Почему поэты серебряного века писали болезненные стихи?
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Два дня посвятила тому, чтобы освежить в памяти биографию известных поэтов серебряного века. Среди них: Есенин, Блок, Ахматова, Бродский, Цветаева, Замятин, Беляев, Платонов, Брюсов, Гумилев, Бунин, Куприн, Маяковский, Пастернак и многие другие.
Я разделила свои размышления на несколько этапов, это связано с тем, что захотелось выстроить некую логическую цепочку, почему стихи и проза были про мистику, болезненную любовь, страх и смерть.
Опережая свои размышления, сразу предположу, что возможно это связано с тем, что «политика партии» была суровой, гонения, слежка, отсутствие Бога. Веру порицали и запрещали.
Стихи и жизни людей, о который я читала во втором томе книги «Любимые лица России» автора Ольги Кучкиной, про Россию, про власть, революцию, труд, Бога, эмиграцию, любовь. Все Вечное. Хотелось бы, чтобы в этом списке отсутствовала война, но она была, причем неоднократно на нашей земле.
Давайте по порядку.
Гении. Пушкин. Гений-кумир почти для каждого поэта серебряного века. Между творческими людьми, при большой любви друг к другу все равно проскакивала ревность, зависть, соперничество. Вместе с поддержкой и верой.
Любовь. Многие поэты и поэтессы были несчастны в любви. Как часто любовь была неоднозначной. Словно страдания в любви добавляли поэтического соуса. Драматизма. Будто в этот момент приходила муза. Часто виной тому был алкоголизм.
Смерть. По большей части почти все поэты описывали в своих произведениях, как они умрут. Кто-то всю жизнь ждал смерти, кто-то с ней заигрывал. Часто смерть приходила с режимом либо же поэты сами накладывали на себя руки. Смею предположить, что как гении, обладающие силой слова, записывая или произнося вслух что-либо о смерти, они таким образом материализовали будущее. Примерно 50% авторов умерли в возрасте до 40 лет. При этом у них уже была слажена полноценная взрослая жизнь: семья, дети, карьера. В то время, как в современном мире, многие только в 40 лет взрослеют и начинают жить для других.
Слава. Карьера писательская, которая в прошлом веке для многих из них закончилась молниеносно из-за режима. Из-за того, что большинство писали про человека, как есть, без прикрас. В широкий тираж произведения многих вышли после смерти, чаще всего проходило порядка четверти века. Набоков, Маяковский, Есенин, Ахматова были популярны и любимы при жизни. Долго ли…
Армия. Мужчины по большей части, были военнослужащими, в чинах. Всегда были готовы идти за Родину. (Тут я не очень помню про красных/белых, Революцию, Петлюру и тп. словно это борьба внутри страны была всегда, словно внутренний плач земли).
Мистика. И снова почти о каждом поэте сказано, что текст диктовали, либо он/она имел/ла тонкое чувствование, дар ясновидения/сны и подобное. Это связано с тонкой настройкой и чувствительностью индивидуального человека. На мой взгляд, гениальность всегда от Бога и про Бога, люди-гении — посланники, которые действительно приносят людям необходимую информацию, будь то стихи, музыка, картины.
Болезненность. При этом огромный вопрос: почему? Почему произведения про боль, страдания. Потому что передают реальность той эпохи? Поэты — как лакмусовая бумажка времени? Так интересно, кто эти люди современности: чьи стихи будут отражать время, в которое живем мы?
Почему тогда, более 100 лет назад, при отсутствии интернета, героев знали в лицо, а сейчас нет? Может конечно это я не слежу за делом. Для меня гении времени, люди, которые меня окружают.
Эмиграция. Эмиграция — люди уезжали. Жили по-разному, не могли вернуться на родную землю, часто это было физически и душевно болезненно. Многие жили в нищете. Выживали. И писали стихи. Часто были пророками, формировали культуру. Бродский так и не смог вернуться.
Отношение в каждому из упомянутых имен у каждого может быть личное, я лишь рассматриваю общую тенденцию. Исходя из пункта 6 можно сделать вывод, что если строки действительно приходили свыше, то именно эти слова нужны были людям, чтобы воспрянуть духом, чтобы верить не смотря ни на что в лучшее. В жизнь, в страну, в русскую землю, которая всегда поддержит.
Мне кажется, что прошлое столетие можно делить на несколько эпох. Это связано с историческими событиями, под которые менялось все вокруг и внутри. Быт, образ жизни, ценность жизни, фольклор, ценности в целом, культура.
Так происходит и сейчас. В наши дни происходит столько событий разной направленности, о которой мы узнаем моментально. А представьте, что мы бы узнавали по бОльшей части хорошие новости, которые дарят нам улыбку, ощущение безопасности, счастья, любви, радости. Пусть то будут стихи или песни, при этом, чтобы внутри от этих рифм становилось гармоничнее, яснее, светлее и тепло на душе…