Как я управляю личными финансами

Этот текст написал читатель в Сообществе Т⁠—⁠Ж

Хочу поделиться своим одиннадцатилетним опытом ведения личных финансов. Мой эксперимент начался в далеком 2009 году и длится до сих пор. Надеюсь, вам будет интересно и вы внедрите для себя что-то подобное.

Сначала немного истории. В 2007 году я уволился с завода и открыл ИП. Через некоторое время пришло понимание, что мои личные финансы и финансы моего бизнеса тесно переплетены. Чтобы четко их разделять, нужно вести учет того и другого. И если с бизнесом было в целом все ясно, то вот в личных финансах был полный бардак.

Тогда-то я и создал экселевский документ «Текущий баланс средств». Прямо как какой-то банковский клерк. Сейчас, пожалуй, это самый древний документ на моей компьютере.

В июне 2009 года наша небольшая семья из двух человек в месяц тратила чуть больше 22 тысяч рублей. Что интересно, это столбец «Мише». Это про сына, который родится только через 2 года. Это из-за того, что первая строка должна быть в закрепе — всегда так делайте, если планируется много строчек в таблице.

Как я заполняю эту таблицу? Честно говоря, не помню, как я это делал раньше, но последние три года я просто не выкидываю чеки и каждую пятницу минут за 10 переношу их в таблицу. Переношу укрупненно. Тут важнее наблюдение за категориями, чем мелочность. И если говорить стратегически, то важнее сам факт наблюдения за своими финансами, чем результат. Поразительно, но в этом случае именно процесс первичен результату. Когда ты следишь только за остатком денег на карточке, ты как человек бесконтрольно рассыпающий песок сквозь пальцы. Когда же ты начинаешь контролировать щепотки песка, то берешь процесс в свои руки.

Для себя я выделил следующие категории трат: проезд, продукты, хозяйство, одежда, коммуналка, развлечения, прочее Миша (после рождения второго ребенка переименовал в «Дети»).

Спустя много лет, анализируя эти категории, понимаю, что, по сути, они полностью закрывают все траты обычной семьи. Но я не учел еще кое-что. В 2012 году я добавил новую вкладку в документе — «Крупные расходы». На эту вкладку я стал записывать однократные крупные расходы, для которых стал прописывать все несколько детальнее.

В 2017 году произошла очередная эволюция системы учета — переход из экселя на Гугл Таблицы. Этот шаг позволил иметь доступ к таблице с любого устройства, что мега удобно. В целом сегодняшний вариант не сильно отличается от начального, но все же выглядит аккуратнее.

Со временем добавилась еще одна новая категория — «Животные», так как у нас 2 кошки. «Дети» сдвинули ближе к началу — стало больше расходов по ним. Категория «Продукты» теперь в один столбец, потому что для нее я не расписываю подробности.

Кто-то скажет, что учет расходов сейчас можно делать в банковском приложении автоматически. Сейчас да. Но в 2009… Ничего подобного не было, а вот привычка учета осталась. Кроме того, и современные приложения не всегда корректно делят траты на категории и еще есть часть оплат, совершаемых наличкой. По факту же не так важно, как вы ведете учет расходов, куда важнее сам факт его учета. Для себя эксперимент продолжаю.