Бесит, когда люди не умеют вести деловую переписку
Когда я училась в школе и мне нужно было писать письма по электронной почте, я всегда начинала с приветствия и заканчивала своей подписью.
В школе нас учили писать такие письма для ЕГЭ по английскому: в начале письма приветствие, потом основной текст, а в конце что-то вроде: «С уважением, Иван Иванов». В университете на первом курсе у нас был предмет «деловое письмо». На лекциях мне казалось, что говорят простые истины: мало кто, обладая хоть каким-то интеллектом, сможет написать письмо без темы, приветствия и подписи. Но нет.
Сейчас я работаю со школами и часто переписываюсь с директорами, секретарями и людьми, ответственными за закупки.
Только 15% из всех, кто мне пишет, в конце ставят хотя бы подпись. Остальные обходятся без формальностей.
Многие заказчики считают, что они единственные, кто нам пишет, поэтому сообщение без темы и подписи в духе «срочно выходите на закупку», присланное с электронного ящика masha007@***.ru от Маши Ивановой, считается нормой. Правда, позже выясняется, что это уважаемый директор областной школы.
Хорошо, если пишут без грамматических ошибок. Бывали случаи, когда заказчики допускали ошибки в словах даже в контрактах. Я молчу про знаки препинания: видимо, в 21 веке ты и без них можешь и должен понимать, что человек хотел написать.
Я не знаю, как бороться с этой проблемой. Просто хочется всем подарить книгу с правилами деловой переписки.
Иногда мне надоедает играть в детектива и пытаться понять, кто пишет. В ответ на такие письма я вежливо, со всеми необходимыми атрибутами электронного письма в виде темы, приветствия и подписи прошу о том, чтобы человек хотя бы представился и написал, из какого он учреждения.
05.02.21, 11:02
А ещё больше бесит, когда каждый ответ начинают новым письмом, не сохраняя предыдущую переписку. Особо оригинальные персонажи умудряются даже свою тему каждый раз ставить.
05.02.21, 13:59
Ольга, и когда нажимают "ответить" вместо "ответить всем" - и приходится по новой собирать всех в переписку и напоминать отправителю, чтобы сохранял всех адресатов.
07.02.21, 16:27
Виталий, хуже этого только когда человек нажимает "ответить всем" на любые сообщения, типа массовых рассылок и начинает задавать свои оригинальные вопросы нескольким сотням человек
05.02.21, 17:28
Виталий, может он просто не хочет "отвечать всем" ) он - в смысле я
05.02.21, 10:56
Сергей, ну лично меня напрягает, когда вместо "как будто" пишут "как буд то". Если я переписываюсь с человеком, который допускает грамматические ошибки в проверяемых ударением словах или вот то, что вы описали, у меня сразу складывается мнение, что я переписываюсь с каким-то дегенератом и не могу воспринимать его серьезно. Уважающий себя и своего собеседника человек так делать не будет, к тому же, это очень бьет по имиджу компании, в которой он работает. К тому же, в большинстве случаев, когда человек неграмотен, это значит, что он мало читает, ибо если бы читал, то хотя бы на уровне интуиции запомнил. А в проверяемых словах ошибки - это отсутствие логики.
Запятые ещё ладно, хотя опять же, бывают ситуации, когда без них вообще непонятен смысл: "казнить нельзя помиловать", ну и в этом ключе. Иногда я даже и подруг в соц.сетях не понимаю, потому что знаков препинания нет.
Так что с фразой "Русский язык переусложнён всякими никому не нужными правилами, отступление от которых не делают речь менее понятной. В деловой переписке главное — максимально быстро донести смысл до собеседника" - вообще не согласна.
И да, максимально быстро и понятно донести мысль до собеседника - это как раз четко, правильно и корректно написать письмо, а не "вы нам давали кп на обарудавание по физики срочно учитель просит дайте ещё два на химию что у вас имеется. школа".
05.02.21, 10:52
Сергей, > Кроме учителей русского языка это никого не напрягает.
Ошибаетесь. Усвоить основными правила родного языка не составляет большого труда, а намеренное игнорирование норм оставляет не самое приятное впечатление о собеседнике.
05.02.21, 17:32
Снорри, если даже исландец из 12 века топит за правила русского языка, то нам, русским людям, не знать стыдно!
05.02.21, 14:28
Напрягает, когда пересылают простыню переписки, длящуюся несколько дней без твоего участия, и пишут "помогите плз по вопросу ниже". И сиди гадай, что же за вопрос из всей этой переписки на самом деле относится к тебе...
Еще напрягает "Заранее спасибо", бессмысленная и беспощадная добавка к обращению.
А если комбо "Помогите по вопросу ниже плз, заранее спс", то иногда хочется стол опрокинуть :D
Присоединяюсь к Алисе Маркиной: "Новые правила деловой переписки" - обязательное чтиво для всех, кто ведет переписку, ну или просто для всех вообще.
07.02.21, 17:16
Бесит, когда:
— в письме нет приветствия;
— используют неуместные англицизмы;
— пересылают историю переписки, в которой для просмотра вложения нужно «промотать» 750 км истории;
— ведут переписку в разных историях по одной и той же теме;
— перечисляешь вопросы (1, 2, 3, N...), а тебе отвечают не на все, а на что-то усреднённое и приходится тратить время на мольбы о внимательном прочтении письма (Аааааа🤬).
Разделяю боль автора статьи в части орфографии и пунктуации.
07.02.21, 20:43
Денис, оооо усредненные ответы - это боль. И как раз из-за них обычно и получаются километры переписки. Сначала он ответит на один вопрос из 3х, ты ему напомнишь ещё про два, он ответит опять на один из 2х, а потом опять из него щипцами вытаскивай.
07.02.21, 21:34
Olga, кстати, уверен, что с таким моветоном сталкивались почти все: переписка плавно переходит из почты в мессенджер, а затем — в аудиосообщения в ответ на текстовые 🤯🤬
11.02.21, 16:17
Денис, поэтому надо устанавливать правило: общение в почте, все деловые важные вопросы и решения - в почте. Тогда очень легко восстановить ход событий в случае разногласий и найти истину. Спасало неоднократно.
08.12.20, 15:03
Новые правила деловой переписки - отличная книга. Согласна, что её нужно иметь в каждой организации, чтобы люди уважали друг друга.
05.02.21, 14:36
Алиса, да, как и "Пиши, сокращай". Вообще грамотный русский язык и информационный стиль — основа нормальной деловой переписки. Без этого собеседников сложно воспринимать всерьёз.
05.02.21, 13:28
Аноним, Проблема с Темами, подписями и понятия от кого пришло письмо - очень хорошо решается Системными администраторами при первичном содействии менеджера(Директора)
Так например в норм компаниях на этапе входа в курс дела уже создаётся шаблон письма например в Outlook'e (Написать письмо - полный шаблон, ответить на письмо - сокращённый шаблон, Автоматическая рассылка шаблонного письма при выходе в отпуск) - все эти действия подвластны каждому и по сути хорошо бы их решить при устройстве на работу.
По поводу того, что вам сложно определить кто вам пишет и из какого учреждения - опять же бороться с этим будет тяжело, если вы работаете с Образовательными организациями, т.к. оони не приручены к корпоративной(рабчей) почте и пользуются личными - что кстати тоже должно было бы решаться Системными администраторами при содействии директора, чтобы деловая переписка не осуществлялась с Личных почт.
Способ для определения кто вам пишет, Заведите себе Папки в Outlook'e например Школы и Университеты Техникумы
Например В каждой Школе заведите папочку соответствующей № школы. Получив письмо от одной школы и поняв к какому номеру она принадлежит - настройте фильтр своей почты чтобы письма от данного человека попадали в Папку Школы - №14 Например.
Если вы сторонница Структурировать и общаться деловой перепиской, то можете добавить в свою подпись ссылку на документ в котором будет понятный для вас шаблон.
Пример:
____________________________________________________
С Уважением Иванова Ирина Илларионовна iivanova@mail.ru ООО "Гос Закупки"
Тел: 8(800) 200 600 Добавочный 15
Для ускорения обработки ваших обращений просим вас писать письма по шаблону: Ссылка
Ссылка может быть например на GoogleDocs'e там же на второй вкладке можете указать В каком формате хотели бы видеть Темы и каким образом можно было бы описать наиболее полезное и информативное письмо, например по принципу "Привет ЧГК" (Приветствие Что Где Когда/При каких условиях)
Что - Закупка канцтоваров дала сбой
Где - на портале ГосЗакупок gosZakupki.rururu
Когда/Условия - При оформлении по бланку ТП-38 после нажатия на "собрать корзину"
Получится следующее обращение:
Добрый день.
Закупка канцтоваров дала сбой на портале ГосЗакупок gosZakupki.rururu При оформлении по бланку ТП-38 после нажатия на "собрать корзину"
PS: В ссылке вы можете создать шаблон под копипаст, чтобы заполнялись определённые графы - так будет для вас всегда понятно, например разбив графы.
Описание:
Закупка канцтоваров дала сбой на портале ГосЗакупок gosZakupki.rururu При оформлении по бланку ТП-38 после нажатия на "собрать корзину"
Документ:
ТП-38
Сроки:
28.02.2021 - должен быть оформлен заказ, отчитываться перед руководством
PS2: Переучить большую группу людей у вас не получится, но отчасти вам станет легче, если возьмёте на вооружение часть выше изложенного.
05.02.21, 13:37
Сергей, грамотная речь — это не дорогой костюм и не пиджак, это простая чистая одежда.
05.02.21, 10:30
Согласен с автором. Дополню. В наше время дистанционки приходится одновременно общаться по всем каналам - почта, ватсап, зум, В контакте и по телефону :) Поэтому желательно не создавать адресату лишних проблем. Во-первых, заполняйте тему письма. Если мне человек шлёт по 10 писем в неделю, очень трудно найти из них нужное. Задоблаешься просматривать. Во-вторых, в начале надо поздороваться ;) При личной встрече мы же не говорим «Ну?!», а все же «Здравствуйте!». И в конце (а можно и в начале) надо бы представиться, если пишешь не другу, которого ты с детства знаешь. Человек не обязан помнить всех подряд, и должен знать, с кем общается. Полезно в подпись вставлять мобильный телефон. Вдруг адресат захочет что-то уточнить быстро, не надо заставлять его копаться в смартфоне и вспоминать, как он вас там записал. Если переписка корпоративная, надо указывать должность и отдел. А то, может, вы даёте указания, а адресат их и не обязан выполнять. Или наоборот обязан. Само письмо должно быть информативным и не требующим разъяснений. «Здравствуйте, я такой-то такой-то, хочу вот этого, готов предложить вот то, если Вам интересно, пишите сюда или звоните туда. С уважением, такой-то».
05.02.21, 11:48
Алексей, а я считаю что переписку надо в одном месте вести
Чтоб потом не вспоминать где же тебе написали: в скайпе, в слаке, в почте, по вотс ап, или кто-то позвонил по пути в туалет.
Честно, надоело уже быть детективом.
05.02.21, 13:12
Сергей, вы приводите крайние случаи как пример нормы. Естественно, если у человека нет выбора, он будет делать то, что обязан. И тухлятину будет есть, если умирает от голода. Это не говорит о том, что просто есть тухлятину в наше время — абсолютно нормально, "ачотакова".
05.02.21, 11:14
Вы пропустили запятую, обозначающую закрытие уточняющего оборота, в последнем предложении между словами "подписи" и "прошу".
Не воспримите за занудство! :-)
Меня тоже раздражают такие письма без тем и подписей.
07.02.21, 20:24
Александр, хороший троллинг)
Хотя действительно не до смеха - когда получаешь письмо вообще без запятых, зато с горой эмодзи.
05.02.21, 12:28
Сергей, и как вы поняли фразу "что у вас имеется" без знаков препинания? "Из числе того оборудования, что у вас имеется (с которым мы уже ознакомлены и согласны)"? "Что у вас имеется в наличии (то есть отправьте нам список)?" Не говоря уже о том, что непонятно: какая школа, когда мы ей что-то давали и что конкретно она имеет в виду под словом "срочно". День? Неделя? Начало следующей четверти?
Да, зачастую можно понять и вырвиглазно написанную фразу, вот только усилий на это придётся потратить гораздо больше. И искать по ключевым словам потом тоже затруднительно, если они написаны неправильно. То есть собсеседник экономит собственные усилия один раз, чтобы получатель письма затем страдал неоднократно.
05.02.21, 13:09
Сергей, чего вы прицепились к сантехникам? В статье акцент делался на учителях и директорах.
Никто не требует от сантехника "белый костюм Brioni". И от простой деловой переписки никто не требует изысканности, безупречного хитромудрого форматирования, модного почтового домена и вычурной деловой трёхэтажной подписи. Речь идёт об элементарных нормах приличия.
Конечно, лучше пусть мне починит раковину грязный воняющий сантехник, чем не починит никто. Но если можно будет выбрать чистого и опрятного матера — я выберу именно его. А если он ещё и изъясняться будет грамотно... Это вызывает уважение и желание работать именно с этим человеком, уверенность в том, что он вообще способен на осмысленную деятельность.
05.02.21, 11:01
Сергей, орфография и грамматика - это не "формальности", в просто признак уровня.
Умеете писать грамотно - к вам одно отношение.
Не умеете, пишете как 6классник-второгодник с 5 ошибками на 10 слов - ну ОК, не вопрос, "сэкономили время".
Не удивляйтесь результатам.
07.02.21, 18:47
А как вам такое? Текст письма в теме сообщения.
09.02.21, 21:14
Антон, ещё и капслоком и многоточия вместо точек 🙈
05.02.21, 11:38
Сергей, что значит не поехать в шиномонтажку, где сотрудник пишет правильно? По вашей логике все сотрудники хороших шиномонтажек должны быть неграмотными, а если он вдруг нечаянно учился в школе нормально, то он не должен быть сотрудником шиномонтажки и не должен грамотно писать?))))
Жесть. Я бы наоборот поехала в такую шиномонтажку ещё быстрее, чем в другую, т.к. раз человек запомнил, как правильно писать, то может он и шины менять лучше умеет. И может быть, это был его осознанный выбор работать там, а не только из-за того, что никуда больше не брали.
05.02.21, 11:11
Сергей, унифицированные правила придумали как раз для того, чтобы был сразу понятен смысл и адресат не тратил лишнее время и силы на попытки разобрать, что имел в виду автор письма. Лишние знаки и пробелы в тексте отвлекают так же, как если бы в личной беседе человек внезапно издавал неуместные звуки и корчил рожицы.
05.02.21, 10:38
Работала в консалтинге, навык деловой переписки с клиентом там самый первый и важный, вбили на всю жизнь :) С внешними клиентами, считаю, он обязателен, а внутри компании, особенно если с этими коллегами общаешься постоянно, некоторыми деталями можно пренебречь. Тема письма обязательна всегда, сейчас уже не представляю, как можно отправить письмо без него.
08.02.21, 07:25
Кристина, согласен, как-то стажёром отправил клиенту письмо без подписи, помню до сих пор :)
05.02.21, 12:31
Сергей, изношенная футболка с въевшимися пятнами и батины треники — тоже одежда, всё понятно, человек не голый. Но стоит ли так приходить на деловые встречи?
05.02.21, 14:52
Сергей, но в этом же нет абсолютно ничего хорошего. Лично меня даже собственные опечатки расстраивают, хотя я понимаю, что часто причина в очень низком зрении - набираю частично вслепую. Но, по крайней мере, я знаю, что мой мозг заточен на сложные взаимосвязи. А на что заточен мозг человека, который ленится потрудиться над грамотным написанием, чтением длинной книги, просмотром сложного фильма? Который стремится к максимальному упрощению?
05.02.21, 11:38
Уровень грамотности сильно упал на многих уровнях — и бытовом, где это ещё с натяжкой, но простительно, и там, где это совсем неприемлемо: в юридических документах, в крупных (в том числе федеральных) СМИ, в сообщениях от учителей и преподавателей, на официальных сайтах и страницах фирм.
05.02.21, 19:37
К сожалению, в России только зарождается культура делового письма. Все эти Маши и Пети ещё вчера учились в ВУЗах, где этикет в виде необязательного предмета если и есть, то только первую половину первого семестра. Отсюда и повальная безграмотность.
Ошибки, пропуски знаков препинания, а ещё очень часто хамство. Да-да-да, есть уникумы, которые считают нормой хамить в переписке. У нас на работе подобное существо по имени Миша присутствует. Ему оскорбить, как в носу поковыряться.
Иногда удивляешься, как ему зубы ещё не выбили.
Другой тип выдающихся работников - это передасты-попрошайки. Как правило, они пишут тебе с какой-то просьбой о помощи, прикладывая нереально огромную переписку с половиной компании за три месяца и сопроводительным текстом: "Помогите ответить на вопросы" или "Просьба прокомментировать". То есть им даже лень сформулировать вопрос, просьбу, обращение, они считают, что ты обязан тратить свое время, разбираться в куче переписки, догадываться и разбираться. Ужас.
07.02.21, 20:41
Nikolay, вообще, вот я училась в вузе и именно на первом курсе у меня был предмет "деловое письмо". И на практике я встречаю таких вот "писак", и они как раз таки много старше меня. Мне 26, а средний возраст тех, кто не умеет нормально переписываться - около 45. Хотя, конечно, и моего возраста есть люди.
08.02.21, 07:23
Olga, вам везёт.
У нас тоже были несколько занятий по деловому письму, вел его 45+ инженер, и то, что он предлагал, не особенно современно.
Например, он предлагал всегда обращаться на имя-отчество и на "вы".
07.02.21, 17:24
Коллеги, давайте не будем тут устраивать не понятно что
07.02.21, 18:09
Когда общаешься с китайцами, обращение Dear bro, уже становится нормой
05.02.21, 16:28
Сергей, точно.
Я поеду только в шиномонтажку, где сотрудник отвечает голосовыми вида "ааа, брат, приежжай, поменяем тваю резину, мамой клянусь!"
05.02.21, 18:37
Сергей, не угадали. Речь была о 2х КП по физике. А по химии заказчику нужен был список ходовых позиций.
А никто и не говорит здесь про то, что сотрудники будут хамить. «Клиент всегда клиент» - это итак понятно. Но совершенно не значит, что такое написание писем должно считаться в порядке вещей. Особенно теми, кто работает в образовательной системе и учит детей грамотности, объясняя, как это важно. А на деле вот что.
05.02.21, 16:37
Сергей, похоже, вы вообще не понимаете, что такое диалекты.
Их никто специально не придумывал, это работает не так.
Просто когда жители некой деревни выезжают за ее пределы только раз в год в город на ярмарку - они неизбежно будут говорить чуть по другому, чем жители другой деревни в 100 км от них. И так веками.
XX век с его индустриализацией, урбанизацией, централизованным радио, а потом телевидением существенно "размешал" и выровнял языковую среду в рамках отдельных стран.
Поэтому существуют "RP English", "московский русский" и "пекинский путунхуа".
И одно дело, когда на своем диалекте говорит чужак, и совсем другое - когда местный, который учился в соседней с вами школе.
"- Скажите, Галя, вы коренная москвичка?
- Пускай цэ будет моей тайной."
05.02.21, 18:40
Сергей, академический русский язык и простое умение грамотно писать слова - немного разные вещи.
07.02.21, 09:05
А меня напрягает, когда все свою километровую подпись ставят в каждое сообщение! Хотя достаточно в первом сообщении указать полную подпись, а в следующих обходиться короткой версией.
07.02.21, 17:51
Бесит:
1. Большой список адресатов - если адресатов больше 3-5 чел, то надо чётко понимать зачем их всех включать в переписку, а не "я на всякий случай".
2. Когда отправитель не понимает чем адресат (те кто в поле "кому") отличается от тех, кто в копии.
3. Когда переписку с одной темой используют для совершенно других тем.
4. Письма с пустой темой. Для их авторов в аду есть свое место.
07.02.21, 19:05
Когда твой руководитель пишет "сдесь"
08.02.21, 05:52
ольга, в чём смысл ставить пробел перед запятыми и точками?
07.02.21, 16:30
Сергей, в Японии даже сантехник придет к тебе домой в нормальной чистой рабочей форме. Потому что прийти в грязной растянутой футболке на работе это неуважение к клиенту и удар по имиджу компании. А специальная рабочая форма (возможно, не прямо вчера купленная/постиранная/поглаженная, но опрятная и без дырок) гораздо удобнее и безопаснее.
12.02.21, 21:15
Бесит, когда в тело письма вставляют графические элементы дизайна или баннеры компании.
Уууу, да вы никак освоили проклятый HTML особенно отправленный с винды, когда на маке это все ваше оформительское рюше-говнище представляется в виде десятка вложенных графических файлов из которых только 1-2 тебе действительно нужно открыть и просмотреть. Пишите кратко, по существу, конкретному адресату, используя UTF-8|16, plain text и благословит вас Аллах!
А еще есть №удаки которые вставляют "в подвал" целые письмена-портянки про корпоративный копирайт+экологию+миссиюговнокомпании и что "если вы получили по ошибке письмо от нашего сотрудника-алкаша с кривыми руками...." горите вы все в аду! В моем ящике за год собирается 70000 писем с важной инфой от людей и промышленных роботов, но из них 4/5 объема - гигабайты вашего бестолкового мусора! Это бессмысленная нагрузка на it-инфраструктуру любой компании.
05.02.21, 12:45
Сергей, а что конкретно вам понятно?
Просто интересно узнать, а потом ответить вам, как оно на самом деле.
Потому что эту фразу можно очень по-разному понять. Как минимум, 3 варианта:
1) Вы давали нам КП по физике, нам нужно ещё два. Это срочно нужно для учителя. Какое оборудование по химии у вас имеется?
2) Вы нам давали КП по физике. Учитель просит ещё два КП по химии, срочно. Что у вас имеется?
3) Вы нам давали КП по физике. Учитель просит ещё два по химии из того, что у вас уже имеется в наличии.
И именно для быстрой и понятной переписки, было бы намного удобнее, если заказчик сразу бы расставил все знаки. Тогда не пришлось бы спрашивать его, что он имел в виду. А если ему задать просто вопрос: "Что вы имеете в виду?", - он ведь тоже не поймет. Для него то итак все понятно. Ещё и обидится. Поэтому ему приходится тоже вот так писать много текста и расписывать варианты, которые могут быть. А на это тратится время. И получается совсем не быстро.
Проще один раз сказать все четко и понятно, чем 10 раз писать по одному сообщению с одной непонятной фразой.
07.02.21, 13:33
"видимо, в 21 веке ты и без них можешь и должен понимать, что человек хотел написать".
Именно так они и думают)