Как предпринимателю выбрать онлайн-курсы для своих сотрудников

Этот текст написал читатель в Сообществе Т⁠—⁠Ж

В этом материале я решил описать опыт поиска онлайн-курсов для себя и своих сотрудников.

Я работаю в сфере производства спортивной эко-одежды, в которой очень важны навыки планирования и эффективного тайм-менеджмента. Несмотря на автоматизацию бизнес-процессов и внедрение различных CRM и ERP-систем на производстве, главным ресурсом для нас по-прежнему остаются люди и их способности. Я считаю, что для того чтобы успешно конкурировать с лидерами рынка, навыки нужно регулярно прокачивать — как руководителю, так и подчиненным.

При этом на обучение хочется тратить минимум времени и получать прозрачный, видимый результат. Предпринимателю всегда непросто найти время на образование в рабочем графике, а отвлекать сотрудников от рабочих процессов в производстве — еще сложнее. Чтобы сэкономить время, я решил найти подходящего провайдера обучения и протестировал три разных онлайн-курса от компаний, которые занимаются бизнес-образованием: Skillbox, «Нетология» и «Юниты».

В своем обзоре я решил не сосредотачиваться на качестве контента — на мой взгляд, все игроки сегодня предлагают довольно полезную информацию и навыки. Акцент хотелось бы сделать на формате подачи контента и практических заданий. Как показал мой случай, это такой же важный фактор, как качество учебного материала.

Skillbox: курс «Тайм-менеджмент»

Тип: онлайн-курсы

Состоит из 4 блоков: 3 с теорией и 1 с практикой. Каждый блок состоит из 4—5 видео-уроков с разной продолжительностью: от 5 до 20 минут. В конце каждого блока есть домашнее задание. Итоговая работа довольно объемная, поэтому ее можно делать постепенно.

Что понравилось:

  1. Нет привязки к конкретному графику — после покупки курса дают доступ ко всем материалам. Можно заниматься в любое удобное время.
  2. Есть куратор в Telegram, а преподаватель курса может проверить домашние задания и дать полезные советы.
  3. Предлагают действительно полезные штуки: редукцию целей, разделение на стратегическое (больше года), квартальное и тактическое планирование. Для тех, кто часто не может сосредоточиться на ключевых задачах и распыляется на множество второстепенных, объясняют, как правильно распределить задачи с применением матрицы Эйзенхауэра и других инструментов. Учат, как организовать рабочее и личное время.

Что не понравилось:

  1. То, что курс можно проходить в любое удобное время — это и плюс, и минус. Большой объем контента требует систематического выделения какого-то окна в графике. У меня место находилось с трудом. Я планировал изучить весь материал за 4—5 недель, а потратил почти три месяца. Домашние задания (особенно финальное) также отняли много времени. Поэтому не все были выполнены на совесть.
  2. У спикера, безусловно, есть и знания, и опыт, но формат подачи довольно скучный. Видно, что человек просто читает текст с экрана и не очень увлечен тем, что рассказывает. Лично для меня это было проблемой — из-за монотонного вещания я часто отвлекался на другие дела и плохо концентрировался на предмете.
  3. Много лишней информации, которая вместе с форматом подачи только ухудшает восприятие контента. Например, мне не очень интересно знать, какое определение сегодня дают понятиям “время” и “менеджмент”. Наоборот, хочется побыстрее погрузиться в процесс и освоить полезные навыки. Вместо этого меня с самого начала настраивают на размеренный и скучный формат, в котором путь до практики очень длинный.

«Нетология»: курс «Тайм-менеджмент»

Тип: онлайн-курсы

Состоит из 10 онлайн-уроков продолжительностью около 15—25 минут каждый. Курс разделен на два основных блока: личный тайм-менеджмент и тайм-менеджмент в команде. Помимо домашних заданий, каждые две недели проводят игровые вебинары для отработки навыков.

Что понравилось:

  1. Как и в случае со Skillbox, можно приобрести курс и заниматься в своем темпе, в любое удобное время.
  2. Меньше лишней информации и больше сосредоточенности на практике. Преподаватель более активный и живой, слушать его интереснее.

Что не понравилось:

  1. Снова недостатки формата. Домашние задания по итогам каждого урока — это полезно, однако вебинары раз в две недели мне не подошли. Первое время я подключался к ним, а потом перестал. За 14 дней информация, которая осталась от предыдущих занятий, частично забывалась, и ее было сложно закрепить.
  2. Уроки по 15—25 минут кажутся небольшими, однако объемные домашние задания, периодические вебинары — на это нужно достаточно много времени. А я искал, прежде всего, решение, в котором на обучение можно было потратить минимум ресурсов и получить больше пользы.

Перерыв

После прохождения курсов в Skillbox и «Нетологии» я решил сделать небольшой перерыв и проанализировать свой опыт. Прежде всего, я заметил, как сложно мне было удерживать высокую концентрацию внимания. Чтобы понять, в ком проблема (во мне или в преподавателях) я попросил пройти эти же курсы двух своих знакомых, у которых остались схожие впечатления. Кроме того, меня смущало то, сколько времени нужно потратить на обучение, которое не могло гарантировать, что знания усвоятся с первого раза.

Я сделал вывод, что площадки, предлагающие классические онлайн-курсы, мне не подходят. Через несколько часов интернет-серфинга я обнаружил, что сегодня онлайн-курсам есть несколько альтернатив, и одна из них — микрообучение. В микрообучении процесс получения знаний разбивается на короткие интервальные занятия (от 3—5 минут до 1—2 часов). Отличие в том, что за 1—2 часа можно освоить реальный практический навык, то есть потратить минимум времени на обучение с максимумом результата. Слишком хорошо, чтобы быть правдой? Я решил проверить это на себе.

В нашей стране микрообучение, по всей видимости, еще не так популярно. За несколько часов поиска я нашел всего 2—3 онлайн-школы, которые обучают предпринимателей по этой методике. Среди них — «Юниты», BossClass и др. Я решил попробовать пройти курс от «Юнитов», так как в BossClass контент мне показался слишком объемным.

Что касается «Юнитов», то изучая отзывы, я прочитал, что один из основателей платформы — Михаил Дашкиев. Должен оговориться, что меня персона Михаила не смущает, потому что мне кажется, что он строит классные системы. Но у меня и не было изначально ощущения, что «Юниты» похожи на “Бизнес-молодость”. Как минимум потому, что никто не обещал мне сверхприбылей, только освоение конкретного бизнес-навыка.

«Юниты»: курс «Планирование задач»

Тип: микрообучение

Состоит из двухчасовых занятий (называют юнитами), на которых одновременно изучают теорию и отрабатывают практику. В каждом тематическом блоке разное количество занятий: от 5 до 8 и больше.

Что понравилось:

  1. Индивидуальный подход, которого очень не хватает на классических онлайн-курсах. С тобой работает преподаватель, которые объясняет непонятное, разбирает практические задания и т.д. Нет возможности юлить или лениться, откладывая практику на потом.
  2. Занятия проводятся по методологии микрообучения, поэтому формат подачи информации: видео на 3—5 минут, а затем практическое задание. И так несколько раз на протяжении двух часов. Я не заметил за собой каких-то провалов в концентрации внимания, которые были на других онлайн-курсах. Даже сейчас я могу хорошо вспомнить, о чем мы говорили с инструктором без необходимости пересматривать видео.
  3. Минимум воды и максимум полезной информации. Часть из предложенных решений я уже внедрил в свой рабочий график. И главное — практические задания для отработки навыков проводятся прямо на юните, а не в конце урока или всего блока обучения.
  4. Знания идут не от абстрактных консультантов и теоретиков, а от практиков из бизнеса. К примеру, урок по планированию задач был создан на основе экспертизы команды “Все инструменты”. Кроме того, консультант на самом юните погружается в специфику бизнеса предпринимателя и может дать практические советы по оптимизации в специфической нише.

Что не понравилось:

  1. Занятия с инструктором проходят в согласованное время — то есть нет возможности купить курс, а затем пройти его в удобное для себя время. Соответственно, чуть уже окно возможностей для выбора оптимального времени или переноса сроков. С другой стороны, это неплохо дисциплинирует тех, кто ленится учиться.
  2. Не выдают каких-либо сертификатов или дипломов о прохождении обучения. С другой стороны, они больше актуальны для студентов и новичков, а большинству предпринимателей не нужны.

Резюмирую

По итогам прохождения трех различных курсов наиболее приятные впечатления у меня остались от формата микрообучения, который предложили в «Юнитов». Я дал задание протестировать его еще двум коллегам. Мы сошлись во мнении, что для нас и для сотрудников этот формат будет оптимальным решением.

Конечно, кто-то из предпринимателей выберет за ряд удобств (к примеру, возможность заниматься в любое время) классический формат онлайн-курсов и будет по-своему прав. Однако лично я придерживаюсь мнения, что будущее за микрообучением. Не исключаю, что в ближайшие годы те же Skillbox и «Нетология» начнут делать свои образовательные курсы по этой методике.

Сообщество Т—Ж

Лучшее за неделю