Может ли интернет-магазин не принимать оплату наличными?

24
Аватар автора

Константин Милый

спросил в Сообществе

Страница автора

Сейчас многие интернет-магазины, например известные маркетплейсы, принимают только карты. Заплатить наличными нельзя. Объясняют это тем, что заботятся о нашем здоровье и не хотят распространять ковид. Разве это законно?

Аватар автора

Анна Чеботарева

юрист

Страница автора

Такой отказ незаконен. У вас может не быть банковской карты, а магазины и маркетплейсы должны продать вам товар. Если они отказываются это делать, можете обращаться в Роспотребнадзор или суд.

Кто выбирает способ оплаты

По закону у покупателя должна быть возможность оплатить товар, работу или услугу с помощью карты «Мир» и наличных. Согласно пункту 1 статьи 140 гражданского кодекса наличные и безналичные платежи в России равнозначны. Выбирает способ расчетов потребитель, и суды неоднократно это подтверждали.

Например, в апреле 2022 года Восьмой кассационный суд общей юрисдикции указал, что нельзя обязывать потребителей вносить наличные только через платежного агента и не принимать их напрямую. Это нарушает закон.

До 1 сентября 2022 года маркетплейсы часто пользовались тем, что закон прямо не запрещал им выбирать способы оплаты. В публичной оферте на сайте они указывали, что принимают безналичные платежи и работают с картой «Мир», но благополучно игнорировали наличные расчеты.

А потом вступили в силу поправки в закон о защите прав потребителей. Маркетплейсы протестовали против них, но власти это не остановило — и закон приняли. Теперь условия договора и публичной оферты, которые не разрешают покупателю выбирать способ и форму оплаты, считаются недопустимыми и ничтожными.

Это значит, что, даже если продавец написал в оферте, что оплачивать покупки можно только картой, он обязан принять наличные. А если из-за условий о безналичной оплате потребитель понес убытки, продавец должен их возместить.

Рассылка о том, как жить и богатеть
Лучшая статья недели — в вашей почте каждую среду. Бесплатно

Какие ограничения были из-за пандемии

Даже во время пандемии у продавцов не было законного способа не принимать наличные. В 2020 году выходили два акта Центрального банка и Роспотребнадзора с противоковидными рекомендациями, но ни один из них не обязывал покупателей платить только картами.

В письме от 23 марта 2020 года № ИН-04-29/26 ЦБ хотел замедлить распространение вируса через банкноты. Поэтому рекомендовал банкам сделать так, чтобы одни банкоматы только выдавали деньги, а другие — только принимали. Но запрет на наличные он не вводил.

Роспотребнадзор в начале пандемии рекомендовал чаще платить безналичным способом и ссылался на исследования ВОЗ. Но ведомство не издавало писем, которые разрешали бы магазинам не принимать наличные у клиентов, а с 1 июля 2022 года вообще сняло все ограничения.

Куда жаловаться

Пожаловаться на действия продавца можно в Роспотребнадзор и суд. Первый способ проще и быстрее. Судебное разбирательство может затянуться на несколько месяцев. Особенно если продавец не будет приходить на заседания — такое часто случается.

В Тинькофф Журнале есть несколько статей, которые могут пригодиться вам на этом этапе:

Кратко повторю основные правила обжалования.

Если вы обратитесь в Роспотребнадзор, ведомство проведет внеплановую проверку продавца, который нарушил ваши права. Но сделает это только в том случае, если перед обращением в ведомство вы направили магазину или маркетплейсу претензию.

Если продавец не ответит на претензию или пришлет отписку, можно смело жаловаться в Роспотребнадзор. Вот как составить жалобу:

  1. В начале документа укажите свои ФИО и адрес, а также адрес электронной почты, на который вы готовы получить ответ, и контактный телефон.
  2. Обязательно напишите, на какую компанию или ИП вы жалуетесь: наименование, ИНН, ОГРН или ОГРНИП, адрес регистрации. Реквизиты компании или предпринимателя можно поискать на сайте налоговой службы.
  3. Опишите, на что конкретно вы жалуетесь, чтобы чиновнику было понятно, какие права нарушили.
  4. Если вы решили отнести жалобу лично или отправить почтой, лучше не пишите ее от руки: Роспотребнадзор может не рассмотреть обращение из-за неразборчивого почерка.
  5. Не используйте нецензурную лексику и оскорбления.
  6. В конце документа поставьте дату и подпись.

Жалобу можно отправить:

  1. лично, если записаться на прием;
  2. через специальную форму для обращений на сайте Роспотребнадзора;
  3. заказным письмом с уведомлением о вручении.

Обратиться в суд можно, если Роспотребнадзор вам откажет. Либо даже без жалобы в ведомство. В иске нужно указать:

  1. Наименование суда, в который подаете заявление.
  2. Ваши ФИО, адрес регистрации, адрес электронной почты, контактный телефон.
  3. Данные продавца, на которого вы жалуетесь: наименование, ОГРН или ОГРНИП, ИНН и адрес регистрации компании или ИП.
  4. Сведения о том, что вам ответил Роспотребнадзор, если вы в него обращались: наименование территориального отделения ведомства, номер, дату и суть решения.
  5. Суть ваших претензий к продавцу.
  6. Ваши требования. Например, обязать продавца принять оплату наличными.
  7. Дату жалобы и подпись.

Госпошлину вам как потребителю платить не нужно.

У вас когда-нибудь не принимали оплату наличными в интернет-магазине? Расскажите, как вы поступили:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество