Как общаться и понимать друг друга
Курс 

Помним о деталях

Урок 7 из 7·от 7 минут чтения·от 3 минут практики
В общении важны детали: контекст, личный опыт, невербальные сигналы — главное, обращать на них внимание. В этом уроке мы расскажем, как эти детали замечать, а еще поговорим о том, как поддерживать других людей и что делать, если вам отказывают.
Обложка урока
Нарисовала иллюстрации: Даша Сурма

Что вы узнаете

  1. Что еще влияет на общение.
  2. Как поддерживать других людей.
  3. Что делать, если вам отказывают.
🧭 Прочитайте, если проходите уроки не по порядку

Что еще влияет на общение

В шестом уроке мы говорили, что эмпатия помогает лучше понимать себя и других. Но, даже развивая эмпатию, мы не сможем владеть всей информацией о состоянии собеседника. Важен контекст, личный опыт и ваши навыки общения. А еще детали, о которых поговорим в этом уроке.

Непрошеные советы

Любая формулировка в духе «я бы на твоем месте» или «вообще-то, правильнее сделать так» нарушает личные границы. Скорее всего, собеседник сразу начнет их защищать и не будет вас слушать. Это всегда вызывает напряжение и может испортить отношения.

Рассказывая что-то, люди часто не ждут совета, а просто хотят поделиться с собеседником. Поэтому постарайтесь не советовать, если вас напрямую об этом не просят, а если очень хочется — сначала уточните, готов ли человек выслушать ваш совет.

Невербалика

Мы не можем контролировать то, как нас воспринимают окружающие, но можем следить за своим тоном и громкостью голоса, жестами, позой, положением рук и другими деталями, которые сопровождают нашу речь.

Например, можно очень по-разному сказать: «Коллеги, закройте, пожалуйста, окно». Если невербальные средства общения будут яркими или покажутся окружающим агрессивными — грубый тон, резкие жесты, нахмуренные брови, — вас могут неправильно понять. Поэтому важно говорить спокойно и отчетливо, избегая того, что может задеть человека.

Попробуйте сами. Сделайте печальное выражение лица, брови домиком, представьте что-то очень грустное и скажите: «Когда мне придет зарплата, я столько всего смогу купить». Теперь широко улыбнитесь, представьте, что вам на самом деле скоро придет большая зарплата. И попробуйте радостно и воодушевленно сказать то же самое: «Когда мне придет зарплата, я столько всего смогу купить».

Чтобы лучше понять особенности своего невербального общения, рекомендуем регулярно собирать обратную связь. Например, спросить об этом друзей, партнера и близких, а еще поговорить с ними о том, что стоит улучшить и к чему присмотреться. Дополнительно можно записаться на занятия по ораторскому мастерству: преподаватель разберет особенности вашей речи и поможет на них повлиять.

Переписка

Невербалика — важное подспорье для понимания окружающих. Кажется, что иногда мы не замечаем жестов, поз, мимики, хотя на самом деле мозг постоянно все это анализирует. Но в мессенджерах невербалики нет. Отсюда возникают недопонимания вроде: «Он поставил точку в конце предложения, как сухо говорит, видимо, рассердился».

Чтобы вас правильно поняли в переписке, важно придерживаться нескольких принципов.

Отправлять в одном сообщении минимум одну законченную мысль. Если собеседник получит четыре оповещения вместо одного, то вынужден будет листать экран вверх, чтобы найти начало сообщения. А еще он может что-то пропустить и понять вас неверно.

Выражать чувства, называя их. В очном общении очень близкому другу достаточно услышать «эх», чтобы понять ваше эмоциональное состояние. А вот в переписке интонация вашего сообщения зависит от восприятия собеседника.

Поэтому помните: в переписке не услышат интонацию, которая звучала в вашей голове, когда вы набирали сообщение. Если хотите объяснить чувства — прописывайте их словами. А еще полезно регулярно запрашивать обратную связь — насколько хорошо вас понял собеседник, что он думает или чувствует по этому поводу.

Спокойно относиться к паузам в диалоге. Допустим, вы отправили сообщение и видите, что его прочитали. Но это не значит, что человек должен сразу же вам ответить, даже если вы только что оживленно беседовали. Паузы в переписке — это нормально.

Помнить, что вся публичная коммуникация — это контент. Ваши сообщения в группах, чатах и комментариях увидят другие пользователи, а значит, могут чувствительно отреагировать.

«Я-высказывания»

Мы подробно разбирали этот принцип в третьем уроке курса. Напомним: «я-высказывание» — это когда мы говорим только о том, что касается нас и нашей личности. Например, «Я злюсь, так как хочу больше свободы в принятии решений» вместо «Ты меня ограничиваешь» или «Я огорчаюсь, когда ты опаздываешь на встречи без предупреждения» вместо «Ты совсем безразлично ко мне относишься».

«Я-высказывания» особенно важны, когда нужно сообщить человеку что-то неприятное. Например, не «Ты ужасно шутишь», а «Я сейчас не готов к твоим шуткам». Даже если собеседник и правда плохой шутник, мы сможем мягко обратить на это внимание, не выслушивать десяток старых анекдотов и сохранить хорошие отношения.

Как поддерживать других людей

Лучшая поддержка — находиться рядом с человеком, который в ней нуждается. И при этом совсем необязательно что-то говорить или делать.

Вот еще несколько принципов, которые помогут выразить поддержку близкому человеку.

Спросить, как поддержать. Бывает, человек знает, что ему нужно, но ему сложно выразить свои чувства, рассказать о потребностях или сформулировать просьбу. Поэтому периодически полезно спрашивать:

Этот вопрос не означает, что вы беспомощны, — наоборот, так вы покажете, что человек вам важен и вы готовы его услышать.

Предложить выговориться. Иногда людям не нужны советы или особенная поддержка — нужно просто выговориться. В этом случае можно спросить:

Это даст собеседнику зеленый свет, чтобы поделиться с вами всем, что его беспокоит.

Поделиться тем, что поддерживает вас. Если прийти в себя вам помогают горячий чай, прогулка по лесу и йога, не факт, что это поможет и собеседнику. Но может и сработать. Во всяком случае, полезно этим поделиться — например, сказать:

Предложить помощь. Например, так делают родители, когда готовы взяться за решение проблем своих детей и стойко перенести все трудности вместе с ними. Главное — готовность это сделать.

Если вы чувствуете, что хотите помочь и поддержать человека, можно сказать:

Помните, что добиваться согласия не нужно — человек вправе вам отказать. Важно быть бережным, даже если ничего из предложенного собеседнику не пригодится.

Что делать, если вам отказывают

Иногда в разговоре мы делаем все правильно, но нас все равно не слышат — и на это у собеседника могут быть свои причины. В пятом уроке курса мы говорили о том, как важно уметь принимать отказы.

Будьте эмпатичны к отказам других людей. Постарайтесь понять, какая потребность собеседника стоит за его отрицательным ответом. Если эта потребность понятна, можно повторить свое сообщение, снова называя собственную потребность, которую вы хотите удовлетворить. Но будьте готовы опять услышать отказ.

Мы верим, что однажды вы все же найдете ключик к пониманию с вашим собеседником. Ведь вероятность, что вас услышат, выше, когда вы пытаетесь услышать другого.

На этом наш курс заканчивается

Мы начали курс с того, что общение — это не только то, что вы говорите, но и то, что слышит ваш собеседник. Результат этого процесса зависит не только от вас.

Даже если вы делаете все правильно, это не значит, что вас верно поймут. А если другой человек вас не слышит, у этого всегда есть внутренняя причина. Важно быть к этому внимательным: не только говорить о своих чувствах и потребностях и корректно формулировать просьбы, но и проявлять эмпатию, и быть готовым к отказу, а не продолжать настаивать на своем.

При этом вы можете помочь окружающим понять вас — например, поделиться с ними этим курсом. Чем больше людей освоят принципы общения, о которых мы говорим в уроках, тем понятнее они будут для вас и окружающих. Попробуйте предложить пройти курс партнеру, друзьям или даже родителям, а потом вместе его обсудить.

А если хотите углубиться в методику ненасильственного общения и посмотреть на формулу Розенберга под другим углом, прочитайте его книгу «Ненасильственное общение. Язык жизни». Создавая курс, мы опирались на принципы из этой книги и опыт сертифицированного тренера по ненасильственному общению Ольги Белогривцевой. Надеемся, уроки помогут вам поговорить о важном без конфликтов и недопонимания.

Запомнить

  1. Увеличить наши шансы на успех в общении помогают невербалика, «я-высказывания», эмпатия и культура общения в целом.
  2. Лучшая поддержка — находиться рядом с человеком, который в ней нуждается. При этом можно предложить и другие варианты помощи, главное — говорить об этом так, чтобы человеку было легко вам отказать, если помощь не нужна.
  3. Иногда в разговоре мы делаем все правильно, но нас все равно не слышат. В любой коммуникации надо быть готовыми к отказу — постарайтесь научиться спокойно его выдерживать и относиться к этому легко.

Что дальше

Впереди заключительный тест, который поможет понять, готовы ли вы объяснять собеседнику свои чувства, делиться потребностями и формулировать просьбы. Если сдадите тест на отлично, мы подарим вам электронный диплом, а если поделитесь им в своих соцсетях — скидку 20% на любой платный курс Учебника. Удачи!

Делимся лайфхаками и главным из курсов Учебника. Чит-коды для реальной жизни — в нашем телеграм-канале: @t_uchebnik

Как вам урок?
1 урок
Знакомимся с принципами
Следующий шаг