Чтобы выбрать автомобиль с пробегом, на котором получится ездить год-два без проблем, нужно разбираться в тонкостях подбора таких автомобилей:
Всему этому невозможно научиться с помощью серии статей за месяц, нужна серьезная практика. Поэтому мы не будем вам показывать затертые до дыр рули, примеры плохого кузовного ремонта и дубликат паспорта транспортного средства, выданный взамен утерянного. Мы расскажем, что следует делать человеку, который никогда не владел автомобилем.
Главный совет: обратитесь за помощью к специалистам по автоподбору. Мы подробно расскажем о них в уроке. Да, они работают не бесплатно, но выгоднее заплатить за услуги подборщика, чем за устранение недочетов, которые не заметит в машине новичок.
Очень важно понимать, кто продавец. Эти знания помогут избежать ошибки, если вдруг вы окажетесь там, где не стоит покупать машину.
Официальный дилер продает новые автомобили и автомобили с пробегом, которые выкупает или принимает в трейд-ин — то есть забирает старый автомобиль в зачет при покупке нового. Чтобы получить право официально представлять автопроизводителя, предприятие обязано выполнить много сложных и дорогостоящих требований. Поэтому официальный дилер работает в отдельном здании с огромными витринами, через которые с дороги видно автомобили. Еще лучше видно огромный логотип автопроизводителя. Торгуют автомобилями одной марки. Если в здании продают машины других марок — для них будет отдельный зал с отдельным входом.
Найти официалов можно в поисковике по запросу «официальный дилер [название марки]», на официальном сайте интересного вам автопроизводителя или в сервисах объявлений по продаже автомобилей.
Салон официального дилера — единственное место, где есть смысл покупать новый автомобиль. Вот несколько рекомендаций, которые помогут сэкономить нервы при работе с официальным дилером.
👉 Лучше выбрать машину из тех, что в наличии. Будет проще договориться о подарках и скидках, не придется ждать, пока машину привезут. Покупатель, который заказал машину с определенным набором опций под себя и оставил предоплату и так купит. Сотруднику дилера нет смысла что-то дарить и делать скидки.
👉 Обязательно проверяйте кузов автомобиля толщиномером — этот прибор показывает толщину лакокрасочного покрытия. Если на каком-то элементе толщина больше, чем на остальных, значит, там была царапина или вмятина и элемент перекрашивали — да, даже с новыми машинами такое случается. Такая машина нам, конечно, не нужна. Попросить толщиномер можно в отделе трейд-ина. Либо вам дадут воспользоваться прибором, либо проверят автомобиль при вас.
👉 Убедитесь в том, что дилер — полноправный собственник автомобиля. Эта информация есть в электронном паспорте транспортного средства (ЭПТС) — с бумажными новые машины больше не продают. Обычно его показывает менеджер, с которым вы ведете переговоры о покупке машины. В подлинности документа всегда можно убедиться на месте: в правом верхнем углу будет QR-код, наведите на него камеру смартфона и сходите по ссылке. Что бы ни говорил менеджер, ни в коем случае не отдавайте деньги дилеру, пока машина не будет оформлена на него. Есть реальная перспектива потрепать себе нервы, а в самом печальном случае — остаться и без денег, и без машины.
👉 Не вносите задаток больше 10%. Обычно при покупке машины сделка проходит в несколько этапов. Чтобы забронировать автомобиль, могут попросить внести задаток. В одном месте это 5 тысяч рублей, в другом — 20 тысяч, а в третьем менеджер скажет, что залог минимум 10%, но можно больше: «Какая вам разница, вы же уже заказали у нас машину». Так вот пусть этот минимум будет и максимумом. Если окажется, что машина крашеная или с ней какие-то проблемы, будет проще вернуть деньги и уйти к другому дилеру.
К сожалению, покупать б/у автомобиль у официального дилера без независимой проверки стороннего специалиста опасно. С документами и юридической чистотой все будет в порядке, а вот насчет кузова и технического состояния, скорее всего, будут бесстыже врать. Пусть вас не сбивает с толку пафосное название программы трейд-ина, гарантия производителя и обещание строгого отбора по сотне параметров: это легко может быть битая машина со скрученным пробегом.
В трейд-ин, конечно, сдают и хорошие машины, но они редко попадают в зал или на стоянку: их выкупают почти моментально, потому что у работника трейд-ина всегда есть люди, готовые выкупить по-настоящему хороший автомобиль.
Серый дилер не обязан соблюдать никаких требований. Обычно это какая-нибудь открытая площадка в промзоне, в лучшем случае ангар. Японские Хонды, немецкие Фольксвагены и что-нибудь китайское здесь стоит рядом. Никаких витрин, клиентских зон и порой даже элементарной чистоты. Заваленные бумагой столы, люди в джинсах, кроссовках и мятых рубашках. Снаружи в лучшем случае виниловая вывеска с названием организации или просто надпись «Автосалон».
К серому дилеру попадают через объявления с заманчиво низкой ценой. Например, обещают новую машину в хорошей комплектации за 600 тысяч рублей при рыночной цене под миллион. У серых дилеров не стоит покупать даже б/у автомобиль. Проблемы, которые может принести серый дилер из промзоны, тянут на большую серию статей. Так что, если вас занесло в такое место, по возможности ни с кем не разговаривайте и как можно скорее уходите оттуда.
Перекупщик, он же специалист по перепродаже автомобилей — так иногда их называют, чтобы перекупщики не обижались. Покупает что-нибудь битое или проблемное, малой кровью наводит косметический порядок и продает с легендой «не битая, не крашеная, один хозяин, езжу сам, на стоянку не поставлю». Это может быть машина обычного человека, что-то из каршеринга или такси, а может быть автохлам с аукциона битых машин. Иногда перекупщику удается забрать по знакомству хорошую машину из трейд-ина — ту самую, которая никогда не окажется в зале или на стоянке у дилера.
Перекупщики в объявлениях маскируются под частных собственников, но бывают разными. Добросовестный не работает с машинами со страховых аукционов — это где продают битые машины. На восстановлении не экономит, ставит машину на учет — становится собственником автомобиля, пусть и на небольшой срок. При телефонном разговоре признается, что купил машину на перепродажу. При этом не святой — не скажет, что машина была бита с трех сторон, — но и откровенный автохлам продавать не станет. У такого человека можно купить машину, но только после тщательной проверки.
Недобросовестного не волнует ничто, кроме выгоды. Он не будет восстанавливать подушки безопасности, если старые выстрелили при ДТП: это дорого. А вот сделать так, чтобы казалось, будто подушки на месте, — в самый раз. Он без проблем скрутит пробег с 300 тысяч до 50 и расскажет, что драное кресло и затертый до дыр руль — это нормально. Представится братом, сватом, крестным — кем угодно, кто просто помогает собственнику продать автомобиль. Такой продавец, скорее всего, придет на встречу с уже заполненными документами — в ПТС и договоре купли-продажи будет стоять чужая подпись. Кто ее ставил и при каких обстоятельствах, был ли это владелец, вы никогда не узнаете — и в этом главная проблема. У такого перекупщика покупать машину нельзя ни в коем случае.
Частный собственник. Человек, продающий свой автомобиль — тот, на котором долго ездил, который сам обслуживал. Частным собственником можно считать человека, который поставил машину на учет на свое имя: запись в ПТС соответствует паспортным данным владельца, есть данные о регистрации транспортного средства, стоит печать МРЭО.
Хорошо, когда машиной владеют долго — как минимум полтора года. Такой хозяин расскажет, что с ней делал, как и где обслуживал. Такая машина, скорее всего, была неплохой, не доставила много проблем.
Правда, бывает, что хозяин — жертва серого дилера или недобросовестного перекупщика. Может, он многое переделал и починил, но не смог избавиться от ощущения, что его обманули. Будет продавать машину спустя 7—9 месяцев. Ему даже может быть стыдно, но деваться некуда.
📌 За новой машиной — к официальному дилеру. Обязательно проверяйте кузов толщиномером и отказывайтесь от машины, если найдете хотя бы один крашеный элемент.
📌 Не стоит идти за машиной к серым дилерам: за новую переплатите, б/у будет проблемной.
📌 Есть хорошие перекупщики, у них можно купить вполне нормальный автомобиль. При этом важно, чтобы машина стояла на учете: перекупщик вписан в ПТС, есть записи о постановке на учет и печать МРЭО. Вас не должно волновать, что большинство перекупщиков этого не делают.
📌 Машину с пробегом лучше всего купить у частного собственника. Чем дольше продавец владеет машиной, тем лучше.
Поиск любого автомобиля — неважно, нового или б/у, — легче всего начать с сервиса с объявлениями. Начинающему водителю это будет полезно, чтобы прицениться и посмотреть, что и за сколько продают. Новую машину можно искать самостоятельно на тех же сервисах. Мы говорили о них на предыдущем уроке с точки зрения поиска автомобилей по фильтрам. Сейчас поговорим об особенностях площадок.
«Авто-ру» — старейший автомобильный портал рунета. Работает с 1996 года. Здесь больше всего объявлений. На момент работы над уроком в Москве через «Авто-ру» продают 23 тысячи новых автомобилей и 81 тысячу автомобилей с пробегом. Самая сильная модерация: откровенно мошеннические объявления оперативно блокируют. Поэтому цена точнее, меньше шансов нарваться на мошенников. Классный канал на «Ютубе».
Здесь удобнее всего искать новые машины — и даже не потому, что их больше, чем на других сервисах. Здесь больше всего официальных дилеров, вся важная информация на виду: понятно, в наличии машина или нет, а также дополнительно указывают честную цену без скидок.
«Авито» — сервис объявлений, существует с 2007 года. Раздел «Авито-авто» появился в 2011 году и с тех пор создает серьезную конкуренцию остальным. На момент работы над уроком в Москве через «Авито» продают 13 тысяч новых автомобилей и 48 тысяч автомобилей с пробегом.
К сожалению, здесь много нечисти: перекупщиков, серых салонов из промзон и просто недобросовестных продавцов. Объявление, которое заблокировали бы на «Авто-ру» как подозрительное или мошенническое, здесь может висеть довольно долго.
Искать новую машину сложнее. Меньше дилеров, меньше машин. В объявлении нет информации о наличии, цене без скидок и самих скидках.
«Дром» появился в 2001, с самого начала работал как сайт про праворульные автомобили. Если вы живете за Уралом — ищите автомобиль здесь, будет самый большой выбор и актуальные цены. В основном это будут автомобили из Японии, с правым рулем.
Недавно сервисы научились оценивать выгоду от сделки: сопоставлять марку, модель, поколение и комплектацию, пробег, год выпуска, регион, тип и объем двигателя и количество владельцев и отмечать объявления специальными бейджами. По ним можно понять, что автомобиль продают по рыночной цене или хотят продать его побыстрее — если цена чуть ниже.
На всех сервисах есть возможность проверки по VIN — идентификационному номеру машины.
Вот что по нему можно узнать:
На «Авито» легче всего поставить в объявление поддельный вин: умельцы находят номер такой же машины и указывают вместо настоящего. В результате продают автомобиль со скрученным пробегом, серьезными ДТП и лицензией на работу в такси, а по отчету пробег небольшой и подтверждается историей обслуживания, в ДТП машина не попадала и в такси никогда не работала. В общем, если увидите десятилетнюю машину с настоящим маленьким пробегом и без ДТП, не торопитесь звонить. Есть риск на эмоциях купить очень усталый автомобиль. О подмене вин покупатели таких машин могут узнать уже после постановки автомобиля на учет.
«Авто-ру» требует от продавца больше данных и блокирует подозрительные объявления. Разместить там объявление с подставным вин гораздо сложнее, поэтому такие машины встречаются гораздо реже. «Дром» в европейской части сильно отстает, потому менее интересен мошенникам. Праворульные машины на «Дроме» можно проверить по номеру кузова: у этих машин нет вин.
📌 На «Авто-ру» проще всего найти новую машину: здесь больше предложений, проще отличить официального дилера от неофициального, есть цена без скидок. Удобно искать автомобили с пробегом: здесь самая сильная модерация, есть смысл проверять машину по вин из объявления, меньше мошенников и больше предложений, если речь идет о европейской части России.
📌 На «Дроме» больше всего объявлений о праворульных машинах, пользуйтесь им, если живете в азиатской части России. Есть проверка по номеру кузова.
С б/у все очень сложно: есть много возможных проблем с документами, кузовом, электрикой и каждым отдельно взятым агрегатом. Не рекомендуем искать первую машину в одиночку, но и с помощниками могут быть проблемы.
Друг, который разбирается. Возможно, это действительно так. Но если выяснится, что он ошибся, — у вас могут испортиться отношения. Бывает, что друг вовсе не ошибался — просто человек, которому помогли, не обслуживал машину или заправлялся на жуткой заправке самым дешевым бензином. Но в том, что двигателю спустя год после покупки требуется капитальный ремонт, будет виноват именно друг. Если выбираете этот вариант — помните, что друг не профессионал и вы не платили за его работу.
Менеджеры официального дилера. Когда нужно, могут врать и при этом не краснеть. Если вы выяснили, что новую машину красили, — будут рассказывать, что это нормально. С б/у машиной — классический сценарий: уверяют, что красили только бамперы и переднее крыло, а пробег родной, но все это, скорее всего, не так.
Сервис выездной проверки автомобиля перед покупкой. Работает это так: вы находите объявление и звоните ребятам: проверьте, мол, вот этот автомобиль. Такой сервис может быть хорошим вариантом, но, как и с другими услугами, довольно легко нарваться на дилетантов. Нужно внимательно изучить предложения. Также не всегда приятно отдавать несколько тысяч за проверку машины, которая оказалась проблемной.
Еще услуги проверки часто предоставляют сервисы по подбору автомобилей с пробегом — о них стоит поговорить подробнее.
Автоподбор под ключ — самый работоспособный и надежный вариант. К автоподборщику приходят с просьбой подобрать технически исправный и юридически чистый автомобиль по заданным условиям. Вот что делает специалист автоподбора:
Это сложная услуга, которая требует времени и опыта. В случае с первой машиной она позволяет восполнить нехватку знаний и избавить от проблем, о которых мы писали выше. Главное — понять, что перед вами хороший специалист. Вот что должно быть у такого автоподборщика:
А еще автоподборщики могут поторговаться вместо вас с продавцом. И если им удастся скинуть цену после переговоров, скидка пойдет в зачет работы. Например, услуга подбора стоит 30 тысяч рублей. Специалист выторговал у продавца 20 тысяч. Вы купите машину по старой цене и фактически заплатите за подбор 10 тысяч рублей.
У плохого автоподборщика может быть мало опыта, дешевый китайский сканер, который не читает многие электронные блоки. Но самая большая проблема — перекупство. Это когда автоподборщик выкупает выгодные варианты, приводит машины в адекватный вид, а потом предлагает их клиентам автоподбора. Чтобы продать такую машину, придется врать про техническое состояние, пробег и все остальное. Если автоподборщик говорит, что у него есть хороший вариант прямо сейчас, в наличии, — прекращайте сотрудничество, перед вами перекупщик.
Результатом работы хорошего автоподборщика будет технически исправный автомобиль с подтвержденным пробегом и без проблем с документами. Так себе автоподборщик может ошибиться, но совершенно точно выберет гораздо более хороший автомобиль, чем тот, что вы бы подобрали самостоятельно. Стоимость услуг зависит от города — стоит сравнить цены на услуги у нескольких подборщиков, так вы поймете среднюю. Может показаться, что просят много, но поверьте: если машина, которую вы подберете самостоятельно, окажется хламом, придется потратить гораздо больше.
Автоподборщиков ищут точно так же, как и других специалистов:
Есть мнение, что окрашенные кузовные элементы — это естественно, поэтому роль толщиномера в подборе автомобиля сильно переоценили. Вот вещи, которые стоит знать о состоянии лакокрасочного покрытия автомобилей.
Сколы, царапины и некритичные повреждения — это естественно. На трассе в машину летят маленькие камешки. У торгового центра тесно, всегда будут люди, которые неаккуратно открывают двери и оставляют вмятины на чужих машинах. Не отказывайтесь от машины из-за таких мелочей. Во-первых, их можно отремонтировать в сервисе, которому вы доверяете, — без спешки и экономии на материалах. Во-вторых, с этим можно вообще ничего не делать. Это тоже нормально.
Чем машина старше, тем спокойнее стоит относиться к окрашенным деталям. Скорее всего, старые машины — 10 лет и более — били и красили, и это нормально. Главное — убедиться, что на кузовном ремонте не экономили: как минимум покупали на разборках оригинальные, ровные, окрашенные в один слой детали. В противном случае придется либо тратить деньги и делать как положено, либо ездить на плохо покрашенной машине.
Крашеные дверные проемы — в любом случае плохо, даже если машина старая. Это признак серьезного ДТП, и не исключено, что вварен кусок силовой конструкции от другой машины. Есть исключения, например Шкода Октавия А4, А5 и многие модели МИНИ: там уплотнительная резинка двери может протереть краску до металла, так что дверной проем могут красить даже на машине, которую никто не бил.
Хорошие показания толщиномера не гарантируют, что машину не красили. Есть немало случаев, когда машина чуть ли не горела, но прибор говорит, что все в порядке. Здесь важен опыт специалиста по подбору автомобиля: если деталь красили, он увидит это и почувствует на ощупь.
Новая машина не должна быть крашеной, что бы там ни говорил работник дилера. Даже Роллс-Ройс могут поцарапать, ударить, а потом покрасить — и для работников дилерского центра это просто рабочий момент. Мы про все это слышали — и именно поэтому еще раз пишем: новую машину нельзя покупать без тщательной проверки лакокрасочного покрытия.
Продавцы врут. И неважно, частник это, дилер или перекупщик. Если крыша кривая и крашеная — продавец, скорее всего, скажет, что это упала льдина. Кривая и окрашенная правая сторона — это «просто поцарапали ключом». Такое бывает, но крайне редко, поэтому просите фотографии повреждений — и делайте выводы, когда вам скажут, что их нет.
Новая машина — только у официального дилера. Желательно, чтобы автомобиль был в наличии, а ПТС к нему был на руках у дилера. Выбрать новый автомобиль можно самостоятельно, но в салон все равно лучше не идти одному.
Автомобиль с пробегом лучше всего покупать у частного собственника. Вполне возможно, что-то удастся найти у официального дилера или добросовестного перекупщика. Однозначно не рекомендуем выбирать в одиночку: закажите услугу автоподбора. Все затраты окупятся.
Делимся лайфхаками и главным из курсов Учебника Т—Ж про деньги и жизнь в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь: @t_uchebnik