Как защититься от мошенников
Курс 

«Взять паузу»: распознаем звонки и сообщения мошенников

Урок 1 из 9·от 10 минут чтения·от 5 минут практики
В этом уроке разберем, как мошенники обманывают по телефону, в мессенджере и почте. Схема защиты выглядит очень просто, но помогает справиться с большинством атак.
Обложка урока
Иллюстрации: Валерий thewatt

Что вы узнаете

  1. О чем этот курс.
  2. На что рассчитывает мошенник.
  3. Как вспомнить про паузу.
  4. Как взять паузу, чтобы мошенник не помешал.
  5. Что делать во время паузы, чтобы она сработала.

О чем этот курс

Когда слышим истории про разводы, думаем: «Ну, со мной такого бы не провернули, я бы их раскусил». Но мошенники знают, что мы так думаем. Поэтому они пускаются на хитрости: торопят, пугают, давят на жалость или на жадность — в общем, делают так, чтобы мы захотели им заплатить. Жертвы мошенников часто потом говорят: «Казалось, что меня так просто не обмануть».

Научиться узнавать схемы несложно. Сложнее сделать так, чтобы в нужный момент включилось рациональное мышление, чтобы не принимать решения на эмоциях. В этом курсе мы будем делать две вещи:

  1. Показывать стандартные приемы мошенников и учить их распознавать.
  2. Тренировать приемы, которые помогут противодействовать уловкам мошенника. Один урок — один прием.

Узнать мошенника на трезвую голову легко, например когда мы читаем о нем статью. Но научиться противодействовать ему в жизни сложнее — нужно выработать определенные привычки, чтобы все происходило на автомате.

И наш курс подскажет, как это сделать.

На что рассчитывает мошенник

Один из частых разводов — звонок от лица сотрудника банка или правоохранительных органов. Прямо сейчас мошенники оформляют кредит на ваше имя, на вашем счете наблюдается подозрительная активность, и, чтобы спасти деньги, нужно перевести их на «безопасный счет».

Когда злоумышленник звонит с такими сообщениями, он понимает, что разоблачить его довольно просто: достаточно положить трубку и обратиться в банк по официальному номеру телефона, указанному на банковской карте. Там ответят, что никакой подозрительной активности не было — и ситуация разрешится.

Мошенник рассчитывает на то, что выведет нас из равновесия и заставит действовать импульсивно. В повседневной жизни мы не ждем, что нас начнут разводить. Мы заняты своими делами: пишем письмо коллеге, моем посуду, чистим баклажаны для имам баялды. Чтобы переключиться на новую задачу, мозгу нужно некоторое время.

И тут телефон звонит, а голос в трубке говорит, что деньги в опасности.

Классический пример телефонного мошенничества — злоумышленник выдает себя за сотрудника банка и говорит, что аккаунт клиента взломали

Нас выдернули из жизни и плеснули в кровь адреналина. Деньги надо спасать, поэтому мы делаем все, что велит заботливый голос в трубке: называем номер карты, три цифры с обратной стороны и код из смс.

Мошенники могут знать наши ФИО, адрес, банк, место работы и номер автомобиля — к сожалению, такие базы время от времени сливают в сеть. Бывали даже случаи, когда преступники знали точный баланс карты своей жертвы или через подмену номеров звонили будто с официального номера банка. Все это добавляет реалистичности и заставляет нас поверить, что мы разговариваем с настоящим сотрудником настоящей организации.

Чтобы вы следовали инструкциям, аферисты давят авторитетом и угрожают. Например, говорят, что при отказе от сотрудничества вы потеряете деньги или попадете в список подозреваемых: наряд уже готов выехать для задержания. Советоваться ни с кем тоже нельзя: вас якобы накажут за разглашение информации.

Для большей убедительности человеку могут прислать в мессенджер поддельные документы. Например, удостоверение сотрудника или акт от имени банка
Для большей убедительности человеку могут прислать в мессенджер поддельные документы. Например, удостоверение сотрудника или акт от имени банка

Еще один излюбленный прием мошенников — выдать себя за вашего друга или родственника. Для этого преступники взламывают аккаунт в мессенджерах и внимательно изучают переписку.

Они скачивают голосовые и видеосообщения от владельца страницы и на их основе создают новые с нужным текстом. Потом рассылают дипфейки родственникам, друзьям, знакомым из списка контактов и просят деньги под разными предлогами: нечем выплачивать кредит, нужно дорогостоящее лечение, задержали зарплату, банк по ошибке заморозил карту. Суть одна: для решения проблемы нужны средства, и очень быстро.

Дипфейки выглядят как настоящие и практически полностью копируют манеру речи человека, от имени которого просят деньги. Получателям кажется, что видео или голосовое действительно записал их близкий. Поэтому подозрений обычно не возникает, и они с готовностью переводят деньги на указанный счет.

Сначала мы видим оригинал видеосообщения, которое мошенник нашел в переписке. А дальше — поддельное видео на основе настоящего. Его мошенник сделал через нейросеть, чтобы выманивать деньги

Понятно, что если мы дадим «другу» взаймы или сообщим «сотруднику» данные карты, денег больше не увидим. А еще будем недоумевать, как это умудрились попасть в такую простую ловушку.

Но деньги отдали не мы — за нас все сделал инстинкт «бить или бежать». Когда мы получили контроль над ситуацией, было поздно. Чтобы этого не случилось, и нужна пауза — она дает мозгу время переключиться на новую проблему.

Как вспомнить про паузу

Прием «взять паузу» выглядит просто: если вас застали врасплох тревожным звонком или сообщением, не реагируйте сразу, дайте мозгу переключиться на новую задачу. Но чтобы прием сработал, о нем нужно вспомнить. С этим помогает правильный настрой. Его суть можно выразить так:

Деньги не терпят спешки.

Мошенники выстраивают общение так, чтобы вынудить нас отреагировать сразу. Но деньги почти никогда не требуют мгновенных решений. Если вам пишут об уникальной возможности заработать прямо сейчас, она никуда не денется через час или два. Пришло извещение о заказном письме счастья — почта его не выкинет, если вы придете за ним только на следующий день. Даже когда речь идет о краже данных вашей банковской карты, ничего не поменяется, если вы отреагируете не мгновенно, а через минуту.

Речь о деньгах, а контекст подразумевает срочность. Это подозрительно — стоит взять паузу
Речь о деньгах, а контекст подразумевает срочность. Это подозрительно — стоит взять паузу

⚠️ Если речь о деньгах, а вас торопят, — берите паузу

Как взять паузу, чтобы мошенник не помешал

Если вы когда-либо летали на самолете, наверняка слышали фразу: «Ближайший аварийный выход может располагаться не впереди, а позади вас». Кажется, что это вполне очевидно, но в критической ситуации мозг может об этом и не вспомнить: в его программе заложено бежать вперед, а не назад.

То же самое происходит при контакте с мошенниками. Если заранее не изучить правила, возразить паникующему мозгу будет нечего, поэтому предлагаем немного потренироваться.

Когда тревожное сообщение приходит письмом или в мессенджере, взять паузу относительно просто. Достаточно помнить, что деньги и срочность не дружат.

Мошенник пишет от лица руководителя и предупреждает о звонке из силовых структур. Чтобы не попасть в ловушку, достаточно взять паузу и все обдумать
Мошенник пишет от лица руководителя и предупреждает о звонке из силовых структур. Чтобы не попасть в ловушку, достаточно взять паузу и все обдумать

С общением по телефону сложнее. Мошенник понимает, что пауза играет против него. Если вы просто скажете: «Подождите, мне надо подумать», вас начнут уверять, что времени совсем нет, деньги крадут прямо сейчас.

Лучше выбрать повод, не связанный с темой общения, но мешающий его продолжить: например сказать, что вам нужно найти наушники, так как вы плохо слышите собеседника. Это даст вам время на паузу и не отпугнет собеседника, если он не мошенник.

Выберите любой удобный повод, который якобы мешает продолжить разговор: надо выключить газ, успокоить ребенка, запереть входную дверь. Что-то, что вы и так делаете в повседневной жизни: это поможет чувствовать себя увереннее.

⚠️ Заготовьте заранее повод для паузы на все случаи жизни

Что делать во время паузы

Все мошенники так или иначе хотят ваши деньги. Под каким предлогом они бы ни звонили, их выдают одни и те же признаки. Но чтобы эти признаки разглядеть, нужно отразить психологическую атаку мошенника и получить полный контроль над своими мыслями и решениями.

Именно тут раскрывается сила паузы: убрав тревогу и панику, вы сможете распознать подвох.

Универсального рецепта здесь нет — каждому помогает что-то свое: сделать несколько глубоких вдохов, выпить воды, умыться, медленно посчитать до 10. Подобные ритуалы нужны, чтобы выиграть время, снизить уровень адреналина и немного успокоиться. Подумайте, что обычно помогает успокоиться вам?

Когда вы немного придете в себя, мозг получит возможность проанализировать информацию и понять, мошенник перед вами или нет.

Чаще всего аферисты звонят через мессенджер и пытаются украсть деньги с карты. Тут правило простое: если спрашивают что-то, кроме номера карты, — кладите трубку.

Как узнать, звонит мошенник или сотрудник службы безопасности

МошенникиНастоящая служба безопасности
Откуда звонят: с телефона или мессенджераЧасто звонят через мессенджер, скрывают номер или подменяют его номером официальной организации через специальные программыТолько по телефону с официального номера банка
Как проходит разговорТоропят и пугают тем, что вот‑вот украдут деньгиГоворят спокойно и не торопят
Если захотите перезвонить в банкОтветят, что нельзя вешать трубку, иначе потеряете деньгиПоддержат и попрощаются: никакой спешки
Что спрашиваютСекретные данные карты, приложения и личного кабинета, например коды из смсПодтверждение, что это вы. Предложат видеозвонок. Не просят информацию для доступа к счету или приложению
Что просят сделатьЛюбые операции со счетом: перевести деньги куда-то, снять их в банкомате или передать курьеруНичего, связанного со счетом: сотрудник может сам отменить операцию, заблокировать карту и доступ в личный кабинет

Как узнать, звонит мошенник или сотрудник службы безопасности

Откуда звонят: с телефона или мессенджера
МошенникиЧасто звонят через мессенджер, скрывают номер или подменяют его номером официальной организации через специальные программы
Настоящая служба безопасностиТолько по телефону с официального номера банка
Как проходит разговор
МошенникиТоропят и пугают тем, что вот‑вот украдут деньги
Настоящая служба безопасностиГоворят спокойно и не торопят
Если захотите перезвонить в банк
МошенникиОтветят, что нельзя вешать трубку, иначе потеряете деньги
Настоящая служба безопасностиПоддержат и попрощаются: никакой спешки
Что спрашивают
МошенникиСекретные данные карты, приложения и личного кабинета, например коды из смс
Настоящая служба безопасностиПодтверждение, что это вы. Предложат видеозвонок. Не просят информацию для доступа к счету или приложению
Что просят сделать
МошенникиЛюбые операции со счетом: перевести деньги куда-то, снять их в банкомате или передать курьеру
Настоящая служба безопасностиНичего, связанного со счетом: сотрудник может сам отменить операцию, заблокировать карту и доступ в личный кабинет

Большинство банков позволяют переводить деньги без номера карты: по номеру телефона. Так что лучше сообщать номер карты только людям, которым вы доверяете, а всех остальных просить перевести по телефону.

Код из смс или пуш-уведомления настоящий сотрудник банка тоже может спросить. Но сделает это лишь в одном случае — только если вы сами позвонили банк.

Мы подготовили небольшую памятку о том, какие данные можно и нельзя сообщать посторонним. Сделайте скриншот или распечатайте, чтобы сверяться во время паузы.

Никому не сообщайте эти данные, особенно если говорят, что им сообщить можно

⚠️ Срок действия карты

⚠️ Код безопасности на обратной стороне (3 цифры)

⚠️ Код из смс или пуш-сообщений

⚠️ Пин-код

⚠️ Сколько денег на счете

Настоящий сотрудник банка и службы безопасности:

  • знает ваши фамилию, имя и отчество;
  • знает последние 4 цифры вашей карты;
  • знает, сколько у вас денег на счету;
  • спрашивает код из смс или пуш-уведомления, только если вы сами позвонили в банк;
  • не просит снять деньги в банкомате;
  • не просит перевести деньги на другой счет;
  • не просит сообщить данные карты кому-то еще.

⚠️ Выберите себе ритуал, который поможет успокоиться

⚠️ Требуют реквизиты карты — кладите трубку

Что делать после паузы

Если вы пришли к выводу, что общаетесь с мошенником, сразу завершайте разговор. Не прощайтесь — просто вешайте трубку. Иначе мошенник попытается найти способ продолжить общение и развеять ваши сомнения — и у него может получиться. После этого позвоните в банк или другую организацию, о которой шла речь, и расскажите о ситуации.

Телефон возьмите из независимого источника, например с официального сайта или банковской карты — обычно он указан на обороте. Звонок поможет организации усилить меры безопасности, а вам — подстраховаться на случай, если вы ошиблись.

⚠️ Позвоните в банк по проверенному номеру

Что дальше

В этом уроке мы разобрались с мошенниками, которые пытаются выманить у вас деньги. Есть более коварные преступники: они делают вид, что хотят отправить деньги вам. В следующем уроке разберемся, как не потерять веру в человечество и научиться вычислять предложения мошенников с помощью одной фразы.

Запомнить

  1. Мошенники стараются вывести вас из равновесия и заставить действовать импульсивно.
  2. Если вас торопят и речь о деньгах, берите паузу.
  3. Заранее выберите удобный повод для паузы.
  4. Совершите ритуал, который поможет успокоиться.
  5. Спрашивают что-то, кроме номера карты, — кладите трубку.
  6. После завершения разговора позвоните в банк по проверенному номеру — он указан на карте или на официальном сайте банка.

Делимся лайфхаками и главным из курсов Учебника. Чит-коды для реальной жизни — в нашем телеграм-канале: @t_uchebnik

Тест

Сможете ли вы поставить мошенников на паузу?

Следующий шаг