Что вы узнаете
- Что посмотреть и какие навыки освежить, если с момента учебы в автошколе прошло слишком много времени.
- Как правильно устроиться за рулем: отрегулировать кресло водителя, настроить зеркала и подтянуть ремни безопасности.
- Как и где парковаться, на что при этом обращать внимание.
- Как вести себя на дороге.
- Когда и зачем сигналить, а также мигать аварийкой и дальним светом.
Что делать перед тем, как сесть за руль после долгого перерыва
С того момента, как вы получили права, до момента, когда вы сядете за руль своего автомобиля, может пройти полчаса, а может — 10 лет. Во втором случае есть смысл повторить правила дорожного движения и оплатить несколько часов работы автоинструктора. Повторить правила поможет одно из приложений «Гугл-плея» или «Эпстора» по запросу «ПДД билеты». Их там довольно много, ориентируйтесь по отзывам и выбирайте то, что по душе.
Нелишним будет повторить приемы парковки — поищите на «Ютубе» видео по запросам «параллельная парковка» и «парковка задним ходом». Там полно материала на любой вкус. Мастером не станете, но хотя бы вспомните главные принципы и сможете припарковаться.
На заднюю часть автомобиля, за рулем которого сидит водитель со стажем менее двух лет, должен быть наклеен знак «Начинающий водитель» — черный восклицательный знак на желтом фоне. Если знака нет, можно получить штраф 500 ₽.
Теоретически он должен давать преимущество: участники движения поймут, что вы новичок, будут закрывать глаза на вашу неопытность и всячески пропускать. Но часто происходит наоборот: новичку сигналят, подрезают его и иногда настойчиво требуют опустить стекло, чтобы поговорить. Хотя могут и дорогу уступить.
Как устроиться за рулем, пока еще не тронулись
Важно правильно настроить водительское сиденье и зеркала. Это серьезно уменьшит риск попасть в ДТП и увеличит шанс уцелеть, если до него все-таки дойдет.
Настройка сиденья водителя и положения руля. Важно сделать это правильно — сразу по нескольким причинам. Водитель при ДТП получит гораздо меньше повреждений либо не получит их вовсе. У него не будет после поездки ломить спину, а в экстренной ситуации ничто не помешает ему совершить эффективный маневр.
Кресло может быть с механическими или электрическими регулировками — тут вы сами разберетесь. Вот что нужно отрегулировать.
💺 Сиденье по высоте. Человек без достаточного пространства над головой рискует сломать себе шею в ДТП. Если вы выше 170 см, смело опускайте сиденье в самый низ. Новичку хочется видеть край капота, но смотреть там определенно не на что. Совсем скоро вы будете чувствовать габариты машины и научитесь справляться с парковкой, даже если на машине нет парковочных датчиков. Если рост небольшой, над головой должно быть не меньше 10 см, то есть между ней и крышей свободно помещается кулак, когда спина в вертикальном положении. Так вы сможете смотреть по сторонам.
💺 Положение «вперед-назад». Водитель, сидящий близко от руля, рискует не справиться с управлением в критической ситуации и попасть в ДТП.
Чтобы этого избежать, упритесь пяткой в пол, а носок поставьте на педаль. На машинах с автоматической, роботизированной коробкой передач или вариатором ориентируйтесь на педаль тормоза, с ручной коробкой передач — на педаль сцепления. Двигайте сиденье вперед и назад. В правильном положении ноги будут согнуты под углом 120°. Выжмите педаль и убедитесь, что нога при этом не становится прямой. Прямые ноги можно сломать при столкновении, а при слишком большом сгибе колени будут упираться в руль и мешать управлять автомобилем.
💺 Руль по высоте. Если этим правилом пренебречь, будет сложнее управлять машиной, и риск попасть в ДТП возрастет.
Поставьте правую ногу на педаль тормоза, но не нажимайте. Теперь поставьте кулак на бедро чуть выше правого колена и опустите руль так, чтобы он стоял на кулаке. В результате при активной работе рулевым колесом руки не будут касаться коленей.
💺 Положение спинки водительского сиденья. Не заваливайте ее вперед, чтобы не лежать на руле, и не отклоняйте назад. Водитель должен сидеть вертикально: это поможет сохранять концентрацию за рулем.
Прямые, но расслабленные руки по очереди положите на самую верхнюю часть рулевого колеса. Нижняя часть лопаток при этом должна соприкасаться со спинкой, а плечи — нет. У многих машин — но далеко не у всех — есть возможность утопить — задвинуть вглубь — или выдвинуть руль. Здесь также ориентируйтесь на запястья.
Теперь возьмитесь за руль так, чтобы большие пальцы лежали в нишах над горизонтальной перекладиной. Получится, что вы держите его с диаметрально противоположных сторон. Сами руки должны быть согнуты чуть больше чем на 90°, при этом кисти должны быть ниже плеч. Так вы сможете эффективно работать рулевым колесом, используя мышцы спины.
Самое страшное — это когда водитель сидит настолько близко к рулю, что может положить на него локти. В экстренной ситуации в таком положении крайне сложно совершить маневр и избежать столкновения.
💺 Подголовник должен быть в 3—4 см от затылка. Он не должен постоянно соприкасаться с головой и нужен для того, чтобы удержать голову при ударе.
Настройка ремней безопасности. Во-первых, ремень должен быть пристегнут, причем абсолютно всегда. Важно проследить, чтобы он не перекручивался, максимально плотно прилегал к телу и проходил по частям тела, в которые он может упереться. Нижняя часть — в районе таза, верхняя — через грудь. Есть люди, на которых ремень невыносимо давит. Рекомендуем все делать по правилам: обычно хватает недели, чтобы привыкнуть и перестать его чувствовать.
Ни в коем случае нельзя просто класть ремень на себя, чтобы что-то не помять или чтобы не давило: так он не удержит вас при ДТП, есть риск получить травмы там, где их могло вовсе не быть.
Регулировка зеркал. Их важно регулировать на ровной дороге, машина должна стоять абсолютно горизонтально. Сами регулировки могут быть электрическими, реже — механическими, и находиться в разных местах. Чаще всего они в непосредственной близости от зеркала, на пластиковой облицовке двери, реже — на площадке с кнопками, которые отвечают за окна, или недалеко от подлокотника.
Во время регулировки важно сидеть так, будто вы управляете автомобилем. Старайтесь не отклонять голову: все-таки в зеркало вам нужно будет смотреть именно при движении.
При регулировке положения «вверх-вниз» ориентируйтесь по горизонту: он должен быть чуть выше середины зеркала. В положении «влево-вправо» следите, чтобы в зеркале было как можно меньше корпуса машины. У машин, дверные ручки которых выпирают за поверхность корпуса, можно ориентироваться по ним. В зеркало должна попадать часть передней двери от дверной ручки и дальше, к задней части машины. Все, что ближе к зеркалу, не должно быть в нем видно.
Центральное зеркало, прикрепленное к лобовому стеклу, ориентируйте по заднему стеклу, оно должно быть строго по центру.
Как и где парковаться
Паркуйтесь только там, где можно. Первым делом рекомендуем повторить ПДД в той части, что касается парковки: это сбережет вам очень много денег, времени и нервов. Пока вы читаете эту статью, чью-то машину грузят на эвакуатор.
Под знаками запрета парковки вставать нельзя. Штраф — 1000 ₽ везде, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, там 3000 ₽. На места для людей с инвалидностью — тем более, если у вас, конечно, нет соответствующих документов и значка на машине. За это по всей России штрафуют на 5000 ₽.
«Я на пять минуток» не работает: либо машину успеют эвакуировать, либо сотрудник центра организации дорожного движения сфотографирует номера — и потом прилетит штраф. За эвакуатор тоже надо платить: в Санкт-Петербурге за услуги эвакуатора и время на штрафстоянке в среднем платят примерно 2500 ₽ — плюс штраф сверху. Что делать, если машину эвакуировали, обсудим в девятом уроке.
Когда паркуетесь, думайте об окружающих. Например, оставляйте номер для связи под лобовым стеклом, если перекрыли кому-то выезд. И особенно обращайте внимание на тропинки, дорожки и просветы в заборах. Пешеходам ваша машина радости и удобства не принесет.
Лучше парковаться задним ходом, то есть «по зеркалам». Так проще не задеть соседние машины, легче потом выехать, меньше риск притереть или даже оторвать передний бампер, который очень часто оказывается ниже бордюра (или поребрика).
Включили задний ход — включайте аварийку. Пока вы двигаетесь задним ходом, вы представляете угрозу для окружающих пешеходов и автомобилистов: они могут вас не заметить, этого нельзя допустить.
Двигайтесь по парковкам и дворам медленно. Ограничение скорости во дворах — 20 км/ч, а в некоторых случаях и вовсе 5 км/ч. По дворам очень часто ходят люди с маленькими детьми и дети без присмотра родителей. Если будете ехать быстрее, кто-то из них может попасть под ваши колеса.
Аналогичное правило действует на узких улочках. На многих из них нет ограничивающих знаков, в теории можно ехать со скоростью до 60 км/ч, но все-таки не стоит. Из-за припаркованной машины может выскочить кто угодно — и точно так же попасть под колеса.
Как вести себя на дороге
«Дайте дорогу дураку», или «правило трех Д». Кажется, об этом говорят вообще во всех автошколах почти на каждом уроке вождения — и в некоторых случаях напоминают на теоретическом уроке. Вот несколько примеров.
«Дурак» может перебегать обледенелую дорогу в неположенном месте, держа двумя руками внука за подмышки. Единственно правильный выход — сразу же притормозить, даже если вы еще далеко.
«Дурак» может на огромном белом джипе агрессивно водить в абсолютно глухой пробке на загородном шоссе: вклиниваться между машинами, рваться на обочину и обратно в пробку. Лучше пропустить: помятую машину потом ремонтировать дольше.
«Дурака» можно увидеть в зеркалах заднего вида — как он летит по городу со скоростью 150 км/ч. В этой ситуации важно сосредоточиться и сделать вид, что вы его не заметили: двигаться в своем ряду так же, как двигались. Так дураку будет легче вас объехать и при этом не зацепить.
В общем, действуйте по ситуации, берегите себя.
Не гоняйте. На дорогах есть так называемый нештрафуемый порог — превышение, за которое не выпишут штраф. В России это 19 км/ч. То есть в городе при знаке «60» не штрафуют при скорости до 79 км/ч, а на трассе со знаком «130» — до 149 км/ч. Мы не рекомендуем превышать на эти «разрешенные» 19 км/ч — и дело совсем не в штрафах: в случае ДТП скорость может сыграть критическую роль.
Не плетитесь в левом ряду. В левом ряду, как правило, идут с максимальной скоростью, за которую не штрафуют. Если не готовы держать максимально возможный темп — лучше перестроиться в ряд правее. К слову, на трассе ехать в левом ряду при свободных рядах правее запрещено ПДД.
Включайте поворотники за три полных секунды перед тем, как перестроиться, а также за 50—100 м перед поворотом на перекрестке. Встречается такой вариант отговорки: «Я включаю, когда кому-то мешаю, а если нет — зачем включать?».
Мешаете вы кому-то или нет — виднее другим. Просто оттопырьте палец и включите поворотники: так другие участники движения поймут, что вы перестраиваетесь или поворачиваете. Здорово, когда это происходит на уровне рефлексов.
Помните про «помеху справа». Вы наверняка слышали об этом от опытного автомобилиста — родственника или автоинструктора. Правило очень простое: на нерегулируемом перекрестке нужно уступить дорогу транспорту, который приближается справа. То же самое при одновременном перестроении автомобилей в один ряд. Уступить нужно только в том случае, если траектории движения транспорта совпадают.
Чтобы правило работало на перекрестках, дороги должны быть равнозначными: машина, которая выезжает справа со второстепенной дороги на главную, должна уступать.
Старайтесь не оказываться справа от грузовика, фуры или какой-нибудь большой спецтехники: водитель вас, скорее всего, не видит.
Опасно стоять справа от фуры на перекрестке: если она решит повернуть направо, машина окажется под ней. Если попытаться перестроиться в ряд к фуре из ряда правее, водитель может не увидеть машину и протаранить ее, не замедляя ход.
Как соблюдать дорожный этикет
Большинство правил в этой главе не имеет отношения к ПДД, просто в России так принято.
Сигналить — только если есть опасность ДТП. Так написано в правилах дорожного движения. Но многие сигналят на желтые знаки новичков, чтобы кто-то исчез с дороги, перед шлагбаумами или просто из-за раздражения. Не надо так! Можно вполсилы и коротко, если кто-то завис на перекрестке со смартфоном: это может быть как пешеход на пешеходном переходе, так и водитель стоящей впереди машины.
Не моргать дальним светом машине перед вами. Вы наверняка встретите водителей, которые будут ехать за вашей машиной и моргать дальним светом, призывая перестроиться и пропустить их вперед по важным делам. Скорее всего, это будет вселять в вас беспокойство. Если вы не плететесь в крайнем левом ряду, вы имеете право двигаться, как двигались: если человек торопится, пусть перестраивается сам, а не тревожит других участников дорожного движения. И сами так не моргайте.
Моргать встречному потоку дальним светом — это другая история: так делают на трассах, чтобы предупредить водителей, что впереди их ждет пост ДПС. С одной стороны, это помогает всем платить меньше штрафов за превышение, с другой — из-за таких предупреждений на трассах много лихачей, которые гоняют что есть силы и устраивают ДТП, а притормаживают только перед ДПС.
Моргать аварийкой, если вас пропустили или вы случайно сделали на дороге глупость. Это такое «Большое спасибо» или «Прошу прощения».
Запомнить
- Освежите знания ПДД и навыки вождения, если давно не садились за руль. Помогут ролики на «Ютубе», приложения в телефоне и автоинструкторы.
- Регулируйте сиденье и зеркала, подтягивайте ремни безопасности. Все это сокращает риск попасть в ДТП и получить травмы.
- Не передвигайтесь быстро по дворам, парковкам и узким улицам. Чем ниже скорость, тем меньше риск сбить человека или зацепить припаркованную машину.
- Не гоняйте. В лучшем случае вас оштрафуют, в худшем — попадете в ДТП.
- Левый ряд — для тех, кто готов ехать на максимально разрешенной скорости. Все остальные — правее.
- Сдаете назад — включайте аварийку. Поворачиваете — включайте поворотники.
- Помеха справа — на равнозначных перекрестках и при одновременном перестроении. В этих ситуациях тот, кто справа, имеет преимущество, его обязаны пропустить.
- Справа от фуры, грузовика или другой большой спецтехники лучше не ехать. Еще страшнее — перестраиваться перед такой техникой справа, как перед обычной машиной. В случае ДТП ущерб будет большим.
- Сигналить — только при опасности ДТП, а вот моргать аварийкой — всегда, когда хотите поблагодарить или извиниться.
Делимся лайфхаками и главным из курсов Учебника Т—Ж про деньги и жизнь в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь: @t_uchebnik