Что вы узнаете
- Почему дети не хотят делать уборку.
- Как привлекать к домашним делам детей разного возраста.
- Что делать, если дети не хотят выполнять бытовые задачи.
- Как поддерживать мотивацию ребенка.
Последний урок больше всех остальных. В этом уроке мы дадим советы по совместному быту с детьми разного возраста и характера. Рекомендуем прочитать урок полностью, чтобы лучше понять ребенка: как он развивается, какие задачи ему можно поручить, а какие еще рано, чем его увлечь и как поддержать мотивацию.
Если у вас мало времени, выберите раздел, который больше соответствует вашему запросу и ситуации. А когда появится возможность, возвращайтесь изучить остальное.
Каждый ребенок относится к домашним обязанностям по-разному. К примеру, сын любит убирать и без проблем кладет вещи на место, а дочь не может привыкнуть к порядку. Поэтому то, что работает для одного, может совсем не подойти другому.
На различия в поведении влияют внешние факторы: семья и среда.
Дом и семья. Представления о чистоте и уборке чаще всего формируются в детстве. Позже они становятся привычками и установками, о которых мы говорили в первом уроке. Например, в одной семье все домашние дела были на взрослых, а в другой многие задачи по дому выполняли дети. И то и другое — крайности, которых стоит избегать.
В первом случае дети могут столкнуться с бытовой неграмотностью и нереалистичными ожиданиями от партнера во взрослом возрасте. Во втором — переживать и раздражаться из-за разговоров о домашних делах.
А еще в детстве можно так «наубираться», что потом быт будет вызывать только раздражение.
Среда. Культурные особенности тоже накладывают свой отпечаток. Например, в некоторых странах дома ходят в обуви — обычно это места с теплым климатом и чистыми улицами. Из-за этого в семьях менее щепетильно относятся к чистоте пола, чем в России или ряде азиатских стран.
По мере взросления дети все чаще видят, как устроен быт в разных семьях, — например, слышат, что говорят о домашних делах учителя в школе, друзья или блогеры. Одни заказывают еду и клининг, другие практикуют осознанное потребление, отказ от пластика и сортировку отходов. Оказывается, что вариантов ведения быта много — и дети перенимают то, что нравится.
Еще на ребенка влияют внутренние факторы, например характер и интересы. Кому-то нравится уборка, а кому-то комфортно жить в творческом беспорядке. Одним интересна готовка, другим — уход за растениями.
Бывают ситуации, когда ничего не помогает приучить ребенка даже к минимальному участию в домашних делах. В таком случае взрослые могут объяснять все ленью, пытаются помочь ее преодолеть и убеждают в важности совместного быта. Но полезнее разобраться, что скрывается за «ленью» на самом деле: усталость, отсутствие времени или неуверенность в себе.
Как привлекать детей к домашним делам
Несмотря на сложности, польза от совместного быта тоже есть. В семье дети получают навыки для взрослой жизни. Они учатся наводить порядок, готовить, следить за собой и своими вещами, оплачивать счета и делать мелкий ремонт. Более того, когда дети заботятся о доме, они начинают ценить труд, время и деньги близких, становятся самостоятельнее.
Мы уверены, что включить детей в заботу о доме и избежать при этом стресса вполне реально. Главное — найти подход к вашему ребенку. Рассказываем, как сделать это, учитывая особенности развития детей разного возраста.
Возраст: 1—3 года
В этом возрасте дети начинают ходить, хватать, держать, переносить, сыпать, бросать, тереть — и подражают в этих действиях родителям. Им нравится пробовать делать то же, что и члены семьи. А еще они учатся самостоятельно себя обслуживать: чистить зубы, умываться и одеваться.
Как помочь ребенку. Копируя поведение родителей, дети пытаются мыть пол, подметать, вытирать пыль или поливать цветы. Поддержите их в этом, помогайте осваивать несложные бытовые задачи.
Помните, что в этом возрасте дети только знакомятся с домашними делами и скорее играют в уборку. Если ребенку интересно складывать игрушки или вытирать пыль, он будет это повторять. Поэтому, чтобы сформировать полезную привычку или обучить новому, преподносите любое дело через игру. Например, укладывайте игрушки спать в коробку или «паркуйте» машинки на полке. Ребенок будет привыкать к системе хранения и позже сможет применить эти навыки в будущем. А чтобы помочь сориентироваться в коробках, наклейте на них стикеры с изображением игрушек.
Играть в порядок интереснее, когда игрушек немного и их легче убирать на место. Такого же мнения придерживаются психологи. Хорошая идея — убрать часть предметов на антресоли и время от времени менять одни игрушки на другие.
Если не получается увлечь ребенка домашними делами даже через игру, возможно, это проявление кризиса трех лет — возраста, когда дети часто становятся капризнее. Пережить этот период с пользой для ребенка и родителей поможет книга «Жизнь без истерик. Как преодолеть кризис 3 лет?». Автор книги — эксперт этого урока, детский психолог Алина Алексанянц.
Возраст: 4—6 лет
У детей развиваются моторные навыки и координация, поэтому они могут научиться более сложным и точным делам: например, заправлять постель и складывать посуду, убирать грязные вещи после прогулки в корзину для белья и ставить сушиться мокрую обувь. Если есть домашние животные — наливать воду, кормить и выгуливать, а если есть растения — поливать, сажать семечки и собирать урожай.
Как помочь. В этом возрасте ребенок учится домашним делам только вместе со взрослыми, которые за ним присматривают. Поэтому важно подробно объяснять, как выполнить даже простую задачу: ребенку не очевидно все, что мы уже знаем. А еще ему сложно запомнить все действия сразу, и родители помогают их не забыть: напоминают, следят, направляют.
Как объяснить ребенку, что делать
Что нужно | Как попросить |
---|---|
Убрать грязную одежду в корзину для белья | «Возьми свои грязные вещи, потом зайди в ванную комнату, открой корзину с грязным бельем, положи туда одежду и закрой корзину» |
Убрать на место игрушки | «Сначала собери и положи на место все игрушки с ковра. Проверь, чистый ли ковер и надо ли убрать что-то еще. Теперь проверь, остались ли игрушки на полу, столе или кровати. Все, что увидишь, убери на место» |
Как объяснить ребенку, что делать
Убрать грязную одежду в корзину для белья | |
Как попросить | «Возьми свои грязные вещи, потом зайди в ванную комнату, открой корзину с грязным бельем, положи туда одежду и закрой корзину» |
Убрать на место игрушки | |
Как попросить | «Сначала собери и положи на место все игрушки с ковра. Проверь, чистый ли ковер и надо ли убрать что-то еще. Теперь проверь, остались ли игрушки на полу, столе или кровати. Все, что увидишь, убери на место» |
При этом ребенку проще выполнять бытовые задачи, если мебель и другие предметы в доме соответствуют его возрасту и росту. У него могут быть игрушечные веник и совок, чтобы учиться подметать, или маленькая лейка для полива цветов.
Если дети любят заниматься творчеством, сразу покажите им, как убирать за собой. Когда мусор легко выбросить, ребенок с большей вероятностью сделает это сам. Например, ведерко для отходов можно разместить в детской комнате или игровой зоне. А чтобы оно привлекало внимание, выберите ведро в виде животного или с ярким рисунком.
Не стоит забывать и об игровом обучении. Например, попробуйте вести «Светофор уборки». Разделите все дела на три категории: в красном файле — новые дела, в желтом — те, что ребенок может сделать с родителями, в зеленом — те, что он уже может выполнить сам. Когда ребенок научится делать новое, задача перейдет из красного файлика в зеленый. Когда в зеленом файле наберется 5—10 картинок, можно отметить это событие чаепитием или подарком от Феи Чистоты.
Возраст: 7—9 лет
В этом возрасте дети идут в школу и оказываются в новой среде. Они учатся планировать и готовиться к новому учебному дню: с вечера складывать пенал, тетрадки, учебники, готовить сменку и школьную форму.
Как помочь. Родители часто ожидают от первоклассников больше, чем те умеют на самом деле. К семи годам ребенок становится самостоятельнее и аккуратнее, но ему все еще требуется помощь взрослых. Главное — не переборщить с контролем. Если ребенок забудет ручку, ему придется решить эту проблему самому: попросить запасную у одноклассников или учителя. Такой опыт помогает детям осознать, что хорошо бы класть вещи в рюкзак с вечера, а еще убирать их на место — так их проще найти. Научившись порядку в школьных вещах, дети постепенно научатся класть предметы на место и в общих зонах: в ванной, на кухне или в гостиной.
В этом возрасте ребенок иногда будто зависает после просьбы о помощи. Это значит, что он еще не научился планировать или выполнять конкретное дело.
Детям бывает сложно справиться с новой задачей в любом возрасте.
Если замечаете трудности, не критикуйте ребенка, а пошагово объясните, что нужно сделать и почему. Это поможет ему разделить большое дело на несколько маленьких и справиться с ним. К примеру, вот какую инструкцию можно предложить, чтобы убрать мелкий мусор:
- Взять в ванной совок и щетку.
- Собрать щеткой мусор в кучку.
- Взять в одну руку совок, в другую щетку и замести мусор щеткой в совок.
- Проверить, не осталось ли мусора на полу.
- Замести остатки.
- Выбросить мусор в ведро.
- Убрать совок и щетку на место.
Другая задача родителей младших школьников — объяснить, почему важно заботиться о доме вместе. Для этого закрепите за ребенком конкретную зону домашних дел — например, уборку на кухне или уход за животными. Когда ребенок справляется, а вы хвалите его за помощь и объясняете, почему это ценно, вы помогаете ему ощутить свою важность в доме. Только заботясь о быте вместе и поддерживая друг друга, семья сможет жить в порядке и мире.
При этом такой опыт станет для ребенка базой для развития отношений с родителями и бытом в более взрослом возрасте, когда дети уже не такие покладистые.
Возраст: 10—12 лет
Физически и интеллектуально ребенок готов выполнять больше домашних дел — количество и состав зависят от привычек и особенностей семьи. Где-то дети уже сами готовят сложные блюда, где-то — просто следят за чистотой в своей комнате.
В средней школе у ребенка становится больше уроков, появляются кружки и секции, домашние задачи встраиваются в ежедневное расписание. Теперь он умеет планировать, может держать в голове больше дел и вспоминать о них самостоятельно.
Как помочь. В этом возрасте полезно напоминать детям о делах. Например, вы договорились, что ребенок следит за мусором и, когда ведро полное, выносит его до вечернего кружка по музыке. Если он часто забывает это сделать, помогите установить напоминания в телефоне или прикрепите наклейку-памятку на входную дверь. Стикеры и распечатанные схемы снизят количество напоминаний от родителей, а значит, улучшат атмосферу в доме.
В этом же возрасте дети стремятся к самовоспитанию и самообразованию, хотят больше свободы и самостоятельности. Начинают проверять свои и личные границы родителей, говорят о том, чего делать не хотят. Поэтому родители сталкиваются с протестом. Например, в ответ на просьбу заняться бытовыми делами можно услышать: «Вы не имеете права меня заставлять!» Это часть подросткового периода взросления, через который проходит большинство детей, помните об этом. Постарайтесь не идти на конфликт в момент протеста, подождите, когда ребенок остынет и будет готов к диалогу.
Иногда родителям стоит пойти навстречу, а иногда — настоять на своем. В обоих случаях лучше предварительно объяснить ребенку, почему детям важно участвовать в бытовых делах. Можно предложить ему и самому выбрать домашние обязанности.
Возраст: 13—17 лет
Подростки могут самостоятельно поддерживать чистоту и порядок. А еще придерживаться правил и передоговариваться, если что-то не работает. Растет и доверие родителей к детям.
В этом возрасте подростку можно предложить выполнять несложные интересные задачи во время ремонта квартиры — клеить обои, красить стены, — оплачивать счета за занятия, телефон или интернет, планировать покупку продуктов или одежды.
Как помочь. Родители все еще остаются проводниками и наставниками, которые помогают разобраться в сложных вещах — например, подсказывают, когда лучше отнести одежду в химчистку, а не отстирывать ее дома.
При этом подростки проходят сложный период взросления, во время которого сложно предсказать их действия и реакции. Поэтому задача родителей — сохранять душевное спокойствие, даже если ребенок ничего не делает по дому.
Разрешите подростку жить по своим правилам и поддерживать чистоту в своей комнате так, как ему нравится.
Но договоритесь, чтобы в остальных зонах он соблюдал общие правила дома. А еще сохраните за подростком обязанности, которые он взял на себя раньше: например, загружать и разбирать посудомойку или гулять вечерами с собакой.
Помните, что этот период временный. Большинство родителей проходят через то же, что и вы. Попробуйте относиться к сложностям с юмором и смотрите на ситуацию со стороны — ваши отношения с подростком важнее уборки.
Что делать, если дети не хотят заниматься бытовыми делами
Привычка заботиться о доме закладывается в раннем детстве, когда дети только учатся домашним делам и охотно занимаются тем, что вызывает интерес и хорошо получается. Родителям остается направлять и присматривать, помогать освоить новые навыки.
После семи лет дети учатся самоконтролю и планированию, поэтому трудности с вовлечением в домашние дела появляются именно в этом возрасте. Рассказываем, как с ними справиться.
Сделать дела посильными. Зона ответственности ребенка должна соответствовать его возрасту и возможностям, ведь он учится делать новое на основе того, что уже умеет. Например, ребенок не сможет приготовить омлет, если не умеет разбивать яйца, пользоваться венчиком и включать плиту. Поэтому сначала он смотрит, как готовит взрослый. Потом несколько раз пробует готовить вместе с ним. Затем все делает сам, но под присмотром взрослого. И когда все получается хорошо, ребенок может самостоятельно приготовить блюдо.
Родители часто выполняют бытовые задачи за ребенка, не давая ему попробовать самому. Но обучиться новым навыкам можно только путем повторений. Если родители заняты, можно попросить других членов семьи помочь ребенку развивать навыки и полезные привычки.
При этом не все дети умеют оценивать сложность дел. Поэтому перед новой задачей обсудите, сколько времени она может занять. Например, подскажите, что на уборку комнаты потребуется больше получаса, ведь ребенок может думать иначе — что управится за 10 минут и пойдет гулять.
Дать ребенку свободное время. Это время на игру, прогулки, общение с друзьями, хобби. Не нужно забивать каждый час полезными занятиями и домашними делами. Роспотребнадзор рекомендует выделять младшим школьникам 1—1,5 часа свободного времени в день, старшим — 1,5—2,5 часа.
Найти баланс в количестве дел. Современные школьники часто перегружены уроками, кружками, занятиями с репетиторами. Из-за этого бывает трудно подобрать оптимальный объем домашних дел. Если их совсем нет, ребенок не научится самостоятельности и планированию, не будет ценить труд других членов семьи. Если задач слишком много — ребенок может уставать, не успевать или делать наспех и плохо.
Чтобы найти баланс, рекомендуем воспользоваться чек-листом.
Много благодарить и хвалить. Детям важно понимать, как они помогли и выручили, какую пользу принесли семье. Это поддерживает и помогает почувствовать значимость своих действий. А еще это хороший стимул продолжать делать что-то по дому. То есть лучше сказать: «Спасибо за помощь с ковром! Ты просто умница» — чем просто краткое «Молодец».
Давать развивающую обратную связь. Исследования показывают, что критика не помогает расти, а скорее вызывает страх и нежелание сталкиваться с негативными реакциями родителей. Но если ребенок сделал что-то откровенно плохо или вообще не приложил усилий, отреагировать придется.
В этом случае подойдите к задаче творчески: постарайтесь найти три позитивных момента, а уже потом обратите внимание на то, что ребенок сделал плохо.
Не использовать жесткие методы воспитания. Иногда поведение ребенка так раздражает, что родителям сложно сдерживать эмоции, особенно когда ситуация повторяется из раза в раз. Это непросто, но мы рекомендуем избегать жестких реакций, иначе вы рискуете подорвать доверие в отношениях, показав неуважение к ребенку.
Вот четыре «не», которые помогут сохранить отношения с ребенком:
- Не повышать голос.
- Не критиковать.
- Не раздражаться.
- Не переделывать за ребенком сразу у него на глазах.
Когда хочется сделать что-то из списка выше, попробуйте зафиксировать этот момент и не реагировать сразу. Сделайте глубокий вдох, затем глубокий выдох. Постарайтесь понять, что вы чувствуете, когда хочется кричать, критиковать или переделывать за ребенком. Это может быть усталость, страх, злость на коллег, желание все контролировать и подгонять под внутренние ожидания. Когда удастся обнаружить чувства, острота реакции снизится. Возможно, появится сочувствие к себе и желание помочь ребенку разобраться.
Быть примером. Если родители и другие старшие члены семьи занимаются домашними делами без напряжения и ссор, то и у детей будет легкое отношение к быту и желание помогать по дому. А если взрослые не делают уборку, оставляют грязную посуду и горы одежды на стульях, эти привычки переймут и дети.
Учитывать особенности ребенка. Например, из-за повышенной чувствительности ему может не нравиться вытирать пыль мокрой тряпкой или выносить мусор, а вот раскладывать игрушки по местам или поливать цветы ему не составит труда.
Как поддерживать мотивацию ребенка
Возможна и другая ситуация: ребенок научился бытовым делам, но постепенно теряет мотивацию. Или с удовольствием убирался в комнате, когда ему было пять, а в восемь даже и думать об этом не хочет.
Помните: формирование новых навыков требует времени и терпения родителей. Главное — поддерживать, поощрять усилия детей и помнить о значимости доверия между членами семьи.
База для вовлечения в домашние дела — отношения между родителями и детьми.
Вот несколько способов, которые поддержат мотивацию детей.
Использовать поощрения. Плата за помощь по дому — вопрос дискуссионный, каждая семья устанавливает свои правила. Например, можно платить ребенку за большие нерутинные дела: покрасить забор на даче, помыть велосипеды.
Если вы хотите научить ребенка обращаться с деньгами, рекомендуем бесплатный курс «Как говорить с детьми про деньги». Например, в третьем уроке мы подробно рассказываем, как развивать финансовую грамотность ребенка при помощи домашних дел и стоит ли за них платить.
Неденежное поощрение работает так: вы создаете систему баллов и составляете перечень всех регулярных дел, к которым хотите приучить ребенка. Например, один балл — за складывание посуды в посудомойку, два балла — за уборку своих вещей без напоминания.
Придумать домашние правила. Они учат быть бережливыми и постепенно вовлекают в совместный быт. Начните с несложных правил по организации пространства и ресурсов. Составьте инструкции для разных зон в квартире или сделайте общий список и поместите на видное место.
Например, можно сделать табличку для списка покупок, которая будет висеть на холодильнике. В течение недели каждый может вписать что ему нужно, а затем семья обсуждает и согласует список.
Вы можете скопировать пример таблицы со списком покупок в «Гугл-документах» или скачать его в формате DOCX.
При необходимости правила можно пересматривать, но каждый раз важно обсуждать изменения с ребенком, не забывая рассказать об их причинах. Кроме того, если правила касаются всей семьи, то и выполнять их нужно всем.
Важное дополнение: правила ради правил ограничивают и не развивают ни ребенка, ни ваши с ним отношения. Старайтесь оставлять место для диалога и совместного поиска гибких решений. Например, можно попросить о помощи или отказаться от выполнения правила, если что-то идет не так: накопилась усталость, нет времени и сил.
На этом почти все! В качестве финального задания предлагаем вместе с ребенком составить правила дома. Чтобы начать, сделайте копию шаблона с заданием в «Гугл-документах» или скачайте его в формате DOCX.
Запомнить
- Детей стоит вовлекать в домашние дела с раннего возраста, чтобы они учились ценить чужой труд и время, а еще понимали, что ничего в доме не делается само по себе.
- Важно соотносить свои ожидания с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. В разном возрасте дети по-разному поддерживают чистоту и включаются в уборку.
- На каждом этапе детям нужна помощь и поддержка взрослого. Это лучший способ научить бытовым навыкам. А благодарность и похвала от родителей подпитывает желание заниматься домашними делами.
- Если дети вообще не хотят наводить порядок, это не значит, что им лень. Причин может быть много: среда, окружение, семья, особенности характера.
- Привить интерес к бытовым задачам и поддерживать мотивацию можно разными способами — например, чаще хвалить и давать конструктивную критику, ввести домашние правила и использовать поощрения.
- Чистота и порядок не повод для ссор. В сложные периоды важно помнить, что отношения внутри семьи важнее быта.
Что дальше
Курс почти закончен — впереди экзамен. Он поможет еще раз разложить по полочкам всю информацию о совместном быте. Если сдадите на отлично — подарим диплом и скидку 20% на любой платный курс Учебника.
Делимся лайфхаками и главным из курсов Учебника Т—Ж про деньги и жизнь в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь: @t_uchebnik