Что вы узнаете

  1. Что влияет на финансовое развитие детей.
  2. Как развиваются отношения с деньгами в разном возрасте.
  3. Как проследить за финансовым поведением ребенка.
  4. Как составить финансовый портрет ребенка.

Что влияет на финансовое развитие ребенка

Каждый ребенок — уникальная личность, в том числе с точки зрения отношений с деньгами. Даже если дети растут в одной семье, их стиль обращения с деньгами может быть разным. К примеру, один вмиг тратит все деньги на сладости, а другой бережно их копит и хранит. Воспитательные и педагогические приемы, подходящие одному, будут бесполезны для другого.

Так происходит, потому что на поведение ребенка влияют особенности его характера, интересы и внешние факторы — среда, в которой растет ребенок, семейные правила и ценности.

Представим систему финансового развития ребенка в виде треугольника. В его центре будет личность — ребенок со своим характером и интересами. По углам — внешние факторы, влияющие на его финансовое развитие.

Финансовое развитие начинается с раннего возраста вместе с общим развитием ребенка: он познает мир, учится новым вещам и знакомится с деньгами
Финансовое развитие начинается с раннего возраста вместе с общим развитием ребенка: он познает мир, учится новым вещам и знакомится с деньгами
Финансовое развитие начинается с раннего возраста вместе с общим развитием ребенка: он познает мир, учится новым вещам и знакомится с деньгами
Финансовое развитие начинается с раннего возраста вместе с общим развитием ребенка: он познает мир, учится новым вещам и знакомится с деньгами

Давайте посмотрим на каждый элемент треугольника подробнее.

Среда. Культурный код страны, общие экономические и технологические тренды в мире влияют на мировоззрение ребенка и горизонты его мышления, могут формировать установки и влиять на выбор профессии.

Дети, растущие в странах с высокой предпринимательской культурой, например в США, быстрее набирают опыт в бизнес-проектах. Например, с детства продают лимонад или печенье соседям, систематически подрабатывают на каникулах. Это происходит, потому что их поддерживает сама система, окружение, поэтому им легче переживать первые ошибки.

Здесь же стоит сказать о профессиональной финансовой среде — компаниях, которые продают и продвигают финансовые продукты. Это банки, стартапы, корпорации. Профессиональная среда учит ребенка общаться с представителями банков, различать мошеннические схемы, разбираться в информации и потреблять рекламу.

Друзья, школа, учителя — более близкая среда и люди, влияющие на финансовое развитие и экономическую социализацию детей. Здорово, если в школе ребенка или на дополнительных секциях есть уроки финансовой грамотности, а преподаватель увлечен темой и умеет хорошо объяснять.

Если таких уроков нет, ребенок будет набирать опыт на примерах из жизни, в том числе под влиянием друзей. В школьной среде дети учатся взаимодействовать с другими людьми, видят экономическое разнообразие и неравенство, наблюдают за реальным опытом и начинают понимать, что личный результат будет зависеть от их усилий.

Хорошо, если ребенок и его друзья увлечены проектами: например, устраивают гаражные распродажи, пекут пироги для ярмарок и придумывают школьные стартапы. Но в школе и среди друзей бывают и неприятные ситуации: финансовый буллинг или воровство. Тут не обойтись без вмешательства взрослых.

Дом и родители — определяющий элемент. Родители — важнейшие наставники, которые могут передать опыт, помочь сориентироваться в мире, заложить основы финансовой культуры и отношений с деньгами.

Представим условного Пашу. Ему 13 лет, он живет в небольшом городе, а его родители владеют магазином техники. Паша с детства помогал родителям в магазине. Дома у него всегда были книги о бизнесе, а одна из любимых книг Паши — «Продавец обуви», история создания бренда «Найк». Паша учился онлайн в детской бизнес-школе и участвовал в чемпионате по бизнес-проектам: он развивает проект по аренде 3D-принтеров. Карманные деньги Паше дают с пяти лет, на первый 3D-принтер он накопил сам. Паша мечтает поскорее стать финансово независимым и помогать родителям.

А есть условная Надя. Ей тоже 13 лет, она тоже живет в небольшом городе. Надя с раннего детства помогает родителям по дому, убирает, хорошо готовит. Ей никогда не давали карманных денег, а еще она не принимает решения, на что и как тратить: родители сами решают, что ей купить, а что нет, и выдают деньги по запросу. Надя видит, что у ее подруг есть свои деньги. Она никак не может решиться поговорить с мамой о такой системе. Ей кажется, что будет здорово найти подработку, но она понятия не имеет, как это сделать.

Получается, что у детей одного и того же возраста уровень финансовой грамотности может быть разным. Все дети развиваются в своем темпе, и умения конкретного ребенка могут не совпадать с умениями его одноклассника. Это нормально: всему можно научиться. Но в освоении финансовой грамотности важна последовательность этапов: прежде чем начинать инвестировать, следует научиться пользоваться банковской картой и копить.

Рассказываем, в каком возрасте и о чем стоит говорить с ребенком и как чаще всего финансово взрослеют дети.

Как развиваются отношения детей с деньгами
2—3 года. Начальный этап

Первое чувство собственности — это твое, а это мое — просыпается у ребенка еще с первого года жизни. А в полтора-два года дети начинают активно взаимодействовать с миром вещей и изучать устройство всего. Так они учатся осознавать свои потребности и понимают, что для их удовлетворения нужны ресурсы: мыльные пузыри не сделать без специальной жидкости, а мороженое закончится — если хочется еще, придется его «добывать», то есть просить у родителей.

В этом же возрасте дети сталкиваются с торговлей и начинают связывать картинку из рекламы с конкретными товарами. В магазинах начинают выражать свои предпочтения, появляются любимые товары и бренды. Ребенок еще не осознает понятия «бренд», но уже подвержен рекламе. Он с большей вероятностью выберет товары со знакомыми образами — условных «Фиксиков», «Три кота» или «Щенячий патруль». Бренды перешли из мультиков в мир вещей и теперь сопровождают нас везде: от молочных продуктов до игрушек и одежды.

В это же время ребенок начинает понимать, какие вещи принадлежат ему: одежда, тарелка, игрушки. А еще — что имеет для него самую большую ценность: без тарелки полдня прожить можно, а вот без любимых игрушек будет тяжелее.

Малышам интересно исследовать предметы и артефакты финансового мира: мамин кошелек, папину карточку, банкомат, терминал оплаты. Им нравится сортировать монеты, ракушки и пуговицы, способные быть игровыми деньгами. Здесь родителям важно следить, чтобы ребенок не брал мелкие предметы в рот, а монеты, которые он учится складывать в копилку, предварительно мыть.

Поведение ребенка в этом возрасте может быть еще спонтанным. Чувствую голод — беру еду, хочу играть — беру игрушки. Ребенок уже многое понимает, но еще плохо выстраивает причинно-следственные связи. В этот период важно знакомить ребенка с экономическим миром и его принципами: говорить, что и как называется, объяснять, зачем нужны разные вещи, показывать, как вы пользуетесь банковской картой, списком продуктов или кошельком, просить его посильной помощи с простыми задачами. Приведем пример.

Смотри, это карточка. С ее помощью я могу оплатить наши покупки. Надо приложить ее сюда и взять вот такую бумажку — чек. Поможешь мне сложить покупки в сумку?

Давай в эту банку мы будем складывать монеты, которые остаются у нас в карманах. Посмотрим, сколько их там накопится к концу месяца, и купим что-то вкусное.

Кажется, приехал курьер с твоими новыми ботинками. Нам надо заплатить ему. Смотри, это мой кошелек. Я достану оттуда деньги и отдам человеку, который привез ботинки. А он взамен отдаст мне ботинки.

Как развиваются отношения детей с деньгами
4—6 лет. Основы финансовой культуры

Говоря о финансовом развитии детей, мы делим его на две части: развитие финансовой культуры и обучение финансовой грамотности.

Финансовая грамотность — это знания и навыки, помогающие нам с умом обращаться с деньгами. А финансовая культура — это часть общей культуры человека. Она связана с ценностями, мировоззрением, здоровыми привычками и финансовым поведением. Культура проявляется в отношении ребенка к деньгам, в понимании материальной ценности вещей и умении различать потребности и желания.

Бывает, что ребенок комкает, рвет и хранит как попало подаренные деньги, часто капризничает в магазине и ломает вещи дома и на детской площадке. Это значит, что у него пока недостаточно навыков самоконтроля и уважения к деньгам и вещам, а его финансовая культура только начинает формироваться. Родителям можно и нужно помогать ребенку: объяснять, что деньги надо всегда хранить в кошельке или копилке, купить все шоколадки в магазине не получится, а в изготовление поломанных им вещей вложено много чужого труда, который надо ценить.

Также в этом возрасте дети начинают понимать связь денег и труда и концепцию обмена денег на товары. Когда ребенок приходит в магазин, выбирает игрушечный паровозик и идет вместе с родителями на кассу, он уже осознает, что паровозик не бесплатный — он стоит определенное количество денег. Эти деньги есть в кошельке у родителей, потому что они ходят на работу, выполняют разные задачи, тратят на это свое время и силы. Ребенок уже понимает, что деньги конечны: их должно хватать не только на его игрушки, но и на еду, одежду, бензин и занятия.

В этом возрасте на детей и родителей обрушивается мощный маркетинг: дети не могут противостоять влиянию рекламы и хотят все. Ребенку трудно контролировать свое поведение и эмоции, если он чего-то очень захотел. Родителям стоит набраться терпения: объяснять, зачем нужна реклама, учить различать свои эмоции, тренировать навык ожидания.

Попробуйте ограничивать экранное время и доступ к рекламе, вводить правила, которые помогут детям делать выбор из многообразия игрушек и вкусностей. Например, не покупать игрушки дороже определенной суммы или больше определенного размера.

Если у вас пока не получается спокойно поговорить с ребенком на эту тему, ребенок нервничает или слишком возбужден, когда видит что-то в магазине, — прежде всего помогите ему успокоиться. Разным детям помогают разные практики. Кому-то нужен физический контакт и объятия, кому-то спокойный разговор, помогающий выразить эмоции, а кому-то просто время. Очень важно сохранять свое спокойствие и убеждение, что вы все делаете правильно.

Вводите правила — они делают мир понятней и создают границы, в которых легче ориентироваться. А еще их можно сделать элементами понятной и интересной игры. Например:

Мама! Смотри, какая база Щенячьего патруля! Я хочу такую себе.

Понимаю, что тебе понравилась эта база, она правда классная. Но она очень дорого стоит, 7500 Р. Это гораздо больше, чем маленькие машинки, которые мы с тобой покупаем по пятницам.

Да! Но я больше не хочу машинки, я хочу базу.

Ты очень хочешь ее, но сейчас я не готова купить такую дорогую игрушку. Зато мы можем накопить на нее. Давай каждую неделю откладывать деньги, которые не потратили на другие игрушки. Тогда через некоторое время купим эту базу.

Если вы предлагаете ребенку идею, как в этом примере, важно поддержать ее реализацию на практике. Сам ребенок пока вряд ли сможет совладать с собой и накопить на что-то большое. Мотивируйте его, распишите план конкретных действий, помогите не тратить деньги на другие игрушки, дайте ребенку возможность подработать в учебном режиме. О подработках мы поговорим чуть позже.

Подкрепляйте моватицию с помощью игры. Например, повесьте на видное место поле для дартса и прикрепите в центр изображение той самой игрушки. За каждое полезное действие ребенка — например, когда он помог вам разобрать шкаф или научился пришивать пуговицы — втыкайте кнопки в доску. Как только соберется определенное количество кнопок — пополните копилку ребенка. Таким образом можно удержать внимание ребенка на цели и помочь с ее реализацией. Успех закрепится как достижение в игровом формате.

В шесть лет ребенок получает официальное право совершать мелкие бытовые сделки, например самостоятельно покупать хлеб в магазине. Это повод, чтобы начать давать ребенку карманные деньги.

Также в этом возрасте дети начинают готовиться к школе — учатся считать, читать и писать. Финансовые темы можно использовать для развития этих навыков: написать список продуктов, посчитать сдачу или прочесть, что написано в чеке из магазина.

На этом этапе важно использовать преимущественно наличные. Так ребенок сможет почувствовать физический обмен товаров на деньги и осознать, что они имеют ценность, научиться их считать. Банковская карта не даст такого опыта. Это инструмент для следующего этапа финансового развития, когда ребенок будет знакомиться с миром финансовых и цифровых технологий.

Если в вашем городе есть музей денег, поход в него станет хорошей практикой для расширения финансового кругозора. Например, в Петербурге есть музей Гознака, где интересно рассказывают про историю денег, а еще проводят творческие мастер-классы по изготовлению копилки или денежного дерева. А экспозиция «Миллион из монет» наглядным образом покажет ребенку «объем» денег и точно впечатлит его.

Экспозиция «Миллион из монет» в петербургском музее Гознака наверняка впечатлит ребенка
Экспозиция «Миллион из монет» в петербургском музее Гознака наверняка впечатлит ребенка

Как развиваются отношения детей с деньгами
7—8 лет. Первая практика

В начальной школе ребенок попадает в новую социально-экономическую среду: он начинает общаться с одноклассниками, видит и сравнивает, сколько денег дают им, какие у них вещи. Теперь у него больше задач, связанных с деньгами: он может покупать еду в столовой, оплачивать проезд, покупать канцтовары.

Важно, чтобы в этом возрасте у ребенка точно появились свои карманные деньги, которых хватит на его обязательные расходы, например перекус, и маленькие желания. Это нужно, чтобы ребенок начал тренировать самостоятельные траты, принятие решений и понял концепцию личного бюджета. А еще — чтобы он натворил свои первые денежные ошибки, это важный опыт в развитии.

Карманные деньги — это деньги, которые мы даем ребенку просто так, на его потребности и желания. Это не деньги за подработку, не подарок на день рождения и не деньги по требованию, нужные ребенку на покупку конкретного товара. Карманные деньги выдаются в определенном размере и с определенной периодичностью.

Лучше всего начинать с суммы, в пределах которой ребенок может считать: в этом возрасте это обычно 200—300 Р. Желательная периодичность выдачи карманных денег — неделя. Это понятный для младшего школьника интервал. Он осознает его, и в течение такого срока может научиться ждать. В подростковом возрасте можно увеличивать этот период до двух недель или месяца.

Выдавать лучше всю сумму целиком и установить для этого определенный день — например, всегда выдавать деньги по пятницам. Умение распределить финансы до следующей пятницы — это важный навык. Через какое-то время сумму можно увеличить, когда станет понятно, на что ребенок тратит и необходимы ли ему дополнительные деньги.

Когда вы даете карманные деньги, важно обозначить правила. Вот как можно рассказать о них в первый раз.

Мы с папой решили, что каждую пятницу будем давать тебе карманные деньги, 300 Р на неделю. Эти деньги ты можешь тратить на перекусы в школе и на другие вещи, которые захочешь купить.

Класс! А если я за неделю не потрачу эти 300 Р, вы все равно снова дадите деньги?

Да, тогда непотраченные деньги будут у тебя копиться. И ты сможешь купить что-то одно, но большое. Мы хотим, чтобы ты учился распоряжаться деньгами.

Хорошо, а сегодня уже дадите? Пятница же.

Будет здорово, если сразу с выдачей карманных денег вы научите ребенка вести учет его доходов и расходов. Для этого подойдет кэшбук — тетрадь для ведения детского бюджета. О том, как его создать и вести, мы подробно расскажем в четвертом уроке курса.

Когда ребенок научится обращаться с наличными, то есть познакомится с номиналом банкнот, научится считать и сопоставлять деньги с ценами товаров, узнает о признаках поддельных купюр, ему можно заводить банковскую карту. Оптимальный возраст, когда карта начнет восприниматься не как игрушка, а как нужный и полезный финансовый продукт, за который ребенок будет чувствовать ответственность, — восемь-девять лет.

Как развиваются отношения детей с деньгами
9—12 лет. Активный финансовый рост

В этом возрасте у большинства детей уже сложился первый практический опыт. Они совершали самостоятельные покупки, возможно, имеют накопления и уже получали деньги за подработку: например, помогали с какими-то делами родителям по дому или по работе, продавали свои старые вещи, участвовали в школьных ярмарках.

У каждого пятого ребенка в России в этом возрасте уже есть банковская карта и приложение, где можно видеть расходы, заказывать выписку со счета, общаться с банком, получать задания от родителей. Становятся актуальны вопросы финансовой безопасности и защиты данных.

Так выглядит интерфейс приложения «Тинькофф» для пользователей карты «Джуниор». Ребенок может следить за тратами, открывать счет-копилку, зарабатывать, выполняя задания родителей
Так выглядит интерфейс приложения «Тинькофф» для пользователей карты «Джуниор». Ребенок может следить за тратами, открывать счет-копилку, зарабатывать, выполняя задания родителей

Оформите карту «Тинькофф Джуниор»

Это бесплатная банковская карта для детей: помогает присматривать за тратами ребенка, приносит бонусы за покупки и учит финграмотности

Оформить карту

В этом возрасте у детей все так же много желаний, при этом они становятся дороже: вкусняшки и детские игрушки заменяют планшеты, телефоны, модная одежда, велосипеды и самокаты. Понятно, что карманных денег на это не хватит, а родители не всегда готовы на такие покупки. Поэтому дети стремятся получить больше денег и думают, как бы начать зарабатывать самостоятельно.

Все больше времени дети проводят с друзьями и обсуждают деньги с ними. В этот период может обостриться чувство социального неравенства и экономической несправедливости: «Почему кому-то из друзей платят за оценки, а мне нет? Почему кому-то с легкостью покупают дорогой телефон, а мне нет?» Родителям надо быть готовыми отвечать на подобные неудобные вопросы — об этом мы расскажем в шестом уроке.

Полезной практикой для ребенка будет ведение финансовых дневников, где можно вести учет денег, фиксировать свои успехи, ставить цели и планы. На этом этапе родителям важно установить границы и объяснить, что есть личный бюджет ребенка, а есть семейный бюджет. Они связаны между собой. Например, доход ребенка в виде карманных денег — это расход в бюджете родителей.

В этом возрасте уже можно делегировать ребенку некоторые домашние дела и статьи расходов. При этом важно перечислять ему израсходованные на общие нужды деньги. Например, ребенку можно делегировать регулярную покупку хлеба:

Напротив дома открылась новая пекарня, ты видел? Там пекут очень вкусный хлеб. Было бы здорово покупать его, а не батон из магазина. Давай ты возьмешь на себя его покупку и будешь следить, чтобы дома всегда был хлеб?

Это я могу. А деньги?

Я прикинула: если покупать хлеб пару раз в неделю, то на месяц хватит 400 Р. Я переведу тебе на карту сразу на месяц вперед. Тогда договорились? С тебя свежий хлеб по вторникам и пятницам?

У такой практики есть риски: ребенок может потратить всю сумму сразу, тогда хлеба вы не дождетесь. Но делегируя ему такую важную задачу, вы покажете свое доверие, дадите возможность выполнить задачу и получить опыт. Даже если ребенок не справится в первый раз и потратит деньги, это не приведет к серьезным финансовым проблемам. Зато научит его распределять финансы на месяц и не поддаваться спонтанной покупке в будущем. Подробнее о том, как лучше делегировать домашние дела и обсуждать их с ребенком, мы расскажем в третьем уроке.

Как развиваются отношения детей с деньгами
13—15 лет. Финансовая подготовка

В этом возрасте ребенок воспринимает информацию практически на уровне взрослого. С ним можно говорить о финансовых продуктах, инвестициях, налогах, финансовом плане для взрослой жизни — многое ему будет понятно.

С 14 лет можно брать официальную подработку и самостоятельно распоряжаться своими доходами. У ребенка появляется паспорт, теперь он может открыть собственный банковский счет и карту, которая не будет привязана к родительской. Он получает больше свободы, но и больше ответственности.

У ребенка уже есть немало практического опыта: он каждый день что-то покупает, возможно, подрабатывает, развивает свой проект или даже инвестирует со счетов родителей. Но этот опыт еще не систематизирован. Подростку будет трудно его проанализировать, самостоятельно сделать выводы и изменить финансовое поведение. Хотя многим детям в этом возрасте кажется, что они все знают и понимают, на самом деле до финансовой самостоятельности им еще далеко.

Подростковый возраст — сложный для родителей. Тинейджеры ставят под сомнение все, что говорят взрослые, родители перестают быть авторитетом. При этом финансовых вопросов меньше не становится. На помощь могут прийти наставники: педагоги, тренеры, знакомые семьи, способные поделиться жизненным опытом и помочь подростку с его вопросами. Найти наставников можно на курсах дополнительного образования по финансовой грамотности и предпринимательству. Они работают как репетиторы: передают свои знания и опыт, помогают с развитием навыков, сложными вопросами.

В этом возрасте важно продолжать практиковать учет и планирование бюджета. С недели можно переходить на месяц, а еще привыкать сопоставлять фактические результаты с плановыми. Важно ставить финансовые цели, чтобы формировать навык накоплений: накопить на новый велосипед, видеоигру, поездку в другой город.

Идеи для подработки могут все больше связываться с теми навыками и талантами, которые проявляются у детей. Теперь можно не просто выполнять хоть какой-то труд за деньги, а набираться опыта в области, интересной подростку, где он хотел бы развиваться. Если он любит рисовать, может начать брать заказы на иллюстрации в сети, а если обожает животных — подрабатывать в приютах или догситтером.

Пример финансовых целей ребенка
Пример финансовых целей ребенка
Пример финансовых целей ребенка
Пример финансовых целей ребенка

Как развиваются отношения детей с деньгами
16+. Развитие финансовой самостоятельности

Это этап, который ближе всего стоит к самостоятельной финансовой жизни. У подростка уже есть собственный банковский счет и карта, он может взять на себя организацию части семейных дел, самостоятельно заработать на небольшие вещи, которые родители не готовы оплачивать из своего бюджета.

Ребенок еще не обязан себя обеспечивать — до 18 лет по закону это делают родители. Но желание быть финансово независимым, самостоятельно зарабатывать, открыть свой бизнес-проект может быть очень серьезным.

Несмотря на эти стремления и весь накопленный опыт, у детей в этом возрасте чаще всего нет понимания, что такое жизненные риски и как ими управлять. Все ошибки и неудачи превращаются в ценный опыт. Например, если ребенок долго копил на футбольные бутсы, а потом взял и потратил все на вечеринку с друзьями, это заставит его сделать выводы о приоритетах, управлении своими эмоциями и желаниями, воле и дисциплине.

В этом возрасте родителям важно помочь детям научиться управлять рисками и самостоятельно распределять довольно большие суммы: рассказать о существовании финансовых пирамид и других мошеннических схем, научить планировать траты на большие покупки.

Наблюдаем за финансовым поведением ребенка

Сколько бы ни было лет вашему ребенку, у него уже есть определенные привычки и шаблоны поведения при использовании денег. Чтобы понять, куда стоит развиваться, сначала надо разобраться, какое финансовое поведение ему свойственно уже сейчас.

Финансовое поведение — это все действия ребенка по отношению к деньгам, ролям в экономике и тому, как он совершает покупки. Поведение можно замечать, анализировать и корректировать.

В основе поведения лежат мотивы и стимулы — внешние и внутренние побуждения, влияющие на действия ребенка. Некоторые из них могут быть неочевидными, другие — понятными. Например, желание ребенка подзаработать, чтобы купить велосипед круче, чем у одноклассника, — это внешний мотив. А вот купить скоростной велосипед, чтобы стать быстрее и мобильнее или поехать с папой за приключениями — пример внутреннего стимула.

Чем лучше мы понимаем, какие причины стоят за финансовым поведением ребенка, тем легче нам строить диалог, который приведет к нужным результатам. Лучший способ изучить поведение ребенка — наблюдение. Вот как можно это сделать.

Запланируйте пару дней, чтобы понаблюдать за ребенком, лучше в выходные. Поставьте его в ситуацию, где ему нужно будет самостоятельно взаимодействовать с деньгами. Подойдет поход в магазин, кино, парк развлечений, кафе.

Запланируйте бюджет, который вы готовы потратить на такой поход, а часть денег дайте ребенку — он сможет потратить их так, как считает нужным. Сформулируйте правила: за что вы готовы платить, а за что нет, так, чтобы ребенок оказался в ситуации ограничения и необходимости делать выбор — тратить свои деньги или нет.

Понаблюдайте за поведением ребенка. Как он будет выбирать, как будет реагировать на правила и ограничения, готов он потратить свои деньги или нет. Чтобы ничего не забыть, делайте заметки во время наблюдений. Это хорошая почва для обсуждения и разговоров о деньгах.

Например, ребенок может отказаться тратить свои деньги и вместо этого просить, чтобы покупки оплачивали вы. Возможно, он не хочет расставлять приоритеты в тратах и делать выбор, куда потратить свои деньги. Или он хочет получить больше и пробует настаивать на своем. А возможно, ему просто сложно делать выбор или он обижен на вас и надеется, что вы купите игрушку, чтобы его утешить.

Понаблюдайте, будет ли повторяться такое поведение в будущем. Если да, то нужно поговорить с ребенком и спросить, почему он не хочет тратить свои деньги. Если он на что-то копит, помогите ему реализовать задуманное. Если же он боится, что не хватит на другие классные игрушки, помогите определить лучший для него вариант, чтобы он больше не переживал. В этом случае ваш диалог может выглядеть так:

Я заметила, что когда мы ходим в магазин игрушек, ты не тратишь свои деньги, а просишь меня купить эту вещь.

Ну да, наверное, я так делал. Вдруг я сейчас потрачу деньги, мне захочется что-то еще, а денег уже не будет?

То есть ты не уверен в том, какую игрушку хочешь?

Я хочу много игрушек. Но я не понимаю, как выбрать ту, что хочется больше всего. Ведь все игрушки, которые я хочу, купить не получится.

Да, ты прав, столько денег нет, придется делать выбор. Хочешь, я помогу тебе с выбором? Могу задавать вопросы, которые помогут понять, нужна тебе эта игрушка или нет.

Давай!

В этом диалоге мама помогает сыну понять, что на самом деле стоит за его нежеланием тратить деньги. Мама не ругает ребенка, не заставляет делать выбор, она предлагает свою помощь и снижает тревогу. Теперь у него есть поддержка родителя, который поможет правильно потратить деньги на то, что будет наиболее ценным.

Помните, что разговоры с детьми о деньгах могут пойти не по плану. Будьте гибкими, проявляйте искренний интерес и любопытство, вставайте на один уровень с ребенком и учитесь смотреть на мир его глазами. Тогда финансовое развитие станет вашим совместным приключением.

Составляем финансовый портрет ребенка

В этом уроке мы рассмотрели особенности финансового развития детей в разном возрасте. Теперь попробуем сопоставить своего ребенка с этими данными и определить, что он уже знает, а чему ему еще стоит научиться.

Мы уже понаблюдали за ребенком, пора составить его финансовый портрет. Разберем на примерах.

Моему Владику 14 лет. Он хорошо считает, у него есть карманные деньги, банковская карта, иногда он находит подработку. Я никогда не платила и не буду платить ему за оценки. У него есть накопления — он копит на новый телефон. Кажется, у Владика есть предпринимательские черты: он умеет легко договариваться и видит перспективные возможности.

Моему Дане пять лет. У него есть кошелек и копилка, я даю ему по 200 Р каждую неделю. Он тратит их на вкусняшки, но игрушки выпрашивает у родителей — не хочет тратить свои деньги и очень расстраивается, когда ему отказывают. Даня говорит, что хочет быть космонавтом, и интересуется, как ему можно выучиться на него.

Если вы составили портрет и вам показалось, что время упущено, ваш ребенок уже вырос, а достаточной финансовой подготовки для его возраста у него нет, не переживайте! Научиться финансовой грамотности можно в любом возрасте. Главное — подобрать подходящие способы, поддержать мотивацию и быть рядом. Этим и займемся в следующих уроках.

Запомнить

  1. Финансовое развитие детей делится на становление финансовой культуры и обучение финансовой грамотности. Пускать финансовое развитие детей на самотек не стоит, важно помогать ребенку и поддерживать его финансовое просвещение.
  2. Финансовое развитие начинается с раннего возраста. Уже в полтора-два года ребенок делает первые шаги в экономической социализации. Задача родителей — поддержать его на этом пути. С возрастом задачи будут усложняться.
  3. Финансовое развитие нелинейно. Если вам кажется, что ваш ребенок пропустил какие-то этапы, не переживайте. Начать можно в любом возрасте и прийти к хорошим результатам, если приложить усилия.
  4. Научиться финансовой грамотности можно в любом возрасте, но в детстве делать это намного проще.

Что дальше

В следующем уроке мы поговорим о том, какие базовые навыки финансовой грамотности стоит развивать у детей. Посмотрим на примеры диалогов с детьми разного возраста, которые помогут эти навыки прокачать.

Делимся лайфхаками и главным из курсов Учебника. Чит-коды для реальной жизни — в нашем телеграм-канале: @t_uchebnik.