Как общаться и понимать друг друга
Курс 

Формулируем просьбы

Урок 5 из 7·от 5 минут чтения·от 5 минут практики
Чтобы получать то, что нам нужно, следует об этом попросить. В этом уроке расскажем, чем просьба отличается от требования, как правильно сформулировать просьбу и почему надо быть готовым к отказу.
Обложка урока
Нарисовала иллюстрации: Даша Сурма

Что вы узнаете

  1. Почему в общении так важны просьбы.
  2. Чем просьба отличается от требования.
  3. Как сформулировать просьбу.
🧭 Прочитайте, если проходите уроки не по порядку

Почему в общении так важны просьбы

Иногда наши потребности зависят от других людей, и это нормально, ведь мы живем в обществе. Чтобы друзья и близкие могли эти потребности удовлетворить, важно им об этом сказать — то есть сформулировать просьбу.

Попросить человека можно о чем угодно. Например, самый простой способ получить скидку — попросить о ней. Большинство частных продавцов не против уступить в цене, чтобы поскорее продать товар. В отношениях между друзьями, партнерами, родственниками, даже в деловых переговорах действует это же правило. Если не попросить, собеседник не узнает, что вы от него хотите, и не сможет вам помочь.

Представим пару, чьи отношения начались совсем недавно. Партнеры хотят друг другу помогать, заботиться, но не знают, чего именно хочет любимый человек. Можно попросить другого приготовить любимый завтрак, сказать желанные слова, регулярно дарить подарки или ходить на свидания в определенное место — то есть озвучить то, чего хочется.

При этом просить бывает непросто. Большинство людей часто тревожатся, когда это делают: как на просьбу отреагируют, правильно ли поймут и как быть, если откажут. К сожалению, не существует универсального и быстрого способа перестать тревожиться. Единственный вариант — практиковаться. Если начать с простых небольших просьб, со временем будет легче чаще просить о чем-то серьезном.

Чем просьба отличается от требования

У просьбы есть одна важная черта: она оставляет собеседнику возможность выбора, то есть на нее можно ответить отказом и при этом не нарушить доверие в отношениях. Именно этим она и отличается от требования: отказ выполнять требование почти неминуемо ведет к открытому конфликту.

Если собеседник не чувствует давления и может отказаться выполнять просьбу, его помощь будет намного ценнее — и для вас, и для него. Обнаружить чистую кухню, которую сосед действительно постарался убрать, намного приятнее, чем ту, которую убрали из злости.

Важно, как мы формулируем свою просьбу и как относимся к тому, что в ней выражаем. Если мы замечаем, что хотим любой ценой получить от человека нужное нам поведение и не примем его отказа — возможно, в этот момент мы выражаем требование.

Требование служит той же цели, но лишает собеседника выбора: либо он делает то, что мы хотим, либо с ним что-то не так. К требованиям можно отнести и манипуляции — когда человек выстраивает общение так, чтобы кто-то другой удовлетворил его потребности, но не заметил, что на него повлияли.

Определить требование можно так: если вы обижаетесь на отказ, готовы наказать и осуждаете собеседника, чтобы добиться своего, — вы требуете.

А где требования уместны?

Бывают ситуации, когда требования уместны. Например, в случае опасности мы громко кричим ребенку «стой!», чтобы он остановился перед красным сигналом светофора — и это нормально.

В дозированных количествах требования бывают уместны в ситуации иерархических отношений: опять же в отношениях ребенка и родителя, а также в отношениях начальника и подчиненного. Здесь требования можно формулировать как из уважительной позиции — такие обычно принимают охотнее, так и из позиции силы — таким требованиям люди чаще сопротивляются.

Но наш курс — про доверительное общение на равных. Поэтому в уроке мы учимся формулировать просьбы, а не требовать.

Правильно сформулированная просьба помогает объяснить, чего мы хотим. Это инструкция для другого человека, четкий план действий, которому мы предлагаем следовать. Если между нами есть контакт и собеседник заинтересован в том, чтобы его сохранять, он откликнется на просьбу или продолжит диалог.

Как сформулировать просьбу

Как мы говорили в первом уроке курса, просьба должна быть направлена на действия, которые другой человек может выполнить, а еще быть конкретной и реализуемой.

Соблюдайте общепринятые формы прошения — например, говорите «пожалуйста» и «можете ли вы». Эти небольшие дополнения смягчают высказывание, но не превращают что угодно в просьбу. Например:

Это не просьба, а требование: говорящий просит собеседника чего-то не делать и не подразумевает, что тот может отказаться. Также говорящий не объясняет, что именно происходит.

Если добавить высказыванию контекст, оно станет больше похоже на просьбу. Допустим, так:

Вот еще несколько принципов общения, которые помогут сделать просьбу убедительнее.

Следите за интонацией. То, как мы звучим, всегда влияет на то, как нас понимают. Особенно когда речь идет о просьбе. Поэтому важно, чтобы интонация говорящего была вопрошающей, спокойной и расслабленной. Подробнее об интонации в общении мы поговорим в следующем уроке.

Добавьте конкретику. Конкретные просьбы помогают точно передать, что вы ожидаете от другого человека. Это уменьшает вероятность недопонимания или неправильного толкования ваших слов.

Когда люди понимают, что именно от них требуется, они более склонны и способны выполнить просьбу. Поэтому, если в вашем сообщении что-то можно уточнить, лучше это сделать. «Давай встретимся завтра в обед, в 14:00» звучит лучше, чем просто «давай встретимся».

При этом просьба должна быть выполнима. Обратный пример:

Эта просьба невыполнима, потому что непонятна. Можно только догадываться, что сейчас сделает собеседника счастливым — шоколадка, массаж или билет на море. А если и угадать, все равно можно ошибиться: окажется, что шоколадка должна быть с фундуком, а не с изюмом. Чтобы сделать просьбу выполнимой, ее следует конкретизировать:

Говорите о том, чего хочется, а не наоборот. Фраза «Пожалуйста, не кричите на меня» — просьба, но ее сложнее выполнить, чем просьбу «Пожалуйста, давайте обсудим проблему спокойно и последовательно — так у нас будет больше возможностей ее решить». Все дело в формулировках: любое «не делай» люди часто воспринимают как требование, поэтому лучше формулировать просьбу в позитивном ключе.

Выстраивайте личные границы — то, как вы понимаете, о чем готовы говорить с человеком, а о чем не готовы. Личные границы зависят от обстоятельств, отношений и степени близости с собеседником.

Вряд ли вы станете обсуждать свои страхи и переживания с незнакомцем, а с партнером или близким другом — вполне. Когда дальние родственники спрашивают, сколько вы зарабатываете, с кем планируете вступить в брак, когда родите ребенка, большинство людей испытывают негодование и раздражение, потому что их личные границы нарушают.

В начале урока мы говорили, что просьба — это способ удовлетворить свои потребности, не нарушая потребностей другого. Для этого как раз важно чувствовать личные границы — свои и окружающих, чтобы понимать, о чем приемлемо просить, а о чем нет.

Вы можете случайно нарушить личные границы другого человека и попросить о чем-то неподходящем. Но если выразить чувство по поводу наблюдаемого факта и озвучить потребность, даже в случае отказа вас поймут. И, возможно, предложат другой вариант — который подойдет и вам, и собеседнику.

Будьте готовы к отказу. Помните, что просьба оставляет место для согласия или отказа, уважая автономию другого человека — именно этим она отличается от требования.

Запомнить

  1. Просьба — это обращение к другому человеку, чтобы он помог удовлетворить наши потребности, не поступившись собственными. Именно хорошо сформулированная просьба позволяет получать от общения то, что нам нужно.
  2. Требование тоже помогает удовлетворить свои потребности с помощью другого человека, но в отличие от просьбы — любой ценой.
  3. На просьбу можно ответить отказом, а на требование — нет. Если вы обижаетесь на отказ, готовы наказать и осуждаете собеседника, чтобы добиться своего, — вы требуете.
  4. Чтобы просьбы понимали, важно, чтобы они были четкими и реалистичными. То есть важно обозначить простое и понятное действие, которое может сделать другой человек.

Что дальше

Общение — живой и динамичный процесс. Не всегда получается понять друг друга и договориться с первого раза. В следующем уроке расскажем, как непринужденно применять принципы общения в повседневной жизни и не бросить на следующий день, а также в чем вообще заключаются четыре принципа общения, благодаря которым людям легко понимать друг друга.

Делимся лайфхаками и главным из курсов Учебника. Чит-коды для реальной жизни — в нашем телеграм-канале: @t_uchebnik

Как вам урок?
6 урок
Применяем в жизни
Следующий шаг