Может ли интернет-магазин не принимать оплату наличными?
Сейчас многие интернет-магазины, например известные маркетплейсы, принимают только карты. Заплатить наличными нельзя. Объясняют это тем, что заботятся о нашем здоровье и не хотят распространять ковид. Разве это законно?
Такой отказ незаконен. У вас может не быть банковской карты, а магазины и маркетплейсы должны продать вам товар. Если они отказываются это делать, можете обращаться в Роспотребнадзор или суд.
Кто выбирает способ оплаты
По закону у покупателя должна быть возможность оплатить товар, работу или услугу с помощью карты «Мир» и наличных. Согласно пункту 1 статьи 140 гражданского кодекса наличные и безналичные платежи в России равнозначны. Выбирает способ расчетов потребитель, и суды неоднократно это подтверждали.
Например, в апреле 2022 года Восьмой кассационный суд общей юрисдикции указал, что нельзя обязывать потребителей вносить наличные только через платежного агента и не принимать их напрямую. Это нарушает закон.
До 1 сентября 2022 года маркетплейсы часто пользовались тем, что закон прямо не запрещал им выбирать способы оплаты. В публичной оферте на сайте они указывали, что принимают безналичные платежи и работают с картой «Мир», но благополучно игнорировали наличные расчеты.
А потом вступили в силу поправки в закон о защите прав потребителей. Маркетплейсы протестовали против них, но власти это не остановило — и закон приняли. Теперь условия договора и публичной оферты, которые не разрешают покупателю выбирать способ и форму оплаты, считаются недопустимыми и ничтожными.
Это значит, что, даже если продавец написал в оферте, что оплачивать покупки можно только картой, он обязан принять наличные. А если из-за условий о безналичной оплате потребитель понес убытки, продавец должен их возместить.
Какие ограничения были из-за пандемии
Даже во время пандемии у продавцов не было законного способа не принимать наличные. В 2020 году выходили два акта Центрального банка и Роспотребнадзора с противоковидными рекомендациями, но ни один из них не обязывал покупателей платить только картами.
В письме от 23 марта 2020 года № ИН-04-29/26 ЦБ хотел замедлить распространение вируса через банкноты. Поэтому рекомендовал банкам сделать так, чтобы одни банкоматы только выдавали деньги, а другие — только принимали. Но запрет на наличные он не вводил.
Роспотребнадзор в начале пандемии рекомендовал чаще платить безналичным способом и ссылался на исследования ВОЗ. Но ведомство не издавало писем, которые разрешали бы магазинам не принимать наличные у клиентов, а с 1 июля 2022 года вообще сняло все ограничения.
Куда жаловаться
Пожаловаться на действия продавца можно в Роспотребнадзор и суд. Первый способ проще и быстрее. Судебное разбирательство может затянуться на несколько месяцев. Особенно если продавец не будет приходить на заседания — такое часто случается.
В Тинькофф Журнале есть несколько статей, которые могут пригодиться вам на этом этапе:
Кратко повторю основные правила обжалования.
Если вы обратитесь в Роспотребнадзор, ведомство проведет внеплановую проверку продавца, который нарушил ваши права. Но сделает это только в том случае, если перед обращением в ведомство вы направили магазину или маркетплейсу претензию.
Если продавец не ответит на претензию или пришлет отписку, можно смело жаловаться в Роспотребнадзор. Вот как составить жалобу:
- В начале документа укажите свои ФИО и адрес, а также адрес электронной почты, на который вы готовы получить ответ, и контактный телефон.
- Обязательно напишите, на какую компанию или ИП вы жалуетесь: наименование, ИНН, ОГРН или ОГРНИП, адрес регистрации. Реквизиты компании или предпринимателя можно поискать на сайте налоговой службы.
- Опишите, на что конкретно вы жалуетесь, чтобы чиновнику было понятно, какие права нарушили.
- Если вы решили отнести жалобу лично или отправить почтой, лучше не пишите ее от руки: Роспотребнадзор может не рассмотреть обращение из-за неразборчивого почерка.
- Не используйте нецензурную лексику и оскорбления.
- В конце документа поставьте дату и подпись.
Жалобу можно отправить:
- лично, если записаться на прием;
- через специальную форму для обращений на сайте Роспотребнадзора;
- заказным письмом с уведомлением о вручении.
Обратиться в суд можно, если Роспотребнадзор вам откажет. Либо даже без жалобы в ведомство. В иске нужно указать:
- Наименование суда, в который подаете заявление.
- Ваши ФИО, адрес регистрации, адрес электронной почты, контактный телефон.
- Данные продавца, на которого вы жалуетесь: наименование, ОГРН или ОГРНИП, ИНН и адрес регистрации компании или ИП.
- Сведения о том, что вам ответил Роспотребнадзор, если вы в него обращались: наименование территориального отделения ведомства, номер, дату и суть решения.
- Суть ваших претензий к продавцу.
- Ваши требования. Например, обязать продавца принять оплату наличными.
- Дату жалобы и подпись.
Госпошлину вам как потребителю платить не нужно.
15.12.22, 12:03
когда-нибудь? как началось ковидное сумасшествие, так больше и не принимают крупные магазины никаких наличных - у них нет такой кнопки на сайтах, денежки вперёд и точка. жду рассказов как рыдают крупные всем известные маркетплейсы от предъявленных судебных исков. честно говоря меня не столько отсутствие возможности оплаты наличными огорчает, сколько отсутствие оплаты при получении в принципе.
16.12.22, 16:31
Авторка, а это они так защищаются от потенциальных убытков, когда недобросовестные покупатели делают большие заказы и отменяют их после доставки, или частично отказываются. Короче увидели, что народ особо не возмущается, и все негласно на это перешли.
16.12.22, 16:43
Мишка, кто отменяет много заказов или не забирает их - это легко отследить. тот же вайлдберриз в личном кабинете показывал процент выкупа и тд. для постоянных покупателей, которые выкупают больше 90% например можно было бы вернуть возможность постоплаты? мне, например, удобнее было оформить заказ, даже если мне немного не хватает денег на что-то в данный момент, пока он доедет я как раз нужную сумму находила. а сейчас я просто реже покупаю - скидки часто проходят мимо меня.
16.12.22, 19:41
Вот же проблемы у людей. Я наоборот расстраиваюсь, когда нельзя оплатить картой и получить за это кешбек. 5-15% на дороге не валяются. А первая пара страниц выдачи я.м по какому-нибудь смартфону забита предложениями "Оплата только наличными курьеру". А там, где оплата картой - значительно дороже. Но иногда можно поймать вкусное :)
28.12.22, 08:59
Alexey, 5-15% кэшбека на вайлдберрис? И что-же это за волшебная банковская карта такая?
28.12.22, 09:19
Александр, я не говорил именно про вайлдберрис, но навскидку: УБРиР онлайн покупки 5% до 10к в месяц. озон.кард покупки вне озон 5% до 10к в месяц.
26-27 тинькофф давал 20% (до 5к кэшбека) на яндекс.маркет.
17.12.22, 10:34
Alexey, самое смешное, что я видел людей, которые на полном серьёзе заявляли, что пользуются наличкой, потому банки по карте обманывают. А всё потому, что используют эквайринг и банки берут себе 1-3% с оплаты покупки, а они такие хитрые через наличку банку фигу показывают. Правда ни капли не учитывают, что платят всё равно полную стоимость и не получают кэшбэка, т.е. свои деньги теряют.
15.12.22, 23:23
воу-воу-воу
обязательную предоплату никто не запрещал. просто теперь есть указание на обязательство дать возможность её совершить наличными без платёжного агента.
В крупной рознице это работает так: если на сайте есть ограничение "только онлайн (пред)оплата", идёте с серьёзным лицом в розничным магазин( = обособленное подразделение, ОП) и как правило без вопросов создают заказ со склада без вообще никакой предоплаты, платите при получении, хоть наличными, хоть встречным представлением если оно у вас по какой-то причине есть.
А с маркетплейсами вопрос. Ну дадут возможность оплатить наличными в главной кассе центрального офиса, ок. пункты выдачи это же типа курьерки, не являются обособленными подразделениями магазина за редким исключением.
И тоже это в обе стороны работает: обязательная предоплата не от хорошей жизни возникла, а от минимизации холостого перемещения барахла по стране. Ок, открыли покупатели ящик пандоры, будут оплачивать холостую логистику невыкупа в наценке.
Спасибо принципиальным покупателям, что сделали дороже всем. Скоро получим на МП цены обычной розницы. Пять баллов, продолжительные овации.
ЗЫ пусть потребназдор для начала ростреестр проверит (spv.kadastr.ru). А то УИН пошлины за предоставление выписки не показывает, какое-то НКО мобиденьги безальтернативно навязывает. А тоже самое через госуслуги -- глючит.
16.12.22, 23:35
Вопрос.
Чисто технически: в какой момент интернет-магазин с меня может взять наличные, если это исключительно дистанционная торговля (без офиса, самовывоза и какого бы то ни было оффлайн-присутствия) и при этом с доставкой до постаматов (в которых и вовсе нет никакого купюроприёмника)?
28.12.22, 08:57
А кто нибудь уже подавал в суд на вайлдберрис? Они же вроде без привязки карты вообще ничего не позволяют, а у человека может вообще не быть никаких карт!
20.06, 18:38
Александр, на али экспресс тоже надо, и на озон и джум, роспотребдюнадзор бы навестил их!!!! Раз уж никто не может это сделать!!!!!
31.07, 11:59
Филипп, тогда надо менять законодательство и ОБЯЗЫВАТЬ банки выдавать карты людям.
Сейчас банк может отказать в выдаче карты без объяснения причин. То есть осуществить дискриминацию гражданина.
20.06, 18:40
Татьяна, если нет наличных, а карта есть, то да неправомерно, так как продавец не имеет прав отказать покупателю продать товар!
21.07.22, 18:36
весь мир активно строит "цифровой концлагерь"... и тут Вы... "весь в сером" появляетесь с непонятным "наликом". и ради этого во все ПВЗ ставить кассы?
21.07.22, 18:41
...заморачиваться с инкассацией, делать ПВЗ привлекательными для преступного элемента. Реально, оно им надо?
22.07.22, 04:51
lazex, в том же озоне нельзя и картой курьеру, так что дело не в этом. Никто не хочет постоплату.
22.07.22, 05:46
Уборщица, ну зачем с мобильным посом морочаться? Это дорого и глючно. Не понравился товар - отмени заказ, в чем проблема-то?
22.07.22, 06:17
Вообще-то незаконно ибо рубль является законным платежным средством на территории РФ. Но есть одно "но": таким ушлым ребятам, вроде вайлдбериз, очень фкусно получать деньги безналом: можно морочить голову с возвратом, определять платежеспособность клиента, чтобы впоследствии таргетировать рекламу, например.
23.07.22, 02:36
Евлампий, как может интернет-магазин определить платежеспособность клиента при оплате картой? Сколько и чего именно данный клиент у них покупает, они и так знают, остаток по карте им недоступен, а если б и был доступен - он о платежеспособности чаще всего ничего не говорит.
23.07.22, 04:22
Alexandra, ну Яндекс такси же ставит сразу цену за поездку выше, если заказ сделан с айфона)
03.08.22, 11:19
Alexandra, вот когда Вы будете своей картой оплачивать покупки детей, тогда вам и откроется правда жизни. Понимаете, покупку игровой консоли оформлял себе на день рождения в 16 лет (там скидка на подарки в день рождения), допустим Петя, а платила "Alexandra". Значит у Alexandrы есть 16 летний сын (племянник, крестник) и ей можно скармливать рекламу, ну скажем - электросамокатов на НГ и следующий день рождения.