Если машина не фонтан с самого начала. Вот несколько примеров — обо всем этом мы говорили в первых трех уроках:
В любом из этих случаев важно отдавать себе отчет, что подобная машина должна быть существенно дешевле таких же, но в порядке. Поэтому нужно подготовиться к долгой продаже или низкой цене. Делать вид, что ничего не случилось и машина отличная, нельзя: с таким подходом продать ее будет очень сложно.
Если вы заработали и просто хотите другой автомобиль. Заработали — это когда у вас есть наличные и не надо влезать в кредит. Тут уж хозяин — барин.
Если машина посыпалась. Ездили вы на ней два года, не знали бед, а на третий начались проблемы — и никак не прекращаются: раз в две недели что-то отваливается. Такую машину придется продавать по нижней границе рыночной цены: задирать цену смысла нет, люди не слепые.
Если машина больше вам не подходит. Например, у вас родилось двое детей. В трехдверном купе с детьми неудобно — надо брать что-то вместительное, например кроссовер или универсал.
Если хочется машину покруче, а денег нет. Если уровень доходов не менялся несколько лет и с вашей первой машиной все в порядке, покупка новой машины будет нерациональной. Часто так делают, чтобы казаться круче, якобы прежняя машина больше не подходит.
На самом деле всем плевать, в какую машину вы садитесь. При этом машина классом выше будет требовать больше денег на обслуживание и эксплуатацию, это неизбежно. И ради мнимой крутизны влезать в кредиты — сомнительная затея.
Если что-то сломалось и не хочется ремонтировать, притом что в целом машина по-прежнему хорошая. Это очень распространенное явление с первой машиной. Например, ремонт подвески оценили в 50 000 ₽ — и новичок такой: «Пф-ф-ф, я лучше продам и куплю другую». Подвеска целиком состоит из расходных материалов, и абсолютно нормально, что она ломается. Рекомендуем отремонтировать и пользоваться машиной дальше.
Чтобы машину купили, она должна выглядеть так, будто за ней следили, — даже если на самом деле нет. Вот что придется сделать.
Приберитесь в салоне. Унесите домой личные вещи, выкиньте весь хлам и мусор, который может быть распихан по карманам и нишам, пройдитесь под ковриками и сиденьями пылесосом или попросите, чтобы это сделали за вас на мойке. Если потолок и сиденья грязные, придется потратиться на химчистку. Протертый до дыр коврик перед креслом водителя лучше заменить — поищите ему достойную замену на «Авито».
Не натирайте пластик полиролем. По перекупской легенде, пластик будет как новый и машина будет выглядеть более привлекательно, но это не так. Просто протрите все влажной тряпкой: этого достаточно, чтобы убрать пыль.
Снимите чехлы с сидений и оплетку с руля, если они есть и под ними при этом вполне живой салон. Чехлы отпугивают покупателя: ощущение, что то ли машина из такси, то ли под этими чехлами дыры, грязь и рванина.
Устраните мелкие неисправности. Поломки в машине могут быть несущественными. Это когда не горит какая-нибудь лампочка, шумит вентилятор или где-то дребезжит пластмасска. Все-таки речь идет о небольших вложениях — купите лампочку, почистите вентилятор и закрепите пластмасску.
Устраните существенные неисправности. Это когда вы чувствуете, что правое колесо вот-вот оторвется или машина может не завестись утром из-за неисправного аккумулятора. Чинить абсолютно все не нужно: все-таки вы продаете машину с пробегом. Но поменять давным-давно разбитую шаровую или купить недорогой новый аккумулятор выгоднее, чем терять покупателя или делать большую скидку.
То же можно сказать про проблемы с кузовом, которые бросаются в глаза, например помятые двери или отсутствие какого-нибудь из стекол. Покупатель будет воспринимать такую машину как битую — и скидку будет просить больше, чем требуется на устранение неисправности.
Если в сервисе говорят «рекомендуем поменять в следующий раз» или «еще пару тысяч походит» — такое перед продажей менять не стоит.
Помойте кузов автомобиля. Автомобиль должен быть чистым — и на фотографиях в объявлениях, и когда вы будете показывать его потенциальному покупателю.
Поменяйте откровенно лысую или неравномерно стертую резину. Никто не говорит брать новую, можно купить на «Авито» какой-нибудь полумертвый комплект из четырех колес тысячи за три. Съеденная или равномерно лысая резина — признак нездоровой экономии на автомобиле. Обычно в комплекте идет несвоевременное прохождение ТО с самыми дешевыми расходниками.
Если резина подъедена ближе к внешней или внутренней стороне колеса, рекомендуем записаться на сход-развал, устранить причину износа и поменять изношенную покрышку.
Дальше — о том, чего делать все-таки не стоит.
Не делайте предпродажное ТО — речь о том, что вне регламента. Поговаривают, есть люди, что перед продажей абсолютно исправной машины, которой до техобслуживания 5 тысяч километров, меняют масло, масляный фильтр и даже свечи. Это абсолютно бессмысленная трата: опытный покупатель все равно все это поменяет в первый же день после покупки.
Не красьте детали со сколами и царапинами. Один слой краски и несколько сколов для покупателя гораздо привлекательнее, чем крашеная деталь без сколов и царапин. У него есть выбор: он может оставить все как есть или сделать как положено в мастерской, которой доверяет. Неглубокую царапину можно попробовать заполировать, а сколы — подкрасить: загуглите «подкрашивающий карандаш», цвета у них есть на любой вкус.
Не мойте под капотом. В легенду «просто я такой чистоплотный перфекционист» никто не поверит — будут думать, что откуда-то бежит масло или антифриз, а вы это пытаетесь скрыть.
Где продавать. Площадок довольно много, но мы, как и прежде, рекомендуем ограничиться тремя: «Авто-ру», «Авито» и «Дромом». Последний, напомним, рулит за Уралом и дальше в сторону Владивостока.
Технически подать объявление несложно: на каждой из площадок вам все расскажут и покажут в процессе. Нюансы кроются в информации, которую предоставляете вы как продавец. Речь о фотографиях, описании и цене. Главное — показать лучшие стороны автомобиля.
Какими должны быть фотографии. Машина должна стоять на свободной площадке. Не должно быть снега, дождя или тумана, чем больше солнца — тем лучше. Не фотографируйте машину в подземном паркинге, в сумерках и тем более ночью. Сфотографируйте ее со всех сторон, постарайтесь занять автомобилем весь кадр. Фильтры из «Инстаграма», режимы камеры вроде ч/б или сепии оставьте для другого случая.
Не фотографируйте крупным планом царапины, вмятины и сколы. Такие фотографии отпугивают многих покупателей, хотя дефект может быть незначительным — и если посмотреть на него вживую, такого сильного впечатления, как фотография крупным планом, он не произведет. Не фотографируйте всякую незначительную мелочь вроде кнопок около селектора коробки передач, иначе фотографий будет много, а пользы — мало.
Вот что важно сфотографировать:
На фотографиях не должно быть посторонних предметов: сумок, бутылок с водой, запчастей и канистр с антифризом или маслом.
Как составить описание. Рекомендуем действовать по принципу «преимущества вперед». Расскажите, какие запчасти покупали, в какой мастерской их ставили. Расскажите про межсервисные ТО, про то, что не отходили от машины, когда ее ремонтировали у дилера. Напишите, что вы собственник и именно вы вписаны в ПТС. «Авито» и «Дром» позволяют делать объявления с пометкой, что автомобиль продает собственник: для этого потребуется представить документы.
Также сервисы позволяют описать комплектацию. Постарайтесь отметить все: так покупатель узнает, что машина в хорошей комплектации.
О недостатках расскажете при телефонном разговоре.
Плохо: ничего не понятно | Отличная машина в отличном состоянии. Вложений не требует, просто сел и поехал. Любые проверки за ваш счет, перекупам не звонить |
Плохо: слишком много минусов | Бита и крашена — и это нормально для машины, которой девять лет. Есть повреждения на литье, ржавеет правая задняя арка и водительская дверь: видимо, плохо покрасили. Обслуживал своевременно, денег на запчасти не жалел. Подробности — по телефону |
Хорошо: преимущества вперед | Владею машиной два года, вписан в оригинальный ПТС. За это время сделал: 1. В коробке передач менял масло, лил оригинал. 2. Масло в моторе — каждые 10 000 км, Mobil 5w40, фильтры — оригинал, на этом не экономят. 3. Полностью новая задняя подвеска, в передней подвеске менял сайлентблоки. Все запчасти — Lemförder. 4. Передние ступицы тоже свежие, FAG. 5. Свежие пружины Lesjöfors и амортизаторы Sachs вкруг. 6. Свежие тормозные диски АТЕ вкруг, колодки тоже ATE, тормозная система обслужена. 7. Оригинальные силовые провода, свечи и катушка зажигания. 8. Кондиционер обслужен, холодит как новый. На все есть заказ-наряды, покупал запчасти и ремонтировался в «ВАГ-центре» на «Нарвской». Крашеные элементы есть, смотрите отчет «Авто-ру». Готов на любые проверки в любом автосервисе Санкт-Петербурга |
Плохо: ничего не понятно | Отличная машина в отличном состоянии. Вложений не требует, просто сел и поехал. Любые проверки за ваш счет, перекупам не звонить |
Плохо: слишком много минусов | Бита и крашена — и это нормально для машины, которой девять лет. Есть повреждения на литье, ржавеет правая задняя арка и водительская дверь: видимо, плохо покрасили. Обслуживал своевременно, денег на запчасти не жалел. Подробности — по телефону |
Хорошо: преимущества вперед | Владею машиной два года, вписан в оригинальный ПТС. За это время сделал: 1. В коробке передач менял масло, лил оригинал. 2. Масло в моторе — каждые 10 000 км, Mobil 5w40, фильтры — оригинал, на этом не экономят. 3. Полностью новая задняя подвеска, в передней подвеске менял сайлентблоки. Все запчасти — Lemförder. 4. Передние ступицы тоже свежие, FAG. 5. Свежие пружины Lesjöfors и амортизаторы Sachs вкруг. 6. Свежие тормозные диски АТЕ вкруг, колодки тоже ATE, тормозная система обслужена. 7. Оригинальные силовые провода, свечи и катушка зажигания. 8. Кондиционер обслужен, холодит как новый. На все есть заказ-наряды, покупал запчасти и ремонтировался в «ВАГ-центре» на «Нарвской». Крашеные элементы есть, смотрите отчет «Авто-ру». Готов на любые проверки в любом автосервисе Санкт-Петербурга |
Какую цену поставить. В 2020 году на всех трех сервисах появилась оценка стоимости автомобиля. Выберите в популярном в вашем городе сервисе объявлений автомобиль, который максимально похож на ваш по году выпуска, комплектации и состоянию кузова, — список объявлений позволит быстро сориентироваться в ценах.
Если у машины есть существенные недостатки вроде следов коррозии или уставшей ходовой части — ориентируйтесь на цены с бейджем «отличная цена».
Если машина в объективно хорошем состоянии, но ее нужно продать быстро — смотрите на «хорошую цену».
Отличная хорошо обслуженная машина, которая не видела кузовного ремонта, легко может стоить выше рынка. Если речь о ликвидном автомобиле — из тех, что многие хотят купить на вторичном рынке, — его купят очень быстро, несмотря на высокую цену. Само собой, если машина действительно хорошая и у вас нет проблем с объективностью.
Вообще, первую машину оценить непросто. Новичок считает, что за год потратил на расходные материалы, подвеску и бензин очень много денег, и надеется их получить с покупателя. Пороги при этом ржавые и мятые, подвеска стучит, из трубы валит сизый дым, но цена выше рынка.
На этапе звонков нужно набраться терпения, потому что в первую очередь будут звонить салоны — официальные и не очень, перекупщики. Наберитесь терпения и готовьтесь к вежливым спокойным переговорам.
Салоны будут предлагать сдать машину в трейд-ин. Рекомендуем вежливо отказываться, по крайней мере первый месяц. Машину не купят по рыночной цене, даже если она будет идеальной и ликвидной.
Серые дилеры и мутные стоянки расскажут, что под вашу машину уже есть клиент. Рекомендуем не связываться с такими собеседниками: ничего, кроме проблем, они не принесут.
Частные покупатели, автоподборщики и перекупщики вряд ли будут сильно различаться при разговоре по телефону. Многие с ходу спросят, за сколько вы готовы отдать машину, или даже скажут: «Вот сейчас я дам тебе вот столько денег». Тактично сообщите, что готовы торговаться только при личной встрече.
Вероятность, что вы написали идеальное и всем понятное описание, невелика: на рынке много мошенников, люди перестраховываются — задают много вопросов, которые могут показаться странными или просто надоесть. Вам, как продавцу, стоит на них ответить, причем исключительно правду:
Определенно не стоит делать следующие вещи:
Все это вскроется — не воруйте у людей время.
Это глава про частников, которые приезжают смотреть машину. Они могут оказаться обычными людьми, специалистами автоподбора или перекупщиками.
Будьте готовы показывать свой автомобиль и отвечать на множество вопросов: их обычно гораздо больше, чем по телефону.
Перекупщик будет очень убедительно и неприкрыто критиковать машину: говорить, как надо все красить, какие усталые тормозные диски, какая лысая резина и так далее, — все для того, чтобы выбить максимальную скидку. Он делал так много раз и здорово в этом поднаторел — ему несложно купить приличную машину у неподготовленного продавца за смешные деньги. Искренне надеемся, что с вами этот номер не пройдет.
Но если цена вас все-таки устроила, дальше нужно соблюдать особенную осторожность. Ведь теперь перекупщик, скорее всего, будет торопиться, попросит вас взять деньги, поставить подписи в нужных местах — и попытается распрощаться. Но вам от этого совершенно никакой пользы.
Продавайте автомобиль перекупщику только с полным переоформлением права собственности. Это три договора купли-продажи и совместный визит в ГИБДД, где машину перерегистрируют с вас на предприимчивого гражданина. Описывать все законные и незаконные схемы, в которых вы рискуете поучаствовать, нет смысла — но при каждой вероятны неприятности, а они вам наверняка не нужны.
Если перекуп откажется — никаких проблем, лучше попрощаться. Если его цена вас действительно устроила, можно просто выставить машину за эту цену и написать, что продать готовы только с полным переоформлением. За машиной приедут в тот же день, не сомневайтесь.
Также не рекомендуем вписывать покупателя в свой полис ОСАГО, который действует еще полтора месяца. Страхователем все равно останетесь вы, а это значит, что в случае ДТП ехать в страховую, заполнять документы и говорить с экспертом придется вам. А потом покупатель будет требовать с вас деньги, которые вы получите от страховой. Если вы продали машину, деньги за оставшееся время страховки можно вернуть — обратитесь в свою страховую.
Автоподборщик, если речь идет о хорошем специалисте, будет смотреть на машину очень внимательно. Он будет пользоваться толщиномером и сканером ошибок, заглядывать под резинки, обивку багажника. Торговаться будет гораздо грамотнее и деликатнее — опять же, если это хороший специалист. На весомые и логичные доводы, вполне возможно, есть смысл скинуть 5000—10 000 ₽. Если автоподборщик предлагает мутные схемы с полупустыми ДКП и подписью в ПТС, никакой это не хороший автоподборщик, а перекуп. Нормальный специалист приглашает на сделку собственника, у которого есть все необходимые документы и желание переоформить автомобиль как положено.
Обычный покупатель вряд ли будет грамотно торговаться, вряд ли будет предлагать что-то сверхъестественное и незаконное. Скорее всего, купит автомобиль за ту цену, что вы указали в объявлении. Выразите готовность съездить в автосервис на диагностику неисправностей и в МРЭО на переоформление. За диагностику неисправностей платит покупатель, поэтому в объявлениях часто пишут: «Любые проверки за ваш счет».
Сам процесс переоформления мы подробно описывали в третьем уроке. Только вы теперь в роли продавца.
Сдавать машину в «Карпрайс» или в трейд-ин есть смысл в крайнем случае: например, если есть серьезные недостатки, это что-нибудь неликвидное и продать на вторичке не получается месяцами. Неликвидной называют машину, которую никто не хочет покупать, она никому не нужна. И даже если такая машина в хорошем техническом состоянии и ее никогда не били и не красили — ее купят нескоро. Даже за небольшие деньги. Ликвидную машину сдавать дилеру нет никакого смысла: ее и так заберут по хорошей цене.
Обычно дилеры дают скидки на новые машины тем, кто сдает старую в трейд-ин. Здесь важно хорошо посчитать: в большинстве случаев размер скидки несоизмерим с ценой на вторичном рынке. Продать через «Авто-ру», «Авито» или «Дром» гораздо выгоднее — особенно если это ликвидный автомобиль в хорошем техническом состоянии и вы его настоящий собственник.
Кроме трейд-ина есть комиссионки — площадки, которые выкупают ваш автомобиль и потом перепродают его. Плюс — деньги можно получить очень быстро. Минус — денег дадут примерно как в трейд-ине, если не меньше. Самая известная площадка — «Карпрайс». Главный совет: не рассчитывайте на цену, которую вам называют по телефону, она всегда завышена и существует лишь для того, чтобы вы сделали выбор в пользу «Карпрайса». Поверьте, там найдут за что сбить цену.
Подробно о документах мы писали в третьем уроке — про оформление покупки. Просто теперь вы продавец. Главное — чтобы у вас на руках был полноценно заполненный договор купли-продажи, ДКП. Он защитит от всех бед и неприятностей. Если вдруг вам продолжают приходить штрафы — это значит, что нужно снять машину с учёта. Новый хозяин гоняет на ней как ни в чем не бывало, а для ГИБДД она по-прежнему ваша. И вот что с этим делать:
Впереди заключительный тест и экзамен по всему курсу, который поможет понять, с чем удалось разобраться, а на что стоит обратить внимание. Если сдадите экзамен на отлично, мы подарим вам электронный диплом, а если поделитесь им в своих соцсетях — скидку 20% на любой платный курс Учебника. Удачи!
Делимся лайфхаками и главным из курсов Учебника Т—Ж про деньги и жизнь в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь: @t_uchebnik