Стресс — неизбежная часть жизни. Нет ни одного живого существа, которое бы не испытывало его на регулярной основе. Даже растения, как показывают исследования, переживают что-то похожее на стресс из-за ухудшения условий окружающей среды. И так же, как у людей, он подрывает их здоровье.
Полностью убрать стресс из жизни невозможно — по крайней мере, у людей. Но можно повышать свою стрессоустойчивость. На этом курсе мы с опорой на научные данные и рекомендации авторитетных психологов расскажем, как можно это сделать.
По содержанию уроки почти не различаются, а вот воспринимаются по-разному. Аудиоуроки — полноценные подкасты с эффектами, музыкой и интерактивами: вы можете попробовать простые практики прямо во время прослушивания урока.
Текстовые уроки — лонгриды с иллюстрациями, схемами, ссылками и таблицами. В них можно быстро найти нужную информацию или изучить источники.
Выбирайте тот формат, который вам больше подходит. В конце урока — одни и те же задания для обеих версий.
Вас ждут еще восемь уроков. Каждый представлен в двух форматах: аудио и его текстовый конспект. Они почти идентичны. Если планируете слушать, используйте конспект, чтобы быстро найти нужную информацию, не переслушивая урок, или изучить источники — в тексте есть на них ссылки.
Уроки будут состоять из двух частей. В теоретической мы будем рассказывать о механизме стресса, а в практической дадим упражнения, чтобы повысить стрессоустойчивость.
Упражнения несложные, они будут занимать у вас 5—15 минут в день. Но очень важно выполнять их каждый день до выхода следующего урока — одного раза обычно недостаточно, чтобы заметить эффект.
После этого у вас будет несколько вариантов. Вы можете продолжать делать уже ставшее привычным упражнение, особенно если вы чувствуете от него эффект, — или попробовать упражнения из нового урока.
Чтобы отслеживать, как на вас влияют упражнения, мы предлагаем вам на протяжении всего курса заполнять таблицу оценки своего состояния.
Вы можете сохранить нашу таблицу в формате PDF на свое устройство, а также отправить PDF-файл в телеграм-сообщении.
Подумайте, как вам удобно заполнять таблицу. Например, вы можете пользоваться нашим шаблоном, завести заметки в телефоне или закрашивать ячейки в ежедневнике.
Поставьте на телефоне напоминание на то время, в которое вам было бы удобно заполнять шкалу. Допустим, заведите будильник на 21:00 каждого дня. Не переживайте, заполнение шкалы занимает всего несколько секунд.
Отслеживать свое состояние — это и есть первое задание. Первое и очень важное, потому что небольшие изменения не всегда заметны. Но когда мы видим их, это дает наглядное подтверждение нашей способности контролировать свое состояние. Это поддерживает мотивацию и помогает двигаться дальше.
Для этого предлагаем воспользоваться тестом, который мы составили на основе шкалы Холмса — Раге — о ней мы говорили в уроке. Отметьте, какие события происходили с вами в последние 12 месяцев.
Посмотрите на список симптомов хронического стресса и подумайте, какие замечали у себя:
Если в течение нескольких недель или месяцев вы замечаете у себя что-то из списка — это сигнал, к которому стоит прислушаться: вы уже долгое время испытываете стресс и он становится хроническим. В этом случае самостоятельно справиться со стрессом и значительно улучшить состояние не получится. Постарайтесь позаботиться о себе и обратитесь к врачу. Для начала — к терапевту. Дальше расскажем, как снижать уровень стресса и чувствовать себя лучше. Увидимся в следующем уроке!
В следующем уроке мы расскажем вам о том, что такое цикл стресса и как он устроен на физиологическом уровне. А еще дадим список простых приемов, с помощью которых вы сможете этот цикл завершить.
Делимся лайфхаками и главным из курсов Учебника Т—Ж про деньги и жизнь в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь: @t_uchebnik