Как общаться и понимать друг друга
Курс 

Понимаем потребности

Урок 4 из 7·от 7 минут чтения·от 6 минут практики
Потребности — основа нашего поведения. Они побуждают нас каждый день вставать с кровати и что-то делать. В этом уроке поговорим, как замечать свои потребности и выражать их в общении с другими людьми.
Обложка урока
Нарисовала иллюстрации: Даша Сурма

Что вы узнаете

  1. Как потребности связаны с общением.
  2. Как понять и удовлетворить свои потребности.
  3. Как выражать потребности и замечать их у окружающих.
🧭 Прочитайте, если проходите уроки не по порядку

Как потребности связаны с общением

Большинство ежедневных конфликтов возникают из-за неудовлетворенных потребностей. Например, когда мама входит в комнату без стука, а ребенок в этот момент хочет побыть один, она нарушает личное пространство ребенка и его потребность в этом. Поэтому он может почувствовать раздражение, не сдержаться и сказать что-то грубое.

Потребности — основа человеческого поведения и главный драйвер жизни. Мы строим отношения из-за потребности в любви и близости, делаем уборку из-за потребности в порядке и гармонии, работаем на определенной работе из-за потребности в профессиональной реализации. И так во всех сферах жизни.

Существует бесчисленное множество потребностей. Основные, одинаковые для всех, вроде потребности в еде, питье и сне называются базовыми. Обычно их нетрудно заметить у себя и окружающих: например, если ребенок спрашивает, есть ли дома что-то поесть, скорее всего, он голоден.

Другие потребности не так заметны в общении. Человек может поделиться, что ему грустно, или описать ситуацию, из-за которой это чувство возникло, например сказать: «Меня сегодня уволили». Так он может выражать самые разные потребности, в том числе потребность в поддержке. При этом о самой поддержке вслух он ничего не скажет. Из-за этого вместо поддержки собеседник может выразить сочувствие, или оценочно объяснить, что не стоит грустить из-за ерунды, или дать непрошеный совет о том, как быстрее найти новую работу.

Потребности всегда влияют на наши отношения и общение с другими людьми. Поэтому важно научиться их понимать и называть. Если сообщить собеседнику, в чем именно сейчас заключается ваша потребность, он сможет на этом сосредоточиться, чтобы вам помочь: поддержать, прояснить, уверить, прислушаться.

Маршалл Розенберг, автор формулы общения, которую мы изучаем в этом курсе, составил вот такой список потребностей, универсальных для всех людей. Вы можете скачать список в формате PDF или отправить себе в телеграм-сообщении.

Какие-то потребности могут показаться на первый взгляд непонятными. Например, потребность в целостности или в присутствии. Чтобы было проще с этим разобраться, мы составили еще один, расширенный список потребностей с примерами того, как они могут проявляться в жизни. Вот как он выглядит — покажем несколько примеров.

Если другие потребности в списке кажутся непонятными, прочитайте их описание в нашей таблице.

Как понять и удовлетворить потребности

Чтобы лучше понять свои потребности, мы рекомендуем прислушиваться к чувствам. Любые неудовлетворенность, дискомфорт или раздражение могут прямо указывать на значимую потребность. Простой пример: вы пришли домой, а там беспорядок — и вы разозлились. Это может указывать на потребность в порядке и чистоте в вашем окружении.

Другой способ заметить потребности — выполнить упражнение «Колесо баланса». Оно помогает оценить основные сферы жизни и понять, какие потребности могут быть не удовлетворены.

Нарисуйте на бумаге круг и разделите его на равные части. Каждая часть — определенная сфера жизни. Например:

  1. Саморазвитие.
  2. Яркость жизни.
  3. Карьера.
  4. Отношения.
  5. Окружение.
  6. Здоровье.
  7. Деньги.
  8. Творчество.

Вы можете использовать эти сферы или придумать свои. Каждую из частей круга нужно разделить на десять участков — это будет десятибалльная шкала. Когда все готово, нужно оценить удовлетворенность в каждой сфере жизни на текущий момент.

Так выглядит колесо баланса — нужно заштриховать деления в разных сферах, чтобы отобразить, как вы их оцениваете. Можно распечатать наш шаблон колеса или скачать приложение для Android или для iOS
Так выглядит колесо баланса — нужно заштриховать деления в разных сферах, чтобы отобразить, как вы их оцениваете. Можно распечатать наш шаблон колеса или скачать приложение для Android или для iOS

В секторах, которые набрали меньше всего баллов, могут скрываться неудовлетворенные потребности. Например, если проседает здоровье, возможно, вам не хватает отдыха, сбалансированного питания или крепкого сна. А если меньше всего баллов набрали отношения — значит, незакрытая потребность может быть здесь. Допустим, в заботе, доверии или внимании. Точнее подскажут ваши чувства и наблюдения.

Может показаться, что открыто выражать потребности — это эгоистично или слишком нагло. Так может казаться из-за установок, воспитания, неустойчивой самооценки или страха эти потребности не удовлетворить.

Но мы все равно говорим о потребностях, даже когда сами этого не замечаем, — через чувства или оценочные суждения. А еще часто кодируем в речи стратегии, которые помогут эти потребности удовлетворить.

Например, в задании выше уже есть решение проблемы: «Вместо того чтобы выслушать меня, ты даешь советы». По-другому: «Я хочу, чтобы ты не давал мне советы, а просто выслушал — проявил внимание, эмпатию, поддержал». Говорящий не просит что-то делать с его проблемой, ему нужно, чтобы собеседник просто побыл рядом и выслушал.

Поэтому важно прислушиваться к потребностям другого человека, которые он озвучивает в разговоре. Может быть, он проговорит и способ их удовлетворить. Или наоборот: по стратегии удовлетворения можно будет понять, о какой потребности идет речь. А еще понять потребности другого человека можно с помощью эмпатии — о ней подробно поговорим в шестом уроке курса.

Как выражать потребности

Чтобы окружающие понимали, о каких потребностях идет речь, важно научиться подмечать в своей речи безличностные формулировки и отступления от «я-высказываний».

«Я-высказывание» — это когда мы говорим субъективно, только о том, что касается нас и нашей личности. Об этом мы говорили в прошлом уроке. Например:

А еще вместе с просьбой важно стремиться выражать потребности, а не стратегии их удовлетворения, чтобы не звучать агрессивно.

Например, во фразе «Мне хочется, чтобы ты чаще мыл посуду» озвучена стратегия удовлетворения потребности, и это похоже на требование. А вот во фразе «Мне хочется больше порядка на кухне, мог бы ты убирать со стола посуду после еды?» выражена потребность и высказана просьба, поэтому это не воспринимается как агрессия.

Запомнить

  1. Потребность — внутреннее ощущение, что чего-то не хватает. Например, поддержки, общения, независимости.
  2. Потребности — фундамент человеческого поведения. Если говорить о своих потребностях другим людям, они смогут лучше понять, почему мы так реагируем и откуда у нас появилось то или иное чувство.
  3. Важно учиться понимать свои потребности, чтобы чаще их удовлетворять — либо разобраться, чего для этого не хватает.
  4. Важно прислушиваться к потребностям, которые звучат в разговоре. Скорее всего, ваш собеседник что-то скажет и про способы их удовлетворить. Иногда наоборот: по стратегии удовлетворения можно понять, о какой потребности идет речь.
  5. Чтобы лучше понимать свои потребности, важно с ними чаще взаимодействовать — прислушиваться к своим чувствам или желаниям.

Что дальше

Научившись замечать свои потребности, вы сможете выражать их в своих просьбах, и собеседнику будет проще их удовлетворить. Подробнее об этом мы поговорим в следующем уроке.

Делимся лайфхаками и главным из курсов Учебника. Чит-коды для реальной жизни — в нашем телеграм-канале: @t_uchebnik

Как вам урок?
5 урок
Формулируем просьбы
Следующий шаг