Изучаем этапы отбора

Урок 1 из 5·от 20 минут чтения·от 5 минут практики
В этом уроке разберемся, чего ждать от процесса найма, как понять, сколько этапов отбора вас ждет, и не удивляться, если что-то пошло не по плану.
Обложка урока
Иллюстратор: Даша Сурма

Что вы узнаете

  1. Как компании подбирают сотрудников.
  2. Кто и зачем участвует в процессе отбора.
  3. Как подготовиться к интервью.
  4. Как понять, что что-то пошло не так.

Как компании подбирают сотрудников

Иногда кажется, что вас вот-вот возьмут на работу, но работодатель назначает новое собеседование, а потом еще одно. Вопросы задают одни и те же, сколько интервью еще будет — непонятно, а процесс найма все затягивается и затягивается.

Такие ситуации не редкость. Прежде чем нанять нового сотрудника, крупная компания в среднем проводит три этапа отбора, но иногда их бывает до десяти. В этом уроке разберемся, чего ждать от процесса найма, как понять, сколько этапов отбора вас ждет, и не удивляться, если что-то пошло не по плану.

Подбор персонала мало чем отличается от компании к компании. Работодатель начинает искать сотрудников, когда действующий работник уходит или когда фирма расширяется — у бизнеса появляются новые задачи и позиции. И заканчивает, когда новый сотрудник подписывает документы и приступает к работе.

Движение между этими двумя точками может складываться по-разному, но чаще всего состоит из логичной последовательности шагов.

Публикация вакансии. Рекрутер составляет описание вакансии, опираясь на запрос нанимающего менеджера, то есть руководителя отдела, в который выйдет новый работник. Объявление с вакансией публикуют на работных сайтах вроде hh.ru и rabota.ru, в соцсетях компании, телеграм-каналах с вакансиями и других источниках. О том, где компании публикуют вакансии, мы подробно рассказывали в бесплатном курсе «Как найти подходящую вакансию и рассказать о себе».

Это обязанности и требования к кандидату на вакансию методолога отдела обучения в Тинькофф. Работодатель разместил объявление на сайте hh.ru
Это обязанности и требования к кандидату на вакансию методолога отдела обучения в Тинькофф. Работодатель разместил объявление на сайте hh.ru

Сбор откликов. Потенциальные работники отправляют в компанию резюме. Их получает и просматривает рекрутер — специалист по подбору персонала. На этом этапе он формирует список подходящих кандидатов, с которыми планирует поговорить.

Скрининг. Это первичное интервью с рекрутером, которое помогает проверить, насколько отобранные кандидаты подходят под критически важные требования компании. Например, умеет ли специалист работать в системах аналитики или какой у него уровень английского языка. На этом этапе список подходящих кандидатов становится меньше. Тех, кто остался, приглашают на собеседование.

Собеседование, или интервью с рекрутерами. На этом этапе рекрутер детально сопоставляет опыт кандидата с требованиями вакансии, оценивает его компетенции и мотивацию. Главная задача этого этапа — оценить ваши навыки и убедиться, что вы именно тот кандидат, с которым стоит познакомиться нанимающему менеджеру.

Здесь важно заручиться поддержкой рекрутера. Он будет сопровождать вас в течение всех этапов, от отклика до оффера: передавать обратную связь, представлять вашу кандидатуру руководителю и другим участникам отбора. О том, как это сделать, расскажем дальше в уроке.

Собеседование с нанимающим менеджером. Это ключевой этап всего процесса найма. Нанимающий менеджер ищет специалиста, с которым ему предстоит работать постоянно. Он точно знает, что за человек нужен и какие задачи ему предстоит решать, поэтому обычно задает профессиональные вопросы. Например, разработчику дадут задание, чтобы проверить, как он пишет код, насколько быстро учится и как общается с командой.

Для вас как кандидата это самое ценное интервью с точки зрения содержания. Вы узнаете, что предстоит делать, какие проблемы решать, с кем работать — никто не расскажет об этом лучше руководителя отдела.

Собеседование с руководителем нанимающего менеджера. Обычно этот этап нужен, чтобы утвердить выбор нанимающего менеджера и соотнести потенциального кандидата с широким контекстом компании. Например, примерить на его компетенции стратегические задачи и оценить перспективы в компании. Для вас это возможность заглянуть в будущее и понять, кто будет влиять на вашу карьеру в этой компании.

Дополнительные собеседования. Если основные задачи будущего сотрудника состоят из общения с другими работниками компании, с ними тоже устраивают интервью. Например, если вы менеджер проектов и ваша задача контролировать разработку приложения, вам предстоит познакомиться с командой разработки и ее руководителем, хотя вы и будете работать в разных отделах.

Еще дополнительные интервью устраивают, когда компания не может выбрать между вами и другим кандидатом либо не уверена, что вы полностью подходите под требования вакансии.

Для вас любая подобная встреча — возможность погрузиться в контекст компании, узнать о ней больше и принять более взвешенное решение: идти на следующий этап отбора или нет.

Другие этапы отбора — тестирование, центр оценки, решение кейсов, тестовое задание — помогают компании посмотреть на кандидата в обстановке, максимально приближенной к рабочей. Так работодатель может оценить навыки кандидата на практике и принять решение о найме, основанное не только на мнении интервьюеров, но и на конкретных фактах.

Чаще всего кандидатам дают домашнее или тестовое задание: ставят задачу и срок, в который нужно ее самостоятельно проработать, а затем презентовать решение в офисе. Обычно на тестовое задание дают неделю, включая выходные. Например, маркетологу могут предложить написать стратегию одного из брендов компании, менеджеру по работе с клиентами — расширить базу покупателей, аналитику — пересобрать сырые данные и сделать из них вывод.

Оффер. Это предложение о работе. На этом этапе компания формирует список условий и задач для нового работника. Вы принимаете его и выходите на работу либо отказываетесь и ищете что-то более подходящее.

В большинстве компаний обязательно проводят собеседование с рекрутером и нанимающим менеджером, а все остальное зависит от компании и роли, на которую вы претендуете. Но принцип такой: чем больше компания и выше роль, тем больше этапов предстоит пройти, чтобы получить оффер.

Если компании очень нужен сотрудник, несколько этапов могут объединить в один. Чтобы точно знать, что вас ждет, мы рекомендуем уже в первом разговоре с рекрутером спросить, сколько этапов отбора вас ждет и когда компания планирует закрыть позицию.

В следующих уроках курса мы подробно поговорим, как успешно пройти все эти этапы, чтобы вам отправили оффер. В этом — начнем готовиться к собеседованию. А в бесплатном курсе «Как обсуждать условия и деньги на новой работе» объясним, как сравнить несколько офферов, провести переговоры и выбрать из них лучший.

Новая работа — новая зарплатная карта. Советуем Tinkoff Black

Зарплату можно получать на карту любого банка, это ваше право по закону. Для зарплатных карт Tinkoff Black банк предлагает бесплатное обслуживание, кэшбэк до 3000 ₽ и быструю доставку домой. Вместе с картой привезут и заявление на смену банка — его нужно лишь подписать и отдать в бухгалтерию

Кто и зачем участвует в процессе подбора

Количество этапов и людей, в них участвующих, может различаться от компании к компании, но общие принципы у них есть. Чаще всего в процессе подбора участвуют рекрутер, нанимающий менеджер и его руководитель — поговорим о них поподробнее.

Рекрутер — специалист по подбору персонала. В небольших компаниях всем циклом подбора персонала занимается только рекрутер — он ищет сотрудников, оценивает, нанимает и адаптирует. В компаниях покрупнее рекрутер может заниматься только поиском, а вот за оценку кандидатов и их адаптацию в компании будет отвечать HR — менеджер по персоналу, который развивает корпоративную культуру и помогает сотрудникам расти внутри компании.

Бывает, что скрининг проводит рекрутер, а собеседование — рекрутер и HR. А иногда после короткого телефонного разговора рекрутер приглашает понравившегося кандидата на интервью, к которому присоединяется нанимающий менеджер. Вас могут об этом не предупредить — это нормально. Будьте готовы, что собеседование не всегда проходит один на один, перед вами может оказаться целая комиссия.

Нанимающий менеджер. Это руководитель отдела, куда ищут сотрудника. Он лучше остальных понимает контекст и задачи, которые предстоит решать этому сотруднику. Например, если компания ищет копирайтера, то нанимающим менеджером будет шеф-редактор, если разработчика — тимлид.

Руководитель нанимающего менеджера. Это человек, руководящий отделом нанимающего менеджера и целым направлением компании. Он лучше остальных понимает стратегические цели команды и видит общую картину чуть шире, чем руководитель отдела. Например, контент-директор отвечает за весь контент фирмы и принимает решения касаемо шеф-редактора и копирайтеров. А технический директор — за все отделы разработки.

С кем бы вам ни предстояло встретиться, воспринимайте это не как препятствие на пути к заветному офферу, а как возможность лучше разобраться в устройстве компании. Этапы отбора помогают вам принять более взвешенное решение — по пути вам с этой компанией или нет.

Например, представьте такую ситуацию: на одном из собеседований вы замечаете, что все интервьюеры нервные, а еще они часто говорят о быстрых результатах и упоминают нереалистичные сроки. Вам такое не нравится, вы привыкли работать спокойно и все делать заранее. Здесь стоит сделать вывод, задать дополнительные вопросы и присмотреться к работодателю повнимательнее.

Или вы можете просто не сойтись характерами с будущим руководителем. С ним придется работать каждый день, а вы уже его терпеть не можете. Здорово узнать об этом на интервью, а не в первый рабочий день.

Как подготовиться к интервью

В следующих уроках курса мы подробно поговорим о каждом из этапов собеседования, а пока остановимся на общих правилах хорошего тона.

Изучите компанию. К собеседованию нужно готовиться. Перед интервью внимательно перечитайте описание вакансии и постарайтесь как можно больше узнать о компании, ее продуктах и корпоративной культуре.

Универсальной инструкции здесь нет. Мы рекомендуем изучить официальный сайт компании, ее страницы в соцсетях и последние новости о фирме на отраслевых ресурсах. Если не знаете, где искать эти ресурсы, спросите совета в профессиональных чатах в «Телеграме» или поищите в поисковике по запросу «новости компании „Ромашка“».

Еще соберите информацию о компании, опираясь на свою профессиональную область. Например, маркетологу полезно посмотреть, как фирма себя продвигает, менеджеру по продажам — изучить портфель продуктов и ее потенциальных клиентов. Если компания работает на конечного потребителя, а не на бизнес или государство, посмотрите, какие продукты есть в магазине.

Лучше всего о компании расскажут ее сотрудники. Высший пилотаж — найти уже работающего в нужной компании сотрудника и спросить, как у них там все устроено. Чтобы его найти, изучите свое окружение — возможно, ваши друзья и коллеги уже знают такого человека. Если нет, попробуйте найти его в соцсетях и написать дружелюбное письмо, например такое.

  • Привет! Меня зовут Василий, я прохожу отбор в компанию «Ромашка». Вижу, вы уже довольно давно в ней работаете, поэтому хочу задать пару вопросов о компании, чтобы лучше подготовиться к собеседованию. Что скажете? Буду очень благодарен за помощь.

Полученную информацию можно выгодно вплести в самопрезентацию — рассказать потенциальному работодателю, как ваш предыдущий опыт поможет решать их текущие задачи. О том, как именно подготовить самопрезентацию, расскажем в следующем уроке.

Приходите вовремя. Звучит банально, но люди все равно опаздывают на интервью. Опаздывать не стоит по двум причинам. Во-первых, так вы показываете, что не умеете рассчитывать время на дорогу или планировать другие дела. Во-вторых, опоздание занимает время рекрутера или руководителя. Иногда у нанимающего менеджера есть всего 30 минут, и если вы опоздаете, не успеете спокойно ответить на все вопросы и побольше узнать о компании.

Чтобы не забыть про собеседование, поставьте несколько напоминаний в календарь и на телефон, которые появятся за сутки, час и полчаса до начала интервью. Если собеседование проходит в офисе, заранее изучите маршрут и заложите достаточно времени на дорогу. А если удаленно — проверьте, чтобы микрофон, интернет и камера исправно работали.

Подготовьте вопросы. На интервью принято не только отвечать на вопросы, но и задавать их — и лучше подготовиться. Подумайте, чего вам не хватает для полноты картины о компании, позиции или руководителе. А еще не стесняйтесь задавать личные вопросы рекрутеру или нанимающему менеджеру — например, почему они сами работают в этой компании, что им нравится, а что нет.

Оденьтесь в соответствии с дресс-кодом. Это форма одежды, которую принято носить на работе. Например, в офисы многих компаний нужно ходить в брюках и рубашке, в некоторых нельзя носить шорты и юбки, а где-то можно приходить в чем угодно.

Мы рекомендуем заранее узнать, как одеваются в компании, и соблюдать дресс-код. Если вы не знаете, что именно нужно надеть, спросите об этом рекрутера. Например: «Как мне лучше одеться, чтобы не прогадать с дресс-кодом

Постарайтесь не нервничать. Дрожащий запинающийся кандидат вряд ли пройдет интервью. Это стресс. Но каждый день с ним справляются миллионы людей, и вы с ним справитесь. Поэтому выдохните, постарайтесь собраться и показать себя с лучшей стороны.

Чтобы успокоиться и настроиться, здорово работает техника дыхания по квадрату. Ее можно практиковать где угодно, не привлекая внимания окружающих. Вот как она работает:

  1. Представьте перед собой квадрат.
  2. Двигайтесь взглядом по его верхней грани слева направо, вдыхайте на четыре счета: раз, два, три, четыре.
  3. Переместите взгляд на правую грань, задержите дыхание на четыре счета.
  4. Затем переместите взгляд на нижнюю грань, выдохните на четыре счета.
  5. Теперь переместите взгляд на левую грань, снова задержите дыхание на четыре счета.
  6. Повторите это несколько раз, пока не почувствуете, что паника отступает.

Снизить градус напряжения помогает и практика — чем больше интервью вы проходите, тем меньше нервничаете. Если у вас есть время, мы рекомендуем не отказываться от любой возможности попрактиковаться, даже если вакансия вам не очень интересна. Так вы сможете научиться проходить интервью, чтобы быть во всеоружии в тот момент, когда потребуется пройти отбор в компанию мечты.

Как понять, что что-то пошло не так

Участвуя в отборе, вы можете почувствовать себя уязвимо и простить компании больше, чем стоило бы. Вот ситуации, когда стоит насторожиться и внимательно присмотреться к работодателю:

  • Рекрутер не выходит на связь и не отвечает на сообщения, хотя не предупреждал об отпуске.
  • Запланированные интервью регулярно переносят, явный красный флаг — когда собеседование переносят день в день.
  • Вам не дают обратную связь по итогам очередного этапа, даже если вы напрямую о ней попросили.
  • Под видом тестового задания вам предлагают сделать полноценную объемную работу.
  • Ваши финансовые ожидания пытаются сократить на 30% и больше.
  • Вам задали вопрос, который кажется неуместным: например, когда вы планируете уйти в декретный отпуск или почему еще не в браке.
  • Вам не дают времени, чтобы принять взвешенное решение. Например, когда на собеседовании требуют решить, участвуете ли вы в следующем этапе отбора или настаивают немедленно принять оффер.

Мы рекомендуем сверяться со своими ощущениями в процессе отбора. Когда вам становится некомфортно, попробуйте разобраться, почему так получилось. Представьте, что вам предложат выйти в эту компанию на работу. Задайте себе вопрос: «Как я себя буду здесь чувствовать? Готов ли я к этому?»

Чек-лист: готовимся к интервью

Искать ссылку на «Зум» за две минуты до интервью — не лучший способ настроиться на продуктивный разговор с рекрутером. Чтобы такого не было, скопируйте себе этот чек-лист. Он поможет не забыть о собеседовании, заранее подготовить технику и сосредоточиться на рассказе о себе.

Главное

  1. В разных компаниях процесс подбора на вакансию устроен по-разному, но общее все же есть: точно предстоит пройти интервью с рекрутером и потенциальным руководителем.
  2. Рекрутер или HR-менеджер — ваш проводник в процессе отбора. Именно он сориентирует, какие этапы предстоит пройти, как к ним подготовиться и на какие сроки ориентироваться.
  3. Каждое собеседование — это возможность разобраться, как устроена внутренняя кухня компании.
  4. Разные этапы отбора преследуют разные цели, но есть общие рекомендации, которые помогут подготовиться: изучить компанию, не опаздывать, соблюдать дресс-код, задавать вопросы, не нервничать.
  5. В процессе отбора на вакансию ориентируйтесь на внутренние ощущения. Если вам некомфортно, это как минимум повод задуматься.

Что дальше

В следующем уроке мы начнем готовиться к собеседованию. Поговорим о том, как рассказать о себе, что такое профессиональные достижения и как их представить. А еще разберем, как подготовиться к интервью на иностранном языке.

Делимся лайфхаками и главным из курсов Учебника. Чит-коды для реальной жизни — в нашем телеграм-канале: @t_uchebnik