не захотел платить?

Компенсировать ущерб должен тот, кто виноват. А хозяин верхней квартиры считал, что его вины в заливе соседей нет. Вот какие аргументы мужчина приводил в свою защиту:

  1. Его квартиру не осматривали. В нее даже никто не заходил.
  2. Сумма ущерба у соседей завышена, в акт включили повреждения, которые возникли не из-за залива.
  3. Из-за трещины в батарее не могло вылиться столько воды, чтобы затопить две квартиры.
  4. Трещина появилась из-за высокого давления в трубах. Виновата УК.
  5. Система отопления — это общее имущество, за него отвечает управляющая компания. Пусть она и платит.

Что на это ответила управляющая компания?

Управляющая компания не признала вину. Испытания системы отопления она провела по плану, давление повышали до максимума, который установлен правилами. Две квартиры залило, потому что сосед заменил радиатор без согласования и не поставил перемычку с вентилями. Резьбу во время испытаний вырвало из-за ненадлежащего содержания имущества, но не общего, а личного — батарея в квартире принадлежит собственнику и управляющая компания за нее не отвечает. Значит, и платить за залив не обязана.

Что сказали суды?

Районный и областной суды 👎

№ 02-0024/2018

Две квартиры залило из-за трещины в батарее. Собственник установил ее сам, но не по проекту и без вентиля.

Радиатор не относится к общему имуществу, поэтому управляющая компания не виновата. Свое имущество собственник обязан содержать сам. И за ущерб, который причинен соседям, он тоже будет отвечать сам.

Пусть отдает соседям миллион рублей и оплачивает экспертизу.

Верховный суд 👍

№ 5-КГ-18-321

Управляющая компания должна делать так, чтобы у жильцов были безопасные и благоприятные условия для жизни. Содержать и обслуживать общее имущество — это одна из обязанностей УК.

Главное в этой истории — разобраться, к какому имуществу относится тот участок труб, где появилась трещина. Если это общее имущество, то ущерб двум квартирам должна возместить УК. Но суды даже не пытались разобраться. Они рано сделали виноватым собственника квартиры сверху.

Без внимания остались такие факты:

  1. Сантехник, которого вызвали соседи, не видел, что случилось с батареей. Он не заходил в квартиру, из которой якобы лилась вода. То есть выводы о причинах аварии голословные.
  2. Минстрой объяснял, что если на радиаторах в квартире нет перемычек и вентиля, это не мешает их использовать.
  3. Никто и не проверял, есть ли на батарее эти вентили. И что радиатор установили с нарушениями, тоже не доказано.
  4. В день аварии собственника верхней квартиры не было в Москве — есть билеты. Он еще в первый день сообщил в УК о жалобах соседей и просил остановить испытания. Но управляющая компания говорит, что он якобы сам все починил, и продолжила повышать давление.

Вина собственника квартиры под вопросом. Даже если он сам поменял радиатор, не поставил на него вентили, а в его квартире во время плановых испытаний треснула батарея, это еще не значит, что он должен платить. Возможно, платить будет УК, но в этом надо нормально разобраться.

Итог. Решения двух судов отменили. Дело будут пересматривать заново. У собственника квартиры есть шансы сохранить миллион рублей. Посмотрим, каким будет окончательное решение. Но выводы Верховного суда обнадеживают и точно пригодятся многим владельцам квартир, на которых УК пытается переложить вину и расходы.

Любой радиатор — это общее имущество и за него отвечает УК?

Нет, не любой радиатор считается общим имуществом. Общее имущество — это все стояки, вентили на них и общедомовые счетчики. А радиаторы считаются общим имуществом, только если они:

  1. установлены не в квартире и обслуживают больше одного помещения;
  2. установлены в квартире на ответвлениях от стояков и не имеют запорной арматуры.

Если батарея стоит внутри квартиры и имеет запорную арматуру, которая позволяет отключить ее от общего стояка, то общим имуществом она не является. Но если радиатор соединен с трубой сварным швом и на нем нет вентиля и тем более если собственник ничего не менял — это общее имущество.

Еще нужно читать договор с управляющей компанией. Там должен быть установлен состав общего имущества. И может быть написано, что из системы отопления считается общим, а за что отвечают собственники квартир.

Как заставить управляющую компанию платить за залив квартиры?

Вот план действий на случай залива вашей квартиры или ущерба соседям из-за трещин в водосточной трубе и системе отопления.

  1. Вызовите представителя управляющей компании, чтобы составить акт. Осмотреть должны и вашу квартиру, и помещения других пострадавших.
  2. Выясните причину залива и на каком участке она возникла. Важно понять, чье это имущество — ваше или общее. За общее отвечает УК, за личное — собственник.
  3. Закажите экспертизу, чтобы оценить ущерб. Если виновата УК, она за все заплатит.
  4. Направьте в управляющую компанию претензию с требованием возместить ущерб.
  5. Если УК не платит, подавайте в суд.
  6. Если соседи требуют ущерб с вас, привлекайте к ответственности управляющую компанию. Если вода течет из вашей квартиры, это еще не значит, что вы должны платить.
  7. В суде требуйте по максимуму, в том числе судебные расходы, моральный ущерб и штраф 50%.
  8. Общайтесь с УК только письменно и храните все документы, чтобы на вас потом не свалили вину и не сказали, что вы сами согласились на испытания и якобы все починили.

Вопросы по поводу радиаторов уже много лет спорные. Одни суды относят их к общему имуществу, другие нет — и собственники платят сотни тысяч рублей за ущерб соседям. Если уверены в своей правоте или на кону большая сумма, идите до конца. Если очевидно, что вину управляющей компании доказать не получится, договаривайтесь с соседями.

А лучше оформите страхование гражданской ответственности. Полис на 500 тысяч рублей обойдется в 3—4 тысячи, зато все проблемы с судами и соседями будет решать страховая, а не вы.