Как общаться и понимать друг друга
Курс 

Говорим безоценочно

Урок 2 из 7·от 7 минут чтения·от 10 минут практики
Первый элемент формулы Розенберга — проговаривание факта: когда вы просто рассказываете собеседнику, что произошло. Сложность в том, что к фактам постоянно цепляются разные формы оценки. Разберемся, какими они бывают и как от них избавиться.
Обложка урока
Нарисовала иллюстрации: Даша Сурма

Что вы узнаете

  1. Что такое факты.
  2. Что такое оценка и какая она бывает.
  3. Как отделять факты от оценок.
🧭 Прочитайте, если проходите уроки не по порядку

Что такое факты

Вокруг нас постоянно что-то происходит. Одни ищут работу, другие ждут ребенка, третьи покупают машину. Когда мы наблюдаем эти события, наш мозг их трактует, а затем мы выражаем реакцию на них.

Представьте, что у вас есть друг Петя, который постоянно опаздывает, забывает о договоренностях, откладывает дела на последний момент, все теряет, занимает деньги и не возвращает их вовремя. Такого человека легко можно описать фразой: «Он очень неорганизованный!» Но если так сказать Пете, скорее всего, ему будет неприятно. Все потому, что в этой фразе содержится оценка.

Чтобы собеседники нас слышали, нужно создать безопасное пространство для диалога. Факт без любой формы оценки — стартовая точка, после которой можно будет выразить чувства, потребности и просьбы, которые не воспримут как манипуляцию. Именно поэтому факт — первый элемент формулы Розенберга.

Нашей психике важно понимать происходящее вокруг — так устроен мозг. Он стремится как можно быстрее объяснить окружающие события и оценить обстановку. При этом сэкономить энергию организма, выбирая такие реакции на происходящее, которые не потратят много сил.

Например, услышав повелительные нотки в речи собеседника, человек может сразу занять оборонительную позицию — начнет себя защищать. И такая реакция не всегда объективна. Возможно, собеседник и не думал кого-то упрекать, но вместо изучения ситуации мозг быстро ее оценил, выбрав самый удобный вариант реакции.

По-настоящему объективно оценить происходящее невозможно — мы всегда будем по-своему трактовать речь окружающих. Зато можно научиться отделять реакцию на событие от самого события.

Для этого следует начинать разговор с факта.

Что такое оценочные суждения и какие они бывают

Если вместо фактов использовать оценочные суждения, скорее всего, собеседник отреагирует не на событие, которое хочется обсудить, а на ваше отношение к нему. Допустим, не на факт опоздания, а на осуждение за это. Собеседник может примерить оценку на себя, и тогда отношения могут ухудшиться, даже если в речи не было оскорблений или пренебрежения.

Чтобы избежать оценочных суждений, важно объяснять происходящее, насколько это возможно. «За последний месяц ты опоздал несколько раз» — наблюдение факта, но лучше уточнить: «За последний месяц ты опоздал шесть раз».

Оценочные суждения можно условно разделить на три категории: оценку, критику и стереотипизацию.

Оценка состоит из эпитетов, которыми описывают личные качества человека или его поведение. Бывает позитивной, негативной и нейтральной.

Обычно эпитеты выражаются прилагательными, реже — другими частями речи. Такие прилагательные часто уже включают эмоциональную реакцию на наблюдаемые события: «хороший», «плохой», «скучный», «быстрый». Поэтому оценку можно проверить вопросом «какой?».

Наречия также часто используются для выражения оценки: «очень», «лучше», «слишком». Их можно проверить вопросом «как?».

Критика в отличие от оценки бывает только отрицательной. Она выражает эмоциональную реакцию по отношению к человеку, его личным качествам и поведению. Например: «Ты очень плохой друг», «Меня раздражает, как ты водишь».

Стереотипизация — оценочное суждение, основанное на когнитивных искажениях: когда мозг некорректно трактует происходящее из-за стереотипов, установок, предубеждений, моральных, этических и других причин.

Стереотипизация тоже помогает мозгу быстрее объяснять события и тратить на это меньше сил. Обычно встречается в виде яркого личного качества или ярлыка. К примеру, «Все женщины плохо водят» или «Если ты ходишь в ресторан, значит, не умеешь готовить».

Начать разговор с наблюдения факта труднее, когда нас переполняют чувства. Например, сложно сказать безоценочно «Я ждал тебя 45 минут», когда все это время пришлось мокнуть на улице под дождем.

Здесь скрывается опасная ловушка — если не отделить факт и чувство друг от друга на этапе наблюдения, легко начать разговор с критики собеседника. А он может расценить ее как агрессию или другое эмоциональное напряжение, которое часто перерастает в конфликт.

Запомнить

  1. Мозг постоянно пытается сэкономить энергию организма и стремится как можно быстрее найти объяснение происходящему. Так и появляются оценка, критика и стереотипизация.
  2. Оценка — окрашенная интерпретация события. Она может выражать субъективные чувства и потребности, а может исходить из моралистических суждений — это когда говорящий подразумевает, что он-то знает лучше.
  3. Факт — то, что происходит или произошло, можно трактовать нейтрально. Чаще содержит только объект и действие.
  4. Оценка может быть позитивной, негативной и даже нейтральной, а критика — только негативной.
  5. Если не отделить факты от оценок на этапе наблюдения, собеседник услышит только оценку.
  6. Наблюдение факта — стартовая точка для выражения чувств и просьб. Именно поэтому факт — первый элемент формулы Розенберга.

Что дальше

Чтобы собеседник вас услышал, важно начать общение без оценок. А для этого — назвать факт до того, как обозначите чувства. Об этом мы и поговорим в следующем уроке: разберемся, как понять свои чувства и доходчиво выразить отношение к наблюдаемому факту.

Делимся лайфхаками и главным из курсов Учебника. Чит-коды для реальной жизни — в нашем телеграм-канале: @t_uchebnik

Как вам урок?
3 урок
Называем чувства
Следующий шаг