Поддерживаем порядок

Урок 4 из 5·от 20 минут чтения·от 5 минут практики
В этом уроке расскажем, как долго поддерживать порядок и настроить хранение под себя. А еще не переживать, если что-то получается не сразу.
Обложка урока
Нарисовала иллюстрации: Вера Поздеева

Что вы узнаете

  1. Зачем настраивать созданную систему хранения под себя.
  2. Как улучшить привычные способы хранения.
  3. Как наводить порядок — собираем этапы из четырех уроков.
  4. Как не переживать, если сразу не получается идеально.

Зачем настраивать систему хранения под себя

В предыдущих уроках мы говорили, что важно разложить вещи так, чтобы было легко брать и возвращать их на место. Но это только половина дела — самое интересное начинается после наведения порядка по новым правилам.

Представьте, что вы все разобрали и распределили: носки лежат на своих местах в ячеистом органайзере, футболки вертикально сложены в шкафу. Но потом вы по привычке бросили футболку на стул, а носки начали складывать в кучке у комода. Как результат — через неделю носки валяются по всей комнате, а в шкафах куча из футболок.

Чаще всего так случается, если система хранения не настроена под вас. А еще потому, что невозможно сразу изменить привычки, которые формировались годами. В этом уроке расскажем, как настроить систему хранения, чтобы еженедельная уборка как можно скорее превратилась в ежемесячную.

Как можно поддерживать порядок

До прохождения курса вы уже как-то хранили вещи — скорее всего, одним из двух способов или комбинируя их. Давайте определим, какой из подходов вам ближе.

Если вам подошел первый вариант — скорее всего, вы «раскладывальщик». А если второй — «скидывальщик». Дальше в уроке расскажем, как обоим типам людей раскладывать вещи по местам и не заморачиваться. А если вы заметили у себя и те, и другие черты — значит, вы используете оба подхода для сохранения порядка. Вам подойдут советы и для тех, и для других.

Независимо от результата задания, будьте собой. Мы придумали типологию для простоты и не предлагаем отказываться от привычного способа хранения. Если вам удобно складывать и хранить как вы привыкли — продолжайте. А мы расскажем, как это делать так, чтобы порядок долго сохранялся.

Как раскладывать вещи по местам и не париться

Опишем типичного «раскладывальщика». Он привык, что у каждой вещи есть свое место. Это не идеальный порядок, но раскладывальщик помнит, где что лежит. Например, слева от клавиатуры лежат все флешки, около мышки — зарядка для телефона.

Посторонний видит заваленный вещами стол, а «раскладывальщик» — логичную систему. Если кто-то пытается навести свой порядок, он звереет, потому что вещи перекладываются с отведенного места. Крайне редко что-то теряет. Его сверхспособность — засунуть руку в ящик, где черт ногу сломит, и одним движением найти справку о доходах 2019 года.

В чем трудность. «Раскладывальщику» тяжело вести быт вместе с кем-то. А еще сложно убираться, потому что мало свободного места. Например, если хранить зарядки, блокноты для записей и крем на тумбе у кровати, там не будет места для книги. А из-за зонта, банки с мелочью и сваленных шапок неудобно протирать пыль с тумбы в коридоре.

Вот так выглядит типичный «раскладывальщик»
Вот так выглядит типичный «раскладывальщик»

Что можно улучшить. Главная проблема при таком способе хранения — мало свободного места. В этом случае стоит устроить легкий доступ к вещам и использовать органайзеры, которые помогают хранить что угодно и поддерживают визуальный порядок. Прежде всего это приспособления для открытого хранения: рейлинги и перфорированные доски. А еще ящики — в них можно положить ячеистые системы. Так вы будете вешать вещи на крючок или помещать в ячейку. И в итоге добьетесь в реальности того же порядка, к которому стремитесь в голове.

Представьте, что все вещи на столе лежат на своих местах. Протирать стол неудобно: для этого нужно убрать вещи, а если случайно что-то задеть, предмет упадет на пол и придется тянуться, чтобы его достать. Чтобы сделать хранение удобным, а уборку — быстрой, можно повесить над столом перфорированную доску и распределить вещи на ней. Нужное — близко, а поверхность стола остается чистой и свободной.

Еще пример. Допустим, у вас пять разделочных досок, которые стоят в стойке на рабочей поверхности кухни. Часто вы используете только одну, а остальные берете, когда та самая доска грязная и лень ее мыть. Рядом с досками — куча чайных кружек, а на соседней тумбе — кухонный комбайн, который запускаете раз в год.

Чтобы освободить место, можно оставить две самые удобные доски, подвесив их на фартук, а остальные убрать или выбросить. То же самое сделать с кучей чайных кружек, которые постоянно собираются у раковины. А кухонный комбайн убрать подальше, вглубь кухонного шкафа.

На видео пространство освобождают от лишнего благодаря доске — сравните положение до и после с 03:38 до 03:43

Как скидывать вещи в кучи и не париться

Типичный «скидывальщик» знает, что вещи следует возвращать на место, но это его не спасает. Обычно на рабочем столе ничего нет, зато в ящике под столом хаос из ручек, тетрадок, флешек и зарядок.

«Скидывальщику» лень возвращать повседневные джинсы, футболки и толстовки в шкаф, поэтому он складывает их на стул, на котором через неделю вырастает гора одежды. Периодически эта гора отправляется в шкаф в виде скомканной кучи, чтобы не бесила.

В чем трудность. Вещи постоянно теряются, а во время уборки — наоборот, находятся давно потерянные предметы. Например, во время расхламления окажется, что флешка три года пролежала под завалами в ящике, а не потерялась на прошлой работе.

При этом из-за постоянных потерь приходится тратить лишние деньги: у «скидывальщика» может быть десять флешек, потому что проще купить новую, чем отыскать старую. А еще все это сопровождается чувством вины за беспорядок и дополнительные траты.

Вот так выглядит типичный «скидывальщик»
Вот так выглядит типичный «скидывальщик»

Что можно улучшить. Главная проблема скидывальщика — чувство вины из-за кучи вещей. Бороться с этим чувством бывает непросто, но… попробуйте разрешить себе скидывать вещи в кучу. Да, мы не шутим!

Если вам удобно скидывать вещи в кучу — скидывайте, но заранее запланируйте точное время разбора. Например, всю неделю с наслаждением оставляйте на столе ручки и зарядки вперемешку с упаковками жвачки и влажными салфетками, а в пятницу разбирайте их. Во-первых, это снизит чувство вины: вы точно будете знать, что разберетесь с этим. Во-вторых, так вы будете контролировать беспорядок, который собирается вокруг кучи.

А еще найдите и контролируйте все точки хаоса — места, где возникают кучи и, как следствие, беспорядок. Обычно это рабочий стол, тумбочка или стул возле кровати, раковина на кухне. Как только нашли такие точки, добавьте туда минимальный порядок с помощью органайзеров. Например, вместо стула для одежды поставьте стойку с крючками. На комод с кучей мелочей — вазу, куда их можно складывать. Затем раз в неделю разбирайте стойку и вазу. Благодаря этим органайзерам хаос перестанет расползаться и увеличивать беспорядок.

На видео кучи с беспорядком укрощают благодаря корзинкам. Сравните положение до, с 01:35, и после, с 07:34

Как навести порядок от начала до конца

Это были последние советы по хранению — теперь вы знаете все, что нужно. Дальше соберем все этапы по расхламлению и наведению порядка, чтобы суммировать советы из четырех уроков и составить последовательный план. Вот он.

Шаг № 1

Подготовиться

Проанализируйте, как вы храните вещи. На этом этапе следует понять, какие органайзеры для хранения вам нужны. Скорее всего, потребуются кофры, вакуумные пакеты и контейнеры для долговременного хранения. Их можно выбрать сразу: обычно заранее понятно, что будете убирать далеко и надолго.

Для открытого и закрытого хранения заранее выбрать тип и нужное количество органайзеров сложно. Если поторопиться, можно оказаться в ситуации «я купил четыре контейнера, два кофра, одну доску, и мне нужно использовать их все, помогите».

Для первого расхламления вместо дорогих девайсов попробуйте обычные полиэтиленовые пакеты и картонные коробки — так вы не потратите лишних денег. А во второй или третий раз вы поймете, чего не хватает и что следует докупить. Допустим, вы решите, что нужны настенные органайзеры для вертикального хранения и ячеистые системы в ящики.

Шаг № 2

Расхламиться

Вытащите вещи одного типа, разберите их на четыре категории: «пользуюсь постоянно», «пользуюсь редко или сезонно», «давно не пользуюсь, жалко или нельзя выкинуть», «выкинуть». Выбросите вещи из категории «выкинуть».

Шаг № 3

Разложить вещи по местам

Сложите в пакеты и коробки вещи, которые жалко или нельзя выкинуть, и уберите их в красные зоны — вглубь шкафов, полок и других пространств.

В красной зоне, но не так глубоко разместите сезонные и нужные крайне редко вещи. То, что жалко или нельзя выкинуть, можно отнести в гараж или арендованное пространство, продать или отдать на благотворительность или переработку.

Сложите оставшиеся вещи в желтых зонах своей квартиры, а потом в зеленых зонах. Не забывайте про вертикальное хранение и используйте полезные органайзеры.

По вертикали зеленая зона находится на уровне от подбородка до кончиков пальцев опущенных рук. Желтые — на полметра выше и ниже. Остальные места — красные
По вертикали зеленая зона находится на уровне от подбородка до кончиков пальцев опущенных рук. Желтые — на полметра выше и ниже. Остальные места — красные
По горизонтали принцип тот же. Чем дальше нужно тянуться вглубь шкафа, тем «краснее» пространство. Чем ближе — тем «зеленее»
По горизонтали принцип тот же. Чем дальше нужно тянуться вглубь шкафа, тем «краснее» пространство. Чем ближе — тем «зеленее»
Шаг № 4

Настроить хранение под себя

После первой уборки важно отследить, где быстрее всего снова появился беспорядок. Уделите этим точкам больше внимания или добавьте специальный органайзер. Например, когда вы сложили кофты вертикально на полку, но они быстро перемешались.

В этом случае можно использовать дополнительный органайзер — коробки с вертикальными разделителями. Или переместить часть вещей в другую зону — кофты на каждый день положить на стул или напольную стойку. Не бойтесь экспериментировать и перекладывать вещи, пока не найдете идеальный для вас вариант.

Другой пример. Допустим, вы навели порядок на кухне, но некоторые кастрюли и контейнеры чаще остаются на сушилке у раковины, а не в отведенном ящике. Возможно, вы используете их чаще, чем казалось, поэтому убирать их далеко неудобно. В такой ситуации можно подвесить кастрюли на стене, а контейнеры сложить в ящик поближе и поудобнее.

Еще один пример. Предположим, вы сложили всю косметику в ванной комнате на полке у зеркала. При этом пользуетесь косметикой вы не часто — на всех баночках копится пыль. Чтобы банки не пылились, можно сложить их в выдвижной ящик.

На этом этапе вам в голову начнут приходить идеи: «а вот тут можно кружки подвесить, а не ставить их на полку», «а здесь нужно в ящике сделать ячейки и разложить в них носки». С этими идеями возвращайтесь к шагу № 1 — и так по кругу, пока не настроите хранение под себя.

Помните, что идеальная система хранения — это когда удобно брать и возвращать вещи обратно, а на поддержание порядка тратится минимум времени и сил. К этому и нужно стремиться.

Как не переживать, если что-то не получается

Порядок — это классно. В упорядоченном пространстве приятнее работать, легче найти нужную вещь, проще не беситься от некрасиво сваленной одежды. И вообще, мы целый курс про это сделали!

Но важно не зацикливаться на том, чтобы вещи хранились идеально. Во-первых, все люди разные — и кому-то из близких рядом с вами может быть сложно поддерживать ваш уровень порядка. Из-за этого могут случиться ссоры и недопонимание. Во-вторых, в мире много более интересных вещей, чем складывание и хранение, — хотя в это сложно поверить. В-третьих, вы уже знаете, что идеал с картинок на «Пинтересте» недостижим, а стремление к нему только огорчает. Поэтому для душевного спокойствия помните о двух вещах.

Невозможно убраться раз и навсегда. Бытовые привычки меняются очень медленно, потому что они с нами с детства. Всегда возвращать вещи на свои места сложно. Значит, сразу идеально не получится — это нормально. Зато с каждой новой уборкой у вас будет получаться лучше.

Например, сначала вам будет сложно складывать вещи вертикально. Вместо этого захочется сложить все друг на друга по привычке. Но уже через пару месяцев вам покажется, что вы всегда складывали вещи вертикально, и уже трудно будет представить, как вы раньше жили без этого.

На закрепление привычки влияет положительное подкрепление. Когда вы почувствуете, что вертикально хранить вещи удобнее, а порядок сохраняется дольше, вы не захотите делать все по-старому.

А еще благодаря новой системе хранения вы будете убираться все реже. Например, раньше вы убирались в шкафах раз в неделю и хаос возникал уже на третий день. Потом вы прошли три урока, разложили вещи по новым правилам и заметили, что беспорядок возникает на четвертый-пятый день. Дальше вы настроили хранение под себя, купили парочку органайзеров. В итоге через полгода еженедельная уборка превратилась в ежемесячную, потому что вещи не путаются и легко возвращаются на место.

Порядок на красивых фото с «Пинтереста» ненастоящий. Даже те фотографии, что мы используем в уроках, могут быть слишком аккуратными. Возможно, в реальности у вас носки лежат не по цветам, а баночки стоят не так ровно. Но если носками и банками стало удобнее пользоваться, вы уже победили. Поэтому не позволяйте идеальным фото демотивировать себя.

Для примера возьмем автора курса. Маргарита четыре урока показывала вам, как хранить вещи. В своем доме она придерживается тех же правил и советов, но совсем не стремится к идеалу — спокойствие дороже. Посмотрите сами.

Кружки подвешены под верхними ящиками, чтобы не захламлять шкаф и сушилку для посуды. Чашек так много, потому что приходят гости и им тоже надо из чего-то пить
Ящик с футболками мужа. Вещи сложены вертикально
Кладовка с прозрачными контейнерами и коробками для долгосрочного хранения. На коробках листы со списком вещей. Так проще искать нужные вещи и не доставать все коробки подряд

Похожим образом хранят вещи герои Т⁠—⁠Ж — для них на первом месте удобство и комфорт.

Укротила хаос в доме

Вот, например, отдел для волос. Там у меня стоит ящичек, а раньше все мои расчески/спреи/бальзамы стояли в хаотичном порядке и фиг до нужного доберешься. Сейчас просто все стоит в коробочке, еще и место для запасов есть)

Настроила хранение под себя

Самые простые правила: первое — организовать пространство удобно, второе — у каждой вещи должно быть свое место в доме, все.

Я не могу представить, зачем кидать вещи на стул, если гораздо проще переодеться в гардеробной и не ковыряться с утра в мятой куче. Я с недоумением смотрю, как молодой человек выкладывает ключи на стол. Зачем, если можно открыть дверь и сунуть их обратно в карман рюкзака? Так ключи не валяются и не теряются.

Поэтому еще одно правило: если вас больше раздражает дисциплина, чем беспорядок, не нужно себя перевоспитывать и осуждать — это нормально.

Теперь вы знаете все о том, как навести порядок в доме. Мы собрали основные идеи из четырех уроков курса в чек-листе — забирайте его, чтобы ничего не забыть.

Вы можете сохранить наш чек-лист по наведению порядка в формате PDF или PNG на свое устройство, а также отправить PDF-файл в телеграм-сообщении.

Итоги

  1. У каждого есть привычки в хранении вещей — не нужно избавляться от них полностью.
  2. Если вы любите раскладывать все по местам, используйте органайзеры. Так вы освободите пространство и устроите легкий доступ к вещам.
  3. Если вы любите скидывать вещи в кучу, выберите время для ее разбора. А еще скидывайте вещи в органайзеры, чтобы беспорядок не расползался.
  4. Настраивайте систему хранения под себя — пробуйте новые органайзеры и меняйте места для складывания вещей.
  5. Расслабьтесь, если что-то не получается. Привычки меняются медленно, идеального порядка как на «Пинтересте» не существует. Избавляйтесь от лишнего, складывайте вещи, настраивайте систему — и постепенно порядок станет сохраняться дольше, а вещи будет проще брать и возвращать.

Что дальше

Мы закончили с самой объемной частью — про расхламление и хранение. Но это еще не все: даже в прибранной квартире может не быть ощущения дома. Поэтому в последнем уроке расскажем, как создавать уют где угодно.

Делимся лайфхаками и главным из курсов Учебника. Чит-коды для реальной жизни — в нашем телеграм-канале: @t_uchebnik

Как вам урок?
За отзыв на этот курс подарим скидку 40% на другие курсы

Поделитесь своими впечатлениями и ответьте на несколько вопросов. Это поможет другим студентам выбрать курс по душе, а нам — сделать Учебник полезнее.

Ваши ответы будут опубликованы в Сравняторе — так ваш опыт ни от кого не ускользнет. Отблагодарим за любой честный отзыв промокодом со скидкой 40% на любой курс Учебника.